АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История иайдо провинции Тоса

Читайте также:
  1. Heilsgeschichte (История спасения)
  2. I. История болезни
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
  5. VIII. История и психология
  6. Антропология и история
  7. Без предварительного установления точного текста не может существовать ни история, ни теория литературы.
  8. Библейская история о динозаврах разительно отличается от эволюционной, и в ней нет никакой загадочности.
  9. Глава 1 Этикет как ценность культуры: история и современность
  10. Глава 1. ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ИХ ХАРАКТЕРА
  11. Глава 1. История развития института третьих лиц в арбитражном процессе.
  12. Глава VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ

С точки зрения японской культуры история и генеалогия являются, в особенности в области искусств (гэйдо), в том числе и боевых (будо), организованных в стили, или школы (рюха). Если посмотреть по разным источникам, можно увидеть, что генеалогия стиля всегда включается не только в издаваемые книги, но и в документы, передаваемые при выдаче дипломов. Поэтому я считаю, что каждый занимающийся должен точно знать свое место в этой генеалогии, а для этого как минимум надо знать ее.

В данной статье речь пойдет об истории и генеалогии стилей Мусо дзикидэн эйсин-рю и Мусо синдэн-рю, которые наиболее широко распространены в Японии и за ее пределами, а также немного об иайдо Всеяпонской федерации кэндо. Не ограничиваясь (как это обычно делается в литературе) предшественниками только моих учителей, я хотел бы сказать и о других известных современных мастерах, имена которых можно встретить, например, в литературе и в Интернете. По мере возможностей, как вы увидите, если посмотрите на генеалогическое древо этих стилей, я постараюсь упомянуть и другие родственные стили.

Возникновение иай

Вопреки распространенному мнению, как утверждают современные историки, меч никогда не был основным оружием на поле боя. Тем не менее, как вспомогательное оружие на войне и основное — в мирное время, зачастую именно он решал, жить или умереть его владельцу в самых разных ситуациях. Поэтому, когда стали формироваться школы боевых искусств, именно меч занимал в них центральное место либо как изучаемое оружие, либо как наиболее вероятное вооружение противника. Одним из элементов владения мечом была техника иай, или батто — быстрого извлечения меча из ножен и быстрой атаки или контратаки в различных условиях.

Существуют разные предположения относительно происхождения иай. Согласно одному из них, если у воина в бою ломалось копье или алебарда, он должен был быть готов выхватить меч и продолжать сражение. Согласно другому, такая техника была необходимой и в мирное время, когда постоянно существовала опасность подвергнуться внезапному нападению. Наконец еще одна теория видит в качестве исходной цели иай опережающую атаку или атаку из засады. С учетом сохранившейся до наших дней техники разных школ, видимо, как раз два последних взгляда и следует считать правильными.

Наиболее ранними среди стилей, включавших в свою программу иайдзюцу, были Тэнсинсё-дэн катори синто-рю (ок. 1447 г.), Такэноути-рю (ок. 1532 г.) и Тацуми-рю (ок. 1550 г.), однако точно неизвестно, появилась ли у них эта техника с самого начала. Иайдзюцу позволяло изучающим эти стили практиковать технику в одиночку и с настоящим мечом (в парных тренировках использовался деревянный меч — боккэн), а также отрабатывать действия для определенных специфических ситуаций. В этом плане иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу (в некоторых стилях, например, в Касима син-рю до сих пор иай — это лишь раздел в кэндзюцу).

Хаясидзаки Сигэнобу и Синмэй мусо-рю

Однако те стили, которые сейчас в первую очередь определяют популярное представление об иайдо, появились позже, в конце периода междоусобных войн Сэнгоку дзидай и в начале мирной эпохи Токугава, и восходят к одному человеку, часто называемому отцом иай. Этот человек, Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, родился в провинции Сагами (нынешняя префектура Канагава) где-то между 1542-м и 1549-м годами. Согласно распространенной легенде (вообще, о его жизни сохранилось больше легенд, чем достоверных сведений), он должен был отомстить за убийство своего отца, но не мог рассчитывать на победу в открытом поединке с опытным фехтовальщиком. Проведя длительное время в изнурительных тренировках в храме Хаясидзаки, Дзинсукэ постиг технику мгновенного выхватывания меча и, бросив вызов убийце, зарубил его прежде, чем тот успел достать свой меч.


