|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Атомы Демокрита и геометрические атомы ПлатонаАтомистика - выдающееся достижение древнегреческой науки. Сам факт появления учения об атомах – свидетельство того, что уровень абстрактного мышления античных философов был достаточно высоким. Действительно,. атомы лежат за пределами нашего восприятия, мы не можем их ни увидеть, ни услышать. Атомистические представления не могут возникнуть и из мифа, поскольку миф всегда использует наглядные образы. В связи с теорией атомов мы должны в первую очередь назвать имена Левкиппа,(5 в. до н.э.) его ученика Демокрита (460 – 370 ггю до н.э.) и Эпикура (342 -271 г. до н.э.). Что же такое атомы? Согласно Демокриту, это неделимые первоначала. Атом неизменен, не может возникать или исчезать, он неделим. Атомы отличаются друг от друга по форме, по положению и сочетанию. Добавим, что атомы находятся в непрерывном движении и находились в этом движении всегда. Очень важным было допущение Левкиппа о существовании пустоты. Пустота разъединяла атомы и давал им возможность перемещаться друг относительно друга. Заметим, что представление о пустоте в не меньшей степени, чем представление об атоме, свидетельствует о высоком уровне абстракции древнегреческой науки. Весьма важно также и то, что в пустоте нет выделенных направлении; иными словами, Левкипп и Демокрит осознавали относительность понятий "верх" и "низ". Это положение оказало заметное влияние на развитие науки, поскольку эвклидова геометрия и система координат предполагает, естественно, равноправность всех направлений в пространстве. Атомистика Демокрита никоим образом не сводится к чисто физической атомистике, Демокрит верил также и в существование минимальных, далее неделимых элементов пространства. В этом основное, пожалуй, различие между атомистикой античности и современным представлением об атомах. Действительно, неотъемлемой частью школьной математики является допущение непрерывно меняющихся величин. Заметим,. однако. что тема минимальной длины широко обсуждается физиками. Основным претендентом на эту роль является так называемая "планковская длина" В двадцатом столетии особый интерес вызывает дополнение к образу атома, которое внес Эпикур. Римский поэт и философ Лукреций Кар (99 – 55 гг. до.н.э.), описывая атомистику Эпикура в поэме "О природе вещей", пишет о введенном им спонтанном отклонении от траектории, которое происходит с атомом случайно, в неопределенный момент времени и в неопределенном месте. Среди прочего, Эпикур таким образом "объясняет" на микроуровне наличие у живых существ свободы воли. Современные историк науки видят в спонтанных отклонениях Эпикура прообраз флуктуаций – самопроизвольных отклонений физических величин от их средних значений. В некоторых случаях, когда система состоит из большого числа элементов. флуктуации могут усиливаться; об усилении флуктуаций пишет, в частности, один из основателей теории самоорганизации нобелевский лауреат по химии Илья Пригожин. Именно в этом смысле, считает он, возможно говорить о факторе случайности в поведении больших систем – как физических, так и социальных. По поводу древнегреческой атомистики неоднократно высказывался один из создателей квантовой физики Вернер Гейзенберг (1901 - 1976). Он, в частности, заметил, что современную физику идея неделимого атома не устраивает. К примеру. мы традиционно рассматриваем протон как элементарную частицу и в то же время при столкновении двух протонов рождается целый спектр других элементарных частиц. Оказывается, что привычное для нас словосочетание "состоит из" (как раз к атомистике Демокрита и восходящее), в современной физике "не работает". В статье " Квантовая теория и истоки учения об атомах" (1959 г.) Гейзенберг пишет об этом достаточно определенно. "Современная физика выступает против положения Демокрита и встает на сторону Платона и пифагорейцев. Элементарные частицы не являются вечными и неразложимыми единицами материи, фактически они могут превращаться друг в друга". Платон. Платон Афинский (428 – 347) был выдающимся учеником Сократа (470 – 369) и основателем Афинской Академии – широко известного центра философской мысли. Платон был активным противником раннего античного материализма. По мнению Платона, у растений, животных и человека, а также и у небесных светил - Солнца. Луны и звезд – имеется душа. Именно Платон произвел