АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почувствуйте себя в центре звуков

Читайте также:
  1. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ И ШУМА
  2. В центре наших миров: наше чувство Я
  3. В. Вундт (1832-1920) (в центре) с сотрудниками. Лейпциг, 1912.
  4. Виды звуковых волн и их гигиеническое нормирование
  5. Влияние ультразвукового хирургического инструмента на рассекаемую ткань
  6. Вопрос 3. В какой момент включается специальная световая и звуковая сигнализация при следовании пожарного автомобиля к месту вызова?
  7. Глава 4. Ультразвуковая терапия
  8. Глава 4. Ультразвуковая терапия
  9. Глава 4. Ультразвуковая терапия
  10. Дефекты нёбных звуков к,кь,г,гь,х,хь,й.
  11. За пределы слов и звуков
  12. ЗАДАНИЕ: Исследовать изменения проницаемости клеточных мембран под влиянием ультразвукового инструмента, в зависимости от параметров ультразвукового воздействия

Вторая техника, использующая звуки: Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков.

Эту технику можно выполнять различными способами. Один из способов - это просто начать где-нибудь сидеть. Везде и всегда присутствуют звуки. Это может быть на рынке, а может быть и в уединенном месте в Гималаях: звуки есть и там. Сидите молча, а наряду со звуками там будет что-то весьма специфическое. Всегда, когда есть звуки, центром являетесь вы. К вам приходят звуки отовсюду, со всех направлений.

Что касается зрения, глаз, то это не так. Зрение прямолинейно. Я вижу вас - значит, существует прямая линия по направлению к вам. Звук кругообразен, он не линеен. Так что все звуки приходят со всех сторон, а в центре - вы. Где бы вы ни были, вы всегда в центре звуков. Для звуков вы всегда Бог, центр всей вселенной. Каждый звук доходит до вас, двигаясь по направлению к вам кругами.

В этой сутре говорится: Купайся в центре звука. Где бы вы ни были, если вы выполняете эту технику, просто закройте глаза и почувствуйте, что вся вселенная наполнена звуком. Почувствуйте, что каждый звук идет по направлению к вам, и что вы являетесь центром. Даже одно это ощущение, что вы являетесь центром, при­несет вам очень глубокий покой. Вся вселенная станет периферией, а вы - центр, и все движется по направлению к вам, падает по направлению к вам.

...Как в неумолкающем звуке водопада. Если вы сидите рядом с водопадом, закройте глаза и ощутите звук вокруг себя, падающий на вас со всех сторон, создающий со всех сторон центр внутри вас. Почему такой упор на ощущение того, что вы находитесь в центре? Потому что в центре нет звука. Центр существует без звуков, вот почему вы можете слышать звуки; в противном случае вы не могли бы слышать их. Звук не может слышать другой звук. Потому что вы являетесь беззвучными в центре, вы можете слышать звуки. Центр является абсолютно молчаливым. Вот почему вы можете слышать звуки, входящие в вас, идущие к вам, проникающие в вас, окружа­ющие вас.

Если вы сумеете обнаружить, где расположен этот центр, где расположена та область в вас, куда сходятся все звуки, то внезапно звуки исчезнут и вы войдете в беззвучность. Если вы сумеете почув­ствовать центр, откуда слышны все звуки, то произойдет внезапный перенос сознания. Только что вы слышали весь мир, наполненный звуками, а в следующий момент ваше сознание внезапно поворачи­вает внутрь, и вы слышите беззвучность, центр жизни.

Раз вы услышали это, то никакой звук не может потревожить вас. Они идут к вам, но они никогда не достигают вас. Они все время идут к вам, но никогда не достигают вас. Имеется точка, куда не входит ни один звук. Этой точкой являетесь вы. Проделывайте это на рынке - в мире нет другого места, подобного рынку. Он настолько заполнен звуками, он просто сходит с ума от звуков. Но не начинай­те думать о звуках, - что этот хорош, а этот плох, что этот раздражает вас, а тот прекрасен и гармоничен. В этой технике не предполагает­ся, что вы будете думать о звуках, предполагается, что вы будете думать о центре. Не предполагается, что вы будете думать о каждом звуке, идущем к вам - хорош ли он, плох, прекрасен. Вы должны только помнить, что вы центр и что все звуки движутся по направ­лению к вам - каждый звук, каков бы он ни был по качеству.

Вначале вы почувствуете головокружение, потому что, что бы ни происходило вокруг, вы не будете слышать этого. Ваш слух избирателен, ваше зрение избирательно. И современные научные исследования показывают, что 98% не слышится, слышится только два процента того, что происходит вокруг вас. В противном случае, если бы вы слышали все сто процентов того, что происходит вокруг вас, вы бы просто сошли с ума. Раньше думали, что органы чувств являются дверями, отверстиями, окнами, предназначенными для того, чтобы внешнее входило внутрь. Теперь говорят, что это не двери и что они не так уж и открыты, как думали. Они, скорее, подобны сторожу, цензору, который все время следит за тем, что позволено, а что - нет.

Внутрь допускаются только два процента происходящего, а вы уже сходите с ума от этих двух процентов. При ста процентах, при полной открытости, при открытости всего, при открытости и фун­кционировании всех органов чувств, при полной дозволенности входа внутрь вы определенно сойдете с ума. Поэтому, когда вы будете практиковать этот метод, то на первых порах вы почувству­ете, как к вам приходит головокружение. Не бойтесь этого, продол­жайте ощущать центр - и допускайте все, что бы ни случилось, позволяйте всему входить в вас.

Расслабьтесь, расслабьте ваши сторожевые башни, ваши чувст­ва; расслабьте все, пусть все входит в вас. Вы стали более текучими, открытыми; все идет к вам, все звуки движутся по направлению к вам. Тогда двигайтесь вместе со звуками и придите к центру, откуда вы слышите их.

Звуки не слышны в ушах, уши не могут их слышать. Уши являются лишь передаточным звеном, и при передаче они многое обрезают - то, что является бесполезным для вас. Они выбирают, они отбирают, а потом эти звуки входят в вас. Теперь выясните, где внутри находится ваш центр. Уши не являются вашим центром, вы слышите откуда-то изнутри. Уши просто посылают вам отобран­ные звуки. Где вы? Где ваш центр?

Если вы работаете со звуками, то рано или поздно вы будете удивлены, - потому что центр находится не в голове. Это кажется, что он в голове, потому что вы никогда не слышите звуки, вы слышите только слова. Для слов центром является голова, для зву­ков она не является центром. Вот почему в Японии говорят, что человек думает не головой, а животом, - потому что они долгое время работали со звуками.

В каждом храме вы видели гонг. Он находится там, чтобы со­здавать звуки вокруг ищущего. Кто-то медитирует, при этом звучит гонг или звонит колокол. Кажется, что сам звук колокола создает возмущение; кто-то медитирует, а этот колокол или гонг кажется создающим возмущения. Каждый входящий в храм посетитель будет ударять в гонг или в колокол. Если там кто-то медитирует, то кажется, что это является постоянным возмущением. Это не так, потому что медитирующий ожидает эти звуки.

Поэтому каждый посетитель помогает ему. Снова и снова зву­чит колокол, возникает звук, а медитирующий снова входит внутрь себя. Он ищет центр, в который углубляется этот звук. Происходит один удар в колокол - это сделал посетитель. Теперь второй удар раздастся внутри медитирующего, где-то внутри. Где это? Звук всегда ударяет в живот, в пупок, и никогда не ударяет в голову. Если бы он ударял в голову, вы бы могли понять, что это не звук, а слова. Тогда вы начнете думать о звуке. Тогда чистота будет утеряна.

В настоящее время проводится много исследований относи­тельно детей, находящихся в утробе. Они также подвергаются уда­рам звуков, и они реагируют на эти звуки. Они не могут реагировать на язык. У них еще нет головы, у них нет способности рассуждать, они еще не знают языка и согласованных обычаев общества. Они не знают о языке, однако они слышат звуки. И каждый звук воздейст­вует на ребенка в большей степени, чем он воздействует на мать, так как мать не может слышать звуки - она слышит слова. А мы порож­даем дикие, хаотичные звуки, и эти звуки ударяют в не родившихся детей. Они родятся сумасшедшими. Вы уже слишком сильно выве­ли их из равновесия.

