АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы современных семейно-брачных отношений

Читайте также:
  1. Ambient media в контексте современных рекламных кампаний
  2. I Этап. Определение проблемы
  3. Административное право: предмет, метод, основные способы регулирования отношений.
  4. Актуальные проблемы биоэтики.
  5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  6. Актуальные проблемы медицинской журналистики
  7. Актуальные проблемы образования и воспитания школьников
  8. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
  9. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и ОРД
  10. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  11. АРХЕТИПЫ И ПОВТОРЯЕМОСТЬ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  12. Банковская система: проблемы реформирования

Вопреки предсказаниям радикалов, моногамный брак и юридически неоформленные постоянные партнёрские отношения отнюдь не отмирают. «Как показывает Всемирное исследование ценностей, граждане постиндустриальных обществ считают частную жизнь важнее политической. Опрос населения 43 стран, проведённый в 1990 г., показал, что самая важная сфера жизни для них – 83% - семья…Семейные ценности явно находятся на подъёме»[406]. Женатые люди больше удовлетворены жизнью, чем одинокие. Семья как ценность не утратила своего значения, но институт семьи переживает глубокие изменения. В 60-е г. в стране начался массовый переход от традиционного сельского образа жизни к современному городскому.

Городская семья становится малодетной. Дети в сельских семьях – помощники по хозяйству, а в городских – «обуза» и «предмет роскоши». Одно из решений демографической проблемы – возрождение малых городов, где условия жизни близки к сельским.

В индустриальном обществе разрушается семья, состоящая из четырех поколений, остаётся маленькое ядро из родителей и детей – нуклеарная семья. Выключение из семьи бабушек и дедушек привело к деконструкции традиционной системы воспитания. Растёт автономия поколений.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений. На смену авторитарным отношениям приходят товарищеские отношения. Мало кто из молодых людей сегодня может надеяться на долговременность своих отношений. Типичной формой партнёрства становится так называемая серийная моногамия, когда человек живёт с одним партнёром или партнёршей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Практика повторных браков в городской среде становится всё более распространённой. Установка на возможную временность брачного партнёрства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориальные, конфессиональные и др.) более изменчивыми и сменными. Это увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с ней ответственности. Проблематичной становится ценность устойчивых отношений.

В развитых странах Запада с середины 1960-х г., а в других странах Европы с конца 1980-х – нач. 1990-х г., всё яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, которые учёные назвали вторым демографическим переходом: уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и её «старение» (рождение первенце откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности. Семья сохраняется среди важнейших жизненных ценностей, но меняется. Процесс планирования семьи приобретает всё более рациональный характер (феномен сознательной бездетности). Растёт число нерегистрируемых браков («гражданский брак»). Всё большее распространение получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребёнка нет необходимости иметь обоих родителей. Оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребёнка без отца: увеличивается число семей с одним родителем (обычно с матерью) – неполная семья. Таким образом, разрушается единство между семьёй и браком. Снижается значимость наличия детей в жизни женщины, особенно наглядно в странах Западной Европы, где заметнее сказался 2-ой демографический переход. В России наличие детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко (83%)[407]. Нарастает вариативность родительских практик: феномен социального родительства, «эпизодические» родители. Большинство российских семей как в городе, так и в селе, состоят сегодня всего из двух человек: это чаще всего либо мать с ребёнком, либо бездетные муж и жена. Примерно каждая десятая пара по разным причинам живёт в незарегистрированном браке (перепись 2002 г.).



«На фоне уже достигнутых успехов проявилась и нарастает мучительная дисгармония отношений, в которых нарушена взаимодополнительность полов…Уже вполне определённо на месте «женского вопроса» возникает «мужской» – вопрос о смысле, значении мужественности в обществе равноправных полов»[408]. Отношения полов всё больше превращаются в простые, «деловые», почти бизнес-отношения. В них каждый участник открыто ориентирован на собственную выгоду. Женщина рожает ребёнка для себя. Мужчина, освобождённый от ответственности, превращается в случайного визитёра. Снижается воспитательная роль отца в семье. Ушли в прошлое установки родителей, ставящих интересы детей выше своих собственных, а дети часто не испытывают обязанностей перед родителями.

‡агрузка...

Актуальной задачей общества является не только укрепление семьи, но и повышение культуры развода, от недостатка которой больше всего страдают дети. Происходит феминизация развода – инициатором чаще всего выступает женщина, которая становится всё более требовательней к своему избраннику.

Плюрализация стилей жизни и эмансипация сексуальности от репродукции порождают терпимость к однополой любви. Становится реальностью виртуальный секс и виртуарные отношения.

Таким образом, семейно-брачные отношения, как и все социокультурные процессы постмодерна, тяготеют к изменчивости и разнообразию. Хотя эталоном семьи и гарантом стабильного развития общества является полная 2-х-3-х детная семья[409]. У России есть возможность стать лидером в области защиты традиционных семейных ценностей.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, первоочередные устремления россиян – жить в достатке (55%), воспитать хороших детей (40%), иметь хорошую семью (39%). Ценности «второго плана» - высокооплачиваемая работа (29%), жизнь в гармонии с самим собой (27%). Для каждого пятого (21 и 19%) главное – вести здоровый образ жизни, а также любить и быть любимым. Менее важно – «посмотреть мир» (15%), сделать карьеру (14%), быть интеллектуалом (10%)[410] .

Литература

1. Гидденс Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе. СПб.: Питер, 2004.

