АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коллективное бессознательное

Читайте также:
  1. Бессознательное
  2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. Бессознательное как сторона сознания
  4. Коллективное бессознательное и архетипы
  5. Низшее бессознательное
  6. Состав расходов и пок-ли конеч потр-я. Индивид и коллективное конечное потребление
  7. Социально-психологические методы управления. Коллективное самоуправление.
  8. Элементарное коллективное поведение. Круговая реакция и социальное беспокойство. Природа круговой реакции

Юнг учит, что душа состоит из личного бессознательного с принадлежащими ему комплексами и коллективного бессознательного с принадлежащими ему архетипами. Теория Юнга о личном бессознательном в целом походит на фрейдовский вымысел о некоторой области, содержащей репрессированные, забытые или

153


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

игнорируемые воспоминания человека. В отличие от теории Фре. да «поверхностный слой бессознательного» является, по Юнгу, <<в

известной степени личностным». В рамках личного бессознатель-ного находятся так называемые эмоционально окрашенные ко,. плексы. Юнг утверждает, что они «образуют индивидуальный и лич-ный аспект человеческой духовности»8. Речь идет о чувствах и восприятии, организованных вокруг значимых фигур и событий в жизни отдельно взятого человека.

Наряду с этим Юнг полагает, что существует более глубокий и важный слой бессознательного, так называемое коллективное бессознательное — место скопления врожденных, неосознаваемых и в общем универсальных инстинктов и архетипов. Он считает бессознательные архетипы регуляторами инстинктов — формой без содержания, паттернами, находящими свое выражение в поведении, снах и фантазиях человека. Архетипами являются прежде всего анима и анимус — прообразы женского и мужского, которым Юнг отводит в психике человека существенную роль. Вот что он пишет о собственной аниме:

Меня крайне занимало то, что какая-то женщина не только существует внутри меня, но и вмешивается в мои мысли. «Может быть, — размышлял я, — она и есть "душа" в примитивном смысле слова? И почему душу назвали "анима"? Почему ее представляют как нечто женственное?» Много позже я пришел к той мысли, что «женщина во мне» — это некий типический, или архетипический, образ, существующий в бессознательном любого мужчины. Я назвал его «анима». Аналогичный образ в бессознательном женщины получил название «анимус»9.

Юнг вдается в чрезвычайную детализацию, описывая различные прообразы поведения, в том числе образ Богини-матери, Девы как символа невинности и обновления, Божественного дитя, Puer Aeternus, символизирующего вечную молодость, Плута, Храброго воина, Злодея-людоеда и Козла отпущения. Юнг считает, что персонажи волшебных сказок отражают эти архетипы. При этом «все архетипы имеют как позитивную, благоприятную, светлую сторону, которая указывает вверх», так и «ту, что указывает вниз — частично негативную и неблагоприятную»10. Это соотносится с понятием Юнга о Тени — негативной стороне личного и коллективного бессознательного, сумме всех грехов или проступков, вытеснен-754


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ __________

нь1хсюда или игнорируемых, поскольку они противоречат самооценке человека или еще не проявились в его опыте11.

Символы так сильно пленяли воображение Юнга, что он стал считать их аспектами личного и коллективного бессознательного, доступ к которым открывают толкование сновидений и рефлексивные состояния сознания. Если источником символов личного бессознательного является история развития отдельного человека, а функцией — удовлетворение социально неприемлемых импульсов и инстинктов, то источником символов коллективного бессознательного является, по мысли Юнга, коллективный опыт всего человечества, а функцией — личность в целом и ее скрытый потенциал. Таким образом, цель юнгианской аналитической психологии — определить содержимое личного и коллективного бессознательного и тем самым дать человеку возможность познать различные аспекты и потенции собственной самости12.

Юнг описывает коллективное бессознательное как «вместилище следов латентной памяти о далеком прошлом человека, включающее не только историю человеческого рода как современного вида, но также историю животных предков человека, существовавших задолго до его появления на земле»13. Он пишет:

Ниже простиралась сфера бессознательного. И чем глубже я погружался в нее, тем более чуждой и мрачной она мне представлялась. В пещере я нашел следы примитивной культуры, т. е. того, что еще оставалось во мне от дикаря и что вряд ли когда-либо могло быть постигнуто или освещено сознанием. Душа примитивного человека и души животных пограничны, ведь в древности в пещерах, прежде чем их заняли люди, обитали животные'4.

Теория Юнга опирается как на эволюционную теорию Дарвина, так и на древнюю мифологию. Юнгучит, что коллективное бессознательное является общим и в этом смысле универсальным наследием всего человечества. Наряду с этим далеко не все люди могут внедриться в него в силу бессознательности этой реальности. Юнгсчи-тает коллективное бессознательное основанием индивидуальности, на котором возводятся личное бессознательное и структура эго.

Считая эти основания личности врожденными и универсальными, Юнг исследовал различные религиозные системы, мифотворчество, ритуалы, символы, фантазии, сновидения и откровения. Вот что он говорит в этой связи:

155


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Все эзотерические учения стараются постичь в душе невидимое п.

