АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В-46 Происхождение права?

Читайте также:
  1. I. Происхождение расизма
  2. III. Докритический период: происхождение и господство Textus Receptus
  3. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  4. В-3: Предмет теории государства и права?
  5. В-59 Виды источников (форм) права?
  6. В-77 Система российского права?
  7. В-89 Применение права как особая форма реализации права?
  8. Глава 29. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА
  9. Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека - 109
  10. Движущие силы процесса антропогенеза и происхождение человека.
  11. Древнейшее летописание. ПВЛ – происхождение, редакции, источники.

Некоторые философы, этнографы, историки, а также теоретики права утверждают, что право существовало еще в первобытном обществе, т.е. еще до возникновения гос-ва. Другие полагают, что право возникает одновременно с государством, является продуктом деятельности соответствующих гос. органов.

Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежали в основе возникновения гос-ва, лежали и в основе возникновения права.

К моменту возникновения гос-ва, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система соц-х норм, которую в науке принято называть «доправовой культурой».это тот период, когда еще не было гос-ва, но уже появилось право в неюридическом смысле. Социальные нормы «доправовой культуры» явились основным источником права в юридическом смысле.

Можно выделить 3 относительно самостоятельных способа образования права:

Первый способ состоит в том, что гос-во закрепляет соц-ые нормы первобытного общ-ва в издаваемых им законодательных актах. Второй способ образования права имел место тогда, когда в процессе расширения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены соц-ые нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае правитель, судья или иной уполномоченный государственный чиновник на основе соц-ой нормы первобытного общ-ва выносил юридически значимое решение и оно становилось прецедентом, т.е. правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, которые возникали в будущем. Третий способ образования права был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общ-ва. В этом случае гос-во было вынуждено само разрабатывать нормы права и закреплять во вновь принимаемые законодательные акты.

Рассмотрение права строго в юридическом смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно четко отличается от соц-х норм первобытного общетсва:

1)право исходит от гос-ва, а соц-ые нормы первобытного общ-ва изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.

2)Право охраняется специальными правоохранительными органами гос-ва (милиция, прокуратура, налоговые органы), а соц-ые нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.

3)Право закрепляется в определенных формах (нормативно –правовых актах, правовых прецедентах), т. е. формально определено, а соц-ые нормы первобытного общ-ва «живут» в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению

4)Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как соц-ые нормы первобытного общ-ва по природе своей крайне консервативны, т.е. не подвержены быстрому и произвольному изменению

5)Для права характерна предельно четкая различимость м\ж правами и обязанностями, а в соц-х нормах первобытного общ-ва такой различимости нет.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)