АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели экономического роста (неокейнсианские, неоклассические)

Читайте также:
  1. I. Предпосылки быстрого экономического роста
  2. II. Право на фабричные рисунки и модели (прикладное искусство), на товарные знаки и фирму
  3. Q33.6 Проста гіпоплазія легені і її часток
  4. Автокорреляция остатков модели регрессии. Последствия автокорреляции. Автокорреляционная функция
  5. Аддитивная и мульпликативная модели временного ряда
  6. Адекватность трендовой модели
  7. Алгоритм оценки и проверки адекватности нелинейной по параметрам модели (на примере функции Кобба-Дугласа).
  8. Алгоритм проверки адекватности множественной регрессионной модели (сущность этапов проверки, расчетные формулы, формулировка вывода).
  9. Алгоритм проверки адекватности парной регрессионной модели.
  10. Алгоритм проверки адекватности парной регрессионной модели.
  11. Алгоритм проверки значимости регрессоров во множественной регрессионной модели: выдвигаемая статистическая гипотеза, процедура ее проверки, формулы для расчета статистики.
  12. Альтернативные модели потребления.

 

Выбор способа моделирования экономического роста определяется тем, какие факторы рассматриваются как наиболее существенные.

Рис. 3. Концептуальная дифференциация факторов экономического роста в соответствии с теоретическими подходами к его моделированию

 

В этом отношении можно выделить ряд основных теоретических подходов [3, с.75-76]: [11]

­ Кейнсианский. Кейнсианские модели экономического роста были ориентированы на применение такого ограниченного в развивающихся странах фактора, как капитал, и явно не учитывали возможности использования такого относительно избыточного фактора, как труд. Это и определило справедливую критику неокейнсианского направления со стороны неоклассиков. Еще одним заметным недостатком указанных моделей является фактическое обоснование вмешательства стран-доноров во внутренние дела стран-должников. Слабым местом оказался весьма агрегированный характер моделей. В условиях ограниченности и ненадежности статистической информации их многие важные показатели (например, абсорбционная способность экономики развивающихся стран) носят чрезвычайно условный характер, что снижает ценность полученных с их помощью прогнозов и рекомендаций.

­ Неоклассический. Недостатками неоклассических моделей было то, что они были созданы для описания процессов и специфики экономического роста в развитых странах и не учитывали своеобразия развивающихся стран, кроме того, в их основе лежал ряд нереалистичных предпосылок относительно абсолютной рациональности и отсутствия асимметрии информации.

­ Институциональный. Главный недостаток институциональных моделей состоит в чрезмерном тяготении к историчности протекаемых процессов, сращивании с юриспруденцией и отходе от формализации основных положений.

Ключевым фактором кейнсианской модели является эффективный спрос, и именно расширение совокупного эффективного спроса должно способствовать экономическому росту. Фактически Кейнс делает упор не на факторы предложения, свойственные классическому подходу, а на факторы спроса.

Дж.М. Кейнс обратился к проблеме реализации и в связи с этим сосредоточился на изучении основных составных частей совокупного спроса. Весь совокупный доход Y распадается на потребление C и сбережения S, т. е. Y = C + S. Определяющим является основной психологический закон, согласно которому по мере роста дохода возрастает предельная склонность к сбережениям, тогда как предельная склонность к потреблению сокращается.

Действие основного психологического закона в обществе приводит к тому, что люди (домашние хозяйства) предпочитают делать больше сбережений, меньше потреблять, что приводит к снижению спроса и, как следствие, падению производства, торможению экономического роста («парадокс бережливости»).

Другую составляющую проблемы недостатка спроса Кейнс видел в существовании «утечек» из кругооборота доходов и расходов. Если в рамках докейнсианского подхода предполагалось, что все сбережения так или иначе становятся инвестициями, то, с точки зрения Кейнса, значительная часть их находится не в форме активов, приносящих доход (под ними для упрощения Кейнс понимал государственные облигации), а изымается из обращения и находится на руках у домохозяйств в виде наличных денег (ликвидности). Таким образом, сбережения также распадаются на две составляющие: S = B + M, где B - вложения сбережений в облигации, а M - ликвидные активы, изъятые из инвестиционного процесса.