2. Женщина новой России: Какая она? Как живёт? К чему стремится? /Под ред. М.К.Горшкова. М., 2002.

3. Кон И.С.Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.

4. Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в XX ст.: мифы и реалии. Иваново: ИвГУ, 2004.

5. Черняк Е.М. Социология семьи: Уч.пос. М., 2003.

Контрольные вопросы

1. Назовите традиционные социокультурные роли мужчины и женщины в истории культуры.

2. В чём заключается изменение гендерных ролей в современной культуре?

3. С какими факторами связано это изменение?

4. В чём состоит своеобразие гендерных моделей отечественной культуры?

5. Назовите важнейшие функции традиционной семьи.

6. Каковы отличительные черты традиционной семьи?

7. Что такое нуклеарная семья?

8. Назовите важнейшие закономерности современных семейных отношений.

Контрольные вопросы к зачету

1. Дайте социологическое и антропологическое определение культуры.

2. В чём новаторство работы «Социальная и культурная динамика»?

3. Дайте определение традиции.

4. На основе чего складывается традиция и в чём она воплощается?

5. Из каких функций складывается социальная система по Т.Парсонсу?

6. Сравните культуру и цивилизацию.

7. Назовите первичные показатели цивилизованности.

8. Назовите современные показатели цивилизованности: что входит в индекс развития?

9. Назовите типы цивилизаций по хозяйственному укладу.

10. Сравните этническую и национальную культуру.

11. Дайте определение модернизации, её составляющих и её моделей.

12. Какова важнейшая идея работы «Протестантская этика и дух капитализма»?

13. Сравните культуру традиционную и современную.

14. Что такое аномия?

15. Дайте определение глобализации.

16. Назовите отличительные черты западной культуры.

17. Назовите три основы европейской культуры по Д.С.Лихачёву.

18. За что критикует современное общество Франкфуртская школа?

19. Какие два принципа борются за душу человека в современном обществе по Фромму?

20. Какие потребности реализует установка быть по Фромму?

21. Назовите характерные черты и исторические закономерности восточных культур.

22. Что общего в японской, китайской, индийской культурной традиции?

23. В чём своеобразие исламской традиции?

24. Дайте определение следующих понятий: ксенофобия, этноцентризм, сепаратизм, геноцид, ассимиляция. Примеры.

25. В чем специфика диалогического общения?

26. Что такое «конец истории» в понимании Ф.Фукуямы?

27. Что общего в позиции Фукуямы с позицией Н.Фергюсона?

28. Какие цивилизации в современном мире выделяет С.Хантингтон?

29. Каковы варианты поведения незападных цивилизаций по Хантингтону?

30. Какие две полярные геополитические стратегии борются в современном мире?

31. Сравните две современности: модерн и постмодерн.

32. Какие черты ситуации постмодерна описал Э.Тоффлер?

33. Поясните характеристики: «общество риска», «ускользающий мир», «индивидуализированное общество», «текучая современность».

34. Раскройте плюсы и минусы глобализации.

35. Что такое мультикультурализм и кризис мультикультурализма?

36. Назовите пять периодов русской истории и культуры по Н.А.Бердяеву.

37. Назовите важнейшие противоречия русской ментальности по Н.А.Бердяеву.

38. В чём специфика советской цивилизации?

39. Характеризуйте современные российские социокультурные процессы.

40. Какие две образовательные модели спорят в современном мире?

41. Чем интеллигент отличается от интеллектуала?

42. Чем отличается специфика религиозности в постсекулярную эпоху?

43. Что такое урбанизация?

44. Сравните сельскую и городскую социокультурную среду.

45. Сравните столичную и провинциальную социокультурную среду.

46. Определите субкультуру и типы субкультур.

47. Где, когда, как и почему заявила о себе молодёжная культура?

48. Характеризуйте типы молодежных субкультур.

49. Чем контркультура отличается от субкультуры?

50. Определите специфические особенности массовой культуры.

51. Какие факторы способствовали формированию массовой культуры?

52. С какими факторами связано изменение гендерных ролей в современной культуре?

53. Чем отличается традиционная семья от семьи современной?


[1] Пико дела Мирандолла. Речь о достоинстве человека. XV век. Ср. у Ф.Ницше: «В человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть также и творец, ваятель, твёрдость молота, божественный зритель и седьмой день» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1996. С.346).

[2] Гуревич П.С. Культурология: уч.пос. М.: Знание, 1998. С.20.

[3] Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

[4] Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. С.248.

[5] Там же. С.247.

[6] Путин В. «Нельзя потерять свои культурные корни»: выступление на заседании Совета по культуре и искусству // Лит.газета. 2013. № 40 (9-15.10). С.1.

[7] Шахназаров К. На вопросы «ЛГ» отвечают члены Совета по культуре и искусству при Президенте России // Там же. С.10.

[8] См.: Кармин А.С., Новикова Е.С. П.Сорокин: социальная и культурная динамика // Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2004. С.390-403.

[9] Мораль – общепринятые социально-этические требования и нормы (не убий, не укради), нравственность – высшие этические нормы, связанные с индивидуальным выбором.

[10] См.: Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социол.исслед. 2004. № 7. С.105-115.

[11] Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000. С.9-14.

[12] См.: Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы / Под ред. К.Г. Юнга. – СПб., 1996. – С. 107-108.

[13] Лотман Ю.М. Семиосфера // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999.