Звуки воздействуют даже на растения. Они растут быстрее, если вокруг них создаются определенные мелодичные звуки; они растут медленнее, если вокруг них создаются определенные хаотичные звуки. Вы можете помочь им расти. Вы можете помогать им раз­личными способами посредством звуков.

В настоящее время утверждают, что из-за звуков уличного дви­жения, которые негармоничны и не могут таковыми быть, человек становится умственно ненормальным, и кажется, что наступил пре­дел. Если этот шум будет увеличиваться, то у человека нет никакой надежды на будущее. Эти звуки постоянно ударяют в вас; однако, если вы думаете о них, они будут ударять в вашу голову, а не в центр - центром является пупок. Поэтому не думайте о них.

Все мантры являются бессмысленными звуками. И если какой-то мастер говорит, что что-то является значением этой мантры, то это совсем не мантра. Мантра обязательно не должна иметь значе­ния. Она имеет некоторое воздействие, но не посредством своего значения. Она должна сделать что-то внутри вас, но она не имеет смысла, поскольку она должна быть только чистым звуком внутри вас. Вот почему мы придумали мантру аум. Она не имеет значения, это просто чистый звук. Если этот чистый звук создается внутри вас, если вы можете создать его внутри, то тогда может быть исполь­зована та же самая техника.

• Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Вы можете также создать звук при помощи своего пальца или чего-нибудь другого, что принудительно закрыло бы ваши уши. Тогда слышен некото­рый звук. Что это за звук, и почему вы слышите его, когда уши закрыты, когда они заткнуты?

Это случилось в Америке, когда в середине ночи, где-то около двух часов ночи, недалеко прошел поезд. В действие была введена новая линия, и поезд прекратил движение по старому маршруту. Но произошло очень странное явление. Люди, которые жили по сосед­ству с тем местом, где прекратилось движение, пожаловались в полицию, что приблизительно в два часа ночи было слышно что-то таинственное. И жалоб было так много, что пришлось расследовать это дело. Странные звуки были слышны приблизительно в два часа. Их никогда не было слышно, когда проходил поезд; люди, привыкли к этому поезду.

Теперь же, вдруг, поезд прекратил движение. Они ожидали ус­лышать его сквозь сон; они привыкли к этому, они были обуслов­лены этим. Они ждали, а звука не было. Было слышно отсутствие, и это отсутствие было чем-то новым. Они испытывали беспокойст­во по этому поводу, они не могли спать. Поэтому впервые было понято, что если вы постоянно слышите что-нибудь, и оно прекра­щается, то вы услышите отсутствие этого звука. Не думайте, что вы просто не слышите его. Вы услышите отсутствие, отрицательную часть этого звука.

Если я смотрю на вас, а затем закрою глаза, то я увижу ваш негатив. Если вы смотрите в окно, а затем закроете глаза, вы увидите негатив окна, и этот негатив может быть таким ярким, что если вы внезапно посмотрите на стену, то негатив спроецируется на эту стену. Вы будете видеть негатив.

Так же, как существуют негативы фотографий, существуют и негативы звуков. Не только ваши глаза могут видеть негатив, но и уши могут слышать негатив звука. Так что когда вы закрываете свои уши, то вы слышите негативный мир звуков. Все звуки остановле­ны. Вдруг вы слышите новый звук. Этот звук есть отсутствие звука. Появился промежуток. Вы что-то утрачиваете, а затем вы слышите это отсутствие.

Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Этот негатив­ный звук известен как звук звуков, - потому что, в действительно­сти, это не звук, а отсутствие звука. Или, иначе говоря, этот звук является естественным, потому что он ничем не создается.

Все звуки создаются. Звук, который вы слышите, когда закры­ваете уши, не является созданным звуком. Если весь мир станет абсолютно безмолвным, то тогда вы тоже будете слышать безмол­вие. Рассказывают, что Паскаль сказал: «В те минуты, когда я раз­мышляю о бесконечности космоса, безмолвие этого бесконечного космоса меня пугает». Безмолвие пугает его потому, что звуки су­ществуют только на земле. Звукам нужна атмосфера. В тот момент, когда вы выходите за пределы земной атмосферы, не существует никаких звуков - только лишь абсолютное безмолвие, абсолютная тишина. Эту тишину вы можете создать даже на земле, если вы полностью затыкаете оба ваших уха. Вы находитесь на земле, однако вы переместились, вы опустились ниже звуков.

Астронавтов готовят ко многому, в том числе и к пребыванию в абсолютной тишине. Они должны тренироваться в сурдокамерах - камерах тишины, так что они привыкают к беззвучию; в против­ном случае они сошли бы с ума. Они встречаются со многими проблемами, а это одна из серьезнейших: как жить вдалеке от чело­веческого мира звуков. В этом случае вы изолированы.

Если вы заблудились в лесу и вдруг услышали какое-то слово, то вы можете и не видеть источника этого слова, но вы уже испуганы в меньшей степени. Кто-то присутствует рядом! Вы не одиноки! В беззвучности вы одиноки. В толпе, если вы полностью закроете оба уха, и будете двигаться внутрь, вы тоже будете одиноки. Толпа исче­зает, потому что только через звуки вы узнаете присутствие других.

Заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. Это отсутствие звука является весьма тонким переживанием. Что оно дает вам? В тот момент, когда нет никаких звуков, вы падаете назад к самим себе. Вместе со звуками мы движемся наружу, вместе со звуками мы движемся к другим людям. Попытайтесь понять это: при помо­щи звуков мы связаны с другими, мы общаемся с другими.

Поэтому даже слепой человек не находится в таком затрудне­нии, как человек, который не может говорить, который нем. Пона­блюдайте за немым: он не похож на человека. Слепой человек никогда не выглядит нечеловечно, но немой выглядит нечеловечно; его лицо дает ощущение чего-то нечеловеческого. И немой находит­ся в большем затруднении, чем слепой. У слепого человека пробле­ма в том, что он не может видеть, он, однако, может общаться. Он может стать частью более многочисленной человеческой общности, он может стать частью общества, семьи - он может любить, он может говорить. Немой исключается из общества. Он не может говорить, он не может общаться, он не может выражать себя.

Попытайтесь представить себя в звуконепроницаемой комнате с кондиционированием и со стеклянными стенками. Никакой звук не может проникнуть к вам, а вы не можете закричать, вы ничего не можете сделать, чтобы выразить себя - звук наружу не проходит. В стеклянной комнате вы можете наблюдать весь мир, функциониру­ющий вокруг вас, но ни вы не сможете обратиться к нему, ни он не сможет что-либо сказать вам. Вы почувствуете себя безнадежно разочарованными, все превратится в кошмар.

Немой человек все время пребывает в кошмаре. Не обладая возможностью общаться, он не является частью человечества. Не обладая возможностью выражать себя, он не может цвести. Он ни с кем не может установить контакт, и никто не может установить контакт с ним. Он с вами и далеко от вас, и это расстояние устранить невозможно.

Если звук является средством для движения к другим, то без­звучие становится средством для движения к самому себе. Посред­ством звуков вы общаетесь с другими; посредством беззвучия вы падаете в свою собственную бездну, в глубины самого себя. Вот почему так много техник используют беззвучие для движения внутрь.

Станьте абсолютно глухими и слепыми - хотя бы на несколько мгновений, - и вы не сможете больше никуда идти, кроме как к самому себе. Внезапно вы обнаружите, что вы стоите внутри; не будет возможным никакое движение. Вот почему безмолвие так часто практикуется. При безмолвии разрушаются все мосты, пред­назначенные для движения к другим.

Гурджиев имел обыкновение устанавливать для своих учеников длительные периоды безмолвия и, к тому же, он настаивал на том, чтобы не пользоваться не только языком, но и не допускать ника­кого общения, ни одного жеста - ни глазами, ни руками. Нельзя было прибегать к какому-либо общению. Безмолвие означает пол­ное отсутствие общения. Поэтому он заставлял группу жить в доме - двадцать, тридцать или сорок человек в одном бунгало, в одном доме - и говорил: «Оставайтесь в этом доме и живите так, как если бы каждый из вас был один. Вы не можете выходить». Там было сорок человек, а он говорил: «Двигайтесь в доме, живите в доме так, как если бы каждый из вас жил в нем один. Никакого общения! Не узнавайте, что здесь есть другие - даже глазами. Двигайтесь полно­стью так, как если бы только вы одни проживали в доме». Три месяца жизни, таким образом, в абсолютной глухоте и немоте, без какого-либо общения - для них не было возможности двигаться наружу.

