АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Й праведный халиф: Осман (Усман)

Читайте также:
  1. Глава 2. ИАКОВ ПРАВЕДНЫЙ
  2. Глава 2. ИАКОВ ПРАВЕДНЫЙ
  3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  4. Та Османською імперією

Усман ибн Аффан, Осман ибн Аффан (574 — 20 июня 656) — один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырех праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али. Шииты считают его узурпатором.

Усман родился в Мекке. Будучи представителем влиятельного клана Омейядов, до принятия ислама был состоятельным купцом. Он стал одним из первых сподвижников Муха ммеда, хотя на первых порах Омейяды относились к его проповеднической деятельности с большим подозрением. В благодарность за его поддержку Мухаммед позволил ему взять в жёны одну из своих дочерей. Несмотря на большой авторитет своего клана и участие в Хиджре, Усман долгое время оставался в тени. После убийства второго халифа Умара, созданный последним совет выбрал халифом Усмана, известного своей близостью к Пророку, но активного участия в политической жизни не принимавшего. Фигура Усмана на тот момент оказалась компромиссной. Усман не был столь сильной личностью, как его предшественник, и в своём правлении опирался не столько на личную харизму, сколько на авторитет исламской традиции. В этом отношении ключевую роль сыграла предпринятая им кодификация Корана. При нём ислам проник на Кавказ, в Иран и Кипр, а клан Омейядов вернул утраченные при Мухаммаде позиции. Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть награбленного в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций Ирака и Египта. Столицей Усмана была Медина. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. С этого эпизода начинается первая в истории халифата гражданская война — фитна.

 

4-й праведный халиф: Али (стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана, впоследствии был убит хариджитами).

Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́, более известен как Али ибн Абу Талиб (17 марта 599 — 24 января 661) — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656—661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно многим источникам, особенно шиитским, это единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я— город наук, то Али— ключ к этому городу», — говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а закончились гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

 

Муавия I - основатель династии Омейядов в 661. Когда последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии». Между тем Омейя́ды или бану Умайя — династия халифов, правившая в Дамасском халифате до середины VIII века, находились у власти в халифате почти 90 лет (Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей). Основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. В 661 году сын Али ибн Абу Талиба — Хасан после своего непродолжительного правления признал право Муавии на трон халифа. Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674—677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем. Преемником Муавии на посту халифа стал его сын Язид I. В 750 году в результате восстания Абу Муслима династия Омейядов была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Предком династии был Омайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.

 

Фа́тима бинт Муха́ммад (Мекка, 605- Медина, 633) — младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её, отказав ей в помощи, - рожать пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди оседлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму же Хадиджа с рождения воспитывала сама. Первые годы жизни Фатимы совпали с экономической блокадой курайшитов против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб, после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия против её отца и его последователей.

Когда Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи, в т.ч. Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году. Махр, данный Фатиме, составил 500 динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. С Фатимой связан амулет хамса, имеющий в исламе также название «Рука Фатимы». По легенде, однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился. Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор её рука стала символом терпения и веры.

Хусейн ибн Алиаль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф ((627 — 10 октября 680) — третий шиитский имам. Внук пророка Мухаммеда, сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей. После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой. Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды. На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов. Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтоы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн — образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусулманином. День Ашура (шахсей-вахсей) отмечается по поводу этого события и жертвоприношения. Есть шиитская пословица «Всегда — в Ашуре, везде — в Кербеле». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

 

Зейд ибн Сабит (ум. в 665) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в результате междоусобной войны между мединскими племенами Аус и Хазрадж. Зейд был очень способным и грамотным человеком, отличался хорошей памятью. Кроме арабского, он изучил сирийский и древнееврейский языки и помогал пророку Мухаммеду в переводе писем, которые поступали к нему на этих языках. Будучи секретарем пророка Мухаммада, он записывал ниспосылаемые ему Божественные откровения и был одним из лучших знатоков Корана, который он знал наизусть. Он также был знатоком толкования (тафсира) Корана. В период правления первых халифов Абу Бакра и Омара, Зейд был их приближенным и занимал различные государственные должности. В период правления халифа Османа, он был ответственным за государственную казну. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 54 лет.

Имя Зейда ибн Сабита прочно вошло в историю, в связи с его усилиями по работе над окончательной редакцией текста Корана. Эта работа была поручена ему Абу Бакром и Омаром после битвы в Йамаме против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 знатоков (хафизов) Корана. Обеспокоенные тем, что количество знатоков Корана со временем неизбежно будет сокращаться, Абу Бакр и Омар обязали Зейда начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу. А тот, в свою очередь, собрал знатоков Корана, и они, совместными усилиями, проделали эту работу и собрали первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы до периода правления третьего Праведного халифа Османа.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условием, что он обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства. Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всей Медине и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком Мухаммадом, а какие нет. Два принесенных фрагмента Корана являлись письменным свидетельством их подлинности, но они сравнивались с третьим элементом. Третьим элементом являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения из этого правила. В период халифата Османа среди мусульман возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Поэтому Осман распорядился составить окончательную редакцию Корана. Для этого он создал комиссию его лучших знатоков. Председателем этой комиссии стал Зейд ибн Сабит. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Эта комиссия размножила экземпляр Корана, который был собран в период правления Абу Бакра, после чего халиф Осман разослал его во все основные центры Халифата.

 

Хасан аль-Басри (21/641-110/728) - известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он, вместе со своей семьей, переехал в Медину. С ранних лет стремился к науке, стал одним из самых ранних мусульманских классиков. Он вел аскетический образ жизни, был знаком с тремястами сподвижниками пророка Мухаммада. Мировоззрение его соответствовало положениям ортодоксального Ислама. Он признавал наличие Божественного предопределения, и возможность лицезрения Аллаха в раю, считал обязательным исполнение всех религиозных предписаний. Всех мусульман, совершающих большие грехи, он считал лицемерами. Обязательным моральным качеством верующего он считал наличие искренней, а не показной веры в Аллаха, которому известно обо всех помыслах людей. Вера человека заключается не в словах, а в его делах и поступках. Согласно Хасану аль-Басри, аскетизм (зухд) заключается не в отшельничестве или затворничестве, а в любви к Аллаху, борьбе человека со своими греховными страстями и отдалении от ложных прелестей материального мира. Любовь к Аллаху является вершиной духовности человека. К толкованию Корана и хадисам тносился в высшей степени строго и критично. Он знал о том, что многие люди объясняли аяты Корана и хадисы древнееврейскими преданиями (исраилият). Поэтому он призывал их отказаться от этой практики и следовать только тем преданиям, которые исходили непосредственно от самого пророка Мухаммада. Хасан аль-Басри ненавидел тиранию и тиранов, не побоялся выступить против произвола омейядского наместника Ирака Хаджадж ибн Йусуф. Хасан сыграл большую роль в развитии доктрины суннитского Ислама (См. Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа)

.

АРА́БСКИЙ ХАЛИФА́Т (Исламский халифат ‎)

· 1 Мединская община

· 2 Праведный халифат (632—661)

· 3 Омейядский халифат (661—750)

· 4 Аббасидский халифат (750—1258)

o 4.1 Первые Аббасиды

o 4.2 «Золотой век» арабской культуры

o 4.3 Потеря политической власти халифов

§ 4.3.1 Гонения на свободомыслие

§ 4.3.2 Каирский халифат

o 4.4 Последние халифы из династии Аббасидов

o 4.5 Вторжение сельджуков

o 4.6 Вторжение монголов


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)