[14] Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избр.статьи: В 3 т. Т.1. Таллин, 1992. С.200.

[15] Теория культуры / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова: Уч.пос. СПб.: Питер, 2008.

[16] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С.359.

[17] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.23.

[18] Там же. С.246.

[19] Беседа с О.Смолиным // Лит.газ. 2011. №42. С.9.

[20] См.: Костина А.В. Культурная политикасовременной России: соотношение этнического и национального. М., 2007.

[21] Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М.: Академия, 1998. С.32, 8, 29-30. Далее стр.в тексте.

[22] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М.: Прогресс-Культура. 1995. – С.16.

[23] Там же. – С.471.

[24] Там же. – С.313.

[25] Там же. – С.315-316, 326.

[26] Там же. – С.11.

[27] Там же. – С.15-16.

[28] Там же. – С.331-332, 276.

[29] Иванов Вяч. О достоинстве женщины // Иванов В.И. По звёздам. Борозды и межи. М.: Астрель, 2007. С.266.

[30] Гачев Г.Д. Жизнь с мыслью: Книга счастливого человека. Исповесть. М.: Мир, 1995. С.322, 277, 370.

[31] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. С.252-253.

[32] Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Буржуа: Евреи и хозяйственная жизнь. М., 2004. С.248-249.

[33] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство (1876) // Русские философы. М., 1993. С.335.

[34] Фурсов А. Накануне «бури тысячелетия» // Москва. 2007. №1. С.187.

[35] См.: Федотова В.Г. Хорошее общество М., 2005. С.231-258.

[36] Лихачёв Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000. С.45-46.

[37] См.: Шафаревич И. Будущее России // Москва. 2005. № 4. С.132-155.

[38] Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С.84, 87.

[39] Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.47.

[40] Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С.147. Далее стр. в тексте.

[41] Китайско-конфуцианская традиция // Хрестоматия по сравнительной политологии: Запад-Восток-Россия / Под ред. А.М.Ушкова. М., 2000. С.256.

[42] Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005. С.213, 261.

[43] Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. С.18.

[44] Лотман Ю.М. Понятие границы // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999. С.175.

[45] Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000. С.19.

[46] Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения // Вопросы философии. 2011. № 9.С.66.

[47] Там же. С.68-70.

[48] Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Т.1. – М.: Юрист, 1995. – С.451.

[49] Померанц Г. Сны земли. М.: РОССПЭН, 2004. С.99.

[50] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С.273.

[51] Померанц Г. Разговор под образом Целого // Померанц Г., Курочкина М. Тринитарное мышление и современность: Сборник статей. М., 2000. С.216.

[52] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.49.

[53] Там же. С.240, 194.

[54] Там же. С.62.

[55] Фукуяма Фр. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С.310.

[56] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1. С.43.

[57] Там же. С.44.

[58] См. рец.: Холмогоров Е. Манифест западного эгоизма // Культура. 2014. № 28. С.9.

[59] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С.246, 160, 50.

[60] Там же. С.23.

[61] Там же. С.58-59, 217.

[62] Померанц Г. Живучесть древних основ // Знамя. 2004. № 8. С.182.

[63] Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Т.1. – М.: Юрист, 1995. С.451.

[64] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.244.

[65] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. С.475.

[66] Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998. Стр. в тексте.

[67] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. С.474.

[68] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С. 231.

[69] Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество: К проблеме социальных тенденций XXI века // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С.140-151.

[70] Иноземцев В. Иная собственность // Лит.газ. 2013. № 28. С.3.

[71] Об авторе // Тоффлер, Элвин. Шок будущего. – М., 2003. С. 533.

[72] Как пишет П.А. Гуревич, в начале 70–х гг. отдельные отрывки из книги в журналах «мы читали как фантастический роман». Гуревич П.А. Бог поразительных преображений // Там же. С. 4.

[73] Тоффлер, Элвин. Указ. соч. С. 327. Далее стр. в тексте

[74] Гуревич П.А. Бог поразительных преображений // Там же. С. 5.

[75] См.: Океанский В.П. Апокалипсис присутствия: Собр.соч. в сфере экстремальной антропологии. – Иваново, 2004.

[76] Горбовский А. Сильный пол XXI века // Работница. 2000. № 10. С. 16.

[77] Генис А. Декоративный пол // Генис А. Иван Петрович умер: Статьи. – М., 1999. С. 298.

[78] Гуревич П.А. Бог поразительных преображений // Тоффлер, Элвин. Шок будущего. М., 2003. С. 10.

[79] Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000. С.27.

[80] Там же. С.22, 106.

[81] Там же. С.150.

[82] Там же. С.338.

[83] Яницкий О.Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы // Социс. 2012. № 1. С.69.

[84] Иноземцев В.Л. Судьбы индивидуализированного общества // Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С.XI.

[85] Там же. С.XIII.

[86] Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С.124, 137.

[87] Там же. С.95, 146-149.

[88] Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 301, 312.

[89] См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002; Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.

[90] Федотова В.Г. Хорошее общество. С.41.

[91] Фурсов А. Накануне «бури тысячелетия» // Москва. 2007. №1. С.182.

[92] Единство мира и многообразие культур: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2011. № 9. С.25.

[93] Неменский О. Чего хотят болгары? // Лит. газ. 2013. № 21. С.2.

[94] См.: Костина А.В. Культурология. М., 2009.

[95] Единство мира и многообразие культур: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2011. № 9. С.16.

[96] Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922. – М.: Астрель, 2007. С.808, 830. Далее – стр. в тексте.

