АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренинг в психосоциальной работе с пожилыми людьми

Читайте также:
  1. IX. Отношение к работе (учебе).
  2. Анализ деятельности по работе с молодежью городского исполнительного комитета г. Набережные Челны
  3. Аннотация к работе (не менее 4-х предложений)
  4. Аутогенный тренинг
  5. АУТОТРЕНИНГ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
  6. Бригады к работе по наряду и распоряжению
  7. В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»
  8. Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми.
  9. Возвратившиеся члены бригады могут приступить к работе только с разрешения производителя работ (наблюдающего).
  10. Возможность альтернативного употребления ограниченных средств ставит перед людьми проблему рационального выбора.
  11. Вопрос 4. Мотивация к работе
  12. вопросов к контрольной работе по дисциплине «Управленческий консалтинг»

Комплекс тренингов и реабилитационных мероприятий, организуемых для пожилых людей, может быть успешно построен с учетом значимости двух важных сфер: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность.

Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для пожилого человека это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то затем (уже в более старом возрасте) речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости. Часто специалисты включают в занятия пожилых людей в отделениях дневного пребывания и домах-интернатах различные кружки по интересам (вязания, кулинарии и др.) или клубы общения. Однако самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у пожилого человека к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организованные диспуты, экскурсии и тл.

Интерес к конкретному виду занятости возникает в позднем возрасте обычно в том случае, когда человек имеет возможность самостоятельно выбрать подходящий вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними ценностями и интересами), и эта деятельность или увлечение более значимы для него, чем дорогое и хорошо организованное мероприятие. Успех или разочарование при попытках внести новое содержание в жизнь людей позднего возраста зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт их личного участия в предлагаемой деятельности.

Для пожилого человека, включенного в любой вид активности, важным оказывается иметь свой собственный социальный статус. Выступление или высказывание перед другими повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая внимание к собственной проблеме, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под активностью пожилых людей подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует росту личности и противостоит процессам ее угасания в позднем периоде жизни.

В области групповой работы создаются группы по интересам, программно-ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, помощников, самопомощи, воспоминаний и социально-коммуникативные группы. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами клиенты.

С ростом экзистенциальной и гуманистической психологии, трансакционного анализа и др. индивидуальное и групповое обсуждение проблем пожилых людей получило легитимный статуе для широкого использования в практике. Интересно то, что еще до распространения этих подходов многое из их практики использовали в уходе за недееспособными людьми позднего возраста профессионалы-непсихологи: священники, социальные работники, добровольцы. Обсуждение - групповая и индивидуальная работа с пожилыми - "случайный" продукт их деятельности, который, как они выяснили, имеет значительный эффект при поддержке любого уровня (моральной, психологической, социальной и проч.). Поэтому в их практику вошел термин "обсуждающие терапевты". Они же обратили внимание на то, что в такой работе необходимы личностные качества эмпатии, сердечности, искренности.

Желательное направление психосоциальной работы со старыми людьми - подчеркивание приятных сторон жизни, обогащение социальных контактов и стимулирование фантазии. Без этого любая работа оказывается неполноценной. Однако при этом необходимо выработать особые техники обсуждения сложных жизненных ситуаций. Главная опора должна делаться на то, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы с учетом использования прошлого опыта.

Следующая проблема состоит в том, что круг общения по мере старения сужается, и вдобавок у пожилых людей имеются трудности коммуникации. Наиболее подходящее при коммуникативных трудностях психологическое воздействие обеспечит группа. Однако попытки расширить круг общения и модернизировать коммуникативные умения пожилого человека будут иметь успех в том случае, если в общении он сам будет проявлять активность, т. е. когда он не только получает информацию (занимает пассивную позицию), но и несет ее (активная позиция).

Задача специалиста заключается в определении объема и характера повседневной занятости. Основная роль здесь должна быть отведена самому пожилому человеку. Внешне это незаметная, но большая мыслительная работа, с критическим пересмотром своих возможностей и нового положения в обществе.

Стержнем этой работы является формирование отношения к собственному старению. В процессе тренинговой работы пожилые люди должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем и освободить внутренние ресурсы для изменения качества своей жизни.

Тренинг должен включать разъяснения и ролевую практику, демонстрацию подходов к использованию дискуссии о том, что не полезно, с акцентом на сверхзависимость от слов в тяжелой, горестной ситуации, конфронтацию личного и профессионального страха потерпеть неудачу, а также анализ потребности во "всемогуществе" специалиста, применения "помогающего поведения", нового поведения, способствующего большей компетентности специалиста. Даже небольшая групповая работа, совместная практика с коллегами или использование диад помогают специалисту осознать, что не только он, но и его коллеги могут совершать ошибки. Это позволяет смело соглашаться с клиентом, что часто нет ответов на самые важные вопросы.

Абсолютным показанием к тренинговым занятиям является желание пожилого человека, наличие у него мотивации. Количественный состав группы пожилых людей не должен превышать шесть-восемь человек, что позволяет тренеру, проводящему занятия, наблюдать за любым изменением состояния каждого члена группы. Состав участников группы является постоянным от начала до конца тренингового курса. Набор упражнений выбирается тренером в зависимости отданных тестовой диагностики. При формировании группы, независимо от ее целей, тренер предварительно беседует с каждым участником. Цель этих бесед - знакомство, формирование мотивации к групповым занятиям. Как правило, выясняют у пожилых людей их общее состояние здоровья. Неудовлетворительное состояние, обусловленное высокой температурой, интоксикацией, выраженным болевым синдромом и проч. является противопоказанием к участию в тренинге.

