АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Песнь одиннадцатая. Круг шестой (окончание)

Читайте также:
  1. Беседа вторая на Песнь Песней
  2. Глава одиннадцатая
  3. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
  4. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
  5. Глава одиннадцатая
  6. Глава одиннадцатая
  7. Глава одиннадцатая
  8. Глава Одиннадцатая
  9. Глава одиннадцатая
  10. Глава одиннадцатая
  11. Глава одиннадцатая
  12. Глава одиннадцатая

 

Круг шестой (окончание)

 

 

Мы подошли к окраине обвала,

Где груда скал под нашею пятой

Еще страшней пучину открывала.

 

 

 

И тут от вони едкой и густой,

Навстречу нам из пропасти валившей,

Мой вождь и я укрылись за плитой

 

 

 

Большой гробницы, с надписью, гласившей:

«Здесь папа Анастасий заточен,

Вослед Фотину правый путь забывший».[111]

 

 

 

«Не торопись ступать на этот склон,

Чтоб к запаху привыкло обонянье;

Потом мешать уже не будет он».

 

 

 

Так спутник мой. «Заполни ожиданье,

Чтоб не пропало время», – я сказал.

И он в ответ: «То и мое желанье».

 

 

 

«Мой сын, посередине этих скал, –

Так начал он, – лежат, как три ступени,

Три круга, меньше тех, что ты видал.

 

 

 

Во всех толпятся проклятые тени;

Чтобы потом лишь посмотреть на них,

Узнай их грех и образ их мучений.

 

 

 

В неправде, вредоносной для других,

Цель всякой злобы, небу неугодной;

Обман и сила – вот орудья злых.

 

 

 

Обман, порок, лишь человеку сродный,

Гнусней Творцу; он заполняет дно

И пыткою казнится безысходной.

 

 

 

Насилье в первый круг заключено,

Который на три пояса дробится,

Затем что видом тройственно оно,

 

 

 

Творцу, себе и ближнему чинится

Насилье, им самим и их вещам,

Как ты, внимая, можешь убедиться.

 

 

 

Насилье ближний терпит или сам,

Чрез смерть и раны, или подвергаясь

Пожарам, притесненьям, грабежам.

 

 

 

Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь,

Громилы и разбойники идут

Во внешний пояс, в нем распределяясь.

 

 

 

Иные сами смерть себе несут

И своему добру; зато так больно

Себя же в среднем поясе клянут

 

 

 

Те, кто ваш мир отринул своевольно,

Кто возлюбил игру и мотовство

И плакал там, где мог бы жить привольно.

 

 

 

Насильем оскорбляют божество,

Хуля его и сердцем отрицая,

Презрев любовь Творца и естество.

 

 

 

За это пояс, вьющийся вдоль края,

Клеймит огнем Каорсу и Содом[112]

И тех, кто ропщет, бога отвергая.

 

 

 

Обман, который всем сердцам знаком,

Приносит вред и тем, кто доверяет,

И тем, кто не доверился ни в чем.

 

 

 

Последний способ связь любви ломает,

Но только лишь естественную связь;

И казнь второго круга тех терзает,

 

 

 

Кто лицемерит, льстит, берет таясь,

Волшбу, подлог, торг должностью церковной,

Мздоимцев, своден и другую грязь.

 

 

 

А первый способ, разрушая кровный

Союз любви, вдобавок не щадит

Союз доверья, высший и духовный.

 

 

 

И самый малый круг, в котором Дит[113]

Воздвиг престол и где ядро вселенной,

Предавшего навеки поглотит».[114]

 

 

 

И я: «Учитель, в речи совершенной

Ты образ бездны предо мной явил

И рассказал, кто в ней томится пленный.

 

 

 

Но молви: те, кого объемлет ил,

И хлещет дождь, и мечет вихрь ненастный,

И те, что спорят из последних сил,

 

 

 

Зачем они не в этот город красный

Заключены, когда их проклял бог?

А если нет, зачем они несчастны?»

 

 

 

И он сказал на это: «Как ты мог

Так отступить от здравого сужденья?

И где твой ум блуждает без дорог?

 

 

 

Ужели ты не помнишь изреченья

Из Этики, что пагубней всего

Три ненавистных небесам влеченья:

 

 

 

Несдержность, злоба, буйное скотство?

И что несдержность – меньший грех пред богом

И он не так карает за него?

 

 

 

Обдумав это в размышленьи строгом

И вспомнив тех, чье место вне стены

И кто наказан за ее порогом,

 

 

 

Поймешь, зачем они отделены

От этих злых и почему их муки

Божественным судом облегчены».[115]

 

 

 

«О свет, которым зорок близорукий,

Ты учишь так, что я готов любить

Неведенье не менее науки.

 

 

 

Вернись, – сказал я, – чтобы разъяснить,

В чем ростовщик чернит своим пороком

Любовь Творца; распутай эту нить».

 

 

 

И он: «Для тех, кто дорожит уроком,

Не раз философ[116] повторил слова,

Что естеству являются истоком

 

 

 

Премудрость и искусство божества.

И в Физике прочтешь,[117] и не в исходе,

А только лишь перелистав едва:

 

 

 

Искусство смертных следует природе,

Как ученик ее, за пядью пядь;

Оно есть божий внук, в известном роде.

 

 

 

Им и природой, как ты должен знать

Из книги Бытия, господне слово

Велело людям жить и процветать.

 

 

 

А ростовщик, сойдя с пути благого,

И самою природой пренебрег,

И спутником ее,[118] ища другого.

 

 

 

Но нам пора; прошел немалый срок;

Блеснули Рыбы над чертой востока,

И Воз уже совсем над Кавром лег,[119]

 

 

 

А к спуску нам идти еще далеко».

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)