АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранние воспоминания и толкование снов

Читайте также:
  1. II. Толкование договора
  2. Анна Демина. Устные, письменные воспоминания из семейного архива.
  3. Глава 16. Детские воспоминания
  4. Индийский символизм забвения и воспоминания
  5. ИНДИЙСКИЙ СИМВОЛИЗМ ЗАБВЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ
  6. Мои воспоминания
  7. Официальное толкование права
  8. Пляжная съемка: хорошие летние воспоминания
  9. Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.
  10. Ранние исследования
  11. Ранние кодификации римского права

Адлер пытался отыскать индивидуальный смысл жизни пациента с помощью толкования его ранних воспоминаний и снов. Вот что он говорит по этому поводу:

175


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Полезнее всего, однако, отыскивать тот смысл, который индивид ппи дает своей личности и жизни, в сокровищнице его ранних воспомина ний48.

Самые ранние воспоминания, по мнению Адлера, являются самыми важными в смысле раскрытия индивидуального стиля жизни пациента: «Первые проблески памяти открывают начальное представление индивида о жизни, первое удовлетворительное проявление образа его будущего стиля жизни»; «Я никогда не приступаю к исследованию личности, предварительно не расспросив пациента о его ранних воспоминаниях»49. Адлер твердо убежден в том, что беседа с пациентом о воспоминаниях его детства может раскрыть его стиль жизни и, если пациент сумеет постичь свой основной подход к жизни и то, как «буксует» его ошибочная апперцепция, он может рассчитывать на личностный рост. Адлер подчеркивает: «Ранние воспоминания особенно важны. Прежде всего, они раскрывают стиль жизни в истоках и простейших предположениях»50.

Опираясь в раскрытии индивидуального стиля жизни пациентов на их ранние воспоминания, Адлер не придает особого значения их подлинности:

Для индивидуальной психологии совершенно неважно, являются ли воспоминания, которые индивид считает самыми ранними, и в самом деле первыми событиями, которые он может припомнить, и даже отражают ли они нечто реальное. Ранние воспоминания важны лишь в той мере, в какой представляют собой истолкование смысла жизни, детерминирующее настоящее и будущее51.

Неважно, точны воспоминания или нет; что в них действительно ценно, так это то, что они представляют собой суждение самого индивида52.

Здесь нельзя не поставить вопрос, какое значение Адлер придает понятию истины. Его учение о маловажности соответствия ранних воспоминаний пациентов истине повлияло на практику множества психотерапевтов, которых нисколько не заботит, верны ли воспоминания их пациентов. Подобное отношение со стороны врачевателей душ невольно побуждает большинство пациентов припоминать то, чего в действительности не было. Однако христиане, со своей стороны, убеждены в чрезвычайной важности ис-776


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тины- Иисус говорит: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

Помимо толкования ранних воспоминаний без учета соответствия их подлинной канве событий в жизни пациентов, Адлер так-)ке анализирует их сновидения, ибо убежден, что «сновидения пациента обеспечивают важный инсайт в проблемы его душевной жизни»53. В сновидениях для него имеет значение скорее эмоциональный тон, нежели их содержание. Адлер пишет: «Сновидение существует лишь для того, чтобы извлекать определенные чувства, аффекты и настроения. Чувства, которые индивид "производит" в себе, должны непременно соответствовать его стилю жизни»54.

Адлер анализировал сны пациентов, с тем чтобы постичь их стиль жизни, поскольку сновидения служат формой подготовки человека к воплощению конечной цели:

Цель сновидения — поддержать и укрепить стиль жизни сновидца, извлечь чувства, больше всего подходящие для достижения поставленной цели. Однако почему стиль жизни нуждается в поддержке? Что ему может угрожать? Невротический стиль жизни подвержен нападкам реальности и здравого смысла. Вот почему цель сновидений — предохранить стиль жизни от логики здравого смысла55.

