АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

B. Основные принципы исследования истории этических учений

Читайте также:
  1. A. Типология этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Структурные принципы
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Организация и этапы статистического исследования
  7. II. Основные задачи и функции
  8. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  9. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  10. II. Принципы процесса
  11. II. Принципы средневековой философии.

 

История этических учений призвана познакомить студентов с наиболее важными этапами развития мировой этической мысли. Анализ истории этических учений дает возможность выяснить, как формировались этические проблемы, как изменялись подходы к их решению, как постепенно углублялось значения природы морали и ее функций, совершенствовался интеллектуальный инструментарий этики. Плодовитость такого анализа в значительной мере определяется эффективностью методологических ориентиров, на которые грунтуется изучения истории этических идей. Так вот выдается целесообразным подать короткую характеристику основных принципов такого исследования.

Важнейшим методологическим принципом изучения этического наследства прошлого есть идея историзма. Принцип историзма фиксирует обусловленность этической теории определенными социально историческими факторами, соотносительными с развитием определенного общества или эпохи в общем, требует братья к вниманию все объективные и субъективные обстоятельства, которые порождают конкретный культурно-этический феномен. Его основное требование - всесторонность и объективность исследования, полное отсутствие любой модернизации минувшего, субъективизма в форме нигилистического возражения ли, наоборот, неудержимой идеализации культурных ценностей минувших эпох.

Следующий принцип развития - требует изучать этические идеи в их генезисе, то есть через становление и эволюцию. Он нацеливает видеть в истории этической мысли не беспорядочное изменение изолированных одной от одной теорий, целиком зависимых от субъективной игры интеллекта их творца, а рассматривать их как процесс с необходимым внутренней связью и наследственностью старого и нового. Было бы ошибкой возражать влияние личностных черт мыслителей на эти процессы, но, в конце концов, любое этическое учение - это фрагмент общественного сознания. Переход к новому этапу общественного развития вызовет к жизни новые этико-духовные явления, но предыдущие этические теории совсем не забываются. их животворные принципы не подвластные исторической ограниченности и проявляются видоизменен в концептуальных теориях новых эпох.

Важным методологическим принципом есть самодостаточность и внутренняя самостоятельность развития этической мысли. Социально-историческая детерминация определяет в этике очень много, но не все, и не влияет фатально или безальтернативно. Значительная роль належит субъективным факторам, или личностным интеллектуальным чертам творцов морально-этических учений. К этим чертам належат: своеобразность жизненного пути мыслителя, особенности его характера и духовного опыта, политической позиции, уровень его профессионализма, специфика общественной атмосферы эпохи. Также из этих факторов следует выделить: интеллектуальный потенциал предыдущих этических учений. Его критическая переработка или творческая актуализация служат предпосылкой нового поиска в этической сфере. Из этих источников на каждом очередном этапе развития этической мысли мыслители черпают теоретико-познавательные механизмы для обоснования собственных принципов, ценностно - ориентационный материал для раздумий о природе нравственности.

История этики есть сложной и многоаспектной картиной взаимодействия и борьбы разных тенденций, школ и течений. Так вот важное значение имеет вопрос о характере отображения этой борьбы и историко-этическом познании. Наиболее традиционным есть рассмотрение истории этической мысли как противостояния эмпирического или материалистического и идеалистического подходов. Возможные и другие методологические подходы: например, выделения борьбы эвдемонистической и ригористической, натуралистической и рационалистической линий в этике.

Очень существенным, но довольно противоречивым есть вопрос о применение в историко-этическом исследовании критерия прогрессивного и реакционного. Нередко считается некорректным его использования в этике, поскольку размежевания этических учений на прогрессивные и реакционные ведет к односторонней идеологизации этико-мировоззренческому процессу. Тем не менее, по нашему мнению, идеологический момент невозможно полностью убрать из анализа истории этической мысли, поскольку борьба добрая и злая всегда пронизывала и пронизывает жизнь человечества. Эта борьба прямо или опосредственно всегда отображалась в этических представлениях.

Вместе с тем нельзя абсолютизировать бывшие критерии и приоритеты. Если раньше в структуре этих приоритетов преобладали социально-политические факторы, то сегодня надо привлечь более широкий набор социально-культурных ценностей. Нужно принимать во внимание, которая часто идеологическая ориентация этической теории проявляется открыто и целеустремленно, а иногда эта направленность имплицитная (скрытая) и требует своего специального розы-кодирования. Также следует различать идейный замысел философа и признания его идей обществом, характер использования этих идей разными общественными силами. Так вот, присутствие идеологического элемента в изучении истории этической мысли есть неминуемым, но его принадлежность к теоретико-познавательным критериям предполагает значительный диапазон их независимости одно от одного.

Эти наиболее важные методологические принципы, которые дают возможность обеспечить глубинное проникновение в историю этики и реалистичность оценки этого знания, извлеченного из недр прошлого. Именно учитывая на эти требования, построенный и предложенный в этом пособии короткий очерк истории этической мысли.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)