АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историчность восприятия

Читайте также:
  1. Агнозии (нарушения восприятия)
  2. Б. Особенности восприятия младших школьников
  3. Восприятие пространства, движения и времени. Иллюзии восприятия. Развитие восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Методы изучение восприятия.
  4. Глава XI. НАРУШЕНИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВА
  5. ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ
  6. Иллюзии восприятия
  7. Индивидуальные особенности восприятия
  8. Индивидуальные различия людей в готовности восприятия новшеств.
  9. ИСТОРИЧНОСТЬ ИИСУСА
  10. Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени
  11. Константность восприятия

Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относитель­но непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания. «...Чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого сущест­ва развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувст­вующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверж­дают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства,... одним словом человеческое чувство, человечность чувств,— возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории».

Человеческий слух развился в значительной мере благодаря раз­витию речи и музыки. По аналогии можно бы, пожалуй, сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере опре­деляют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспек­тивы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприя­тие человека; в него включается «наивная физика», недоступная восприятию обезьяны.

Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлев­шаяся в речи, представляет собой продукт общественно-истори­ческого развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества, об­щественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики челове­чества направляет и формирует наше восприятие.

29 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 122.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)