Следует подчеркнуть, что в процедуре истолкования сновидений психотерапевты всегда находят то, что ищут, особенно в том случае, когда пациент склонен к сотрудничеству. Стоит только пациенту понять, что от него требуется, он начинает воспроизводить соответствующие сновидения. Когда психотерапевт ищет случаи сексуального насилия в детстве пациента, тот начинает видеть сны на соответствующую тему. Когда психотерапевт ищет юнгианские архетипы и символы, пациент начинает генерировать соответствующие сны. Однако все это относится больше к суггестии и сотрудничеству, чем к валидизации толкования сновидений.

Адлерианский терапевтический процесс

Первая стадия терапии в адлерианской психологии — установление доверительных отношений психотерапевта с пациентом, вторая — «постижение стили жизни пациента и его главной жизненной цели»56. Сюда входит глубокое постижение эндогенных мотиваций пациента с помощью методики угадывания и чтения

'2 3ак. 1449 <\77


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ___________

между строк. Адлерианская терапия относится к числу долгосроч. ных. После серии длительных формализованных интервью (на осно. ве умозрительных и гадательных предположений) с целью опреде. ления стиля жизни пациента психотерапевт должен научить его личностному росту путем пошагового инсайта за месяцы и даже годы терапии. В адлерианских историях болезни сплошь и рядом встречаются такие фразы, как, например, «прошел год терапии...» «миновало почти два года терапии...» и «в течение двух с половиной леттерапии...»57

Адлерианский аналитик не модифицирует поведение пациента прямо, а действует опосредованно, через истолкование его смысла. Поскольку поведение человека определяется не тем, что с ним происходит, а сопутствующими интерпретациями, то людям не дано «изменять своих действий, не изменяя своих интерпретаций»58. Вот что в связи с этим говорит Адлер:

Никогда не следует изучать отдельное проявление или аспект личности. Надо искать и находить то ошибочное предположение, которое индивид сделал в период формирования своего стиля жизни, тот способ, с помощью которого его психика интерпретирует дальнейший жизненный опыт, тот смысл, который он придает своей жизни, и его реакцию на восприятие стимулов внутреннего и внешнего мира59.

Исследование стиля жизни пациента можно сравнить с сафари. В этом убеждаешься, читая описанные адлерианскими психотерапевтами частные случаи. Объединяет их то, что стиль жизни пациента воспринимается как нечто, творимое человеком для воплощения своей цели. В сафари, предпринимаемом в прошлое индивида, весьма ощутимы субъективная интерпретация, воображение, умозрение и предвзятое мнение.

В адлерианской психологии от психотерапевта требуется способность к воображению, а от пациента — способность к интроспекции. Адлер констатирует, что «принципиальные изменения [в поведении пациента] происходят вследствие высокой степени самосознания или индивидуально-психологического подхода врача в работе с невротиком, когда пациент начинает понимать ошибочность своего стиля жизни»60. В другом месте он уточняет:

Вообще говоря, пересматривать индивидуальный стиль жизни лучше всего с помощью специалиста, получившего подготовку по психоло- 178


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

гни, имеющего опыт постижения вопросов смысла жизни, т. е. такого специалиста, который способен помочь индивиду отыскать первоначальную ошибку и предложить более адекватный смысл61.

Таким образом, адлерианский психотерапевт на основании мозаичной картины, составленной из осколков ранних воспоминаний и актуальных сновидений пациента, должен прийти к субъективной интерпретации стиля жизни пациента, а затем убедить того поверить в такую интерпретацию и сотрудничать с ним, стимулируя свой личностный рост в соответствии с новой интерпретацией. Вся терапия должна проводиться строго в рамках адлериан-ской теории.

По ходу такого врачевания поведение пациентов действительно претерпевает определенные изменения, однако они касаются только формы, а не содержания, о чем толкует Адлер. Единственный реальный способ преображения человека — это Божий способ. Любой другой способ не идет с ним ни в какое сравнение, однако некоторые христиане обращаются к мудрости Адлера и разбавляют ею силу, которую имеют для преображения душ во Христе.

