АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ритуалы как формы поддержки или взаимного принятия

Читайте также:
  1. Exercises for Lesson 4. There is / there are. Функция. Формы. Использование в ситуации гостиницы
  2. I. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимания на формы и степень сравнения прилагательных.
  3. I. Формы юридических сделок
  4. III. Последствия принятия наследства
  5. V1: Формы взаимодействия продавца и покупателя на потребительском рынке
  6. Административно - правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти
  7. Акбар и его реформы
  8. Алгоритм рационального принятия решения.
  9. Анализ финансового состояния предприятия: цели, задачи, формы и методы проведения. Система аналитических коэффициентов и ее использование.
  10. АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ . РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  11. АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ИМ
  12. АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ МАСТОИДИТА

 

Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений, с одной стороны («все идет как прежде, значит, все в порядке»), и личностной и групповой идентификации, с другой («со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я – свой»).

Анализ этой функции межличностных ритуалов проводит Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» (Берн, 1988). Используя термин «поглаживание» для обозначения любого акта, предполагающего признание присутствия другого человека, он рассмотрел, каким образом приветствия предоставляют или не предоставляют психологическое признание другому в момент встречи. Автор приводит следующие примеры:

1) А: Привет! (Доброе утро!)

Б.: Привет! (Доброе утро!)

2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?)

Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а Вы?)

3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке.)

Б: До встречи.

4) А: Пока!

 

Анализируя этот обмен репликами, Берн отмечает, что, на первый взгляд, он не несет никакой информации. Даже если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от этого. Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось бы минут пятнадцать, но у Б – видимо, случайного знакомого - нет времени и желания его слушать. В то же время такую серию трансакций (взаимодействий) справедливо назвать ритуалом из восьми «поглаживаний». Если бы А и Б спешили, они вполне могли бы удовлетвориться двумя «поглаживаниями»: «Привет! – Привет!». Если бы они были старомодными восточными монархами, то, прежде чем перейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из двухсот «поглаживаний». В нашей ситуации, говоря языком трансакционного анализа, А и Б слегка улучшили самочувствие друг другу, и каждый из них благодарен другому за это.

Этот ритуал с обеих сторон основан на тщательном интуитивном расчете. На этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что должны друг другу при каждой встрече примерно четыре «поглаживания», и при этом не чаще раза в день. Если они вскоре встретятся снова (например, через полчаса) и ничего нового за это время не возникнет, они просто пройдут, не заметив друг друга или слегка кивнув головой.

Интересен и случай, когда вместо лаконичного обмена приветственными репликами кто-то из партнеров увеличивает их число. Например, В и Г обычно следуют ритуалу из двух «поглаживаний». Но вот однажды вместо того, чтобы, обменявшись стандартными приветствиями, пройти мимо, В останавливается и спрашивает: «Как дела?». Происходит следующий диалог:

1) В: Привет!

Г: Привет!

2) В: Как дела?

Г: (озадачен): Прекрасно. А у вас?

3) В: Великолепно. Тепло сегодня, правда?

Г: Да. (осторожно) Хотя, похоже, будет дождь.

4) В: Приятно было повидать вас.

5) Г. И мне. Извините, я должен успеть в библиотеку до закрытия. Всего хорошего.

6) В: Всего хорошего.

 

Торопливо уходя прочь, Г ломает голову: «Что это с ним вдруг случилось?» В терминах трансакционного анализа подразумевается следующее: «Он мне должен всего одно „поглаживание". Почему он вдруг выдал пять?»

И еще один пример.

Д говорит: «Привет!» – а Е, не отвечая, проходит мимо. «Что с ним произошло? – думает Д, то есть: «Я „погладил" его, а он мне „поглаживания" не вернул». Если Е продолжает вести себя подобным же образом и с другими знакомыми, то это наверняка вызовет осуждающие разговоры в его окружении.

Сходную функцию выполняют ритуалы прощания, благодарностей и т. д. Поддерживающую функцию ритуалов взаимодействия анализировал другой американский ученый Эрвин Гофман (Goffman, 1967; результаты его исследований см. также в гл. «Структура межличностного взаимодействия»).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)