Не знаю, замечали вы или нет, но в обществе те люди, которые умеют много говорить, становятся известными; те, кто без труда может передавать свои мысли, становятся лидерами - религиозны­ми, политическими, литературными - лидерами любого типа. Те, кто может передавать свои мысли, те, кто может умело говорить, становятся лидерами. Почему? Они могут достичь большего коли­чества людей, они могут установить контакт с более многочислен­ными массами.

Слышали ли вы когда-либо о немом, ставшим лидером? Вы можете найти слепого, ставшего лидером; здесь нет никаких про­блем. И иногда он может стать великим лидером, так как все то, что не делают его глаза, все эти энергии переместятся к его ушам. Но немой человек не может стать, ни в какой области. Он не может общаться, он не может быть полноценным членом общества.

Общество - это язык. Язык является основой общественного бытия - основой общения. Если вы оставляете язык, вы одиноки. Мир может быть наполнен миллионами людей, но если вы потеря­ли язык, вы одиноки.

Мехер Баба оставался безмолвным непрерывно в течение соро­ка лет. Что он делал в этом безмолвии? Вы, в действительности, ничего не можете делать в безмолвии, потому что каждое ваше действие тем или иным образом связано с другими. Даже если вы совершаете что-то в своем воображении, то вы будете воображать и других людей; вы не можете делать что-либо в одиночестве. Если вы абсолютно одиноки, деятельность становится невозможной. Даже в воображении деятельность невозможна. Деятельность связана с другими. Если вы внутри отбрасываете язык, то отбрасывается и вся деятельность. Вы существуете, но вы ничего не делаете.

Мехер Баба время от времени записками говорил своим учени­кам: «В этот определенный день я прерву свое молчание», но затем он не прерывал его. Это продолжалось в течение сорока лет, а затем он умер, так и не заговорив. В чем была проблема? Почему он говорил: «Теперь, в этом году, в этот день я собираюсь заговорить»? И почему он опять откладывал это? Что происходило у него внутри? Почему он не держал свое обещание?

Если вы так долго знали безмолвие, вы не сможете вернуться обратно к звукам - это невозможно. Есть одно правило, а он этому правилу не последовал, поэтому он и не смог вернуться. Имеется правило, что человек не должен находиться в безмолвии более трех лет. Раз вы превысили этот предел, то вы не сможете вернуться обратно в мир звуков. Вы будете пытаться сделать это, но это невоз­можно. Очень легко двигаться от звуков к беззвучию, но очень трудно двигаться от безмолвия к звукам. После трех лет многое становится просто невозможным. Механизм не сможет функцио­нировать снова таким же образом. Он должен использоваться не­прерывно; в крайнем случае, человек может оставаться молчаливым не более трех лет. Если вы остаетесь в молчании боль­ше этого срока, то механизм, который производит звуки и слова, не может быть больше использован, он умирает.

Кроме того, оставаясь с самим собой, человек становится на­столько безмолвным, что теперь общение для него становится стра­данием. Тогда говорить что-либо кому-либо будет подобно разговору со стеной, потому что человек, остававшийся в течение столь долгого времени безмолвным, знает что, что бы он ни гово­рил, вы этого понять не сможете. Независимо от того, что он гово­рит, он знает, что он говорит не то, что хочет сказать. Все кончено. После такого глубокого молчания он не может вернуться обратно в мир звуков.

Поэтому Мехер Баба неоднократно пытался, но он не смог за­ставить себя снова заговорить. Он хотел сказать что-то, он имел нечто, что следовало сказать, однако механизм не работал и движе­ния, необходимые для возвращения назад в низшее царство, были невозможны. Так он и умер, не сказав того, что хотел сказать.

Полезно будет понять следующее: что бы вы ни делали, всегда вместе с этим делайте противоположное. Всегда переключайтесь на противоположное. Оставайтесь в молчании в течение нескольких часов, затем говорите. Не фиксируйтесь на чем-нибудь одном - вы будете более живыми и более подвижными. Выполняйте в течение нескольких дней медитацию, а затем, вдруг, прекратите и делайте все что угодно, все, что может создать в вас напряжение. Затем снова переходите к медитации.

Все время, перемещаясь от одной крайности к другой, вы стано­витесь более живыми и динамичными. Не фиксируйтесь на чем-либо. Если вы зафиксируетесь, то вы потеряете способность двигаться к другой крайности, а способность двигаться к другой крайности означает жизнь. Если вы неспособны двигаться, вы мер­твы. Это движение является очень полезным.

Гурджиев советовал своим ученикам проделывать неожидан­ные изменения. Он настаивал на посте, а затем говорил: «Теперь ешьте, сколько сможете». Затем внезапно он говорил: «Продолжайте поститься». Затем он снова говорил: «Начинайте есть». Он обычно говорил: «Бодрствуйте непрерывно в течение нескольких дней и ночей, а затем спите несколько дней». Это движение между поляр­ными противоположностями дает вам динамизм и жизненность.

Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков. В одной тех­нике показаны две противоположные возможности. Купайся в цен­тре звука, как в неумолкающем звуке водопада - это одна крайность. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков - это другая край­ность.

Одна часть - это слышать звуки, идущие к вашему центру; другая часть - это остановить все звуки и почувствовать беззвучный центр. Обе эти возможности даны в одной технике со специальной целью, - чтобы вы могли двигаться от одной крайности к другой.

Здесь это не означает выбор - делать то или это. Делайте и то и другое! Вот почему и то и другое дается в одной технике. Сначала в течение нескольких месяцев делайте одну часть, затем в течение нескольких месяцев - другую. Вы будете более живыми, и вы узнаете две крайности. А если вы с легкостью можете двигаться между двумя крайностями, вы можете навсегда остаться молодыми. Те же, кто застыл в одной из крайностей, стареют и умирают.

 

 

Глава 10 (26)

 

ПРИЯТИЕ ВЕРШИН И ДОЛИН

 

23 января 1973 года, Бомбей, Индия

 

Вопросы:

Должны ли мы сознательно направлять в нужную сторону и контролировать свои инстинкты?

Как превратить ужасные шумы в положительный звук?

 

 

Первый вопрос:

Вчера вечером вы рассказывали о чувствительности и о подав­лении бессознательных инстинктов сознательным умом. Вы сказа­ли, что бессознательные инстинкты являются наследием животного этапа эволюции человека. Тогда разве не хорошо было бы направлять в нужную сторону и контролировать их в соответст­вии с интеллектом, пристрастиями и образом жизни, являющими­ся завоеваниями сознательного ума?

Человек - это животное, но не только животное: он также и нечто большее. Но это «большее» не отрицает животного, оно поглощает его. Человек - больше, чем животное, но отрицать его животную сущность нельзя. Эта сущность должна быть творчески поглощена. Вы не можете ее отбросить, она в самих ваших корнях; вы должны ее творчески использовать. Так что первое, что необходимо запом­нить, это то, что не следует относиться отрицательно к своему жи­вотному наследию. Если вы начнете думать в терминах отрицательности, то вы станете разрушителем самого себя, потому что вы на девяносто девять процентов животное.

Если вы создаете разделение, то вы принимаете участие в про­игранной битве; вы не можете победить. Результатом вашей битвы будет нечто совершенно противоположное, потому что ваши девя­носто девять процентов являются животным. Сознательным явля­ется только один процент ума, и этот один процент не может победить остальные девяносто девять процентов. Он будет побеж­ден. Вот почему в этом так много разочарований, - потому что всех побеждает их собственное животное. Вы никогда не добьетесь успе­ха. Вы обязательно обречены на неудачу, потому что один процент не может победить девяносто девять процентов. Он не может быть даже отделен от этих девяноста девяти процентов.