[97] Беседа с историком Я.Гординым // Лит.газета. 2014. № 37. С.4.

[98] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. 213.

[99] Померанц Г.С. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. С.142.

[100] Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Т.1. – М.: Юрист, 1995. – С.448-450.

[101] Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. №10. С. 71, 62.

[102] См.: Дугин А. Постфилософия: три парадигмы в истории мысли . М.: Евразийское движение, 2009.

[103] Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. №4. С.51-52.

[104] Померанц Г.С. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. С.254.

[105] Казин А. Средненькие европейцы? // Лит.газ. 2012. №3. С.3.

[106] Казин А. Возвращение в будущее // Лит.газ. 2013. №1. С.3.

[107] См.: Чалдымов Н. Антропологическая катастрофа. М., 2014. «Развитие должно идти от человека через трансчеловека - к постчеловеку», обладающему искусственным интеллектом (Чалдымов Н. Путь Каина // Лит.газ. 2014. №46. С.9).

[108] Казин А. Возвращение в будущее // Лит.газ. 2013. №1. С.3.

[109] Каграманов Ю. На подходе ко Второму Просвещению // Дружба народов. 2014. №1. С.176-192.

[110] См.: Глобальный кризис: метакультурные исследования. Материалы международного симпозиума: В 2 т. Шуя, 2006; Антикризисный потенциал Традиции и проблемы имяславия. Иваново-Шуя, 2009; Бесконечная равнина: антикрисный потенциал русской интеллектуальной культуры: Сб.науч.тр. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010; Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры: Материалы междунар. конф. Шуя-Иваново, 2011; Рождение культурологии в России: Сборник материалов конференции. Шуя: изд. Шуйского филиала ИвГУ, 2013.

[111] Веретевская А.В. Проблемы и перспективы европейского мультикультурализма // Социс. 2013. № 3. С.117.

[112] Веретевская А.В. Проблемы и перспективы европейского мультикультурализма // Социс. 2013. № 3. С.118.

[113] Погорельская С. Прощание с «мульти-культи» // Лит.газ. 2006. № 30-31. С.4.

[114] Уткин А. Новое лицо Америки // Лит.газ. 2006. № 6-7. С.12.

[115] Фурсов А. Накануне «бури тысячелетия» // Москва. 2007. №1. С.180.

[116] Великое перенесение народов // Лит.газ. 2013. № 15. С.1.

[117] См.: Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. М., 1998.

[118] Комаров В.Н. Тайны пространства и времени. М., 2000. С.295-296.

[119] Филин В. Утомлённые взором // Лит.газ. 2007. №31. С.11.

[120] Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002. С.314.

[121] Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.337.

[122] Флоренский П. Столп и утверждение истины. Париж, 1989. С.392.

[123] Комаров В.Н. Тайны пространства и времени. М., 2000. С.293.

[124] Гиренок Ф. Клиповое мышление // Лит. газ. 2014. №49. С.11.

[125] См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998.

[126] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.65-66.

[127] Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999. С.160.

[128] Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С.143, 141.

[129] Юнг К.Г. Психологические типы. СПб., 1995. С.294.

[130] Что рисует ваш ребёнок? // Ив.газ. 29.11.2003.

[131] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. С.34.

[132] Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.337.

[133] Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 г. // Бахтин М.М. Указ.соч. С.368.

[134] Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С.126.

[135] См.: Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

[136] См.: Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С.8.

[137] Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // Там же. С.220.

[138] Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977. С.91.

[139] Деррида Ж. Конец книги и начало письма // Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции ХХ века. Томск, 1998. С.219-220.

[140] Там же. С.222.

[141] Бодрийяр Ж. Прозрачность зла (1990). М., 2000. С.27.

[142] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Указ.соч. с.214.

[143] Мильдон В.И. Бесконечность мгновения: Национальное в художественном сознании. М., 1992. С.130.

[144] Григорьева Т.П. Линия и точка: Проблемы культурологии Запада и Востока // Наука и религия. 1989. №2. С.24.

[145] Померанц Г. Живучесть древних основ // Знамя. 2004. №8. С.181-182.

[146] Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. М., 1992. С.86-87.

[147] Эпштейн М. Русская культура на распутье: Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной // Звезда. 1999. №1. С.206-207.

[148] Там же. С.212.

[149] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Указ.соч. С.343.

[150] Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избр.труды. Т.1. М., 1996. С.339-340.

[151] Лотман Ю.М. Тезисы к семиотике русской культуры // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.409.

[152] Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю.М. Избр.статьи.Т.1. Таллин, 1992. С.142-143.

[153] Лотман Ю.М. Понятие границы // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. С.175.

[154] Там же. С.142.

[155] Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1999. С.577-578.

[156] Лотман Ю.М. Символические пространства // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999. С.276-277.

[157] Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избр. статьи.Т.1. Таллин, 1992. С.414.

[158] Там же. С.437.

[159] См.: Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Указ.соч. Т.3. С.145-171.

[160] Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю.М. Указ.соч. Т.1. С.458.

[161] Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.392-393.

[162] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М.: Прогресс-Культура. 1995. – С.170.

[163] См.: Юдин А. Этнолингвистика // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т.2. С. 408.

[164] Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1999. С.192.

[165] Там же. С.49.

[166] Флоренский П. У водоразделов мысли // Флоренский П. Имена. М., 1998. С.143, 245.

[167] Булгаков С.Н. Философия имени. С.257.

[168] Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. М., 1997. с.281.