Прижизненный портрет Хаясидзаки Сигэнобу

Считается, что техника, созданная им, была рассчитана на использование подвешенного к поясу меча тати длиной 3 сяку 3 сун, а также короткого (чуть меньше сяку) заткнутого за пояс меча косигатана. Если современный раздел Мусо синдэн-рю, исходно восходящий к этой технике, сохранил ее особенности, она была чрезвычайно простой и потому эффективной, ориентированной на неожиданные атаки из различных, на первый взгляд непригодных для этого, положений.

У Хаясидзаки было много учеников, чему способствовало его путешествие по стране (муся сюгё). В конце жизни, когда ему было около 70-ти лет, он отправился во второе странствие, откуда больше не вернулся. Предполагают, что он умер 3 года спустя, в 1621-ом году. Храм Хаясидзаки-дзиндзя в префектуре Ямагата (на севере Японии) теперь посвящен иайдо.


Внутреннее помещение храма Хаясидзаки иай дзиндзя

Сам Хаясидзаки называл свой стиль Синмэй мусо-рю и считается основателем для нескольких сохранившихся до сих пор стилей (наиболее близкими к нему, как мне кажется, остались Хаясидзаки мусо-рю и Синмусо хаясидзаки-рю). Многие из его учеников также основали свои стили, в том числе Тамия-рю, Мураку-рю, Итиномия-рю, Сэкигути-рю и другие. Еще несколько современных стилей ведут свою генеалогию от мастеров, изучавших технику того или иного стиля из линии Хаясидзаки.

Система наследования

Для лучшего понимания некоторых запутанных аспектов истории рассматриваемых ниже стилей следует сказать несколько слов о системе передачи знаний и наследования.

В большинстве источников по истории Мусо дзикидэн эйсин-рю и Мусо синдэн-рю генеалогия представлена в виде последовательности сменявших друг друга сокэ. Слово «сокэ» обозначает «глава семьи», и это понятие уходит далеко в историю и не связано изначально с боевыми искусствами. В Японии этим словом или словом «иэмото» сначала называли глав школ таких искусств, как садо (чайная церемония) или театра но. Сама система в этих школах предполагала, что их глава один владеет полными знаниями, а все его ученики, даже получив право преподавать, делают это от его имени, перечисляют ему часть дохода от своей деятельности, и вообще полностью зависят от него. Только один из учеников, обычно родной или специально для этого усыновленный ребенок, получал все необходимые знания и становился новым сокэ. Такая система называется системой неполной передачи, и, когда говорят о сокэ в боевых искусствах, обычно предполагают именно такую систему. Она, действительно, встречается, но очень редко.

В будо же более распространена система полной передачи, при которой ученик, добившийся достаточных для этого успехов в изучении техники, получал от учителя все секреты стиля и уходил от него с полным правом преподавать стиль от своего имени. При этом часть новых мастеров предпочитала давать своим стилям новые имена, зачастую с добавлением своего имени с суффиксом «-ха» (как, например, знаменитый стиль кэндзюцу Оно-ха Итто-рю, основателем которого был Оно Тадааки) или просто с модификацией названия исходного стиля (как отделившийся от Оно-ха Итто-рю стиль Итто сёдэн муто-рю). Другие же могли преподавать и с использованием старого имени, если на это не было возражений со стороны учителя; а их часто не было, напротив, некоторые стили ставили своей доктриной распространение через новые поколения мастеров из разных провинций.

Получение полной передачи обычно в разных стилях сопровождается вручением диплома мэнкё кайдэн («сертифицированная полная передача»). Мастер такого уровня обычно считается полноправным (и равноправным по сравнению с другими обладателями мэнкё кайдэн) наследником стиля. В контексте рассматриваемых здесь стилей документом, удостоверяющим полную передачу (по крайней мере, в 20-м веке), является свиток конгэн-но маки.


Отрывок свитка конгэн-но маки, выданного Мори Сигэки в 1926-ом году за подписью Оэ Масамити

Ранняя генеалогия Синмэй мусо-рю

После Хаясидзаки каждый из его учеников продолжил свою линию, что и привело в итоге к такому множеству стилей, восходящих именно к нему. Можно достаточно уверенно утверждать, что генеалогия этого периода в той линии, о которой мы будем говорить, была зафиксирована гораздо позже, а в это время передача знаний шла без формального института сокэ, хотя, вероятно, сопровождалась вручением достойному ученику диплома мэнкё кайдэн.