1 фи этом притязая на верховную власть. Что верно в отношении примите

ных верований, то в еще большей мере верно в отношении доминируй

щих мировых религий. Им ведомо знание, данное в откровении, и тайн

души они объясняют с помощью восхитительных образов15.

Психологические типы и МВТ| Для демонстрации механизма функционирования психики Юнг разработал типологию, включающую «интроверсию и экстраверсию как основные общие установки». Он расширил эту систему за счет «функциональных типов»16 на основании четырех фундаментальных психологических функций — мышления, чувства, ощущения и интуиции. Кроме того, он в общих чертах наметил функции рациональности (пропозицию) и иррациональности (перцепцию)17.

«Типологический опросник Майерс-Бриггс» — это индикатор типов личности, основанный на теории психологических типов Юнга. Опросник имеет четыре биполярных измерения:

Экстраверсия — Интроверсия Ощущение — Интуиция Мышление — Чувство Пропозиция — Перцепция

Эти измерения образуют шестнадцать возможных психологических типов.

Вот что на основании тщательного анализа статистических данных по результатам применения в Америке MBTI сообщает Национальный исследовательский совет (в составе членов Национальной академии наук, Национальной инженерной академии, а также Института медицины):

В США, по данным Макколи (1988), в течение календарного года MBTI применялся как психодиагностический инструмент в обследовании 1 700 000 человек; Мур и Вудз (1987) перечисляют широкий круг предпринимательских, промышленных, образовательных, правительственных и военных организаций, применяющих MBTI. Здесь, по всей видимости, уместно отметить, что в наше время MBTI является широко признанным инструментом «самопознания и понимания других». Тем не менее, к сожалению, научных подтверждений адекватности данного инструмента не обнаружено18. 156


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

другими словами, результаты научных исследований науч-лсти и эффективности MBTI — это одно, а широкое призна- ие MBTI — это другое! Национальный исследовательский совет обращает внимание широкой общественности на тот факт, что MBTI е выдержал проверку на достоверность. В заключение Совет ще раз заявляет: «Свидетельства, суммированные в данном разделе, ставят под вопрос достоверность MBTI»19.

Национальный исследовательский совет также подверг критике продажу и сбыт товара под торговой маркой «MBTI»:

Прибыль, получаемая от людей, стремящихся к самосовершенствованию, побуждает разработчиков этого инструмента широко рекламировать и предприимчиво торговать своим товаром; агрессивный маркетинг MBTI наравне с прохладительными напитками, футболками, булавками, лицензионными дисками откровенно способствует росту числа потребителей во всемирном масштабе20.

В предыдущем разделе документа Национальный исследовательский совет заявляет, что «популярность этого инструмента в отсутствие несомненных научных достоинств внушает определенную тревогу». Позиция Совета по данному вопросу нашла весьма четкое отражение в заключительном разделе документа: «К настоящему времени не выявлено достаточно обоснованных позитивных показаний к применению MBTI в программах консультирования по вопросам карьеры»21.

Другие исследователи выражают беспокойство относительно затруднений в связи с проверкой валидности психологических тестов, разработанных на основании различных теоретических построений. Как пишут доктора Л. КронбахиП. Мил,

До тех пор пока номологическая* суть новой конструкции в основном и главном не будет принята определенным числом пользователей, опираться на данные общественной валидизации не представляется возможным. Пользователи теста, отвергающие теоретические построения его автора, не примут его данных о валидности конструкции и потребуют целенаправленной валидизации теста на основе объективных исследований22.

* Номология — наука о физических и логических дисциплинах.

157


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Применяя этот принцип в отношении MBTI, доктор Джерри Виг. гинс говорит:

Валидность MBTI можно оценивать вне зависимости от всего Kopnv са сочинений Юнга, но дать справедливую оценку этому опроснику Вн рамок, определенных контекстом юнгианской теории психологических типов, невозможно. Как это бывает с любым сконструированным тестом его валидность и валидность теории расходятся23.

Пожалуйста, учтите, что валидность теста неразрывно связана с валидностью теории. Теории же, лежащие в основании типологических личностных опросников, не являются научными — они отражают субъективные воззрения своих создателей. Четырехфак-торный подход Юнга представляет собой его субъективную точку зрения на естество человека. Подход, на основании которого и был сконструирован MBTI, не что иное, как теория Юнга (которая является лишь его субъективным мнением, а не научным законом), представленная в тестовой форме.

Когда на основании четырехфакторной модели (и 16 психологических типов) Юнга создается личностный опросник, причем для пущей важности с неким математическим аппаратом, разве из этого следует, что теория, на основании которой построен данный опросник, является научной или основанной на фактах? Теория Юнга в лучшем случае есть не что иное, как «философия и пустое обольщение», против чего нас издавна предостерегает Священное Писание. В худшем же случае эту теорию при пособничестве индивидуального духовного поводыря передал Юнгу не кто иной, как сатана. Нам, разумеется, хотелось бы думать, что никто из христиан не приемлет психологических теорий Юнга и не отвечает на вопросы опросников, производных от его теорий, однако, к сожалению, многие христиане используют MBTI для отбора кандидатов на служение, подбора супружеских пар и в иных целях.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)