фундаментальное разделение Природы на дух и материю, и дух для него выше материи. По мнению Платона, происходящее в материальном мире несовершенно и тленно, а в мире идей истины абсолютны и неизменны, и именно мир идей должен быть предметом философского исследования. Развивая идеи пифагорейцев, Платон говорит, что мир идей построен в строгом соответствии с законами математики, и прежде всего геометрии. Соответственно точное знание может быть достигнуто только в отношении мира идей, в отношении же мира материального достижимо лишь знание вероятностное. Основой учения Платона об элементах являются своеобразные "геометрические атомы". Согласно Платону, существует четыре вида элементов: элементы огня, элементы воздуха, элементы воды, элементы земли. "Единичное тело" каждого элемента образуют правильные многогранники (напомним, что гранями таких многогранников являются правильные многоугольники и что правильных многогранников существует всего пять видов). Из-за своей малости единичные тела невидимы для человеческого глаза. Земле, как самому неподвижному элементу, соответствует куб; огню, как наиболее подвижному – тетраэдр (состоящий из наименьшего числа граней). Элементу воды соответствует икосаэдр (20 граней), воздуху – октаэдр (8 граней). Пятый правильный многогранник – додекаэдр (12 граней) - ближе всех остальных к форме сферы и в учении Платона связан с эфиром. Сами многогранники "построены" из треугольников, на которые могут быть разложены отдельные грани. Многогранники - элементы Платона могут превращаться друг в друга (за исключением наиболее устойчивых элементов земли), при этом треугольники, из которых они "построены", перестраиваются в новые комбинации, образуя многогранники нового вида. Треугольники Платона – объекты математические; сами по себе они не существуют. Можно сказать, что. они существуют только в связанном состоянии – как составные элементы граней правильных многогранников. Именно поэтому допустима аналогия между ними и кварками. Действительно, согласно современным представлениям, многие элементарные частицы (например, протон и нейтрон) "состоят" из так называемых кварков, электрический заряд которых в три раза меньше заряда электрона. Мы взяли слово "состоят" в кавычки, поскольку согласно теории кварков в свободном состоянии они не существуют. Именно в этом смысле и следует понимать аналогию. При всем том нельзя, разумеется, говорить, что античные мыслители за двадцать с лишним столетий до нас построили атомистическую теорию материи. И дело тут прежде всего в методах познания Природы. Одно из важнейших отличий современного естествознания от древнегреческой философии природы – ориентация на эксперимент. К примеру, с современной точки зрения утверждение о том, что элементарные частицы огня представляют собой тетраэдры, должно быть обязательно подвергнуто экспериментальной проверке. В античной же науке понятие эксперимента отсутствовало в принципе, в последующем мы подробнее обсудим вопрос об отношении античных ученых к измерениям вообще. Весьма своеобразными были астрономические представления Платона. В полном соответствии с отделением мира идей от мира материального Платон говорит о видимом небе как несовершенном подобии идеальных движений (совершаемом истинными звездами в математически устроенных небесах). Законы именно этих идеальных движений и должна, по его мнению, изучать истинная астрономия. Фигуры же видимые нами на небе надлежит использовать исключительно как чертежи, помогающие отыскивать высшие истины. Рассказывая об устройстве Космоса, Платон в значительной мере пересказывает идеи пифагорейцев. Именно у него впервые встречается упоминание о "гармонии сфер" – о музыке, звучащей при движении небесных тел. Согласно Платону, музыкальные звуки издают не сами планеты, а сирены, сидящие на орбитах. Гармония состояла в том, что скорости, с которыми движутся светила, относятся друг к другу как гармонические созвучия, как интервалы музыкальной гаммы. Мы не слышим этой музыки, поскольку к ней привыкли наши уши. Вечен ли Космос Платона? Согласно Платону, вместе с Космосом было создано и время, "подвижный образ вечности".. Итак, платоновское время имеет начало. А конец? Однозначного ответа Платон не дает, хотя и пишет о том. что время должно распасться вместе с небом, добавляя при этом,: " если наступит для них распад".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |