АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ХЕТТИЯ - ФЕОДАЛЬНАЯ СТРАНА?

Читайте также:
  1. Россия — особенная страна?
  2. Феодальная раздробленность на Руси
  3. Феодальная раздробленность на Руси
  4. Феодальная Япония

 

Библия, как исторический документ, особенно в том, что касается

географии народов и царей, книга довольно точная. Если и вкрались в

нее ошибки, то по вине поЗДнейших пересказчиков и переписчиков. А по

Библии хетты населяли не больше и не меньше, как всю Сирию - вплоть

д°берегов Евфрата!.. Ученые считают, что этот уникальный народ жил, в основном, по берегам Кызыл-Ирмак (современное название), в

прошлом античного Галиса. Зато из археологических находок и теоретических

работ многих ученых, всерьез занявшихся, наконец, хеттами, следуют

исключительные по своему значению выводы. Например, тот, что в отличие

от империи Древнего Египта "страна Хатти" долгие века была

конфедерацией стран. Или, допустим, тот, что хетты поклонялись

настолько несметному количеству божеств, что это позволило назвать их

(хеттов) - народом "тысячи богов". В отличие от других завоевателей,

хетты не расправлялись с богами покоренного народа: они включали их в

свой пантеон и даже поклонялись им. Еще одна уникальная черта, очень

не свойственная жителям именно того региона - Малой Азии, Палестины,

Сирии и Анатолии, - не подвергать побежденных не только пыткам,

причиняющим боль и смерть, но даже моральным унижениям. Завоеванного и

попавшего в плен царя того или иного народа "Великий царь" хеттов

отпускал с миром и даже оставлял за ним его государство. С одним,

правда, условием - чтобы тот вовремя и в надлежащем объеме платил

дань. И не только: соотнес бы свои юридические уложения с новой

обстановкой, то есть с юридическими законами Хатти. Одно царьку

позволялось оставить неизменным - способ наказания за особо тяжкие

преступления, которые у хеттов карались смертной казнью, не только

самого преступника, но и всего его "дома". Блестящие воины, избравшие

способом ведения боевых действий только встречу с противником в

генеральном сражении, хетты редко проигрывали битву. При всей своей

воинственности, они отличались мягким незлобивым характером, а те

города, которые, по законам военного времени, было необходимо

разрушить, разрушали, но при этом переселяли население этих городов на

новое место. Значительно число исторических свидетельств о том, что

хетты с некоторых вассалов брали дань в виде вооруженных отрядов и

включали их в свою армию, не опасаясь бунта.

 

До сих пор ученые не пришли к единому мнению об общественном строе

Хатти. Ни в одном из обнаруженных за полтораста лет текстов не

говорится впрямую, были ли в стране хеттов рабы. Десятилетиями

советские ученые спорили, считать или нет "слуг", постоянно

упоминавшихся, особенно в юридических сводах, рабами. Многие историки

склонялись к тому, что форма существования "слуги" скоРее подходит под

понятие "крепостнической" зависимости °т хозяина. Если бы только от

хозяина!.. Ученые, сами фак^ тически закрепощенные государством,

словно не замечали, что больше половины хозяйственного уклада страны

датти составлял социалистический, государственный ук1ЭД- При

недостаточном развитии производительных сил, Рактер производственных

отношений у хеттов и впрямь ^номенальный. Например, соответствующая

служба, как ^дарственный институт принадлежащая царю, на целый месяц посылала жителей страны на сельскохозяйственные работы! Правда,

в отличие от "самой лучшей из стран" где студенту или инженеру

получить освобождение от сельхозповинности можно было лишь по причине

болезни, хетты давали освобождение всем, "у кого сквозь ворота во

дворе виднелось вечнозеленое дерево". Имелась в виду необходимость

ухаживать за этим растением в то же самое время, когда государству

требовалось ухаживать за государственными деревьями! Попробовал бы

кто-нибудь в недавнее советское время, дабы не ехать "на картошку", в

качестве аргумента выдвинуть наличие у него личного дачного участка с

картофельным клином!..

