АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. И. Кравченко

Читайте также:
  1. А. И. Кравченко
  2. А. И. Кравченко
  3. А. И. Кравченко
  4. А. И. Кравченко
  5. А. И. Кравченко
  6. А. И. Кравченко 81
  7. Кравченко А. И.
  8. Кравченко А. И.


колений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или пер-вокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемен­тами, или чертами, культуры. Они бывают двух видов — материаль­ными и нематериальными.

Совокупность первых создает особую форму культуры — матери­альную культуру. Она включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, кни­га, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выпол­няют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, зако­ны, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объек­ты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания может длиться часами, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой нематериальный объект культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным без уча­стия материального посредника — галстука. Сам галстук является ар­тефактом.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория от­носительности, идея равенства и справедливости, традиция гостепри­имства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, напо­добие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность но­вых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс — совокупность культурных черт, или эле­ментов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произве­ло подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и спо­соб хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но


не менее важными оказались в свое время идея введения званий и ти­тулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвяще­ние юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные ин­ституты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

Задание

1. Определите, к материальной или духовной культуре отно­
сятся следующие явления:

Дуэль. Медаль. Карета. Теория. Бокал. Песня. Погоны. Танец. Магия. Амулет. Диспут. Револьвер. Гостеприимство. Креще­ние. Глобус. Свадьба. Закон. Джинсы. Телеграф. Святки. Кар­навал. Школа. Сумка. Кукла. Колесо. Огонь.

2. Попробуйте определить, какие из перечисленных выше куль­
турных черт относятся к культурным комплексам. Попы­
тайтесь расписать 2
3 комплекса так, как это сделано с
футболом.

В культурной статике элементы разграничены во времени и про­странстве. Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украин­скую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными границами или с рамками данного об­щества.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание време­нем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почи­таемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспона­тов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабу­шек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культур­ного наследия.

В отличие от него понятие "прошлая культура" охватывает более широкий круг предметов и явлений. Она включает все, что было при­знано ценным или интересным для потомков. Эта часть культуры вы­зывает интерес только у историков и любителей древностей.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым ав­торитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличи­ваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие


становится фактором сплочения нации, средством объединения в пери­оды кризисов и нестабильности.

Задание

Подготовьте письменную работу или доклад на тему "Дорево­люционное культурное наследие и современное духовное воз­рождение России".

Культурные универсалии

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, элементы культуры. Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные ук­рашения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадания, разделение труда, толкова­ние снов, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмеше­ния, права наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрака, обеда, ужина), медицина, благопристойность в от­правлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеро­довой уход, обращение с беременными, права собственности, умило­стивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сек­суальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, хирургия, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, от­лучение ребенка от груди, контроль за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они име­ют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обы­чаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совмест-


ной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, привет­ствия и т.п.

Дополнительная информация Нательные украшения

Украшенияодна из культурных универсалий. Они выполняют символическую и эстетическую функции, но относятся к атрибу­там личной культуры. Напротив, мебель и убранство комнаты от­носятся к части коллективной или семейной культуры.

У некоторых племен существовал обычай украшать себя, подпи­ливая или обламывая зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, населявшие в эпоху раннего железного века приуральские сте­пи, перебинтовывали череп ребенка так, чтобы он вырос вытяну­тым. На подобном черепе даже редкие волосы создавали иллюзию вы­сокой прически. Он служил признаком вождя.

Больше всего поражала воображение европейцев страсть отста­лых народов к украшениям. Когда легендарный капитан Кук открыл Огненную Землю, он больше всего удивился тому, что совершенно го-^ лые дикари прельстились не одеждой или оружием, а дешевыми стек­лянными бусами. То же самое он наблюдал у австралийцев. Когда од­ному из них капитан дал кусок старой рубашки, тот вовсе не стал прикрывать ею какую-нибудь часть своего тела, а обмотал ее вокруг головы наподобие чалмы.

Остатки неолитической одежды нам известны мало, зато часто встречаются украшения, особенно в погребениях,это бусы, подве­ски, кольца и браслеты. А в загробный мир раньше отправляли людей с самым ценным и дорогим. При жизни украшения размещали на тех частях тела, которые создавали естественную опору для повязки: виски, шея, поясница, бедра, руки, ноги, плечи. Ожерелья и одежда то­же возникли, по всей видимости, из стремления украшать свое тело. Известно, что в обычное время мужчины и женщины в тропиках об­ходятся без одежды, а по праздникам надевают передники. Стремле­ние иметь наряд прежде, чем любую другую'вещь, отмечали многие исследователи.

Украшения не выполняли никакой защитной функции. С их по­мощью первобытный человек стремился как-то выделиться, пока­зать свою индивидуальность, быть замеченным. Украшениясвое­образный знак социального отличия. Кроме того, украшения имели еще и магическое значение. Этнографы доказали, что украшения по­явились раньше, чем одежда. Многие народы и сейчас обходятся без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.


Образ жизни

Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризу­ет образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обы­чаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфиче­ском.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько ма­териальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.

Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятель­ностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

Теперь мы рассмотрим элементы культуры, которые относятся к так называемым культурным, или социальным, нормам — образцам правильного и приличествующего поведения.

Привычки

Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть пер­вое ложкой, а второе — вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы — все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, при­вычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множе­ство, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.

Кроме них существует масса индивидуальных привычек: рано вста­вать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по ут­рам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных си­туациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.


Манеры

Манеры — внешние формы поведетш человека, получающие по­ложительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основа­ны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки при­обретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — повседневные манеры воспитанного че­ловека. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные ком­плименты, здороваться, приподнимая шляпу, — светские манеры, присущие небольшой группе людей.

Этикет

По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культу­ры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил по­ведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, дипломатических кругах, светских салонах. Эти­кет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В про­шлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитар­ной культуре. Сегодня он отличает воспитанного человека от невоспи­танного и характеризует поведение представителя любого слоя обще­ства. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.

Обычаи

В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обы­чай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также ос­нован на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллектив­ным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обще­ством массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция,порицание.

Традиции

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.


В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы по­ведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традици­онными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выпол­няются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уваже­нием, служат объединительным началом. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд

Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды неограничиваются одной социальной груп­пой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важ­ные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпе­вание, погребение, поминки).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)