Теории Адлера пытаются интерпретировать поведение человека с человеческой точки зрения. По уровню научной валидности они ничуть не выше тех противоречивых концепций, что лежат в основе свыше четырехсот психотерапевтических подходов. Чтобы исследовать человека, можно действовать в рамках любой из этихтеорий, но они всего лишь призмы человеческой интерпретации, основанной главным образом наличном опыте того или иного человека. Вклад Адлера и других теоретиков психологии не ограничивается результатами объективных наблюдений за поведением человека, поскольку при этом они пытаются увидеть внутреннего человека в кривом зеркале падшей человеческой природы.

Гуманистические цели

Хотя индивидуальная психология уделяет большое внимание интроспекции и много времени отводит раскрытию стиля жизни и индивидуальной цели, адлерианский психотерапевт занимается и социальными аспектами жизни. Более того, как мы уже заметили выше, Адлер считал, что «подлинный смысл жизни индивида заключается в общности и кооперации с ближними»62. Вот что он говорит в этой связи: «Лишь тот, для кого жизнь есть участие в делах

179


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

других людей, отважно и с большей вероятностью успеха преод0, леваеттяготы жизни»63. Однако, говоря о тех, кто решает жизнен-ные задачи в этом, казалось бы, альтруистическом ключе, Адлер подчеркивает следующее:

Они говорят: «Мы — кузнецы своего счастья. Это наше дело, и мь, воплощаем его в жизнь. Мы отвечаем за свои дела. Когда нужно сделать новое или переделать старое, мы говорим, что никто не сделает этого лучше нас». Если жизненные задачи решаются именно так, т. е. на пути сотрудничества независимых людей, то надлежит признать, что про-гресс человеческой цивилизации безграничен64.

Все, что может предложить Адлер, это в лучшем случае безбожный гуманизм — система, помогающая людям в формировании собственного стиля жизни как средства своего обожествления.

Адлер полагал, что его гуманистическая система преуспевает именно в той сфере, где терпит неудачу религия. Что касается его идеи о том, что истинный смысл жизни индивида заключается в его участии в делах других людей и кооперации, он пишет следующее:

Всегда находились люди... понимающие это обстоятельство, знающие, что смысл жизни состоит в неподдельном социальном интересе, старающиеся углубить чувство общности и любовь. Всякая религия проявляет такую же заботу о спасении человечества65.

Не без гордости за свою теорию Адлер добавляет:

Индивидуальная психология научным путем приходит к тому же самому выводу и предлагает научный метод достижения этого идеала. Это

Не приходится удивляться, почему апостол Павел был вынужден предостерегать верующих «хранить преданное... отвращаясь... прекословии лжеименного знания...» (1 Тим. 6:20). Однако многие современные христиане пренебрегают предостережениями Павла и включают в свое служение метод и методики Адлера. Психология по Адлеру — не шаг вперед, а шаг назад, в Эдем, поскольку он вторит змею, говорившему Еве: «...вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). 180


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Адлерианская гуманистическая теория личности приписывает каждому человеку праведность, добродетель, уникальность, достоинство и силу направлять и изменять собственную жизнь67. Такая теория естественным образом проистекает из эволюционной теории, согласно которой человек является наиболее высокоразвитым существом во вселенной.

Как все другие теоретики самости, Адлер оставил за бортом Бога. Он остается гуманистическим психологом, поместившим человека в центр вселенной, разработавшим учение о креативном Я — самоуправляемом элементе, с помощью которого человек якобы способен созидать собственную личность, определять смысл своей жизни, ставить перед собой субъективно избираемые цели и находить средства их воплощения68.

 


ГЛАВА 10

ЭРИХ ФРОММ И


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)