АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядки любви: между мужчиной и женщиной

Читайте также:
  1. I. Личные отношения между супругами
  2. II. Имущественные отношения между супругами
  3. II. Личные отношения между родителями и детьми, законными и другими
  4. IV Международного фестиваля-конкурса
  5. IV Международный конкурс эссе на русском и английском языках
  6. VII. Международные отношения
  7. VII. Министерствам и ведомствам по молодежной политике стран-участниц Международной конференции
  8. X. Параллельная сессия 5 - Международная конференция «Энергетический потенциал отходов»
  9. Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между общим имуществом многоквартирного дома и помещением Собственника
  10. АНГЛИЙСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТОРГОВОМ СУДОХОДСТВЕ
  11. б. Внести фундаментальные изменения в теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, находящееся у власти в России.
  12. Б. Между мышлением и речью нет тесной связи

и по отношению к несущему целому........................................ 131

Мужчина и женщина........................................................ 133

Отец и мать....................................................................... 133

Желание............................................................................ 134

Исполнение.................................................................... 135

Связь в паре...................................................................... 136

Ревность........................................................................... 137

Плоть................................................................................ 138

Basso continuo................................................................... 139

Недостаток....................................................................... 140

Папин сын и мамина дочь............................................... 140

Анима и анимус............................................................ 141

Взаимность....................................................................... 142

Следовать и служить........................................................ 143

Равноправие...................................................................... 143

Уравновешивание............................................................. 145

Взаимопонимание............................................................ 146

Переплетения................................................................... 147

Постоянство..................................................................... 147

Умирание.......................................................................... 148

Несущее целое.................................................................. 149

Истории о счастье................................................................ 151

Два рода счастья............................................................... 153

Осел................................................................... '............... 154

Выход............................................................................... 155

Мера................................................................................. 156

Два рода удовольствия..................................................... 156

Невиновность................................................................... 157

Долги................................................................................ 157

Ход жизни......................................................................... 159

Земля................................................................................ 160

Уборка.............................................................................. 162

Прощание......................................................................... 163

Отказ................................................................................. 166

Риск................................................................................... 167

Праздник........................................................................... 168

Тело и душа, жизнь и смерть............................................... 169

Тело................................................................................... 171

«Я»..............,..................................................................... 172

«Я» и тело......................................................................... 172

Семья и душа.................................................................... 174

Семья и болезнь............................................................... 176

Живые и мертвые............................................................. 177

Искупление....................................................................... 179

Умереть вместо другого.................................................. 182

Большая Душа.................................................................. 184

Мир................................................................................... 184

Психотерапия и религия............................................................ 187

Душа и«Я»...................................................................... 189

Образ действий................................................................. 189

Душа и «Я» в религии...................................................... 190

Религии откровения.......................................................... 191

Религиозное сообщество................................................. 191

Естественная религия............................................,........ 192

Религия как бегство.......................................................... 194

Философия и психология........................................... 194

История: Пустота........................................................... 196

Психотерапия и религии откровения.............................. 197

Умение.............................................................................. 198

Душа и тело...................................................................... 198

Роковое единство............................................................. 201

Пустая середина............................................................... 201

История: Круг 202

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Берт Хеллингер — особая, знаковая фигура в современной психологии и психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов со­вести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающими­ся исследователями человеческой психики, как З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его много­летней практической работы с людьми. Многие закономернос­ти человеческих отношений, изложенные в этой книге, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обоб­щены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня с помощью системной работы по Б. Хеллингеру можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ча­сто ставили в тупик даже самых опытных специалистов.

С какими же проблемами работает метод Хеллингера? В пер­вую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки. Эти чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информа­ции», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет сво­ей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или вну­ков. И внучка этой женщины, время от времени испытываю­щая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, мо­жет даже и не догадываться о ее истинной причине.

Многим подобные чувства хорошо знакомы, они посеща­ют нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, ко­торые в данный момент вокруг нас происходят. А порой интен­сивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ни­чего не можем поделать, приписывая это нашему характеру. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но сто­ит немного ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел систем­ной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно рабо­тать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и ад­ресат перенятого чувства.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной рабо­те, являются противоречия между личностью и семьей (систе­мой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совес­ти, Принято считать, что совесть является исключительно ин­дивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (се­мьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, толь­ко ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколе­ниях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых пра­вил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личнос­тей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек дол­жен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве пра­вила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что чело­век не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно по­нять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе че­ловека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реали-зовывать свои собственные цели. А принятие чувства смире­ния и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечи­вает надежный тыл и позволяет использовать накопленные ро­довые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неуда­чи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Сегодня по всему миру проводятся сотни семинаров по ме­тодике Б. Хеллингера. Но в нашей стране квалифицированных специалистов по этому методу можно пересчитать по пальцам. Поэтому мной совместно с Гунтхартом Вебером, ведущим спе­циалистом в области системной работы, ближайшим учеником