Также Кейнс рассматривал взаимосвязь между сбережениями и инвестициями. Сбережения S тесно увязаны с инвестициями I, поскольку S являются источником I. В краткосрочном периоде сбережения могут быть равны инвестициям (равенство сбережений и инвестиций рассматривается как непременное условие устойчивого экономического роста). Однако с ростом доходов сбережения увеличиваются, необязательно вызывая соответствующий рост инвестиций. Это связано с тем, что решения о сбережениях и инвестициях принимают разные экономические субъекты.

До Дж.М. Кейнса традиционно считалось, что стремление сберегать служит основой роста и прогресса. Теперь же оказывается, что не всегда увеличение сбережений ведет к желаемому результату: потребление сокращается, сбережения растут, а результат нежелательный – инвестиции не увеличиваются.

Рост сбережений может вести к уменьшению размеров инвестиций вследствие увеличения «предпочтения ликвидности».

Разница между S и I как раз и создает условия нарушения макроэкономического равновесия, т. е. невозможность равновесного роста экономической системы. Если S > I, то происходит рост товарных запасов, падение производства, рост безработицы. Если же I > S, то наблюдается превышение инвестиционного спроса над сбережениями, т. е. налицо неудовлетворенный спрос, который вызовет рост цен и вместе с тем рост производства.

Важным элементом в теории экономического роста Дж.М. Кейнса является принцип мультипликации. Инвестиционный мультипликатор (мультипликатор экономического роста) показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и дохода. Как уже известно, мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

Мультипликатор имеет значение с двух сторон. С одной стороны, с точки зрения мультипликативного эффекта государственных расходов возникает расширение эффективного спроса. С другой стороны, кредитный мультипликатор способствует росту денежной массы, что в полном соответствии с количественной теорией денег снижает рыночную процентную ставку. Поскольку предприниматели при принятии решений об инвестициях сравнивают ожидаемую норму рентабельности от инвестиций с рыночной процентной ставкой, то низкая ставка и должна способствовать росту инвестиционного спроса и, соответственно, экономическому росту.

Проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя прежде всего при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы.

Весьма существенно, куда (в какие отрасли) направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Например, если растут налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов будет «утекать» за границу, увеличивая вероятность дефицита платежного баланса. В целом мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Результаты, полученные Дж.М. Кейнсом, позволяют констатировать: чем богаче страна, тем большая часть возросшего национального дохода сберегается и меньшая – потребляется. Поэтому в промышленно развитых странах величина мультипликатора небольшая и наблюдаются устойчивые темпы экономического роста. Если же страна бедна, то почти весь возросший национальный доход будет потребляться, вызывая сильный мультипликационный эффект, т. е. воздействие изменений инвестиций на экономику будет гораздо более существенным.

Тем самым Кейнс фактически предложил ряд направлений воздействия государства на экономический рост:

­ перераспределение доходов в пользу лиц с меньшей склонностью к сбережениям (за счет прогрессивного налогообложения и трансфертов);

­ воздействие через монетарную политику на рыночную процентную ставку с тем, чтобы повысить привлекательность инвестиций;

­ осуществление значительных госрасходов с целью расширения совокупного спроса, в том числе и за счет мультипликативного эффекта.

Кейнсианский подход рассматривал краткосрочные периоды и ситуацию депрессивной экономики. Вместе с тем последователи Кейнса расширили его подход на долгосрочный период.