Зафиксированная линия наследования приведена в виде подробной, но, разумеется, неполной генеалогии. В дальнейшем мы будем останавливаться лишь на тех фигурах, которые оказали более или менее существенное влияние на развитие иайдо.

Непосредственным наследником Хаясидзаки считается Тамия Сигэмаса (или Наримаса, основатель Тамия-рю). О нем известно, что он обучал фехтованию первых трех сёгунов Токугава, а значит, был довольно известным мастером. Однако в целом история этого периода весьма запутана, а о мастерах практически ничего не известно, нет даже достоверных дат жизни. В некоторых источниках утверждается, что мастера 5-го и 6-го поколений Арикава Мунэцугу и Банно Нобусада состояли на службе у Тоётоми Хидэёси, что делает их современниками Хаясидзаки. Весьма вероятно, что период обучения в это время был очень коротким, но это вполне типично для большинства школ этого периода.

Хасэгава Эйсин

Мастер шестого поколения Банно Нобусада преподавал иайдзюцу в Эдо (нынешний Токио), где у него обучался Хасэгава Тикараносукэ Эйсин, один из наиболее важных персонажей в истории Мусо дзикидэн эйсин-рю. Хасэгава не только в совершенстве освоил технику иай, он был также мастером копья и дзюдзюцу. Известный исследователь боевых искусств Донн Дрэгер называет его мастером 19-го поколения в стиле Мусо дзикидэн-рю, генеалогия которого, однако, весьма сомнительна и выглядит просто как список всех известных мастеров разных времен.

Хасэгава переработал всю технику Синмэй мусо-рю для использования с заткнутым за пояс мечом утигатана, а также разработал свой собственный стиль иай Хасэгава эйсин-рю, в котором явно прослеживается влияние дзюдзюцу. В том виде, в каком они существуют сейчас, техники Хасэгава эйсин-рю включают освобождения от захватов рукояти и ножен, броски при помощи клинка и другие элементы.


Редкая историческая иллюстрация техники Такиотоси из Хасэгава эйсин-рю

Как и в случае с его предшественниками, даты жизни Хасэгава точно неизвестны. Обычно его деятельность относят к началу 18-го века, однако некоторые источники утверждают, что он получил титул мусо («не имеющий равных») от Тоётоми Хидэёси после демонстрации ему своего мастерства. С учетом данных о более поздних мастерах, видимо, он жил где-то в первой половине 17-го века.

Три стиля Тоса иай

Официально наследником Хасэгава считается Араи Киёнобу, но гораздо большее влияние на развитие стиля оказал другой его ученик Омори Рокуродзаэмон Масамицу. По какой-то причине Омори не поладил с Хасэгава и был изгнан из его школы. Он продолжил заниматься фехтованием уже в школе Синкагэ-рю и вскоре основал свой стиль Омори-рю, адаптировав изученные им техники к формальному положению сэйдза, которое он позаимствовал в школе этикета Огасавара-рю. До этого вся техника была основана на положении стоя или сидя в татэхидза (положение сидя на одной ноге с поднятым правым коленом). Нововведение Омори оказалось очень популярным, и сейчас, несмотря на многочисленных критиков, многие стили практикуют иай из сэйдза.

Омори вместе с Араи обучал будущего мастера 9-го поколения Хаяси Моримаса. Хаяси, уроженец провинции Тоса (сейчас префектура Коти на о. Сикоку), был высокопоставленным вассалом у даймё 4-го поколения Яманоути Тоёмаса, но иай изучал в Эдо, когда его господин приезжал в столицу согласно требованиям сёгуната Токугава. Он высоко оценил техники Омори-рю и стал преподавать их в Тоса в качестве начального раздела перед Хасэгава эйсин-рю и Синмэй мусо-рю. Среди изучавших эти 3 стиля были и сами даймё, и вскоре они получили статус отомэ-рю, т. е. официальных стилей клана, которые запрещено преподавать за пределами провинции. Иногда их вместе называют Тоса иай или Тоса эйсин-рю.

Хаяси Моримаса оставил потомкам трактат «Хидэнсё» («Записки о тайной передаче»). Считается, что именно здесь была впервые закреплена генеалогия первых поколений. После него еще несколько поколений семьи Хаяси практиковали и преподавали Тоса эйсин-рю.

