АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культуры белорусского севера

Читайте также:
  1. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  9. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  10. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  11. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  12. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.

Культуры Белорусского севера. В 4 тысячелетии до н.э. Белорусское Подвинье (за исключением его юго-восточной части), нарочанские озера и верховья Вилии были заняты нарвской культурой (названа по эстонскому поселению Нарва). Ее основная территория находилась в Латвии, Эстонии, части Литвы, в Псковской и Ленинградской областях.

Поселения располагались на песчаных возвышениях по берегам мелких рек, часто при выходе реки из озера. В связи с возросшей влажностью климата некоторые стоянки оказались под водой и заторфянились. Благодаря этому на них хорошо сохранились предметы материальной культуры из органических веществ, а также остатки построек из дерева. Одна из ранних неолитических торфяниковых стоянок изучена около дер. Затенье в Логойском р-не. Замечательные находки были сделаны на стоянке Осовец в Бешенковичском р-не Витебской области.

К сожалению, остатки построек очень невыразительны, поэтому о них можно судить по прибалтийским аналогиям. Они, вероятно, были вытянутыми, четырехугольными в плане, с вертикальными стенами из вбитых в землю заостренных кольев. Внутри построек имелись очаги на песочной подсыпке. Если это так, то постройки нарвской культуры резко отличались от типичных для неолита шалашевидных жилищ.

Для инвентаря характерны короткие листовидные наконечники стрел и длинные наконечники копий, обработанные двусторонней ретушью по всей поверхности. Бросается в глаза широкое использование кости и рога для изготовления наконечников стрел и копий, ножей, топоров, крючков, гарпунов, пешней для подледного лова рыбы и др. Встречаются роговые мотыги с просверленными отверстиями под рукоятку.

Посуда достаточно своеобразная. Она представлена широкооткрытыми горшками с острым дном. В тесте заметны примеси растительности и раздробленных ракушек. Поверхность сосудов разглаживалась зубчатой пластиной и украшалась вверху пояском круглых глубоких ямок, штампованным орнаментом, поясами насечек, наколов, отпечатками гребенки. Встречаются овальные мисочки. Украшения представлены подвесками из зубов животных, а на позднейшем этапе из янтаря. Найдена гравированная кость и объемные костяные и роговые фигурки.

В середине 3 тысячелетия в северной Белоруссии распространились новые племена с типичной гребенчато-ямочной керамикой. Посуда имела толстые стенки, яйцевидную форму с округлым днищем. Край венчика утолщен и скошен. Все тело горшков покрывалось поясами из глубоких круглых ямок и отпечатков широкозубчатого штампа.

Стоянки небольшие по размерам. Есть мнение, что в численном отношение новые группы были незначительны и уже к концу 3 тыс. пришельцы растворились среди местного населения.

Хотя между пришельцами и местным населением отношения были сложные и имели место стычки, тем не менее, прослеживаются взаимные культурные влияния, Так, местная керамика включила в орнаментацию новые элементы: пояса круглых глубоких ямок и ромбовидных фигур, отпечатки широкозубчатого штампа. Пришельцы, в свою очередь, заимствовали формы костяных изделий и украшений.

Нетрудно заметить, что областное деление неолита почти целиком совпадает с культурно-исторической картой мезолита. Так, в Верхнем Поднепровье, где в мезолите была распространена культура с макролитическим производством, в неолите сложилась верхнеднепровская культура с гребенчато-ямочной керамикой. На Среднюю Белоруссию, среднюю и нижнюю Припять, где в мезолите было распространено микролитическое производство, в неолите приходится северная часть ареала днепро-донецкой культуры с гребенчато-накольчатой керамикой. В Понеманье ареалам своеобразного макро-микролитического мезолита соответствует неманская культура с керамикой, орнаментированной наколами, насечками и в меньшей мере - отпечатками гребенки. Хотя нарисованная карта неолитических культур характерна для периода развитого неолита (III тысячелетие до н.э.), несхожесть этих областей заметна уже в раннем неолите.

На севере Белоруссии возникла новая культура, представленная пористой керамикой (вариант нарвской культуры). Несколько позже, во второй половине III тысячелетия до н. э., в область Среднего Подвинья с севера проникли племена с типичной ямочно-гребенчатой керамикой.

Уже одно совпадение ареалов мезолитических и неолитических культур может свидетельствовать о преемственности в их развитии. Еще более очевидны эти свидетельства при сопоставлении кремневого инвентаря мезолита и раннего неолита внутри описанных областей. И.М.Тюрина, исследовавшая материалы с неолитических поселений Верхнего Поднепровья, отмечает преемственность в технике обработки мезолитических и неолитических орудий и типах кремневого инвентаря. Особенно подчеркивается ею бытование почти в течение всей неолитической эпохи наконечников стрел мезолитического типа, сделанных из ножевидных пластинок. В области распространения культуры гребенчато-накольчатой керамики в раннем неолите сохраняются почти две трети из 70 типов орудий труда и микролитическая техника обработки кремня, характерная для местного мезолита. К такому выводу пришел В.Ф.Исаенко. На непрерывность в развитии культур от мезолита к неолиту в Понеманье и их генетические связи указывает М.М.Чернявский. Поэтому попытки объединить все памятники раннего неолита в одну этнокультурную область ("гребенчатой керамики раннего этапа", "днепро-эльбскую" и т.д.) с небольшими локальными группами внутри нее не представляется убедительным. Маловероятно, чтобы на базе разных культур мезолита смогло сформироваться устойчивое культурное и этническое единство в неолите. Внутри культурных областей в неолите имели место некоторые перемещения групп или племен, ибо сохранялись основные причины миграций, заложенные в системе хозяйственных и общественных отношений: постоянная сегментация родовых общин и заселение незаселенных или малозаселенных территорий в поисках зверя и рыбы.

Помимо прихода в Подвинье новых групп населения с севера, отмечается также некоторое проникновение волго-окских племен с ямочно-гребенчатой керамикой в Верхнее Поднепровье. В III тысячелетии до н.э. на западные районы Белоруссии распространилась миграционная волна с территории Польши или Волыни, принесшая памятники культуры воронковидных кубков. Эти инфильтрации несколько усложнили этническую карту, в отдельных случаях наложили заметный отпечаток на облик местных культур (бассейн Сожа), привели к появлению новых этнических групп, но не изменили существенно картины. Кем было в этническом отношении древнейшее население Белоруссии, определенно сказать нелегко. Пока только носителей культуры типичной ямочно-гребенчатой керамики большинство исследователей идентифицируют с финно-уграми, или предками современных финно-угорских народов. Поскольку памятники этой культуры имеются в Белорусском Подвинье, можно ставить вопрос о пребывании древних финно-угорских племен в атом регионе уже на основании одних археологических данных. Такой вывод подтверждается лингвистическими и антропологическими материалами.

Сложней установить этническую природу других племен, обитавших на территории Белоруссии в каменном веке. Антропологическое изучение костяков из захоронений днепро-донецкой культуры позволило сделать вывод об очень древних местных корнях этого населения и считать его прямым потомком позднепалеолитических кроманьонцев. Большинство исследователей склонно называть это древнее население просто доиндоевропейцами.

Таким образом, в каменном веке произошло заселение территории Белоруссии. Разные этнические истоки и тяготение отдельных областей к различным в культурно-историческом плане регионам привели к формированию локальных особенностей в культурах и этническом составе населения. Для всего периода было характерно господство присваивающих форм хозяйства - охоты, рыболовства и собирательства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)