[169] Там же. С.284.

[170] Там же. С.287.

[171] Степанов Ю.С. Концепт // Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С.43,77,40.

[172] Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С.270.

[173] Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002. С.12.

[174] Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С.86-87.

[175] Там же. С.401-412.

[176] Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М., 1984. С.10.

[177] Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002. С.70.

[178] См.: Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей; Труд: эволюция слова и понятия // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

[179] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов; Цивилизация: к истории слова // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1874. С.354-364.

[180] Океанский В.П. Глобальный культурный кризис Нового времени: ключевые мифологемы (опыт словника) // Океанский В.П. Целое: Введение в метакультурные исследования. Иваново-Шуя, 2005. С.253-271.

[181] См.: Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.

[182] Петухов Ю. В зеркале прошлого // Лит.газ. 2004. № 8. С.6.

[183] Дугин А. Империя – освободительница // Лит.газ. 2007. № 3-4. С.2.

[184] Кондаков И.В. Культурология. История культуры России: Курс лекций. М., 2003. С.542.

[185] Померанц Г.С. Россия на перекрёстке культур // Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С.23.

[186] Там же. С.26-27.

[187] Там же. С.244-245.

[188] См.: Померанц Г. Долгая дорога истории // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.

[189] См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв; Эпштейн М. Русская культура на распутье: Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной // Звезда. 1999. № 1-2.

[190] Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005. С.335.

[191] Дугин А. Суверенитет XXI века // Лит.газ. 2006. № 10. С.2.

[192] Достоевский Ф.М. Подросток // Полн.собр.соч. : В 30 т. Т.13. Л.: Наука, 1975. С.376-377.

[193] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.24.

[194] Булгаков С.Н. Из «Дневника». 1923 // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. С.364.

[195] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С.154, 191-192.

[196] Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С.159.

[197] Там же. С.241-242.

[198] Там же. С.482, 480.

[199] Бердяев Н.А. Судьба России. М.:МГУ, 1990. С.12-13.

[200] Бердяев Н.А. Русская идея. С.113.

[201] Белый А. Мережковский // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С.377.

[202] См.: Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии середины XIX- нач. XX веков. М., 2001.

[203] Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. Курс лекций. М., 2003. С.300.

[204] Бердяев Н.А. Русская идея. С.217-218.

[205] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С. 23,115, 26.

[206] Кондаков И.В. Вместо Пушкина: Этюды о русском постмодернизме. – М.: МБА, 2011. С.11, 265.

[207] Лихачёв Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С.18-19.

[208] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.244.

[209] Померанц Г.С. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. С.392.

[210] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.144, 273.

[211] Померанц Г.С. Выход из транса. С.391.

[212] Померанц Г. Сны земли. М.: РОССПЭН, 2004. С.99.

[213] Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2003. С. 15, 18, 385.

[214] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.162, 261.

[215] Померанц Г.С. Выход из транса. С.561.

[216] См.: Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

[217] Шафаревич И. Будущее России // Москва. 2005. № 4. С.138.

[218] Постсоветизм во мгле: Беседа с А.Зиновьевым // Лит.газ. 2005. № 41. С.3.

[219] Ципко А. Страна глухих // Лит.газ. 2001. № 47. С.3.

[220] Фурсов А. Накануне «бури тысячелетия» // Москва. 2007. №1. С.197.

[221] Симонян Р.Х.Есть ли особый «русский путь»? // Социс. 2013. № 7. С.147.

[222] Казин А. Против идеологии ада // Лит.газ. 2014. № 29. С.12.

[223] Цаголов Г. Шок за грош // Лит.газ. 2014. № 6. С.2.

[224] Симонян Р.Х.Есть ли особый «русский путь»? // Социс. 2013. № 7. С.139.

[225] Беседа с вице-президентом РАН Ж.Алфёровым // Лит.газ. 2011. № 41. С.3.

[226] Зиятдинова Ф.Т. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Соц.-гум.знания. 2006. №5. С.57.

[227] Беседа с акад. О.Богомоловым // Лит.газ. 2014. № 17. С.3.

[228] Глотов М.Б. Концепции социальной стратификации в отечественной социологии // Социс. 2013. №8. С.58.

[229] Федотова В.Г. Хорошее общество. С.398.

[230] Симонян Р.Х. Реформы в России 1990-х г.: аргументы «за» // Социс. 2006. №6. С.115.

[231] Симонян Р.Х. Реформы 1990-х г. и современная социальная структура российского общества // Социс. 2012. №1. С.43.

[232] Романовский В. Временщики ближнего не возлюбят // Лит. газ. 2004. № 30. С. 11.

[233] Беседа с Д. Галковским // Лит. газ. 2004. № 34. С. 3.

[234] «Мы больны пофигизмом» // Ив. газ. 2004. № 174. С. 7.

[235] Ципко А. Когда отечество в опасности // Лит. газ. 2004. № 35. С. 1.

[236] Каралис Д. Катком по извилинам // Лит. газ. 2004. № 36. С. 4.

[237] См.: Болдырев Ю. Кто признает неправоту? // Лит.газ. 2007. №11. С.2.

[238] Соборное слово 9 Всемирного Русского народного собора // Лит.газ. 2007. №10. С.3.

[239] См.: Каралис Д. Кто остался в дураках? // Лит.газ. 2006. № 34-35. С.4.

[240] Столяров А. Перед пожаром // Лит.газ. 2005. № 12-13. С.4.