Разделение на две ветви

Мастером 11-го поколения стал Огуро Киёкацу, но после него, где-то на рубеже 18-го и 19-го веков, стиль разделился на две ветви, которые привели в итоге к образованию современных стилей Мусо синдэн-рю и Мусо дзикидэн эйсин-рю. Трудно точно сказать, чем было вызвано это разделение, но сложившаяся в результате него ситуация характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, одна из ветвей, названная впоследствии Симомура-ха, получила распространение в столице провинции, городе Коти, а другая, Танимура-ха,— в сельской местности, среди госи (самураев-земледельцев). Из-за этого Симомура-ха часто называют более престижной, что не совсем верно, так как сами даймё Яманоути брали себе учителей из обеих ветвей. Во-вторых, раскол не был абсолютным, так как известно, что большинство мастеров обучались техникам обеих ветвей. Таким образом, продолжалось их взаимное проникновение, что позволяет считать их в это время по-прежнему одним стилем.

Симомура-ха

Официальную историю ветви Симомура-ха до начала 20-го века можно найти на любом сайте учеников современного стиля Мусо синдэн-рю в интернете. До нашего времени дошли также и сведения о том, какую технику изучали в этой ветви. Масаока Кадзуми, о котором еще пойдет речь позднее, цитирует мокуроку (перечисление техники) из трактата мастера 13-го поколения Ямакава Юкио «Синдэн-рю хиссё» («Секретные записки о Синдэн-рю»). В нем помимо 11-ти ката Омори-рю, 10-ти ката Эйсин-рю и 22-х ката Сигэнобу-рю (другое распространенное название Синмэй мусо-рю) названы 5 парных разделов (общим числом 45 ката), бодзюцу (техника длинного шеста) Итабаси-рю (13 ката) и явара (т. е. дзюдзюцу) Нацубара-рю (63 ката). Выходит, в это время школа фехтования в провинции Тоса обеспечивала весьма всестороннюю подготовку. А главное, даже программа собственно иай включала больше парных ката, чем одиночных. При этом три из пяти парных разделов записаны как Сигэнобу-рю, т. е., по сути, возводятся ко времени Хаясидзаки.


Одна из парных ката в исполнении современных мастеров Мусо дзикидэн эйсин-рю

Ученик Ямакава и мастер 14-го поколения Симомура Садамаса дал свое имя всей ветви и воспитал несколько известнейших мастеров, в том числе Юкимунэ Садаёси, Цубоути Нагатоси, Хосокава Ёсимаса и Оэ Масамити. Все они в разных источниках называются наследниками Симомура-ха в 15-м поколении, т. е., по-видимому, все получили от Симомура мэнкё кайдэн. «Бугэй рюха дайдзитэн», справочник по школам традиционных боевых искусств, указывает поколение только при фамилии Юкимунэ и его наследника и проводит линию Симомура-ха через Цубоути Нагатоси, Симамура Тадаси и затем Хосокава Ёсимаса (они же, но в другом порядке, упомянуты в последней книге Дандзаки Томоаки). Однако наиболее часто можно встретить упоминание самого Хосокава в качестве мастера 15-го поколения.

Интересно, что и в более ранней книге Дандзаки Хосокава Ёсимаса назван 15-м поколением, как это и утверждает большинство источников по истории Мусо синдэн-рю. Однако в более поздней работе он признает перед ним еще два поколения, в результате чего Хосокава становится 17-м. По-видимому, это связано с тем, что Хосокава обучался сразу у нескольких мастеров и линию наследования можно проводить по-разному. Складывается впечатление, что в официальной истории стиля Мусо синдэн-рю, основателем которого считается ученик Хосокава Накаяма Хакудо, предпочтение отдается более короткому пути; не исключено, что это связано с большим престижем большего приближения к Хаясидзаки. Однако в опубликованном несколько лет назад в японском журнале по кэндо документе, подписанным самим Накаяма, перед фамилией Хосокава стоит именно число 17.

Согласно некоторым источникам, Хосокава Ёсимаса был также членом национального парламента и мастером, известным даже за пределами Тоса. Первая известная фотография иайдо Тоса эйсин-рю запечатлела его в момент выполнения нукицукэ (удара на выхвате).