Это так же, как в случае цветка: он не может идти против корней, он не может идти против дерева. И в то время, когда вы выступаете против своего животного наследия, оно питает вас. Вы живете бла­годаря нему. Если ваше животное сию минуту умрет, то немедленно умрете и вы. Ваш ум существует как цветок; ваше животное наследие является целым деревом. Не будьте настроены отрицательно - это самоубийственно. И если вы отделились, выступая против самого себя, то вы никогда не достигнете чего-либо, что можно было бы назвать блаженством.

Вы создаете ад, и этот ад не где-то, а в разделенной личности. Ад заключается в расщеплении личности. И ад не есть нечто географи­ческое, ад - это понятие психологическое, как, впрочем, и небеса. Личность, которая является цельной, которая является единой без каких-либо внутренних разделений и конфликтов, и есть небеса.

Так что первое, что я хотел бы вам сказать: не будьте нигилиста­ми. Не разделяйте самого себя, не идите против самого себя, не раздваивайтесь. Животное, которое в вас, не является чем-то пло­хим. Животное внутри вас - это величайшие возможности. Это ваше прошлое, а также ваше будущее, потому что в нем таится многое. Раскройте это, развейте это, позвольте ему вырасти, и выйдите за его пределы, но не сражайтесь с ним. Это одно из основных положений тантры.

Другие традиции являются разделяющими. Они разделяют вас, они порождают внутри вас борьбу. Тантра не является разделяю­щей, она не верит в борьбу. Тантра абсолютно положительна; она не верит в слово «нет». Тантра верит в слово «да» - да по отношению ко всей жизни. Через «да» случается трансформация, а через «нет» - только беспокойства и никакая трансформация невозможна. Про­тив кого вы сражаетесь? Против самого себя? Как вы можете побе­дить? И большая ваша часть происходит от животного, так что большая часть и победит. Так что тот, кто сражается, порождает свои собственные поражения. Если вы желаете быть побежденными, сра­жайтесь. Если вы хотите победить, не сражайтесь.

Победе нужны знания, а не сражения. Сражение есть вид наси­лия. И как это ни странно, случается так: тот, кто говорит о ненаси­лии по отношению к другим, является весьма насильственным по отношению к самому себе. Имеются учения и традиции, которые призывают: «Не применяй ни к кому насилия», но те же самые учения являются очень насильственными, когда дело касается внутреннего мира человека. Они учат вас быть насильственными к самому себе и ненасильственными по отношению к другим.

Все типы аскетизма, самоотречений, отрицательных отноше­ний к чему-либо, отрицающих жизнь философий основаны на под­держании насильственного отношения к самому себе. Они велят вам применять насилие к самому себе.

Тантра является абсолютно ненасильственной. Она утверждает, что если вы не можете быть ненасильственными по отношению к самому себе, то вы не сможете быть ненасильственными и по отно­шению к другим - это невозможно. Человек, который применяет насилие к самому себе, будет насильственным по отношению ко всем; в его принципе ненасилия также будет спрятано насилие. Агрессия может быть направлена против самого себя, но это агрес­сивное отношение является разрушительным.

Но это не означает, что вы должны оставаться тем животным, которым вы являетесь. В тот момент, когда вы принимаете свое наследство, в тот момент, когда вы принимаете свое прошлое, перед вами открывается будущее. Через приятие происходит открытие. Животное находится в прошлом, его не должно быть в будущем. Нет необходимости идти против прошлого - вы и не сможете идти. Используйте его творчески.

Что можно сделать, чтобы использовать его творчески? Прежде всего, следует основательно осознать его присутствие. Тот, кто сра­жается, не осознает этого. Поскольку они боятся, они отталкивают животное назад, они отталкивают животное в бессознательное. Бес­сознательного, в действительности, быть не должно, но благодаря подавлению возникает бессознательное. Вы ощущаете внутри мно­гое, что вы осуждаете без всякого понимания. Человек, который понимает, ничего не осуждает; в этом нет необходимости. Он может даже использовать яд в качестве лекарства, потому что он знает. Все может быть использовано творчески. Из-за того, что вы не знаете, из-за вашего невежества яд является ядом. При наличии мудрости он может стать эликсиром.

Что будет делать человек, который борется против своего секса, гнева, алчности, против своего животного? Он будет подавлять. Борьба есть подавление. Он будет давить гнев, секс, алчность, нена­висть, ревность. Он будет все заталкивать куда-то в подполье, а над землей будет создавать ложные структуры. Эти структуры будут ложными, потому что не трансформирована та энергия, которая могла бы сделать эти постройки реальными. Эти структуры явля­ются подделкой; подполье, реальные энергии были подавлены. Эти реальные энергии всегда будут оставаться, и будут работать, в любой момент они могут взорваться. Вы просто сидите на вулкане, и в любой момент этот вулкан может начать извергаться. Если это случится, ваши искусственные структуры будут потрясены.

Все, что бы вы ни построили во имя религии, морали, культуры, является поддельными структурами, высящимися над землей - это просто ложный фасад. Подземелье реального человека спрятано. Так что ваше животное не очень далеко; ваш фасад является повер­хностным. Кто-то вас оскорбляет, и джентльмен исчезает и появля­ется животное. Ваш джентльмен всего лишь на поверхности; вулкан совсем рядом. В любой момент он может сделать выброс, и тогда джентльмен удалится, исчезнет ваша интеллигентность, ваша мо­раль, ваша религия, ваше так называемое положение «выше живо­тного». Тогда реальное проявит себя, а ложное исчезнет. Только когда реальное будет загнано в подземелье, ложное снова сможет вернуться.

Когда вы гневаетесь, где ваш ум, где ваше сознание, где ваша мораль? Где ваши обеты, которые вы давали так много раз: «Я больше никогда не буду гневаться»? Когда гнев приходит, они все просто исчезают. Когда гнев снова убирается в свою пещеру, в свою подземную пещеру, вы начинаете раскаиваться. Эти призраки со­бираются снова. Они начинают говорить, осуждать, они планируют что-то на будущее, а в будущем снова случается то же самое: когда приходит гнев, миражи исчезают.

В настоящее время ваше сознание является просто миражом. Оно не является реальным, оно не имеет в себе содержания. Вы можете исповедовать брахмачарью, дать обет безбрачия - это не имеет никакого значения для ваших половых инстинктов. Половой инстинкт просто загоняется в подполье, а когда он выходит наружу, то оказывается, что ваши обеты безбрачия сотканы из очень при­зрачного материала. Они не могут встретиться лицом к лицу с реальной жизнью.

Так что возможны две позиции. Вы можете или подавлять секс - и тогда вы никогда не сможете превзойти его, - или вы можете использовать свою сексуальную энергию творческим образом. Не говоря ему «нет», но, предлагая ему глубокое «да»; не вынуждая его уходить в подполье, но создавая при помощи его структуры на поверхности земли. Тогда вы будете реальным человеком. Это, оче­видно, будет трудным делом; вот почему мы выбираем более легкий путь. Легче иметь ложные структуры, потому что для этого ничего не нужно. Нужно только одно: обманывать самого себя, вот и все. Если вы можете обманывать самого себя, то вы очень легко можете создать ложные структуры. Реально ничего не будет меняться, но вы будете продолжать думать, что все изменилось.

Иллюзии создавать легко. Создавать реальность - это трудная задача, очень трудная. Но она стоит этого, потому что, если вы создадите что-то из реальных энергий, то ваши структуры не смогут быть разрушены. Если секс находится над землей, то вы можете что-то создать из него - любовь, например. Если секс трансформи­рован, он становится любовью; если он подавлен, он становится ненавистью.

Если вы подавляете секс, вы начинаете бояться любви. Человек, который подавляет секс, всегда будет бояться любви, поскольку как только приходит любовь, за ней следует секс. Любовь идет от души, а секс - от тела, так что любовь не может быть позволена, потому что тогда за ней последует секс. Он будет находиться где-то рядом, за углом. Таким образом, человек, подавляющий секс, любить не может. Он может показывать любовь, он может притворяться, что любит, но он не может любить, потому что он боится. Он не сможет прикоснуться к вам с любовью, потому что в нем сидит страх. Любовное прикосновение в любой момент может превратиться в сексуальное прикосновение, так что он будет бояться; он не позво­лит и вам прикоснуться к нему.