Один из любимых учеников Кейнса Рой Харрод предложил модели динамики. Впервые эти модели были рассмотрены им в 1939 году, но они остались недостаточно оцененными. Только впослевоенный период, когда возник интерес к данной проблеме, Р. Харрод вернулся к данной теме в работах «Торговый цикл», «К теории экономической динамики». Ранее до него схожие мысли высказывались Густавом Касселем в работе «Теория общественного хозяйства», который впервые ввел в экономический анализ понятие сбалансированного роста. При таком росте структура экономики не меняется, поскольку все ее компоненты растут одинаковым темпом, равным росту населения. В свою очередь, в статьях 1946 - 1947 годов американский экономист Евсей Домар, тоже не знавший о работах Харрода 1939 года, самостоятельно пришел к уравнению равновесного роста, аналогичному уравнению гарантированного роста Харрода. Основная идея Домара заключалась в том, что инвестиции играют в экономике двойственную роль, они создают, с одной стороны, производственные мощности, с другой – спрос через мультипликативный эффект. Домар показал: для тогочтобы прирост спроса соответствовал приросту мощностей, инвестиции, а значит, в условиях равновесного роста и весь национальный доход должны расти темпом, равным a*s, где a – капиталоотдача; s – норма сбережений. Поэтому и говорят о модели Харрода-Домара. Вместе с тем, как это часто бывает, Харрод, а также Домар построили свою модель независимо от разработок шведских ученых.

Основной упор в модели делался на инвестиции. При этом неокейнсианцы исходили из производственной функции В. Леонтьева, обладающей постоянной предельной производительностью капитала и, в отличие от функции Кобба-Дугласа, используемой в неоклассических моделях, не обладающей взаимозаменяемостью факторов производства. В этом случае труд не является ограниченным ресурсом, и тем самым выпуск зависит только от капитала. Норма сбережений s и капиталовооруженность (K/Y) являются постоянными.

Рассмотрим статистическую информацию на примере России.

Мировой кризис, начавшийся как финансовый кризис в США, полноценно затронул все сферы экономики, серьезные проблемы возникли в реальном секторе, в финансовой и социальной сферах. К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесцениванием рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Национальная финансовая система оказалась не готова к мировому шоку 2007–2008 гг., и Россия повторила путь более развитых стран – через финансовый кризис к промышленному спаду (рис. 4).

Рис. 4. Динамика производства ВВП, % к значению среднего квартала 2008 г.

 

Первопричиной современного кризиса принято называть кризис нестандартных ипотечных кредитов в США, однако это довольно узкий взгляд на проблему. Глобальной причиной кризиса явилось огромное перепроизводство капитала, большая часть которого была сосредоточена на фондовом рынке. В российской экономике он был усилен фундаментальными проблемами современного экономического развития и специфическими российскими обстоятельствами [7].[12]

Причинами кризиса в России являются следующие. Во-первых, обвал российского фондового рынка, который был очень зависим от иностранного капитала, спровоцированный массовой продажей российских акций зарубежными инвесторами. Во-вторых, острый кризис ликвидности, к которому привело ухудшение условий кредитования российских банков международными инвесторами. В-третьих, проблема критической зависимости российской экономики от конъюнктуры цен на природные ресурсы, продемонстрировавшая, что «сидеть на нефтяной игле» крайне опасно и недальновидно.

Одним из главных факторов, приведших российскую экономику к глубокому спаду (-7,9% в 2009 г. против 2 - 3% по остальным), является низкое качество и слабость ее институтов.

Экономика России - шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 9-е место.

Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,117 трлн., ВВП по ППС - $2,463 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2011 год занимает 46-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения - 52-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике - 4,1 %.

Международный валютный фонд /МВФ/ ожидает в России по итогам 2012 года экономический рост в 3,7 проц ВВП. На 2013 год, по его прогнозам, темпы роста должны остаться почти такими же - 3,8 проц. Такие цифры названы в новом прогнозно-аналитическом докладе Фонда, подготовленном к осеннему годовому собранию руководящих органов МВФ и Всемирного банка, которое проводится на нынешней неделе в Токио. Доклад распространен сегодня пресс-службой МВФ в Вашингтоне в преддверии его презентации в японской столице [9].[13]

Новый прогноз МВФ для России чуть хуже предыдущего. Летом назывались цифры роста в 2012-2013 гг. на уровне 3,9-4 проц. Другое дело, что в январе Фонд был настроен гораздо пессимистичнее и предсказывал Москве на текущий и будущий годы всего 3,3%и 3,5% роста, соответственно. Да и нынешние темпы гораздо выше, чем у любого из партнеров России по «большой восьмерке».

Рост в России обусловлен прежде всего «внутренним спросом, опирающимся на политику расширения бюджетных расходов и возобновление роста кредита».


 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)