Нукицукэ в исполнении Хосокава Ёсимаса

Другой мастер, Юкимунэ Садаёси, независимо от его формального статуса был очень влиятельной фигурой, и поэтому его иногда называют серым кардиналом Тоса эйсин-рю. Кроме того он был замечательным мастером, и во время публичных демонстраций именно он был объектом внимания зрителей. Несмотря на распространенное мнение, что Симомура-ха дала рождение стилю Мусо синдэн-рю и канула в небытие, наследники Юкимунэ до сих пор практикуют иай под названием Симомура-ха.

Танимура-ха

Параллельно с Симомура-ха шло развитие другой ветви, Танимура-ха, которая получила свое название в честь мастера 15-го поколения Танимура Ёрикацу. Он и Симомура были современниками (оба жили в середине 19-го века), и, вероятно, именно в это время возникла необходимость различать и как-то называть две ветви. Танимура был учителем последнего даймё провинции Тоса Яманоути Ёдо, который, в свою очередь, был советником последнего сёгуна Токугава Ёсинобу. В немалой степени по рекомендации своих советников Ёсинобу в 1868-ом году без сопротивления вернул всю полноту власти императору, завершив более чем 250-летнее правление династии Токугава.

Наследником Танимура был Гото Магобэй Масасукэ, обучавший, в свою очередь, всех мастеров следующего, 17-го поколения. Иногда можно встретить упоминание о Гото-ха, т. е. ветви Гото.

Оэ Масамити и его основные ученики

После реставрации императора Мэйдзи и запрета на ношение мечей наступил тяжелый этап в развитии японских боевых искусств, однако, не будучи в центре политической жизни, провинция Тоса оказалась не сильно затронутой. К началу 20-го века помимо уже упоминавшихся мастеров Симомура-ха Юкимунэ и Хосокава активное преподавание вели ученики Гото Моримото Токуми и Оэ Масамити.


Оэ Масамити Сикэй (1852-1927)

Согласно наиболее авторитетному из современных исследователей Тоса эйсин-рю Ивата Норикадзу, Оэ стал наследником Симомура-ха, после чего перешел в Танимура-ха и получил конгэн-но маки и в ней. Он стал первым, кто открыл изучение Тоса эйсин-рю для всех жителей провинции и реорганизовал техники в рамках единого стиля, дав ему имя Мусо дзикидэн эйсин-рю, или «не имеющая равных, передаваемая по прямой традиция Эйсина». В этот стиль вошли 3 раздела одиночных ката, соответствующие старым техникам Омори-рю, Хасэгава эйсин-рю и Синмэй мусо-рю, а также дополнительный раздел Бангай из трех (или четырех) комбинированных техник и парные разделы ката.

В связи с таким открытым стилем преподавания у Оэ было гораздо больше учеников, чем у предыдущих мастеров, по крайней мере, линии многих из них продолжаются до наших дней. Однако все из них были коренными жителями Тоса, потому что в это время Тоса эйсин-рю продолжал оставаться стилем, закрытым для преподавания посторонним.


Оэ Масамити (первый ряд, в центре) со своими учениками, 1923-й год

После смерти Оэ от рака в 1927-ом году все документы официального наследства перешли к 36-летнему Хогияма Намио, хотя в литературе можно встретить заявления о том, что это произошло случайно. О Хогияма неизвестно почти ничего, так как он умер в 1935-ом году, пробыв во главе Мусо дзикидэн эйсин-рю всего 8 лет. Вслед за ним школу возглавил другой ученик Оэ Масамити и старший современник Хогияма Фукуи Харумаса. Интересно, что в это время несколько учеников Оэ работали вместе (в частности, Ямамото Такудзи и Таока Дэн), и никто из них, по воспоминаниям их учеников, не претендовал на главенство в стиле.

Распространение Мусо дзикидэн эйсин-рю и создание Всеяпонской федерации иайдо

Популяризация Мусо дзикидэн эйсин-рю началась с того времени, когда стиль унаследовал мастер 20-го поколения Коно Хякурэн. Это был первый мастер, который не был уроженцем Коти, и это привело к серьезному недовольству со стороны «местных» мастеров. Коно Хякурэн, пытаясь популяризовать иай, в начале 50-х годов 20-го века предложил вновь созданной Всеяпонской федерации кэндо включить иай в программу преподавания этой федерации, однако получил отказ. В результате его усилиями и усилиями мастеров других школ была создана Всеяпонская федерация иайдо (ВЯФИ), а сам Коно стал ее президентом. К сожалению, после его смерти некоторые его ученики решили возглавить свои федерации, и так образовались Японская федерация иайдо и Великояпонская федерация иайдо, которые и сами продолжают дробиться до сих пор. Эти линии не представлены в генеалогической таблице.