Он может придумать для этого много оправданий, но реальной причиной будет боязнь - боязнь инстинкта, который он подавил. И он будет полон ненависти, потому что любая подавленная энергия поворачивает себя в обратную сторону и возвращается к своей пер­воначальной природе.

Секс легко движется в сторону любви; это естественное течение. Если вы будете препятствовать этому, если вы будете создавать на его пути помехи, то он превратится в ненависть. Поэтому, если вы заглянете внутрь ваших так называемых святых и ваших так назы­ваемых учителей морали, то вы обнаружите, что они наполнены ненавистью. И это так и должно быть, это естественно. Здесь секс спрятан, он может вырваться в любой момент. Они сидят на опас­ном вулкане. Если вы загоняете энергии внутрь, то вы просто откла­дываете задачу на потом, и чем больше вы откладываете, тем труднее вам будет.

Тантра учит вас создавать свою жизнь из реальных энергий, - а все реальные энергии являются животными энергиями. Но когда я говорю о «животном», я не осуждаю этого. Слово «животное» не означает для меня осуждения, как это имеет место для вас. Живо­тное прекрасно само по себе, в самом животном нет ничего, что можно было бы осуждать. Животное внутри вас представляет собой чистые энергии, текущие в соответствии с естественными закона­ми.

Меня спросили: «Что должно делаться сознательно? Не нужно ли направлять в нужную сторону? Не нужно ли контролировать?»

Нет! Ваше сознание не предназначено для контроля, ваше сознание не предназначено для направления в нужную сторону. Ваше созна­ние должно выполнять только одну вещь: ваше сознание должно понимать, и это понимание само по себе становится трансформа­цией.

Тантра учит, что секс нужно понять, а не направлять в нужную сторону. Если вы не понимаете этого, то все ваши усилия будут неудачными и даже вредными. Так что ничего не делайте для этого. Сначала поймите, а затем с помощью понимания будет открыт путь. Вы не должны принуждать ваши энергии двигаться по этому пути. Благодаря пониманию вы познаете закон - так же, как это делается в любой науке. Как вы действуете в науке? Вы приходите к пониманию закона; раскрываются тайны природы. Если тайна природы раскрыта, то вы можете использовать энергию творчески.

Без знания внутренних законов все ваши усилия обречены. Поэтому тантра призывает понять животное внутри вас, потому что в животном скрыты потенциальные возможности для вашего буду­щего. Можно, в действительности, сказать, что в животном скрыт Бог. Животное существует в вашем прошлом, Бог предполагается в вашем будущем, - но будущее скрыто в вашем прошлом в виде семени. Поймите все ваши естественные силы. Примите их, пой­мите их. Ваш ум предназначен не для того, чтобы хозяйничать; он предназначен не для того, чтобы контролировать их и сражаться с ними; он предназначен для того, чтобы понять их.

Если вы понимаете, эти силы, то вы правильно используете свой ум. Поймите секс, поймите гнев, поймите алчность. Будьте бди­тельны, будьте настороже; постарайтесь выяснить их методы - как они работают, каковы их функции. И постоянно осознавайте само движение этих животных инстинктов внутри вас. Если вы сможете осознать эти животные инстинкты, то не будет никакого разделе­ния, вы не будете иметь бессознательный ум. Если вы сможете двигаться вместе с этими инстинктами глубоко внутри, то вы буде­те иметь только сознательный ум; в вас не будет ничего бессозна­тельного.

Бессознательное существует из-за подавления, из-за сдержива­ния. Вы закрываете для сознания основную часть вашего существо­вания, потому что вы боитесь. Вы не можете взглянуть на свою собственную реальность. Вы настолько боитесь, что вы уже выбра­лись из своего дома - вы живете на веранде. Вы никогда не входите внутрь, потому что там страх: если вы встретитесь лицом к лицу с самим собой, все ваше воображаемое, все ваши иллюзии по отно­шению к самому себе рухнут.

Вы думаете о себе, что вы святой, вы думаете о себе, что вы религиозны, вы думаете о себе что угодно. Если вы встретитесь лицом к лицу со своей реальностью, то все эти иллюзии испарятся. А все создают образ самого себя. Этот образ ложен, но мы цепляемся за него, и это цеплянье становится барьером на пути движения внутрь.

Так что, прежде всего, следует принять животное. Оно здесь, в нем нет ничего плохого. Оно является вашим прошлым, а вы не можете отвергнуть свое прошлое, вы можете только использовать его. Если вы обладаете мудростью, то вы будете использовать его и создадите из него лучшее будущее. Если вы глупы, то вы будете сражаться с ним, и вследствие этой борьбы ваше будущее будет разрушено. Сражаясь с семенем, вы уничтожите его. Используйте его, дайте ему хорошую почву, помогите ему, защитите его - и семя станет деревом, живым деревом, благодаря нему расцветет будущее.

Животное является вашим семенем. Не сражайтесь с ним. Тан­тра не содержит никакого осуждения его, в ней есть для него только любовь, потому что в нем скрыто все будущее. Узнайте его хорошо, и тогда вы сможете использовать его и будете благодарны ему.

Я слышал, что когда Святой Франциск умирал, когда он был уже на своем смертном ложе, он вдруг открыл глаза и поблагодарил свое тело. Перед уходом в другой мир он поблагодарил свое тело. Он сказал: «В тебе многое было скрыто, ты многим помогло мне. А я был таким невежественным, что временами я даже сражался с то­бой. Временами я даже относился к тебе враждебно. Но ты всегда было другом, только благодаря тебе я смог достичь такого состоя­ния своего сознания».

Это воздаяние благодарения телу прекрасно. Но Святой Фран­циск сумел понять это только в конце. Тантра предлагает понять это в самом начале. Если вы благодарите свое тело только тогда, когда умираете, то от этого не будет пользы.

Ваше тело является сокровищницей скрытых сил, таинствен­ных возможностей. Тантра утверждает, что в вашем теле отражен весь космос в миниатюре, это просто миниатюрное отражение всего космоса. Не сражайтесь с ним. Чем является ваш секс, если ваше тело является миниатюрой космоса? Если это действительно так, если ваше тело действительно является миниатюрой космоса, то, что такое секс? Вашему сексу соответствуют процессы творения в космосе. По всему космосу каждую минуту происходят акты творения - это и есть секс внутри вас. И если в нем так много сил, то это потому, что имеется потребность в том, чтобы вы были созидате­лем, творцом.

Если секс настолько могуществен, то для тантры это означает, что вы не имеете права не быть творцом; вы обязаны творить, созидать. Если вы не можете создать нечто более великое, то, по крайней мере, создайте жизнь. Если вы не можете создать нечто лучшее, чем вы сами, то создайте, как минимум, того, кто заменит вас, когда вы умрете. Секс является таким могущественным, пото­му что космос не может позволить вам быть нетворческим, а вы сражаетесь с ним. Используйте его.

Нет нужды использовать секс только для воспроизведения. В каждом акте творения используется секс. Вот почему великий поэт, великий художник может не испытывать такого страстного жела­ния секса. Но причина этого не в том, что он является святым. Причина просто в том, что он создает нечто большее и его потреб­ность удовлетворена.

Великий музыкант создает музыку. Ни один отец не может испытывать такого удовлетворения, какое испытывает музыкант, создавая великую музыку, и никакой сын не может дать столько счастья своим родителям, сколько дает великое музыкальное про­изведение композитору или великая поэзия - поэту. Поскольку он созидает в более высоком царстве, то природа освобождает его от творения на более низком уровне; энергия перетекла на более высо­кий уровень. Тантра призывает не сражаться с энергией, а позво­лить ей подняться выше. Есть много областей более высокого движения энергии, много других измерений.

Будда не является ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но он превзошел секс. Что с ним произошло? Высочайшее творение есть творение самого себя. Высочайшим творением является созда­ние тотального сознания внутри себя, создание внутри себя целост­ности, единства. Это вершина, вершина Гималаев. Будда находится на этой вершине, он создал самого себя. Когда вы движетесь в секс, вы создаете свое тело; создается точная копия. Когда вы движетесь выше, вы создаете дух, вы создаете душу. Или, если вы позволите мне такое выражение, вы создаете Бога.