и соратником Б. Хеллингера, организована длительная обучаю­щая программа по системной семейной расстановке для профес­сионалов. Ее проводят лучшие немецкие специалисты. И я на­деюсь, что через несколько лет этот метод станет более доступ­ным для жителей нашей страны. Ведь Россия в XX веке пережи­ла так много потрясений (Первая мировая война, революция, время репрессий, Великая Отечественная война, перестройка), которые затронули практически каждую семью. Метод семей­ной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и зано­во пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.

В этой книге в простой и доступной форме изложены ос­новные положения теории Б. Хеллингера о природе человечес­ких взаимоотношений. И я надеюсь, что она поможет вам ра­зобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, из­бежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного сча­стливее.

Михаил Бурняшев, к. п. н., семейный терапевт

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие читатели!,

Сначала я хотел бы пояснить, как соотносятся и как связа­ны между собой опубликованные здесь доклады и истории. Они являются результатом длительного развития и позволяют уви­деть суть моего прежнего образа мыслей и действий.

В начале восьмидесятых я начал внимательнее пригляды­ваться к тому, что получается, когда люди говорят, что следу­ют своей совести. При этом мое внимание привлекло то, что многие, ссылаясь на свою совесть, говорят или делают что-то, что унижает других, причиняет им вред. Итак, я понял, что совесть служит не только добру, но и злу. Таким образом, мне стало казаться подозрительным то глубокое уважение, с которым относятся к совести в нашей культуре. Мне стал по­дозрителен и тот факт, что западное просвещение останови­лось перед изучением феномена совести, а многие религи­озные представления, раньше внушавшие страх и ужас, как мне кажется, теперь вошли в «круг обязанностей» совести и до сих пор остаются там неприкосновенными, словно некое табу.

Со временем пришло понимание, что совесть — это что-то обычное, инстинктивное. Что ее задача, как и задача других инстинктов, — устанавливать и охранять отношения внутри определенных границ, и вне этих границ она несостоятельна. Ибо за пределами маленькой группы совесть оправдывает даже самые страшные поступки, и ее действие бывает ужасным, на­пример, в ходе войн.

Поэтому вскоре мне стало ясно, что те священные цели, которые приписывают совести как некой моральной инстан­ции, есть цели одной изолированной группы, стремящейся с помощью совести обосновать свое превосходство над другими группами, со всеми негативными последствиями, вытекающи ми отсюда для отношений между группами. Так что у меня были все основания внимательнее присмотреться к результатам вли­яния совести внутри группы, а также к тому, как она влияет на отношения между группами.

С совестью тесно связаны ощущения вины и невиновно­сти. И здесь тоже есть странность: многие дурные поступки часто совершаются с ощущением невиновности, а хорошие сопровождает чувство вины. Таким образом, для меня стало очевидно, что чувства вины и невиновности благотворны только внутри определенных границ, а невиновность и вина не тождественны добру и злу. Этим я тоже начал заниматься подробнее и обратил внимание на тот факт, что и вину, и не­виновность можно переживать очень по-разному, что эти разные ощущения служат разным целям, например, связи и уравновешиванию. Их цели дополняют друг друга, но они же друг другу и противоречат, как, может быть, справедливость и любовь. Так что невиновность с точки зрения справедли­вости нередко становится виной с точки зрения любви, и наоборот.

В ходе исследования этих взаимосвязей постепенно возник доклад «Вина и невиновность в отношениях». Я работал над ним около года и много раз останавливался, чтобы накопить новый опыт и проверить его. Год спустя появился доклад «Границы со­вести», основанный на результатах этой работы. Когда я выс­тупал с ним впервые, еще не были осмыслены многие важные контексты и до окончательной его редакции было далеко. Про­рыв наступил, когда, занимаясь системными переплетениями, охватывающими не одно поколение, я обнаружил, что наряду с той совестью, которую мы чувствуем, существует еще одна, нео­сознаваемая совесть, которая открывается нам только в своем действии. Другим порядкам эта неосознанная совесть служит как осознанная, и часто именно тем, что следуя осознанной со­вести, мы грешим против неосознанной. Трагические перепле­тения в семье, как и многие серьезные заболевания, психозы, несчастные случаи, самоубийства и преступления, а также от­речения, искупление непонятной вины и страх связаны с напряжением между осознанной и неосознанной совестью и

теми более узкими и более широкими порядками, которым они служат.

