АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религии древнего Ирана. Зороастризм. Авеста

Читайте также:
  1. II. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  2. III,3:ИНДУИЗАЦИЯ АВТОХТОННОЙ РЕЛИГИИ
  3. VI. РЕЛИГИИ И АНТИПОЛЕ.
  4. Аборигенные религии современности
  5. Архитектура Древнего Рима.
  6. Библиотеки Древнего Востока
  7. Библиотеки Древнего Рима
  8. Важнейшие направления и проблемы изучения античной истории. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.
  9. Великой будут хранить чистоту Древнего Знания,
  10. Глава III. КАК ПРЕОБРАЗОВЫВАЮТСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕЛИГИИ И ЯЗЫКИ
  11. Главные социальные функции религии
  12. Гос-во и право Древнего Египта

 

Религия Ирана до реформы Спитамы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет много общего с ведическим культом в Индии. Эта была религия военного общества, практикующего инициацию, жертвоприношения и свирепые обряды.

 

Трудно определить точное время реформы Заратуштры (около 1000г. до н.э.). Учение Заратуштры в некоторых пунктах противоречило прежней религиозной практике (НЕТ жертвоприношениям, ДА синтезу монотеизма и ярко выраженного дуализма).

Первоначально зороастризм отрицал обряды, но, в конечном счете, признал и жертвоприношения, и прочие обряды, которые осуждал прежде.

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиозным церемониям. Священный огонь играет исключительно важную роль в ритуальной практике, огонь — образ бога на земле.

 

Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец света.

 

Верховное божество – Ахурамазда (второе название зороастризма – маздеизм), творец всех противоборствующих сил.

 

Благие мысли, Благие слова, Благие деяния - триада зороастризма, следовать которой должен каждый.

 

Смена зороастризма как господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами. Впрочем, замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы. Маздеизм после арабских завоеваний и победы Ислама, все же сохраняется в Иране, однако маздеисты в основном покидают страну или испытывают гонения. В настоящее время зороастрийцев примерно 130 тыс. человек.

 

Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Основные зороастрийские священные тексты, а следовательно и Авеста, были написаны в период с 4 по 6 вв до н.э.

В Авесте запечатлено откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахурамазды, и, сохранённое его учениками и последователями; знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахурамазде и его благим творениям.

Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвящённые Ахурамазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных.

 

Зороастризм- религия древних иранцев, предками которых были протоиндоиранские племена. Сложилось почитание двух групп божеств: дэвов, связанных с силами природы, и ахуров, более абстрактных, олицетворяющих такие добродетели, как справедливость, дружба, порядок и т.п. Эти две группы объединяются в дальнейшем. «Природные» боги- бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик- получают титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме. Зороастризм получил вое название по имени религиозного реформатора Заратуштр ы(в европейской традиции- Зороастр), жившего около 1200 г. до н.э.(некоторые исследователи считают, что позднее), а его религия господствовала с V в. до н.э. поVII в. н.э. Он создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм- противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман).Каждый правит по три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором вечно будет править Ахура-Мазда (его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске).

Мотивы зороастризма о загробном воздаянии, предполагающем существование рая и ада, эсхатологической концепции конца света, появлении спасителя и последующего суда сходны с соответствующими представлениями в иудаизме, христианстве и исламе. Исследователи считают, что именно зороастризм явился одним из источников этих представлений.

Одним из основных элементов обрядовой практики зороастризма являлось поклонение священному огню, перед которым читали тексты священной книги Авесты (написана в первой половине I тысячелетия до н.э.).

Три главные книги Авесты- Ясна, Яшта и Ведидад. Пять раз в день возносились молитвы; иранское слово «намаз», обозначающее молитву, как и требование пятикратной молитвы, вероятно пришло в ислам из зороастризма. Отмечались в зороастризме календарные праздники, из которых самый главный- праздник Нового года, Ноуруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Современных последователей зороастризма называют парсами и соответственно современный зороастризм называют парсизмом.

 

Митраизм. Древний культ персидского бога Митр ы(«договор», «согласие»), который почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник Ахура-Мазды, получает особое распространение с I в. н.э. Первоначально культу Митры был распространен в Средней Азии и Индии, затем он пронкает в Рим, а со II в. распространяется по всей территории Римской империи. Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры. Митраизм не допускал женщин в свои храмы-митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего алтаря. Однако побежденный христианством митраизм оказал на него свое влияние, об этом свидетельствует сама христианская терминология- митра, митрополит, празднование 25 декабря Рождества Христова и т.д.

