АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности и идеалы

Читайте также:
  1. III. Ценности практической методики. Методы исследования.
  2. V. символы и идеалы американской нации и государственности
  3. XIII. Индивидуальность, индифферентная по отношению к ценности
  4. Высокие цели и идеалы
  5. ВЫСШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.
  6. День 1:Ценности как основа ПРОРЫВА
  7. Деньги и валютные ценности как объекты гражданских прав: особенности правового режима.
  8. Ключевые слова и ядерные ценности культуры
  9. Культурные ценности являются и наследственным грузом.
  10. Литературные мистификации. Д.С. Лихачев об историко-литерат. ценности подделок.
  11. Люди и ценности: можем ли мы все согласиться?
  12. Миссия, видение и ценности

Личностные ценности, как важнейшие элементы внутреннего мира человека, яв- ляются выразителем более стабильной, неизменной его составляющей, в отличие от потребностей, которые постоянно меняются в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта. Однако они отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, усваемого индивидом. Личностные ценности также существуют в форме идеалов, т.е. моделей должного. При этом, в отличие от социальных ценностей, которые осознаются субъектом как внешние идеалы и могут не оказывать влияния на его деятельность, личностные ценности – это нормы, задающие ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного человека. Любая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. То, что значимо для общества, может быть для отдельного человека пустым звуком. Каким образом происходит формирование системы ценностей личности и что составляет ее основу? На ценностное восприятие или процесс формирования ценностей личности оказывают влияние такие факторы человеческого существования, как биологические, психические, социальные и т.д. Ценности в известном смысле выражают способ существования личности, различные ценности имеют для личности и различное значение, т. е. образуют иерархию ценностей. Совершенно очевидно, что иерархическая структура ценностей личности индивидуальна и специфична, она носит не только личностный характер, но и конкретно-исторический. Причем одни и те же предметы и явления для личности представляют неодинаковую значимость в зависимости от жизненных ситуаций, возраста и других обстоятельств. Например, глоток воды в пустыне более значим, чем золотая монета или любая другая материальная ценность.Исследуя природу личностных ценностей, целесообразно выявить роль духовных ценностей в формировании ценностной системы человека. Прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под понятием «духовность». Духовность можно интерпретировать с позиций этики, эстетики, религии, культуры и т. д В настоящее время, в условиях современного духовно-нравственного кризиса «духовное начало не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления человеческой деятельностью» Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что духовность – это есть базовая характеристика ценностного мира человека, способность личности управлять собой, своим поведением, действиями, а значит сознательно регулировать свою деятельность. Учитывая многозначность рассматриваемого понятия, следует также принять во внимание, что духовность, несомненно,

выступает и как результат осознания человеком себя и своего места в мире, что стимулирует и активизирует духовную жизнь личности. Духовная жизнь представляет собой непрерывный процесс сознательного преодоления своей ограниченности и высвобождения из-под власти природы, процесс совершенствования личности. Духовность как способность человека к духовно-нравственной жизни присуща всем индивидам, однако эта способ-ность может быть и не реализована, если личность не прикладывает к этому никаких усилий. Духовные ценности личности есть результат собственных усилий человека, самой личности в ее непрерывном и безграничном стремлении к самосовершенствованию своего внутреннего мира, своего «Я». Духовные ценности оказывают решающее влияние на формирование ценностной системы личности, конструируют и организуют его жизненный мир, определяют модели поведения, цели и задачи его поступков и действий. Если духовные ценности создаются в результате духовной деятельности личности, то духовная деятельность – это деятельность сознания, в процессе которой возникает определенное настроение личности, проявляющееся в виде мыслей и чувств, образов и идеалов. Духовные ценности личности как базовый стержень личностной системы ценностей, в конечном итоге, формируют мировоззрение человека, т. е. его отношение к миру, религиозные, научные, нравственные и другие воззрения. Последние находят воплощение в моральных принципах и нормах поведения. Все это доказывает важность и значение духовных ценностей как основы ценностного мира личности. Какие ценности принять или выбрать, и какова мотивация такого выбора?Основами мотивации ценностно-ориентационной деятельности выступают духовные потребности, под которыми следует понимать внутреннее стремление человека к духовному творчеству, созданию и потреблению духовных ценностей. Духовные потребности по своему содержанию носят объективный характер, так как они обусловлены объективной необходимостью духовного освоения природного и социального мира. С другой стороны, по своей форме потребности носят субъективный, личностный характер, так как они представляют собой проявление внутреннего мира человека, его индивидуального сознания и самосознания. Вместе с тем, духовные потребности имеют социальную направленность, которая определяется характером существующих общественных отношений, уровнем духовной культуры общества, социальными идеалами.Мир материальных и духовных ценностей, как отдельного человека, так и целого народа, общества, чрезвычайно разнообразен и специфичен. Все богатство и многообразие предметов и явлений культуры выступает как важнейшее условие формирования разнообразных потребностей личности. Как уже отмечалось ранее, систему ценностей нельзя рассматривать как простую совокупность или набор потребностей. Система ценностей личности выступает как выражение направленности личности и является мощным фактором, побудительной силой социальной активности личности во всех социальных сферах: экономической, политической, культурной.Формирование системы ценностей, равно как и их потребление, происходит под влиянием нескольких факторов. Например, ценность может быть навязана личности средствами массовой культуры, рекламой и т.д. В то же время, духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, то есть оно никем не направляется, в таком случае, ценность может быть выбрана творчески или сформирована самой личностью. И все же приобщение к духовным ценностям, хотя и носит самостоятельный и индивидуальный характер, но происходит это под влиянием всего уклада жизни данного общества.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)