[241] Федотова В.Г. Хорошее общество. С.140.

[242] Кара-Мурза С. Здравый смысл или погибель // Лит.газ. 2004. № 23. С.10.

[243] Кива А. Круги деградации // Лит.газ. 2002. № 32. С.3.

[244] Состоялось ли гражданское общество в России («круглый стол») // Социс. 2007. №1. С.54.

[245] Там же.

[246] Ципко А. Головокружение от перестройки // Лит.газ. 2005. № 1. С.4.

[247] Поляков В. «Запасной бронепоезд» (Панаринские чтения) // Лит.газ. 2006. № 32. С.3.

[248] Панарин А. Народ без элиты // Лит.газ. 2001. № 48. С.3.

[249] Там же.

[250] Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция учёных из России: циркуляция или «утечка» умов // Социс. 2013. № 4. С.27-28.

[251] Никонов В. Российская матрица. М., 2014. – Дайджест // Лит. газ. 2014. №27. С.9.

[252] Федотова В.Г. Хорошее общество. С.45-46.

[253] См.: Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя // Социс. 2005. №9. С.23-36.

[254] Беседа с М.Решетниковым // Лит.газ. 2014. № 30. С.9.

[255] «Коэффициент Джини (коэффициент дифференциации по доходам) в ЕС составляет в среднем 27, а в России – более 60» (Иноземцев В. Не ценности, а нормы // Лит.газ. 2014. №1-2. С.9).

[256] «Если есть большая идея, общее дело – тут русский человек горы свернёт» (Воеводина Т. Подъёмная сила // Лит.газ. 2014. №14. С.2).

[257] Беседа с М.Горшковым. Совесть и гордость середняка // Лит. газета. 2014. №28. С.3.

[258] Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения // Социс. 2013. №1. С.3-11.

[259] Единство истории и народа // Лит. газета. 2014. №46. С.3.

[260] Фроянов И. Извечные санкции //Лит.газ. 2014. №45. С.3.

[261] Макаров В. Индекс счастья //Лит.газ. 2014. №32-33. С.3.

[262] Казин А.Борьба за что? // Лит.газ. 2009. №32. Русский вопрос. Вып.1. С.3.

[263] Сергеев П. Истина – на перекрёстке // Лит. газ. 2014. №49. С.9.

[264] Ивашенцов Д., гл.редактор альманаха «Русский мiр» отвечает на вопросы «ЛГ» // Лит.газ. 2014. №46. С.11.

[265] Волков С. Культурный слой под ветром перемен // Лит.газ. 2007. №2. С.13.

[266] Там же.

[267] Зиятдинова Ф.Т. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Соц.-гум.знания. 2006. №5. С.51-52.

[268] Беседа с О.Смолиным // Лит.газ. 2011. №42. С.9.

[269] Риск в образовании молодёжи («круглый стол») // Социс. 2006. №5. С.46.

[270] См.: Зиятдинова Ф.Т. Указ.соч. С.52-53.

[271] Там же. С.57.

[272] Костылёва Т. Потребляю! Значит, существую? // Лит.газ. 2006. № 23. С.5.

[273] Ивашенцов Д., гл.редактор альманаха «Русский мiр» отвечает на вопросы «ЛГ» // Лит.газ. 2014. №46. С.11.

[274] Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социс. 2012. № 8. С.139-140.

[275] Хмелинский И. Синдром пустой головы: уроки европейских образовательных реформ // Лит.газ. 2014. №49. С.12.

[276] См.: Покровский Н.Е. Что происходит с гуманитарным образованием? // Социс. 2006. №12. С.95-96.

[277] Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социс. 2006. №12. С.99.

[278] Рассохин В. Академический отпуск // Лит.газ. 2006. №11-12. С.3.

[279] Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. 2013. №1. С.26, 32.

[280] Кондаков И.В. Интеллигенция // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПБ., 1998. с.254.

[281] Померанц Г. Семеро против течения: «Вехи» в контексте современности // Октябрь. 1991. № 2. С. 167.

[282] Померанц Г. Долгая дорога истории // Померанц Г. Выход из транса. – М., 1995. С. 265.

[283] Померанц Г. Семеро против течения. С. 167.

[284] Ткаченко А. Жаждущие бури // Лит.газ. 2005. № 54. С.4.

[285] Померанц Г. Из-под глыб // Лит.газ. 2004. № 8. С.6.

[286] Морен Э. Что может интеллигенция? // Лит. газ. 1993. № 7. С. 15.

[287] Дугин А. Интеллектуалы и интеллигенты // Лит.газ. 2004. № 28. С.2.

[288] Гладилин А. «На Западе нет интеллигенции» // Лит.газ. 2004. № 51-52. С.3.

[289] Шмидт С. Откуда взялась интеллигенция? // Лит. газ. 1996. № 23.

[290] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. С. 18.

[291] Яковенко И. Страница перевёрнута // Лит.газ. 2005. № 47. С.4.

[292] Там же.

[293] Померанц Г. Долгая дорога истории // Померанц Г. Выход из транса. – М., 1995. С. 261.

[294] Аннинский Л. Вытеснение интеллигенции: просуществует ли она до 2000 года // Огонек. 1992. № 29-30. С. 29.

[295] Жуховицкий Л. Кто разжёг костёр // Лит.газ. 2005. № 51. С.4.

[296] Эко У. Быть интеллигентом в России – знак противостояния // Лит. газ. 1998. № 18-19.