Коно Минору Хякурэн (1897-1974)

Здесь следует заметить три интересных факта. Во-первых, утверждается, что Коно Хякурэн был первым, кто называл себя сокэ. До него фактов использования этого титула неизвестно. Во-вторых, хотя все источники в один голос называют Коно главой Мусо дзикидэн эйсин-рю в 1954-ом году, когда была создана ВЯФИ, известно, что его предшественник Фукуи Харумаса был в это время жив и вел активное преподавание в том числе и за пределами Коти. Он также участвовал в работе Всеяпонской федерации иайдо и получил от нее титул ханси (высшую преподавательскую степень). В-третьих, впервые за почти 300 лет Коно добавил к технической программе стиля новый раздел, Баттохо для раннего обучения тативадза (техникам стоя). Этот раздел практикуют сейчас только в рамках ВЯФИ и отколовшихся от нее федераций.

В настоящее время главой Мусо дзикидэн эйсин-рю и президентом ВЯФИ является мастер 22-го поколения Икэда Такаси. Центром этой ветви иайдо стал клуб Сэйтокай, и иногда можно встретить название «Сэйтокай» как название всей ветви ВЯФИ. Один из старших инструкторов и вице-президент ВЯФИ Эсака Сэйгэн (ханси 10-й дан) хорошо известен в Европе, где он регулярно проводит семинары. В России технику Сэйтокай практикуют в нескольких клубах Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей, где семинары проводит живущий в Финляндии Мацуой Юдзи.


Икэда Такаси Сэйко

Другие ветви Мусо дзикидэн эйсин-рю

Как было сказано выше, никто из учеников Оэ Масамити не претендовал на старшинство, поэтому говоря здесь о разных ветвях, я имею в виду те, которые упоминаются сейчас в литературе и, скорее всего, «сформировались» задним числом. Кроме того, я не стал включать в генеалогию тех, о которых практически ничего не известно, и которые не оставили до нашего времени более или менее многочисленных учеников.

Зачастую известность той или иной группы определяется тем, что ее представители организуют семинары за границами Японии или пишут книги, где приводят историю и генеалогию именно своей ветви. Так, благодаря книге Симабукуро Масаюки “Flashing Steel: Mastering Eishin-Ryu Swordsmanship” получила известность группа Дзикисинкай, настаивающая на том, что в ней практикуют не иайдо, а иайдзюцу. Она восходит к Масаока Кадзуми, и сейчас ее возглавляет мастер 20-го поколения Миура Такэюки.

В рамках Всеяпонской федерации кэндо довольно многие практикуют так называемую Харусукэ-ха. Она названа по имени Ямамото Харусукэ, который помимо Оэ учился и у мастеров Симомура-ха, в том числе у Накаяма Хакудо, что породило несколько модифицированную технику в этой ветви. Одним из старших мастеров этой ветви был многократный чемпион Японии по иайдо Харуна Мацуо, а после его смерти в 2002-ом году преподавание за границей ведет его ученик и мой первый японский инструктор Осита Масакадзу (кёси 7-й дан иайдо).


Харуна Мацуо (1926-2002)

Еще одна ветвь восходит к Яманоути Тоётакэ, ученику Оэ и потомку рода даймё из Тоса. Эта ветвь характеризуется использованием длинных и тяжелых мечей и довольно специфической техникой, и говорят, что такое специфическое исполнение было свойственно стилю, которому обучали даймё и которое получило наименование тоносама-но иай. В настоящее время главой этой ветви, ассоциированной с престижной организацией Нихон кобудо кёкай и носящей название Комэй-дзюку, является Сэкигути Такааки.


Сэкигути Такааки

Наконец, следует упомянуть об еще одном современном мастере, обладателе конгэн-но маки от двух учеников Оэ (Ямамото Такудзи и Мори Сигэки) и одном из самых авторитетных инструкторов Мусо дзикидэн эйсин-рю Ивата Норикадзу (ханси 8-й дан ВЯФК). Сейчас он возглавляет относительно независимую организацию Росюкай, которая имеет представительства в нескольких городах Японии, а также в Англии, Ирландии и Канаде.