Лишь когда мне стали ясны эти взаимосвязи, я смог закон­чить доклад «Границы совести». После этого я описал и те по­рядки, которые стоят за разными видами совести. Я сделал это снова год спустя в следующем своем докладе «Порядки любви».

Позже этот доклад был дополнен и расширен: В первой части описываются порядки любви между родителями и деть­ми и внутри рода, во второй — порядки любви между мужчи­ной и женщиной и по отношению к несущему целому. Здесь я показываю, как в области религии порядки любви упира­ются в свои границы и что на эту область их переносить нельзя.

Я говорю и о том, что хотя и чувствуется во всеобщем по­чтении к совести, но находится по ту сторону разных совестей. Кто живет в гармонии с миром, кто согласен с миром таким, как он есть, тот знает, что на пользу, а что во вред, что хорошо и что плохо. Он следует этому знанию вне зависимости от того, что говорят другие, — неважно за они или против, — потому что находится в гармонии. Он спокоен в своей середине — он в равновесии: и сосредоточен, и восприимчив одновременно. И в этой середине ему легко.

Все мои доклады вращаются вокруг этой середины и туда ведут. Там мы обретаем покой, там постигаем уравновешенно­сти и цельности.

Истории мои тоже вращаются вокруг этой середины и вок­руг некоего скрытого порядка, объединяющего по ту сторону границ совести и вины то, что разъединяет.

Истории эти терапевтические. Некоторые из них пародий­ные. Они ломают табу, не позволяющее внимательнее при­слушаться к сказкам и историям, и снимают покровы с их обманчивых или темных страниц. Вот некоторые из них: «Заблуждение», «Любовь», «Вера», «Конец» и «Два рода счас­тья».

Некоторые истории уже в момент их прочтения вызывают то, о чем они повествуют. Так что, возможно, уже в процессе -

чтения мы начинаем прощаться с тем, что прошло, и готовить­ся к следующему свершению. К таким историям относятся «От­крытый дом», «Поворот», «Понимание», «Прощание», «Празд­ник».

Другие истории росли вместе со мной, и я рос вместе с ними. Они доходят до самых дальних уголков нашей души. Они берут нас с собой в путь познания, до самых его пределов, без страха и без оглядки. К этим историям относятся «Два рода знания», «Полнота», «Пустота», «Одно и то лее», «Ответ», «Игроки», «Ничто».

Как и доклады, истории создавались годами. Рассказывая их, я каждый раз заново их проверял и углублял, судя по ока­зываемому ими действию. Для этой книги они были дополне­ны и иначе расположены. Так образовались три сборника: «Ис­тории, над которыми стоит подумать», «Истории, которые об­ращают» и «Истории о счастье». В них на другом уровне в сжатом виде представлено, продолжено и углублено сказан­ное в тематических докладах. Поэтому доклады чередуются с историями.

А откуда у книги такое название? В ответ я расскажу одну историю.

Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помога­ешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко прихо­дят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше».

В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свобо­ды там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу.

Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто рас­правил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет то слово, в котором есть сила. И если тогда придет к нему дру­гой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели».

И добавил: «В середине легко».

Чтобы почувствовать легкость середины, ей надо дать время проявиться. Она раскроет свое действие, если читать эту книгу так, словно слышишь ее в своей душе.

Желаю вам в процессе чтения озарений, дарующих свободу, и той легкости, которая приходит из гармонии с серединой.

Ваш Берт Хеллингер

ПРЕДИСЛОВИЕ К ДОПОЛНЕННОМУ ИЗДАНИЮ

Мы познаем душу, с одной стороны, как принадлежащую нам, например, в нашей личной совести, а с другой — как не­кую силу, управляющую нами извне, например, в совести ро­довой. А еще, далеко за этими пределами, мы познаем ее как Большую Душу, которая не привязана ни ко времени, ни к про­странству, как силу, заставляющую нас служить чему-то боль­шему.

Хотя в более ранних докладах из этой книги уже звучало действие Великой Души, однако и в жизни, и в психотерапии я продолжал рассматривать и обдумывать его. В результате воз­никли доклады «Тело и душа», «Жизнь и смерть», а также «Пси­хотерапия и религия», которые были включены в это издание. Они дополняют другие доклады и подводят к тем пределам, за которые я, пожалуй, выходить уже не вправе. И все же я при­глашаю вас пройти вместе со мной до самых этих пределов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)