Вы слышали, что Бог создал мир, но я скажу вам, что вы имеете потенциальную возможность создать Бога - и пока вы не создадите его, вы никогда не будете удовлетворены, вы не будете реализованы. Так что не думайте, что Бог в начале всего. Было бы, скорее, лучше думать, что Бог в конце. Бог не является причиной мира, но он является целесообразностью, самым концом, самой вершиной. Ес­ли вы расцветете во всей своей целостности, то вы станете богом. Вот почему мы называем Будду богом, - а ведь он никогда не верил в Бога. Это очень парадоксально. Он никогда не верил в Бога; он является одним из наиболее атеистических умов в мире. Он утвер­ждал, что никакого Бога нет, но самого Будду мы называем божест­венным.

Герберт Уэллс писал, что Гаутама Будда был наиболее безбож­ным человеком и наиболее богоподобным. Что произошло с этим Гаутамой? Он сотворил, он дал рождение величайшей вершине, величайшей возможности. С ним произошло предельно возмож­ное; затем он ничего больше не создавал - в этом не было потреб­ности. Для Будды было несерьезным делом писать стихи, для него было несерьезным делом рисовать. Он создал предельно возмож­ное; он дал себе новое рождение. Старое было полностью использо­вано для того, чтобы дать рождение новому. И поскольку это есть предельное явление, прошлое было использовано целиком. Про­шлое исчезло, животного больше не было, потому что когда выра­стает дерево, семя исчезает. Семени уже не может быть.

Иисус говорит, что пока семя пшеницы не упадет в землю и не умрет, ничего не случится. Когда семя упало в землю и умерло, сквозь него проклюнулась новая жизнь. Эта смерть является смер­тью только для семени, для прошлого. Но не может быть смерти без того, чтобы не было рождено что-либо новое; из нее выйдет нечто новое.

Тантра утверждает, что не надо управлять своими инстинктами. Кто вы такой, чтобы управлять ими, и как вы сможете управлять? Ваше управление будет всего лишь иллюзией. Попытайтесь понять их. Попытайтесь понять свою внутреннюю природу, внутренние явления, динамику энергий, и это понимание автоматически изме­нит вас. Изменение не требует усилий. Если изменение требует усилий, то оно не сможет породить блаженство.

Блаженство никогда не случается в результате усилий. Усилия всегда создают напряжение; они приводят к страданию. Усилия всегда безобразны, потому что вы насилуете что-то. Понимание не является усилием; оно прекрасно, оно случается самопроизвольно. Не управляйте. Если вы будете пытаться делать это, вы потерпите неудачу, вы разрушите самого себя. Поймите! Пусть понимание будет единственным законом, единственной садханой - духовной практикой. Оставьте все ради понимания. Если понимание не смо­жет чего-либо сделать, то это вообще не может быть сделано, тогда забудьте о нем. Все, что может быть сделано, может быть сделано посредством понимания.

Итак, тантра призывает принимать все, потому что приятие необходимо для понимания. Вы не можете понять что-либо, если отвергаете его. Если я ненавижу вас, я не смогу смотреть в ваши глаза, я не смогу видеть ваше лицо. Я буду отворачиваться, я буду избегать вас, я не буду смотреть на вас прямо. Если я люблю вас, то только тогда могу я смотреть в ваши глаза. Если я глубоко вас люблю, то только тогда я могу видеть ваше лицо.

Только любовь видит лицо; в противном случае вы никогда лиц не видите. Вы двигаетесь, вы смотрите, но это смотрение является случайным, неглубоким. Оно прикасается, но никогда не проника­ет. Но когда вы любите, вся ваша энергия становится вашими гла­зами. Тогда энергия движется, прикасается к глубинам, входит глубоко в другого человека, встречается в его центре существования. Только тогда можете вы понимать и знать.

Вот почему в древнем библейском языке используется слово «познать» для секса, для любви - для глубокой любви. Это не слу­чайно. В Библии говорится, что «Адам познал свою жену Еву, и затем родился Каин». Это использование слова «познать» для секса, для глубокой любви является странным, но весьма многозначи­тельным, потому что когда вы познали кого-то, то это значит, что вы полюбили его. Нет никакого другого способа познать кого-то.

И так обстоит дело не только с людьми, но и с энергиями. Если вы хотите познать свою внутреннюю сущность и многомерное яв­ление энергий, любите! Не ненавидьте животное, любите его. Вы не отделены от него, вы являетесь частью его. Животное вытолкнуло вас в ту точку, где вы стали человеком - будьте благодарны ему.

Это черная неблагодарность, когда люди продолжают осуждать животное в человеке. Это черная неблагодарность. Животное вытол­кнуло вас в ту точку, где вы стали человеком, и животное может вытолкнуть вас в ту точку, где вы можете стать Богом. Именно животное выталкивает вас. Поймите это - его способы, пути, мето­ды его работы, - и это понимание станет трансформацией.

Так что никакого управления, никаких усилий, чтобы стать богом - нет! Почему вы так боитесь своего животного? Вы боитесь, потому что ваш ум, в действительности, бессилен. Почему вы хоти­те управлять им? Если вы действительно хозяин, то животное само последует за вами. Но вы хорошо знаете, что животное является хозяином и что вы должны следовать за ним. Вот откуда все эти усилия, чтобы стать хозяином.

Вы знаете очень хорошо, что все реальное, что случается, случа­ется благодаря животному, а все поддельное, фальшивое происхо­дит из-за нашего ума. Понимание этого порождает страх. Вот почему вы пытаетесь стать хозяином, но хозяином не становятся в результате усилий. Только рабы стремятся стать хозяевами. А хо­зяин есть просто хозяин.

Я расскажу вам одну историю... Это случилось в доме великого воина. Однажды вечером он увидел мышь. Он был великий воин, великий фехтовальщик. Он очень рассердился, потому что мышь сидела прямо перед ним и смотрела ему в глаза. Никто ранее не осмеливался делать такое, что сейчас осмеливалась эта мышь. По­этому он выхватил свой меч, но мышь не убежала. Тогда он атаковал мышь, но та отпрыгнула; меч сломался и упал на пол.

Воин, конечно, обезумел. Он снова и снова пытался убить мышь, и чем больше он пытался, тем больше он терпел поражение. С мышью трудно сражаться, и если вы начали сражаться, вы обре­чены на поражение. Мышь обнаглела. После каждой неудачи воина она становилась все более и более дерзкой. Она запрыгнула на по­стель к воину. Воин вышел и спросил у своих друзей, что делать. «Такое в моей жизни никогда не случалось, - сказал он. - Никто не осмеливался на то, на что осмеливается эта обыкновенная мышь! Но это кажется невероятным - я полностью побежден».

Друзья сказали ему: «Глупо сражаться с мышью. Лучше прине­сти кошку».

Но уже прошел слух, что воин потерпел поражение - он дошел даже до кошек, поэтому ни одна кошка не хотела приходить. Собра­лись все кошки. Они выбрали из своих рядов лидера и сказали: «Иди ты, потому что это не обычная мышь - она победила воина. Мы обычные кошки, а он - великий воин. Если он потерпел поражение, то куда нам? Поэтому мы будем ждать снаружи, а ты иди».

Лидер испугался - лидеры всегда боятся. Они являются лиде­рами, потому что рядом трусость, и эта трусость выбирает их. Они являются лидерами трусов. Если бы не было трусов, не было бы никаких лидеров. Они, как правило, выбираются трусами, так что они лидеры трусов.

Кот вынужден был идти - точно так же должен идти любой лидер, потому что сзади его подталкивают. Теперь, когда лидер был выбран, ничего нельзя было поделать, кот должен был идти. Он вошел с опаской, дрожа и нервничая. Мышь сидела на постели. Кот никогда не видел такой мыши: она сидела на постели. Он начал раздумывать, что делать, какой метод применить, и пока он думал что делать, какой метод применить, какую использовать технику - он вспоминал свой прежний опыт, и что он делал в подобных ситу­ациях, - пока он так думал, мышь внезапно атаковала его. Кот убежал, потому что такое никогда не случалось в прошлом! В исто­рии не было упоминаний о том, чтобы мышь нападала на кота.