Ивата Норикадзу

Накаяма Хакудо и создание Мусо синдэн-рю

Возвращаясь к Симомура-ха, мы должны обратиться к младшему современнику Оэ Масамити, уже упоминавшемуся Накаяма Хакудо. Накаяма изучал и добился успехов в Синдо мунэн-рю кэндзюцу, Мураку-рю иайдзюцу и Синто мусо-рю дзёдзюцу, но постоянно стремился к совершенствованию на пути иай, для чего отправился в Тоса. Однако ни Оэ Масамити, ни Юкимунэ Садаёси не согласились взять его в свои ученики, мотивируя свой отказ тем, что Накаяма не был уроженцем Тоса. Наибольшее, чего он смог добиться,— это получить разрешение наблюдать за тренировками Оэ. Позднее, путешествуя от зала к залу, Накаяма смог поступить в обучение к Моримото Токуми и познакомился с основами Тоса эйсин-рю, однако постичь глубинные секреты этого стиля ему не удавалось.


Накаяма Хакудо (1869-1957)

По некоторым источникам только в 1916-ом году Хосокава Ёсимаса дал свое согласие на обучение Накаяма в обмен на клятву не передавать эти знания никому, даже ближайшим родственникам, кроме единственного наследника. В 1922-ом, опасаясь, что скоро умрет, Хосокава передал Хакудо полное посвящение, однако еще несколько лет Накаяма называл то, чему учил, Хасэгава эйсин-рю, не используя название Мусо синдэн-рю, которое его учитель употребляли как альтернативное названию Симомура-ха.

Говорят, что в это время, если Накаяма практиковал секретные разделы техники, он делал это за ширмой, не только не объясняя, но и не показывая эту технику своим ученикам. Только в 1937-ом году, когда Япония активизировала военные действия на материке, по какой-то причине он принял решение начать открыто преподавать технику Тоса эйсин-рю в полном объеме.

Накаяма Хакудо получил высший титул ханси в трех дисциплинах, кэндо, иайдо и дзёдо, от единственной до войны организации, ведавшей выдачей таких лицензий, Дай Нихон Бутокукай. Однако нельзя сказать, случилось ли это до того, как он постиг секреты Мусо синдэн-рю или позже.

Ученики Накаяма

Накаяма Хакудо был очень продуктивным инструктором и воспитал множество талантливых учеников, а те, в свою очередь — своих. Однако никто из них не стал единственным наследником Мусо синдэн-рю, поэтому сейчас этот стиль существует в виде техник, преподаваемых отдельными мастерами относительно независимо друг от друга. После смерти Накаяма в 1958-ом году его ученики приняли решение отныне называть этот стиль только Мусо синдэн-рю. Сейчас это самый распространенный стиль корю иай (старых стилей иай) в Японии и в мире.

Среди известных мастеров первых двух поколений Мусо синдэн-рю можно назвать Ямацута Дзюкити, Дандзаки Томоаки (его ветвь — одна из немногих, где преподают парные разделы в полном составе), Курода Ититаро (преимущественно от него идет техника Мусо синдэн-рю в Европейской федерации иайдо) и Такада Гакудо (известный своими семинарами в Финляндии, Швеции и Эстонии).


Дандзаки Томоаки

К сожалению, я не смог точно установить место в генеалогии Мусо синдэн-рю мастера, начавшего преподавать иайдо в России, многократного чемпиона Японии по иайдо Идэ Кацухико (ханси 8-й дан ВЯФК). Идэ-сэнсэй оказал значительное влияние на становление и развитие иайдо в нашей стране.


Идэ Кацухико (1935-2005)

Создание иайдо ВЯФК

Как уже было сказано, в 50-х годах Коно Хякурэн получил от Всеяпонской федерации кэндо отказ в ответ на предложение практиковать иайдо в рамках этой федерации. Однако несколько лет спустя руководство ВЯФК пересмотрело свое решение, на что, несомненно, повлиял тот факт, что вновь разрешенное после Второй мировой войны кэндо все больше и больше стало отдаляться от принципов использования настоящего меча. В 1967-ом году была создана комиссия, перед которой стояла цель создать набор ката, доступных для изучения без глубокого погружения в корю и включающих основные элементы фехтования. Возглавил эту комиссию Масаока Кадзуми (в русском переводе руководства «Иаи Всеяпонской федерации кендо» он ошибочно назван Масаока Кацудзанэ), а из других упоминавшихся выше мастеров в нее вошли Ямамото Харусукэ, Ямацута Дзюкити и Дандзаки Томоаки. В результате в 1969-ом году были публично представлены 7 ката так называемого набора сэйтэй иай. В 1980-ом и 2001-ом годах этот набор был расширен до 10-ти и 12-ти ката, соответственно.