[297] Панченко А.М. У власти не должны стоять гении // Лит. газ. 1998. № 40. С. 5.

[298] Окуджава Б. Былое нельзя воротить // Лит. газ. 1992. № 6. С. 3.

[299] Аннинский Л. Почему я «не…» // Лит.газ. 2006. № 5. С.4.

[300] См.: Бестужев-Лада И. Интеллигенции в России нет // Лит.газ. 2003. № 22. С.5.

[301] Петровский А. Интеллигенция при наличии отсутствия // Лит.газ. 2005. № 43. С.4; 2006. № 5. С.4.

[302] Лихачёв Д.С. Русская интеллигенция // Лихачёв Д.С. Русская культура. М., 2000. С.103-104.

[303] Окуджава Б. В нашем доме // Лит. газ. 1996. № 8. С. 3.

[304] Белоцерковский В. Россия остаётся без интеллигенции // Лит. газ. 1996. № 44. С. 1.

[305] Рассадин С. Дзык, дзык! // Лит. газ. 1993. № 7. С. 3.

[306] Окуджава Б. Былое нельзя воротить // Лит. газ. 1992. № 6. С. 3.

[307] Соколов А. Преждевременные похороны // Лит.газ. 2005. № 53. С.4. Или: Соколов А. Формула интеллигентности // Вопр.филос. 2005. №5. С.64.

[308] Кондратьев В. «Вехи» и мы // Лит. газ. 1993. № 10. С. 3.

[309] Нахушев В.Ш. Интеллигенция как сообщество пассионариев // Социс. 2006. №6. С.130, 133.

[310] Рывкина Р.В. Интеллигенция в постсоветской России – исчерпание социальной роли // Социс. 2006. №6. С.146.

[311] Кантор В.К. «Вехи» в контексте, или интеллигенция как трагический элемент русской истории // Вопросы философии. 2010. №4. С.106.

[312] Аннинский Л. Почему я «не…» // Лит.газ. 2006. № 5. С.4.

[313] Соколов А. Преждевременные похороны // Лит.газ. 2005. № 53. С.4.

[314] Рывкина Р.В. Указ.соч.

[315] Померанц Г. Из-под глыб // Лит.газ. 2004. № 8. С.6.

[316] Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э.Иметь или быть? М., 1990. С.236. Далее стр. в тексте.

 

[317] Трансформация цивилизации в современном мире: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2000. № 1. С.25.

[318] Каргина И.Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социс. 2013. № 6. С.109-110.

[319] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. М.: РОССПЭН, 2008. С.43.

[320] Померанц Г.С. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. С.381.

[321] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.218.

[322] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С. 108, 110.

[323] Киселёв Г.С. «Вторая Вселенная»: драма свободы // Вопросы философии. 2010. № 3. С.11.

[324] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.63, 348.

[325] Померанц Г. Сны земли. М.: РОССПЭН, 2004. С.110.

[326] Померанц Г. Живучесть древних основ // Знамя. 2004. № 8. С. 184.

[327] Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории. С.18, 62.

[328] Хагуров А.А. О состоянии и проблемах российского села // Социс. 2012. №1. С.145.

[329] Медведев Ю. Двор со всеми удобствами // Ив.газ. 2005. 22.03.С.7.

[330] См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. Т.2.Гл.2.С.88-114.

[331] Столяров А. После бала // Лит.газ. 2006. №19. С.5.

[332] Широкалова Г.С., Зинякова М.В. Реалии российской деревни // Социс. 2006. №7. С.76.

[333] Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале ХХI века// Социс. 2005. №11. С.69.

[334] Балбеко А.М. Аграрная политика России: решение системных проблем // Социально-гуманитарные знания. 2009. №3. С.101.

[335] Калинин А. До последнего вздоха: кто будет спасать умирающие деревни // Лит. газ. 2012. №11. С.9.

[336] Карпов А. Умирающая архаика: бегство в города – неотвратимо // Лит. газ. 2013. №50. С.11.

[337] Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция из малых российских городов как способ выживания // Социс. 2006. №6. С.79-86.

[338] Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации // Социс. 2008. №10. С.70-71.

[339] Калинин А. Дикое поле: проект агломерации обрекает провинцию на вымирание // Лит. газ. 2013. №45. С.11.

[340] Пациорковский В.В. Сельская Россия: проблемы и перспективы // Социс. 2007. №1. С.93.

[341] Лихачёв Д.С. Провинция и великие «малые» города // Лихачёв Д.С. Русская культура. М. , 2000. С.127,151.

[342] Кабыш, Инна. Простой как мычание // Лит.газ. 2007. №14. С.14.

[343] Яковлева А. Пусть неудачник плачет? // Лит.газ. 2007. №15. С.13.

[344] Шурыгин В. Марш на месте: Заметки о военной реформе // Лит.газ. 2004. №44. С.3.

[345] См.: Письман Л. Остров одиночества // Лит.газ. 2004. №36. С.5.

[346] Мусатов В. Кто и как защищает права детей // Лит.газ. 2006. №20. С.3.

[347] См.: Вы решили усыновить ребёнка. М., 2001.

[348] Качалов А. Злые цветы жизни // Ив.газ. 2006. 14.06. С.7.

[349] Поздно опомнился // Ив.газ. 2006. 19.10. С.3.

[350] Шигарёва Ю. Детоубийцы. Почему мы так жестоки к нашим детям? // АиФ. 2007. №15. С.13.

