АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обрядовые испытания посвящения сибирских шаманов

Читайте также:
  1. Австралийские посвящения
  2. Австралийские посвящения: священная территория
  3. Глава 33. Испытания
  4. Государственные испытания средств измерений
  5. Инициационные сны самоедских шаманов
  6. Инициационные экстазы и видения якутских шаманов
  7. Инсценировка смерти . в обряде посвящения
  8. Испытания автотранспортных средств
  9. ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
  10. ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
  11. ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
  12. ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Вот что рассказывают об испытаниях, кото­рые должны пройти сибирские шаманы во вре­мя своей болезни посвящения. Они лежат без сознания, почти неживые, от трех до девяти дней, иногда и больше, в юрте или в уединен­ном месте. В течение этого времени они не раз­говаривают и не едят. Некоторые, кажется, даже перестают дышать, и их по ошибке могут по­хоронить. Их одежды и постели пропитаны кровью. Вернувшись к жизни, они рассказыва­ют, что были расчленены на части демонами или духами предков: их кости были очищены от плоти, жидкость выпущена из тела, глаза вырваны. Плоть некоторых долго варилась на огне, другие получили новую плоть и новую свежую кровь. Наконец, их воскрешали, но с полностью обновленным телом и обладающи­ми даром шаманства36.

У якутов духи уносят будущего шамана в Ад и три года держат его запертым в доме. Именно там он проходит свое посвящение: духи отрезают ему голову, которую ставят ря­дом (так как он должен собственными глазами видеть, как его расчленяют на куски), а затем разрезают на маленькие куски, которые разда­ют духам болезней. Только при этом условии будущий шаман получит право исцелять боль­ных. Затем его кости покрывает новая плоть, а в некоторых случаях ему дают и свежую кровь. По другому якутскому свидетельству, черные «дьяволы» разрезают на части тело будущего шамана и разбрасывают куски в разных направ­лениях, как приношения; затем в его голову втыкают копье и отрезают челюсть37. Самоедс­кий шаман рассказывал Т. Лехтисало, как духи напали на него, разрезали его на куски и отру­били руки. Семь дней и семь ночей он лежал без сознания на земле, пока душа его находи­лась на Небе38.

Из длинного и взволнованного автобиогра­фического рассказа одного авам-самоедского шамана, приводимого А. А. Поповым, мы вы­делим несколько важных эпизодов. Больной оспой, этот будущий шаман три дня оставался без сознания, почти мертвым, так что на тре­тий день его ошибочно похоронили. Он видел себя спускающимся в Ад и после многих пери­петий оказался на острове, в центре которого поднималась до Неба молодая береза. Это было Дерево Хозяина Земли, который дал ему ветку, чтобы сделать бубен. Затем он очутился у горы. Проникнув в нее через отверстие, он повстре­чал голого человека, который работал с кузнеч­ными мехами у стоящего на огне огромного котла. Человек схватил его, отрезал ему голо­ву, а тело расчленил на маленькие куски и все это бросил в котел. Он варил его три года, за­тем приковал его голову к наковальне. Под ко­нец он выловил его кости, которые плавали в реке, составил их вместе и покрыл плотью. Во время своих приключений в другом мире бу­дущий шаман встречал многочисленных пер­сонажей — полубогов в виде людей или живот­ных, и каждый из них открывал ему аспекты учения и секреты знахарства. Когда он очнул­ся в юрте рядом со своими, он был посвящен и стал шаманом39.

Тунгусский шаман рассказывал, что во вре­мя своей болезни посвящения предки-шаманы пронзили его стрелами, так что он потерял сознание и упал на землю; затем его тело разре­зали, вырвали кости и сосчитали их: если их не хватит, он не сможет стать шаманом. По рас­сказам бурят, посвящаемого истязают предки-шаманы, которые его бьют, режут тело ножом, варят плоть и т. д.40 Одна телеутская женщина стала шаманом после того, как ей привиделись неизвестные люди, которые разрезали ее на куски и варили в котле. По алтайским шаманс­ким традициям, духи предков вскрывают по­свящаемым живот, съедают тело и выпивают кровь41.