Масаока Кадзуми (1896-1973)

Приложение А. Использованная литература

Вататани Киёси и Ямада Тадаси (ред.), Бугэй рюха дайдзитэн, Токё копии сюппанбу, 1978.

Дандзаки Томоаки, Иай: соно риай то синдзуй, Тайику то супоцу сюппанся, 1988.

Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иай (кайсэцу), Дзэн Нихон кэндо рэнмэй, 2001. Рус. перевод: Иаи Всеяпонской федерации кэндо, НУ КБИ Сёбукай, 2006.

Ивата Норикадзу, Корю иай-но хондо: дзэнкай Мусо дзикидэн эйсин-рю, Суки дзянару, 2002.

Идэ Кацухико, Иайдо: косюкай сирё, не изд., 2003. Рус. перевод: Идэ Кацухико, Материалы семинара по иаидо, НУ КБИ Сёбукай, 2004.

Камо Дзисаку, Мусо дзикидэн эйсин-рю: иайдо, Айрюдо, 2002.

Кё Итисукэ, Иайдо: Мусо синдэн-рю, Айрюдо, 2004.

Кё Итисукэ, Иайдо синан: Мусо дзикидэн эйсин-рю, Айрюдо, 2005.

Митани Ёсисато и Митани Тэруо, Сёкай иай: Мусо дзикидэн эйсин-рю, Суки дзянару, 1986.

Нанно Тэрухиса, Мусо дзикидэн эйсин-рю иайдо обоэгаки, Бунгэйся, 2004.

Нихон кобудо кёкай, Нихон кобудо соран, Симадзу сёбо, 1997.

Осано Дзюн, Корю бугэй тё, Айрюдо, 2001.

Ямацута Дзюкити, Мусо синдэн-рю: иайдо, 2е изд., Айрюдо, 2000.

Armstrong, Hunter, “The Koryu Bujutsu Experience” / Diane Skoss (ed.), Koryu Bujutsu: Classical Warrior Traditions of Japan, vol. 1, Koryu Books, 1997.

Babin, Richard W., Kamimoto-Ha Techniques of Muso Shinden Ryu, Paladin Press, 2003.

Bodiford, William M., “Soke: Historical Incarnations of a Title and its Entitlements” / Diane Skoss (ed.), Keiko Shokon: Classical Warrior Traditions of Japan, vol. 3, Koryu Books, 2002.

Draeger, Donn F., Classical Budo: The Martial Arts and Ways of Japan, vol. 2, Weatherhill, 1973.

Draeger, Donn F., Classical Bujutsu: The Martial Arts and Ways of Japan, vol. 1, Weatherhill, 1973.

Fujita Tadashi, Musoushinden Ryu Kuden, Tokyo Binding-Printing Co. Ltd., 2000.

Réniez, Jean-Pierre, Muso Shinden Ryu Iaido (Chuden — Hasegawa Eishin Ryu), Shobukan, 1995.

Shimabukuro Masayuki, and Leonard J. Pellman, Flashing Steel: Mastering Eishin-ryu Swordsmanship, Frog Ltd., 1995.

Suino, Nicklaus, The Art of Japanese Swordsmanship: A Manual of Eishin-Ryu Iaido, Weatherhill, 1994. Рус. перевод: Суино, Никлаус, Искусство японских мастеров меча: Руководство по Иайдо Эйсин-рю, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Taylor, Kim A., Eishin-ryu: Kim’s Big Book of Iaido, vol. 4, University of Guelph Iaido, 1993.

Taylor, Kim A., Oku iai: Kim’s Big Book of Iaido, vol. 5, University of Guelph Iaido, 1994.

Warner, Gordon, and Donn F. Draeger, Japanese Swordsmanship: Technique and Practice, Weatherhill, 1982.

Приложение Б. Генеалогия Тоса эйсин-рю, Мусо дзикидэн эйсин-рю и Мусо синдэн-рю

В приведенной таблице использованы следующие обозначения:

Красный курсив — стили, ветви и организации, упоминавшиеся в тексте.
Синий курсив в скобках — родственные стили иай и других будо.
Полужирный шрифт — мастера, входившие в состав комитетов иайдо ВЯФК.

А. Арефьев

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)