 

Хеттский царь содержал множество государственных предприятий, очень

похожих на совхозы (до колхозов, слава Богу, не додумался!.. Впрочем,

были общинные земли). Они назывались "домами" - "дома дворца", "дома

богов" (храмы, - а вспомните, сколько было у хеттов богов?), "каменные

дома" (видимо, храмы, посвященные погребальным ритуалам), "дома царя",

"дома царицы" и так далее. Во всех этих "домах" необходимо было

работать. Рабочих рук наверняка не хватало: хетты, не слишком

грабившие побежденных, вряд ли были богаты, и использовать постоянную

рабочую силу царю было трудновато. Вот и придумал повинность для всех

жителей, что не могли достать и в одну ночь высадить на участке

дерево, да еще вечнозеленое. Впрочем, насколько мог, рабочую силу царь

"закупал": расселяя тех же самых пленных или репатриантов. он давал

каждой семье участок, оплачивал строительстве1 дома, подсобных

хозяйственных сооружений, покупку тягловой силы и домашних животных -

коровы, овцы, козы (причем, конечно, не в единственном числе каждого

вида) За это "слуга" должен был отработать не менее, скажем, тридцати

лет на государственном предприятии. Правда, существует мнение, что,

когда изработавшийся "слуга" °т' ходил от активной трудовой

деятельности, все, ч".'М °н был наделен от царя, отбирали. Но, скорее всего, это заблуждение

ученых, и в ближайшие пятьдесят-сто лет хеттология все поставит на

места. Как бы то ни было, вот это прикрепление неимущих пленников к

земле и было "хетгской крепостью", той самой "феодальной" кабалой.

"Домов" в хеттском государстве было множество, и населяло их множество

неполноправных людей. Кстати, "слуга", провинившись, выплачивал,

согласно уголовному и гражданскому кодексам, зафиксированным в

глиняных табличках, ровно половину ущерба в сравнении с тем, если бы

ущерб (государству или частному лицу) был нанесен человеком

полноправным.

 

Особым почетом и привилегиями в стране Хатти пользовались "люди

орудия". Это ремесленники - гончары, кузнецы-металлурги, ювелиры и т.

д., то есть люди, занимавшиеся каким-либо ремеслом и использовавшие

конкретное орудие - ткацкий станок, плавильную печь или гончарный

круг. Они не считались "слугами", они назывались "хозяевами".

 

Население страны представляло собой, можно сказать, содружество наций.

Хеттов, быть может, и хотелось бы обвинить в чем-либо, но уж только не

в национализме. Одной только официальной письменности в стране Хатти

Ученые различают восемь видов! Разнятся они не по способу письма (хотя

их тоже два - иероглифический и клинописный), а по языкам. К тому же в

этих восьми широко применялась так называемая "аллография" -

использование в тексте совершенно чужих всем восьми языкам слов и

начертаний, например из шумерской письменности. Причем писцы применяли

подобный способ написания как скоР°пись: им было легче начертать

шумерский знак для шулерского понятия, чтобы читатель догадался вместо

шуМерского прочесть свое слово, писать которое значительно больше.

Таким образом, вырисовываются сразу два совпадения с советской страной

- широкий интернационализм и всеобщая грамотность. Правда, хетты, судя по всему знали иностранные

языки значительно лучше советских людей, владевших ими в большинстве

своем "со словарем". А со временем скоропись с применением чужих слов

стала правилом, поэтому современные ученые столкнулись с большими

трудностями при расшифровке хеттских текстов: некоторых слов из

хеттского языка они просто не знают, - так переусердствовали писцы по

сырой глине заточенным стилом, настолько облегчили задачу себе, что

теперь хеттологам прочтение слов "овца", "женщина", "медь" и прочих

по-хеттски не под силу.

 

Хетты общались со всем миром. Киприоты были вассалами царей страны

Хатти, Микены не чуждались общения и торговли. С великим Египтом,

после ряда "встреч" далеко не дружественного характера и крупной

победы в Кадете при реке Оронт над войсками Рамзеса И, хетты заключили

договор о вечной дружбе и взаимопомощи и действительно "обменивались"

даже принцами и принцессами, то есть "дружили домами". Более

ортодоксальный Египет не мог до конца понять "широкой души" хеттов,

поскольку интернационализм в Египте выражался разве что в применении

рабочей силы иноземцев-рабов, которая не ценилась ни во что. А вот от

принцев и принцесс не отказывался: похоже на то, что царица Тейе и ее

высокопоставленный брат были хеттами. С нее-то и с мужа ее Аменхотепа

III и началось сближение значения для государства царя и царицы. Она

первая, а за ней Нефертити, Анхесенпаамон - стали непосредственно

участвовать в государственных делах и по праву изображаться на троне

рядом с фараоном. Роль женщины в стране Хатти очень приближалась к

роли мужчины. Можно сказать, там было почти равноправие. Как и у нас:

не отбирая у нее исконных и привычных обязанностей вроде стирки,

уборки и кухни, мы милостиво (и давно!) разрешили женщине работать

наравне с мужчиной у станка и на стройке. А есть еще женщины-пилоты!..

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)