[351] Шевцова Н. От потешки к порносайту: Где серьёзная литература для подростка? // Лит.газ. 2006. 13. С.7.

[352] Мазурова Л. Время дровосеков? // Лит.газ. 2004. №44. С.5.

[353] См.: Махотин С. День космонавтиков, или Великая Детская Утопия // Лит.газ. 2006. №16. С.7.

[354] См.: Захаров М. Недорогие наши старики // Лит.газ. 2007. №8. С.2.

[355] См.: Баранчеева И. Кто последний в город хиппи // Лит.газ 2005. №47. С.12.

[356] См.: Надъярных М. Мифология тождества Пауло Коэльо // Вопр.лит. 2006. №4. С.26-46.

[357] Сергеев С. Русская Европа // Москва. 2006. №12. С.173.

[358] См.: Левикова С.И. Молодёжная субкультура. М., 2004.

[359] Рыков С. Кульбит на крыше // Лит. газ. 2014. №27. С.14.

[360] См..: Тарасов А. Осмысленный бунт: «Новая контркультура» - новый вид молодёжной оппозиции // Лит.газ. 2005. №6. С.3.

[361] Дмитриев А. Кто под красным знаменем снова к нам идёт? // Лит.газ. 2005. №10. С.13.

[362] Коровин В. «Нам нужен новый грозный царь» // Лит.газ. 2005. №23. С.3.

[363] См.: Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

[364] Вишневский Ю.Р. , Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. 2006. №6. С.27-28.

[365] Там же. С.31.

[366] Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. №4. С.115.

[367] Ядова М.А. Поведенческие установки молодёжи постсоветского поколения // Социс. 2006. №10. С.86.

[368] Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социс. 2005. №9. С.96-97.

[369] Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодёжи в трудовой сфере // Социс. 2006. №10. С.93-94.

[370] Казарина Е.К. и др. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи // Социс. 2012. №6. С.122.

[371] Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // Социс. 2010. №2. С.74.

[372] Елинер И.Г. Информационное общество и проблемы межкультурных коммуникаций // Вопросы культурологии. 2010. №4. С.89.

[373] Захаров А.В. Массовое общество и культура в России // Вопр.филос. 2003. №9. С.15.

[374] Массовая культура: уч.пос. М., 2004. С.12.

[375] Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005. С.53.

[376] Захаров А.В. Указ соч. С.9.

[377] Там же. С.13-14.

[378] Массовая культура. С.13.

[379] Николаев Л. Born in the USSR // Лит.газ. 2005. №36. С.15.

[380] Рябцев И. Люди гибнут за металл // Лит.газ. 2005. №32. С.15.

[381] Кондрашёва Д. И взоры женщины не будут робки // Лит.газ. 2006. №19. С.11.

[382] «Наше кино утеряло что-то очень серьёзное…»Беседа с К.Шахназаровым // Лит.газ. 2007. №14. С.3.

[383] Беседа с А.Пушковым // Лит.газ. 2006. №16. С.3.

[384] Шариков А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // Социс. 2006. №10. С.98.

[385] Письман Л. Прививка от агрессии // Лит.газ. 2005. №39-40. С.5.

[386] Городницкий А. Яд в наши уши // Лит.газ. 2007. №5. С.6.

[387] Чигадаева Н. Пятая точка шоу-бизнеса // Лит.газ. 2007. №2. С.6.

[388] Сахарнов С. Маршак и Бианки – ау! // Лит.газ. 2004. №7. С.7.

[389] Поляков Ю. Писатели и пипы // Лит.газ. 2005. №52. С.1.

[390] Кабыш, Инна. Как бы «Ревизор» // Лит.газ. 2007. №17-18. С.14.

[391] Сапунов В. Зачем нужны мужчины и женщины? // Чудеса и приключения. 1998. №9. С.64.

[392] Грамматика любви: Беседа с А.Н.Харитоновым // Лит.газ. 2006. №21-22. С.11.

[393] Там же.

[394] См.: Некрасов Анат. Путы материнской любви. М., 2014.

[395] Грамматика любви: Беседа с А.Н.Харитоновым // Лит.газ. 2006. №21-22. С.11. Современные данные на порядок выше: мужчины – 65, женщины – 76 лет (АиФ. 2014. №14).

[396] Горбовский А. Сильный пол XXI века // Работница. 2000. №10. С.16.

[397] Там же.

[398] Там же. С.18.

[399] Погонцева К. Россияне перестали ценить деньги // Ив.газ. 2005. 15.04. С.15.

[400] А где же мальчик? Беседа с В.Базарным // Лит.газ. 2004. №42. С.12.

[401] Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2001. №8. С.39.

[402] Кабыш, Инна. Женское, слишком женское…// Лит.газ. 2006. №37. С.13.

[403] Беседа с Леной Лениной // Лит.газ. 2006. №25-26. С.15.

[404] См.: М.К. На 10 девчонок уже не 9 ребят // Ив.газ. 2005. 5 марта.

[405] См.: Женщина новой России: Какая она? Как живёт? К чему стремится? /Под ред. М.К.Горшкова. М., 2002. С.116.

[406] Там же. С.32-33.

[407] См.: Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. №5. С.65-73.

[408] Козлова О.Н. Гендерные роли в репродукции социальной жизни // Соц.-гум.знания. 2004. №3. С.107-108.

[409] См.: Варламова С.Н. и др. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006. №11. С.61-73.

[410] См.: Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социс. 2006. №10. С.118.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.16 сек.)