Кот выбежал наружу и упал замертво, поэтому соседи посовето­вали воину: «Теперь обыкновенные коты ничего не смогут сделать. Иди во дворец, принеси королевского кота. Только королевский кот может что-нибудь сделать. Этот случай необычный». И воин вынуж­ден был отправиться к королю и попросить кота.

Пришел кот из дворца. Воин со страхом входил в комнату вме­сте с котом, потому что кот выглядел уж очень обычным. Он боялся, что и теперь снова будет поражение, потому что тот кот, который умер, был больше, величественнее, он был великим лидером, а это обыкновенный кот... Казалось, что король просто пошутил - этот кот не мог справиться с делом. Но воин ничего не мог сказать королю.

Он пришел с этим обыкновенным котом. Кот вошел, убил мышь и ушел. Все остальные коты ждали. Они собрались вокруг и спросили: «Что это за трюк? Наш лидер умер, воин был побежден этой мышью, а ты просто убил ее. Ты вышел к нам с мертвой мышью».

Кот ответил: «Я кот, а она - мышь. Здесь нет никакой другой техники. Я кот - и этого достаточно. В чем смысл каких-то техник? Достаточно быть котом. Когда я вошел, было достаточно того, что вошел кот. Я - кот».

Это, на самом деле, дзэнская история. Если бы ваш ум был хозяином, то не потребовались бы никакие усилия. Все усилия предпринимаются только для того, чтобы обмануть самого себя: вы не кот и вы сражаетесь с мышью. Станьте хозяином! Но как стать хозяином? Тантра утверждает, что хозяином вас сделает не что иное, как понимание. Понимание является секретом того, как стать хозяином. Если вы хорошо это знаете, то вы хозяин. Если вы не знаете, то вы продолжаете сражаться. Тогда вы останетесь рабом, и чем больше вы будете сражаться, тем больше вы будете терпеть поражение. Вы сражаетесь с мышью.

 

Второй вопрос:

Не исчезнут ли все эти ужасные шумы, если мы будем слушать из центра тела? Как быть с этим ужасными городскими шумами, которые являются источником нашего раздражения в течение всех наших жизней - можем ли мы превратить их в положительный звук?

Это всегда остается основным вопросом: как изменить что-то, как превратить отрицательные звуки в положительные. Вы не мо­жете этого сделать! Если вы положительны, то для вас ничто не является отрицательным. Если вы отрицательны, то все для вас будет отрицательным. Вы являетесь источником всего, что сущест­вует вокруг вас; вы сами являетесь творцом своего собственного мира. И мы не живем в одном и том же мире, запомните это. Имеется столько же миров, сколько умов. Каждый ум живет в своем собственном мире; он сам создает свой мир.

Поэтому, если все для вас выглядит отрицательным и разруши­тельным, если все кажется враждебным, настроенным против вас, то это оттого, что в вас нет положительного центра. Поэтому не думайте о том, как изменить отрицательные шумы. Если вы чувст­вуете вокруг себя отрицательность, то это просто показывает, что вы отрицательны внутри. Мир является всего лишь зеркалом, и в нем отражаетесь вы.

Я проживал на деревенском постоялом дворе. Это была очень бедная деревня, но в ней было очень много собак. Ночью они все собирались вокруг постоялого двора; это, вероятно, было их обыч­ным занятием. Постоялый двор был хорошим местом - большие деревья, тень, и они, вероятно, оставались там каждую ночь. Итак, я остановился там, и там же остановился один из министров како­го-то штата. Министр был очень возмущен, потому что собаки лаяли, создавали очень много шума. Прошла половина ночи, ми­нистр не мог заснуть и, поэтому, он пришел ко мне.

Он спросил: «Вы спите?» Я крепко спал, поэтому он подошел ко мне ближе, разбудил меня и спросил: «Пожалуйста, скажите мне, как могли вы заснуть посреди всего этого шума. Здесь как минимум двадцать или тридцать собак, они дерутся, лают и делают все, что обычно делают собаки. Что делать? Я не могу заснуть, а я так устал после поездок всего этого дня. Если я не смогу заснуть, то это создаст для меня трудности. Завтра я должен продолжить поездку, я выеду рано утром. Сон не приходит ко мне, а я испытал все методы, которые знал - чтение мантр, молитвы и тому подобное. Я сделал все, но ничего не получилось, так что мне теперь делать?»

Поэтому я сказал ему: «Эти собаки собрались здесь не ради вас и не для того, чтобы вас беспокоить. Они даже не понимают, что здесь остановился министр; они не читают газет. Они полностью невежественны. Они не собрались сюда с какой-то целью, им нет до вас никакого дела. Они делают свою работу. Почему вы так беспо­коитесь?»

Он ответил: «А почему бы мне не беспокоиться? Как я могу не беспокоиться? Как мне заснуть при таком лае?»

Я сказал ему: «Не сражайтесь с этим лаем. Вы сражаетесь - проблема в этом, а не в шуме. Не шум беспокоит вас, а вы сами беспокоите себя из-за этого шума. Вы настроены против шума, поэтому вы поставили условие - если собаки прекратят лаять, вы уснете. Собаки слушать вас не будут. Вы связаны условием. Вы чувствуете, что если условие будет выполнено, то вы заснете. Это условие и выводит вас из покоя. Примите собак! Не выставляйте условие, что если лай прекратится, то вы уснете. Просто примите.

Собаки здесь и они лают; не сопротивляйтесь, не сражайтесь, не пытайтесь отвлечься от этих шумов. Примите их и вслушивайтесь в них, они прекрасны. Ночь так тиха, а они лают так жизненно - просто слушайте. Это будет мантрой, правильной мантрой - ее нужно просто слушать».

И он сказал: «О'кей! Я не верю, что это поможет, но так как делать больше нечего, я попытаюсь». Он заснул, а собаки все еще лаяли. Утром он сказал: «Это чудесно. Я принял их; я отказался от своего условия. Я слушал. Эти собаки стали очень музыкальными и их лай, их шум больше меня не беспокоил. Наоборот, это стало чем-то вроде колыбельной песни, поэтому я крепко заснул».

Это зависит от нашего ума. Если вы положительны, то все ста­новится положительным. Если вы отрицательны, то все превраща­ется в отрицательное, все становится неприятным. Так что, пожалуйста, запомните это - и не только относительно шума, но иотносительно всего в жизни. Если вы ощущаете, что вокруг вас существует нечто отрицательное, выясните причину этого внутри самого себя. Причина в вас. Вы, видимо, чего-то ожидаете, вы видимо, чего-то желаете, вы, видимо, выдвигаете какие-то условия.

Существование нельзя принудить идти в соответствии с ваши­ми желаниями; оно течет своим собственным путем. Если вы смо­жете плыть вместе с ним, то вы будете положительными. Если вы сражаетесь с ним, то вы станете отрицательными, и весь космос вокруг вас тоже станет отрицательным.

Это подобно тому, что человек пытается плыть против течения тогда течение становится отрицательным. Если вы пытаетесь плыть по реке против течения, то река будет казаться вам отрицательной, и вы будете чувствовать, что река сражается с вами, что река толкает вас вниз. Река пытается двигать вас вниз по течению, а не вверх, поэтому будет казаться, что река борется с вами. Река совершенно не осознает ваше присутствие, она блаженно не осознает этого. И это хорошо; в противном случае она должна будет отправиться в дом для умалишенных. Река не сражается с вами, это вы сражаетесь с ней. Вы пытаетесь плыть против течения.

Я расскажу вам один анекдот... Вокруг дома Муллы Насреддина собралась большая толпа людей, которые говорили: «Что ты дела­ешь? Твоя жена упала в реку, а река сейчас в полном разливе. Иди немедленно; в противном случае поток унесет твою жену в море». Море было совсем рядом.

Поэтому Мулла побежал на берег, прыгнул в поток и начал плыть против течения, чтобы найти свою жену.

Толпа закричала: «Что ты делаешь, Насреддин? Твоя жена не может быть где-то вверх по течению. Она должна была плыть по течению».

Мулла сказал: «Не отвлекайте меня. Я хорошо знаю свою жену. Если кто-то другой упадет в поток, он будет плыть по течению. Но не моя жена. Она должна плыть против течения. Я хорошо знаю мою жену, я прожил с ней сорок лет».

