АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гендерные стереотипы. представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины

Читайте также:
  1. Гендерные модели отечественной культуры.
  2. Гендерные различия и социализация
  3. Гендерные стереотипы
  4. ГЛАВА 4. Гендерные аспекты профессиональной деятельности
  5. Как журналистам преодолеть стереотипы
  6. Национальные стереотипы
  7. Негативные стереотипы, как фундамент геронтологического эйджизма
  8. Полоролевые стереотипы
  9. СТЕРЕОТИПЫ И КЛИШЕ: ЗА И ПРОТИВ
  10. Упражнение «Стереотипы и особенности поведения»
  11. Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности

представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Эмпатия

способность разделять переживания другого посредством ослабления границ своего «Я».

 

Второе различие также отражает культурные стереотипы и «символику» полов. Мужское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Для того чтобы отделить себя от мира, необходимо манипулировать кем-то из окружения, убеждаясь таким образом в своей независимости. МакКлеланд в 1975 году обнаружил, что для девочек взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы, чем для мальчиков, которые предпочитают продвигаться вперед самоуверенно, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг них. Мужчины в большей степени сосредоточены на задаче, поэтому мужской стиль описывается как аналитический и манипулятивный. Мужская психология сконцентрирована вокруг доминантных, подчиняющих ритуалов и иерархий, где всегда есть победитель и проигравший. Мужчина убежден, что стоять на вершине ситуации – необходимое условие для выживания. Эта установка не признает альтернативы партнерского стиля (Монтаори, 1989, Montuori).

В основе третьего различия лежат мужская способность к пространственным и математическим знаниям и женская способность к овладению языковыми навыками, хотя эксперименты американского исследователя Линн (Цит. по: Монтаори, 1989) показали, что врожденные половые различия в математических способностях и пространственном мышлении практически равны нулю. Мы снова имеем дело с различиями, которые закладываются воспитанием: в мужчинах поощряется стремление к абстрагированию от мира, идеализированию, а в женщинах – стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности. У мужчин же создается модель представлений, согласно которой предсказывать и контролировать окружение важнее, чем взаимодействовать с ним. (Это также объясняет тот факт, что у женщин более высок показатель эмпатии). Таким образом, женский стиль общения отражает партнерскую систему взаимодействия, а мужской – систему доминирования.

Четвертое различие касается морали, нравственного поведения. Мужская концепция морали формулируется в терминах абстрактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Мораль для них – это нормы, которые позволяют каждому беспрепятственно вращаться в сфере своего бизнеса. Женщины более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики, границы которой более открыты и подвижны в зависимости от контекста происходящего. Женщины в целом находят аморальным, безнравственным, когда кто-то бессердечен, безразличен, безответственен. Мужчины считают, что плохо вмешиваться в чью-то жизнь, если тебя не просят; женщины – что плохо не вмешиваться, если кто-то нуждается в твоей помощи.

Многие психологи связывают будущее человека с партнерским стилем взаимодействия. Доминирование, борьба за власть могут привести общество к краху. По мнению психологов, внимания заслуживают любые совместные шаги мужчин и женщин по преобразованию этого мира. Возможно, что в будущем здоровая фемининная психология начнет представлять не просто женскую, а универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия. Чтобы создать эту новую психологию, новый человеческий имидж, необходимо преодолеть немало предрассудков.

Наиболее сложной задачей является изменение привычной социальной ориентации девочек и мальчиков. Это не означает, что девочек нужно начать воспитывать как мальчиков, а мальчиков – как девочек. Если родители будут предоставлять дочерям больше самостоятельности, поощрять в них независимость, подкрепляя при этом проявление и таких чисто «женских» качеств, как эмпатия, терпимость, партнерство и доверие, то это не нарушит законов природы и не изменит основного предначертания женщины в этом мире.

Изменив взгляд на роль женщины в обществе как пассивной кормилицы, место которой только дома, можно изменить, в первую очередь, восприятие женщиной самой себя; тогда она перестанет бояться проявления своих многообразных способностей, бояться добиться успеха. При этом и мужчины и женщины должны знать об особенностях своей психологии, о том, что в одних ситуациях эти особенности могут оказаться преимуществами, в других – препятствиями.

Чаще всего бывает выгодным сочетание каких-то мужских и каких-то женских качеств. Например, «мужской» уверенный стиль поведения вполне сочетается с «женской» ориентацией на сотрудничество; точно так же возможно проявлять «женскую» эмпатию, не теряя при этом «мужского» самообладания. Если мужчины позаимствуют у женщин те качества, которые зарекомендовали себя в человеческом общении как эффективные и позитивные, а женщины возьмут кое-что из мужских моделей поведения, то в выигрыше окажутся обе стороны. Задача психологов – выявить эти универсальные качества и научить родителей воспитывать их в ребенке, не нарушая уникальности его половой социализации. Это значит, что мы можем воспитывать в мальчиках и девочках одни и те же качества, но разными способами; и разными же способами они их впоследствии будут проявлять.

Конечно, изменить исторически сложившиеся полоролевые стереотипы очень сложно, тем более что они подкреплялись и подкрепляются не только обыденным сознанием, но и трудами известных психологов и философов. Несмотря на то, что в XX веке психология обнаружила много нового во взгляде на фемининность и маскулинность, в обыденном сознании еще сильно мнение, подобное тому, что в начале века высказывал Отто Вейнингер в своей работе «Пол и характер»: «...Насколько бесконечны и мизерны те надежды, которые культура может связать с существом женщины». Вейнингер придерживался общего для того времени утверждения, что ни одну из всех высокоодаренных женщин (даже самых мужественных) нельзя сравнить с мужскими гениями пятого и шестого разряда. «Гениальность совершенно недосягаема для женщины, она тесно связана с мужественностью, является идеальной, потенциированной мужественностью. Женщина лишена оригинальности сознания. Последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж – сознательно, сознательнее всех – гений». (Вейнингер, 1997, с. 108). (Следует признать, однако, что представления Вейнингера о природе мужественности и женственности, о бисексуальности человеческой природы, несмотря на недостаток целостности, внесли большой вклад в развитие научной психологии начала века.)

Современные психологи не могут не согласиться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол (Кон, 1988). Но и в наше время напористое поведение все еще продолжает цениться выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)