Этих нескольких примеров достаточно для того, чтобы показать, что болезни посвящения очень близки к основной схеме любого посвя­щения: 1) пытка, которую осуществляют демо­ны и духи, играющие роль «руководителей посвящения»; 2) ритуальная смерть, которая представляется как спуск в Ад (иногда сопро­вождаемый подъемом на Небо); 3) воскресение к новой жизни, жизни человека, который по­священ, то есть способен лично общаться с бога­ми, демонами и духами. Различные страдания, которые испытывает будущий шаман, оценива­ются как религиозные испытания: психопатоло­гические кризы объясняются как похищение души демонами или экстатическое путешествие в Ад или на Небо; физическая боль рассматри­вается как результат расчленения тела на куски. Но какой бы ни была природа страданий, они влияют на формирование шамана лишь в той мере, в какой он придает им религиозное значение и принимает их как испытания, не­обходимые для его мистического превращения. Ибо не следует забывать, что за «смертью» в посвящении всегда следует «воскресение»; в терминологии психопатологии, криз разрешен и болезнь излечивается. Превращение новой личности в шамана в значительной степени зависит от его выздоровления.

До сих пор мы использовали только сибир­ские примеры, но тема разделения на части в обряде посвящения распространена достаточ­но широко. Во время посвящения арауканско­го шамана руководитель заставляет присут­ствующих поверить, что он изменил язык и глаза неофита и проткнул палкой его живот. У индейцев Ривер Патуин предполагается, что у вступающего в общество Куксу пуп проткнут копьем и стрелой самого Куксу; он умирает, и шаман его воскрешает. У суданцев с гор Нуба первое испытание в посвящении носит назва­ние «голова», так как «голову неофита откры­вают, чтобы в нее мог войти дух». На Малеку­ла посвящение колдуна включает, помимо прочего, расчленение неофита; руководитель обряда отрезает ему руки, ноги, голову и за­тем возвращает их на место. У даяков старый «мананг» утверждает, что они отрезали голо­ву неофиту, вынули из нее мозг и промыли его, чтобы ум его стал более светлым42. Наконец, как мы не могли не заметить, расчленение тела и замена внутренностей — основные обряды в некоторых посвящениях австралийских кол­дунов. Расчленение при посвящении шаманов и колдунов заслуживает серьезного сравни­тельного изучения, так как сходство с мифом об Осирисе и связанным с ним обрядом, с од­ной стороны, и с ритуальным расчленением в индуистском обряде «мериах», с другой, — сбивает с толку и до сих пор не нашло объяс­нения. Специфической особенностью шаман­ского посвящения, кроме расчленения посвя­щаемого, является низведение его до состоя­ния скелета. Этот мотив мы встречаем не только в рассказах о кризисах и болезнях «из­бранных» духами, но и в испытаниях тех, кто добился могущества шамана своими собствен­ными усилиями в результате долгих и труд­ных поисков. Так, например, у эскимосов Ам­масилик, кандидат проводит долгие часы, ме­дитируя в снежной хижине. В определенной момент он «умирает» и остается бездыханным три дня и три ночи; в это время огромный бе­лый медведь пожирает его, оставляя лишь ске­лет. Только в результате этого мистического испытания кандидат получает дар шамана. Шаманы («ангакут») эскимосов Иглулик спо­собны мысленно освободиться от плоти и кро­ви и долго созерцать свой собственный ске­лет43. Добавим, что созерцание своего умерщ­вления демонами и превращения в скелет составляет одну из излюбленных медитаций индо-сибирского и монгольского буддизма44. Следует еще напомнить, что скелет очень час­то изображен на одежде сибирских шаманов45. Перед нами очень старая религиозная идея, характерная для охотничьих культур: кость символизирует высшее начало животной жиз­ни, матрицу, на которой постоянно нарастает плоть. Животные и люди возрождаются, начи­ная с кости; некоторое время они пребывают в плотском существовании, и, когда они уми­рают, их «жизнь» концентрируется в скелете, на основе которого они вновь возрождаются46. Сведенные к состоянию скелета, будущие ша­маны претерпевают мистическую смерть, ко­торая позволяет им предстать в другом мире, мире духов и предков, и разделить их знания. Они не «рождаются» снова, они «оживают»: их скелеты возвращаются к жизни, обретая новую плоть47.

Речь идет о религиозной идее, полностью отличной от земледельческой концепции, со­гласно которой Земля является высшим источ­ником жизни, и, следовательно, человеческое тело отождествлялось с семенем, которое сле­дует погрузить в пашню, чтобы оно проросло. Действительно, мы видели это в обрядах по­священия многих земледельческих народов, когда неофита символически закапывали в землю, где он прорастал, превратившись в эм­брион в утробе Матери-Земли. Сценарий по­священия североазиатских шаманов представ­ляет не возвращение в землю (символическое погребение, заглатывание чудовищем т. п.), а исчезновение плоти и, как следствие этого, све­дение жизни к ее высшей и неделимой сущ­ности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)