Ум всегда пытается идти против потока, плыть против течения. Сражаясь со всем, вы создаете вокруг себя отрицательный мир. Очевидно, что это должно случиться. Мир не против вас, но вслед­ствие того, что вы не с миром, вам кажется, что мир против вас. Плывите по течению, и тогда река поможет вам плыть. Тогда не нужна будет ваша энергия. Река станет лодкой, она примет вас на борт. Плывя вниз по течению, вы не потеряете никакой энергии, потому что раз вы плывете по течению, то вы приняли реку, течение, поток, направление - все. Тогда вы стали положительными по от­ношению к этому. Тогда вы положительны, тогда река положитель­на по отношению к вам.

Вы можете сделать все положительным только в том случае, если сделаете самого себя положительным по отношению к жизни. Но мы не положительны по отношению к жизни. Почему? Почему мы не являемся положительными по отношению к жизни? Почему мы отрицательны? Почему эта постоянная борьба? Почему мы не допускаем тотального приятия жизни? Чего мы боимся?

Вы возможно и не замечали: вы боитесь жизни - вы очень боитесь жизни. Заявление о том, что вы боитесь жизни, может показаться вам странным, потому что обычно вы чувствуете, что вы боитесь смерти, а не жизни. Обычно считается, что все боятся смерти. Но я говорю вам, что вы боитесь смерти только потому, что вы боитесь жизни. Тот, кто не боится жизни, не будет бояться и смерти. Почему мы боимся жизни? Этому есть три причины. Во-первых, ваше эго может существовать только в том случае, если оно движется против течения. Плывя по течению, ваше эго существовать не может. Ваше эго может существовать только тогда, когда оно сражается, когда оно говорит «нет»! Если оно говорит «да», если оно всегда говорит «да», то оно существовать не может. Эго является основной причиной того, что вы всему говорите «нет».

Посмотрите на себя, на то, как вы ведете себя, как реагируете на все. Посмотрите на то, как в ум немедленно приходит «нет» и как трудно, очень трудно приходит «да», - поскольку вместе с «нет» вы существуете как эго. С «да» ваша личность теряется, вы становитесь каплей в океане. «Да» не имеет в себе никакого эго; вот почему так трудно сказать «да» - очень трудно.

Вы понимаете меня? Если вы плывете против течения, вы чув­ствуете, что вы существуете. Если вы просто расслабляетесь и начи­наете плыть вместе с потоком, куда бы он вас не нес, вы не чувствуете этого «Я есть». Тогда вы становитесь частью потока. Это эго, эти представления о себе, как об изолированном «я», создают вокруг вас отрицательность. Это эго создает рябь отрицательности.

Во-вторых, жизнь неизвестна, непредсказуема, а ваш ум явля­ется весьма узким: он желает жить в известном, в предсказуемом. Ум всегда боится неизвестного. Этому есть причина: это потому, что ум состоит из известного. Ум состоит из всего того, что вы узнали, пережили, выучили. Неизвестное не является частью вашего ума. Ум всегда боится неизвестного, неизвестное будет доставлять уму беспокойства, поэтому ум закрыт для неизвестного. Он живет по своему собственному шаблону, он существует в определенных структурах. Он движется по конкретным колеям, по известным колеям. Он все движется и движется, как игла по граммофонной пластинке. Он боится двигаться в неизвестное.

Жизнь всегда есть движение в неизвестное, и вы боитесь. Вы хотели бы, чтобы жизнь протекала согласно вашему уму, в соответ­ствии с известным, но жизнь не может следовать за вами. Она всегда движется в неизвестное. Вот почему мы боимся жизни, и когда бы у нас ни появлялась какая-либо возможность, мы стараемся убить жизнь, мы стараемся зафиксировать ее. Жизнь является потоком. Мы стараемся остановить этот поток, поскольку, если он будет зафиксирован, возможно, будет предсказание.

Если я люблю кого-нибудь, то мой ум немедленно начнет ду­мать о том, как бы вступить в брак с этим человеком, потому что брак все фиксирует. Любовь является потоком, любовь не может быть предсказуемой. Никто не знает, куда она приведет и приведет ли куда-либо. Никто не знает! Это течение вместе с потоком, а вы не знаете, куда направляется поток. Завтра, в следующий момент его здесь может и не быть.

Вы не можете быть уверенными в следующем моменте. Но ум желает определенности, жизнь небезопасна. Вследствие того, что ум желает определенности, он против любви. Ум за брак, потому что брак - зафиксированная вещь. Теперь вы все зафиксировали, поток остановлен. Теперь вода не течет - она превратилась в лед. Теперь вы имеете нечто мертвое; вы можете предсказывать. Только мертвое является предсказуемым. Чем более живым является что-либо, тем более оно непредсказуемо. Никто не знает, куда будет двигаться жизнь.

Поэтому нам не нужна жизнь, нам нужны мертвые вещи. Вот почему мы все время приобретаем вещи. С человеком жить трудно; с вещами жить легко. Поэтому мы продолжаем приобретать вещи, вещи и вещи. С человеком жить трудно. И если мы должны жить с человеком, то мы будем стараться сделать из него вещь, мы не сможем позволить ему остаться личностью.

Жена является вещью, муж является вещью. Они не личности, они зафиксированные вещи. Когда муж приходит домой, он знает, что жена здесь, она ждет. Он знает, он может предсказать. Если он испытывает нечто вроде любви, он может любить - жена всегда будет под рукой. Жена становится вещью. Жена не может сказать: «Нет, сегодня я не в настроении любить». Предполагается, что жены не могут говорить такое. Не в настроении? Предполагается, что у них не может быть настроения. Они являются зафиксированными учреждениями - они составляют институт жен. Вы можете поло­житься на институт, на жизнь вы положиться не можете. Так мы превращаем людей в вещи.

Взгляните на взаимоотношения между людьми. Сначала это взаимоотношения между «я» и «ты», но рано или поздно это превра­щается во взаимоотношения между «я» и «оно». «Ты» исчезает, мы начинаем воспринимать его как вещь. Мы говорим: «Делай это. Это обязанность жены, это обязанность мужа. Делай это!» Вы должны будете делать это. Это ваша обязанность; это должно быть сделано механически. Вы не можете сказать: «Я не могу сделать это».

Эта зафиксированность является страхом жизни. Жизнь явля­ется потоком; о ней ничего нельзя сказать заранее. Я люблю вас в настоящий момент, но в следующий момент любовь может исчез­нуть. Моментом ранее ее здесь не было; сейчас она здесь. И она здесь не из-за меня, она просто случается. Я не могу заставить ее быть здесь. Она просто случается, а то, что случается, в любой момент может и не случиться, и вы ничего не сможете сделать. В следующий момент оно может исчезнуть; по поводу следующего момента нет никакой определенности.

Но уму нужна определенность, поэтому он превращает любовь в брак. Живая вещь становится мертвой. Тогда вы можете обладать ею, тогда вы можете положиться на нее. Любовь будет и завтра. В этом и есть вся абсурдность: вы убили вещь для того, чтобы обладать ею, и теперь вы никогда не сможете насладиться ею, потому что ее больше нет, она мертва.

Для того чтобы вы могли обладать женой, она была убита. Любимая стала женой, и теперь вы рассчитываете, что жена должна вести себя как любимая. Это абсурд, жена не может вести себя как любимая. Любимая жива, а жена мертва. Любимая была случив­шимся, а жена является институтом. А когда жена не ведет себя как любимая, вы говорите: «Разве ты не любишь меня? Раньше ты меня любила». Но это уже не тот же самый человек. Это уже и не человек, это вещь. Сначала вы убили ее, чтобы обладать ею, а теперь вы хотите от нее жизни. Тогда и начинается все это страдание.

Мы боимся жизни, потому что жизнь есть поток. Ум желает определенности. Если вы действительно хотите быть живыми, будьте готовы к небезопасности. Не существует никакой безопасно­сти, и нет никаких способов создать безопасность! Есть только один путь: не живите, тогда вы будете в безопасности. Таким образом, те, кто мертвы, находятся в абсолютной безопасности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.)