Одним из видов групповой работы могут быть группы поддержки для тех, кто имеет очень ограниченный круг общения.

С точки зрения адлеровской психологии основной проблемой пожилых людей является не столько депрессия, сколько отсутствие адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути. Создание "групп поддержки" является способом развития социальных интересов и осознания жизненных задач. Участники этих групп учатся находить общую почву для общения, разделять чувства друг друга, осуществлять обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять сильные стороны друг друга и отмечать то, что им нравится в других. В группе обсуждаются жизненные задачи, осуществляется индивидуальная постановка целей на каждую неделю.

Под группами поддержки понимаются группы, характеризующиеся высокой степенью личного контакта их членов и высокой степенью сплоченности. Отношения, которые складываются между участниками группы, невозможны между двумя людьми. Группы призваны:

- сближать членов так, что они ощущают свою принадлежность группе, чувствуют, что они в безопасности и приняты окружающими;

- обеспечивать условия, при которых их члены могут сравнивать свои чувства и мнения с чувствами и мнениями других людей;

- помогать участникам адекватно оценивать реальность и понимать, какими их видят окружающие.

Человек в любом возрасте может столкнуться с горем, тяжелыми потерями, смертью. Однако именно для пожилых людей вероятность потерь увеличивается. Множественные проблемы, такие как: сильное физическое страдание или потеря здоровья, смерть супруга, угроза зависимости и возможности институционализации, уход на пенсию и потеря возможности активного участи в общественной жизни, сильное психологическое или психическое истощение и др., характерны для людей позднего возраста. До недавнего времени не принималось почти никаких мер по работе с этими проблемами человека в позднем возрасте. Вероятно, это связано со сложностью проблемы. Тем не менее имеется определенный опыт практических разработок для пожилых людей, чтобы облегчить их страдания.

Многими авторами признается, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые люди. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограничена, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.

Первой потерей может стать смерть одного из супругов и близких членов семьи или друзей. Пожилые люди вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких. Адаптация к новой ситуации старого возраста становится более трудной. Смерть супруга - наиболее значительное жизненное событие. Поздний возраст может рассматриваться как непрерывный ряд потерь, последовательных или внезапных; кроме смерти супруга, друзей, семьи, он может включать сенсорные потери (слуха, зрения), памяти, занятости (выход на пенсию), мобильности, независимости. Возможны потери жизненных ожиданий. Все это ведет к возникновению осознания неизбежности и даже близости смерти. Кроме этих проблем потеря радости от активности, деятельности - один из биологических симптомов депрессии. Более того, депрессия в старом возрасте часто не диагностируется и не лечится.

Депрессия в поздней жизни часто следует за главным неблагоприятным жизненным событием, таким как тяжелое горе или обострение болезни. Но связь не обязательно такова, что потеря предшествует депрессии: именно депрессия может быть причиной потери. Люди в депрессии не заботятся о себе и становятся больны, могут попасть в аварию, умереть от небрежности.

У пожилых людей процесс горевания длиннее, чем у более молодых. Их реакции, связанные с горем, могут включать замешательство, депрессию, мысли о смерти. Эти реакции иногда сочетаются с такой болезнью, как деменция. Другая проблема, которая может влиять на пожилых, - "перегрузка" от тяжелого горя, множественных потерь, а не только от смерти супруга.

Среди других источников горя, наиболее значимых для пожилых, выделяют потерю работы, связанную с их физическим состоянием. Проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Они часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.

В литературе известен феномен "чрезмерной нагрузки от тяжести утраты" при повторении или наложении нескольких потерь, когда восстанавливающих сил организма может оказаться недостаточно. Это происходит в ситуации смерти близкого человека, когда пожилой человек не успевает оправиться от нее и снова теряет кого-то. Несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, в литературе встречается противоположное мнение, что старики переживают горе менее жестоко, чем люди среднего возраста.

Тематика изучения проблем смерти, отношения к ней, тяжелых потерь и горя в разных возрастных периодах остается пока одной из малоизученных.

Одним из методов "преодоления горя" (в литературе встречается термин "группы "тяжелой утраты") является групповая работа; в таких группах определенные факторы помогают человеку справиться с горем. Кроме того, она позволяет внушить надежду человеку, способствовать принятию потери, уменьшить социальную изоляцию, помочь в поиске нового смысла жизни, обеспечить поддержку, приобрести новые навыки и обменяться опытом, помочь другим.

Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах "тяжелой утраты", является социальная поддержка. Социальная поддержка, оказываемая в группах "тяжелой утраты", может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

В дополнение к социальной поддержке группа "тяжелой утраты" дает ощущение принятия. Предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

Тот момент, когда пожилой человек может свободно проявить себя в группе, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты.

Подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Инструментальная поддержка состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте: от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаруживать, что подобные проблемы испытывают не они одни.

Эмоциональная поддержка - основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя (без осуждения со стороны группы) неоднократно обсуждать смерть, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает его процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает тяжелейшие эмоциональные переживания.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может быть от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу.

Один из видов поддержки - оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы.

Занятия в группах "тяжелой утраты" дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше- о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки.

Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для специалиста важно знать, что групповая терапия не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

Пока еще польза различных видов групповой работы для пожилых людей не получила систематической оценки. Имеется недостаток практического позитивного опыта, на который можно было бы опереться практику.

Тем не менее при работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр психосоциальных методов: консультирование, беседа, дискуссия, тренинг, ролевые игры и др. Места работы могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психосоциальную работу человека позднего возраста было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)