Манихейство. Это религия, которая сформировалась в Персии в III в. н.э. Основателем ее явился Мани (216-277). Он родился в семье персов, последователей зороастризма, которые затем становятся членами иудео-христианской секты. Мани создает новое религиозное учение как синтез элементов многих религий и объявляет его высшей и истинной религией, возвращающей человечество к существовавшей когда-то первоначальной истиной вере, искаженной впоследствии многочисленными поздними религиями. Наибольшее влияние на Мани оказало учение гностико в- течение христианства, возникшее во II в.н.э. Иногда манихейство называют гностической религией. Гностицизм был создан людьми, перешедшими от иудаизма к христианству. Отсюда неприятие гностиками Ветхого Завета, отрицание всемогущества Бога, отрицание создания Богом мира и человека, отрицание Иисуса Христа как богочеловека. Они считали, что Иисус Христос- это небесный эон («сияние», «свет»), который затем показался в теле Иисуса. Всё это в той или иной мере прослеживается в манихействе. Заимствуя у гностиков учение об избранных духовных личностях, несущих людям особое знание - гнозис, Мани объявляет таковыми Будду, Заратуштру, Иисуса-эона. Венчает этот ряд он сам- Мани. Исходная позиция учения Мани- признание дуалистического начала мира, в котором противостояли друг другу две независимые равноправные силы, разделенные пустым пространством, - Свет и Мрак. Главное воплощение Света- Отец Величия, который затем воплощается в Иисусе-сиянии. В свою очередь от Иисуса-сияния исходят три эманации: Разум Света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Противоположное враждебное Свету начало- Мрак, который воплощается в материи. Первоначальная разделенность Света и Мрака в конце концов заканчивается, начинается второй период в эволюции мира- смешение Мрака с царством Света. Результатом этот становится рождение нашего мира и самого человечества. В результате Страшного Суда чистые светоносные души устремятся в созданный для них новый эон- царство Света, а темные навечно останутся в мучительном царстве Мрака. Манихейство предлагало аскетизм, в том числе и в своей культовой практике. Большое место занимают посты (воскресенье, понедельник и в день смерти Мани). Свое знание Мани изложил в работах, написанных на арамейском языке. Это «Живое евангелие», «Сокровища жизни», «Прагматия» (труд, трактат), «Книга таинств», «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы». Перестав существовать к XIII в. в виде отдельной религии, идеи манихейства зачастую использовались в многочисленных средневековых ересях.

 

Авеста — древнеиранское собрание священных книг зороастризма. Авеста возникла, видимо, в 1-й половине 1-го тыс. до н.э. Из записанных в 3—7 вв. при Сасанидах свыше 20 книг, часть которых приписывается основателю религии Заратуштре, сохранилось не более 1/4 текста (в том числе молитвы, гимны, песнопения).

 

 

Билет.

Греция – очень небольшая территория, расположенная на не слишком благоприятных и не богатых ресурсами островных и полуостровных землях юго-восточной Европы. Материковую часть Греции составляют горы и небольшие долины с крайне малым количеством плодородной земли. Островная часть – маленькие скалистые островки. Повышение средней годовой температуры примерно на 5 градусов чревато засухами, понижение – наводнениями и заболачиванием долин. В связи с этим, основной ценностью в Греции была земля, на которой можно было выращивать хлеб. Выращивали так называемую «средиземноморскую триаду» - ячмень, оливы, виноград. Основные занятия греков – рыболовство, охота, земледелие, война, торговля, пиратство.

Однако данные природные условия способствовали формированию своеобразия греческой цивилизации. Гористый рельеф, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв – всё это благоприятствовало формированию мелких независимых государств, развитию торговли и товарного производства.

Крито-микенский период в истории Древней Греции (вторая пол. 3-го тысячелетия – кон. 2 тыс. до н. э.) относится к эпохе бронзы. Первоначально острова Эгейского моря и материковую часть страны населяли не греки, возможно, даже не индоевропейцы.

Первые города на территории Древней Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н. э. Примерно с конца 3-го тыс. особым влиянием начинает обладать остров Крит, где складывается так называемая Минойская цивилизация (по имени легендарного царя Миноса).

Уже с XXI в. до н. э. на Крите начинается строительство дворцов, которые были не просто резиденцией правителя, а центрами цивилизаций. Это были политические, религиозные, экономические и культурные центры.

Существовали также сельские поселения (общины). Большой бюрократический аппарат контролировал почти все сферы жизни. Были развиты сельское хозяйство, производство бронзы, керамики, морская торговля. Особого расцвета Минойская цивилизация достигла в первой половине 2-го тысячелетия до н.э., когда Крит господствовал на море, подчинив многочисленные острова.

В середине XV в до н. э. (ок. 1450 г. До н.э.) сильное землетрясение разрушило Крит, после этого остров был захвачен греками – ахейцами, и Минойская цивилизация больше не смогла восстановиться.

На территории материковой Греции в начале 2-го тыс. до н. э. пришли греческие племена, среди которых выделялись три основные группы: ахейцы, эолийцы, ионийцы. Они вытеснили или подчинили себе местное население и под влиянием минойской культуры в XVII-XVI в до н. э. создали свои государства, центрами которых были Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. Эта греческая цивилизация получила название Микенская – по имени важнейшего города Микены. Она достигла высокого уровня – строились дворцы, защищенные мощными крепостными стенами, мосты, прокладывались дороги, развивалось сельское хозяйство, ремесла, торговля, письменность (линейное письмо А).

Политическая история того времени известна мало, крупнейшим событием была Троянская война рубежа XIII-XII вв. до н. э.

В XIII-XI в. до н. э. новая волна греческих племен (дорийцев) вторглась на территорию Греции, под её ударом Микенская цивилизация пала – дворцы и города были разрушены.

Следующий период носит название «Темные века» или «гомеровский период» (XI-IX вв. до н. э.). Захватческие племена дорийцев находились ещё на ранней стадии разложения первобытного общества. Они уничтожали все на своем пути. Разрушены и заброшены все основные городские центры, дворцовая система полностью прекратила своё существование. Крайний упадок ремесла (в частности, обработки металла) и экономик. Во многих регионах население возвращается к обработке камня. Однако именно они принесли с собой культуру железа, и с XI-IX вв. до н. э. на территории Греции начинается железный век.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)