АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о сложном нарушении развития

Читайте также:
  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  4. I. Общее понятие о залоговом праве
  5. I. Общее понятие о лице в праве
  6. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  7. I. Общее понятие об опеке
  8. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  9. I. Понятие о договоре
  10. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  11. I. Понятие о семейном праве
  12. I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственно­го развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В со­временной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, напри­мер слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный де­фект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в по­следнее время — «сложная структура нарушения».

Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.

В первую входят дети с 2 выраженными психофизическими на­рушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с за­держкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие 1 существенное психофизическое нару­шение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умствен­но отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях го­ворят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множествен­ными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первич­ных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, ко­торые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например при со­четании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Полагают, что дети со сложными нарушениями развития — это ред­кая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 40 % континген­та специальных образовательных учреждений.

Практическая потребность в изучении этих детей, определении их образовательных потребностей и в разработке системы их реабилита­ции исключительно велика.

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представ­ляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему спе­циальной педагогики. До недавнего времени в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо ре­альной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зре­ния и слуха). Однако за последнее десятилетие положение существен­но изменилось.

Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало одной из тенденций развития современной специаль­ной педагогики. Ею пройден большой исторический путь развития, чтобы, наконец, по-настоящему обратиться к исследованиям в этой области. Вместе с тем все предыдущие исследовательские работы в пла­не построения и развития реабилитационной помощи детям касались в основном отдельных видов сложного дефекта, т. е. частных его слу­чаев. Таким образом, проблема изучалась крайне неравномерно.

Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогиче­ской системы воспитания слепоглухих детей. Обращение к столь труд­ной с педагогической точки зрения категории детей и успехи в этом на­правлении не прошли бесследно для всей проблемы сложных дефектов в целом. Ведь изучение данной проблемы в целом в ходе системати­ческого исследования предполагает нахождение общих решений, вы­яснение принципиальных отличий процесса развития ребенка со слож­ным дефектом от развития детей с отдельными формами первичных нарушений.

В число первоочередных задач, возш1кающих перед специалиста­ми, входит задача возможно более ранней диагностики сложного де­фекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практи­ке работы с такими детьми. Случаи своевременной, достаточно ранней и вполне подготовленной существующими методами исследования диагностики являются скорее исключениями из этого правила, чем общей практикой. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к на­чалу школьного возраста, а то и позднее.

Многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями разви­тия своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь ис­ключительно у медиков, сопьем не обращаясь к специалистам-педаго­гам. Многие дети со сложными нарушениями действительно проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются дли­тельной культурной и материнской деприващш, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии. Однако и своевременное обращение к специалистам-педагогам не всегда при­носит нужные плоды. Знания большинства дефектологов в этой обла­сти незначительны, полноценно проконсультировать родителей они не могут. Лишь определенный круг специалистов знаком с этой про­блемой, владея практико-ориентированной диагностикой, — в основ­ном это отдельные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО и педагоги связанных с ним экспериментальных школ. Но и в этом случае не все родители могут получить конкретные, развернутые пси­холого-педагогические рекомендации. Подробная, научно обоснован­ная и экспериментально проверенная технология обучения создана для слегюглухих детей. Категория детей со сложной структурой де­фекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких детей еще предстоит создавать. В настоящее вре­мя большинство таких детей обучается в специальных классах специ­альных школ.

В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологических методов объективного исследования. Современная наука и тех­ника позволяют достаточно рано, на первом году жизни ребенка, диагностировать наличие сенсорных нарушений при их средней и боль­шей степени выраженности. Так, отсутствие речи у 2-3-летнего сла­бовидящего ребенка может побудить к выдвижению гипотезы о за­держке психического развития ребенка как первопричине отсутствия у него речи. Однако обнаружение тугоухости у этого ребенка при од­норазовом электрофизиологическом исследовании позволяет назвать другую, более вероятную причину, приводящую к задержке формиро­вания речи у ребенка, и соответственно указать совсем другие сред­ства компенсации.

Существенные сложности содержит в себе психологическое иссле­дование в целях ранней диагностики. Значительные трудности возни­кают при квалификации отклонений в умственном и эмоциональном развитии ребенка и выяснении их причин, кроющихся либо в социаль­но-педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье), либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефек­та, либо и в том и в другом.

Важное значение имеет медико-генетическое исследование, посколь­ку подавляющее большинство сложных нарушений связано с действием генетического фактора. Принципиально важно, что выявление синдромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз возмож­ного развития или инволюции имеющихся физических и психических функций. Так, своевременное установление одной из форм синдрома Ушера у глухого ребенка позволяет заблаговременно поставить зада­чу постепенно подготовить ребенка к будущей потере зрения: обучить его осязательному чтению рельефно-точечных текстов по системе Брайля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для под­ростка условиях восприятия, подготовить психологически к новому состоянию зрения и т. д.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)