АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гармония в музыке Глинки

Читайте также:
  1. Гармония
  2. Гармония в музыке венских классиков.
  3. Гармония в творчестве композиторов «Могучей кучки».
  4. Гармония золотых пропорций 1 страница
  5. Гармония золотых пропорций 10 страница
  6. Гармония золотых пропорций 11 страница
  7. Гармония золотых пропорций 12 страница
  8. Гармония золотых пропорций 13 страница
  9. Гармония золотых пропорций 14 страница
  10. Гармония золотых пропорций 2 страница
  11. Гармония золотых пропорций 3 страница

В творчестве М. И. ГЛИНКИ функциональная гармония значительно обогащается:
а) введением средств романтической гармонии,
б) специфическими натурально-ладовыми оборотами, вызванными русским фольклорным элементом,
в) восточным ориентальным стилем, вызывающим лады с увеличенной секундой и хроматизмы,
г) необычными колористическими последовательностями и элементами искусственных ладов в фантастических сценах (целотонная гамма Черномора из "Руслана и Людмилы").
Мелодическому рисунку музыки М.Глинки присуща особая ясность и строгость, а прозрачной фактуре — моцартовский лаконизм. Басовый голос вводится как краска, средние голоса певучи.
Стиль М.Глинки отмечен певучей полифоничностью средних голосов и баса на подголосочной или контрапунктической основе при экономном использовании неаккордовых звуков и мелодической фигурации. Тонка и прозрачна фактура (трехголосие без баса или певучий бас). Преобладает средний регистр, крайние регистры используются редко, экономно. Оркестровая фактура Глинки всегда полифонична. Педаль обычно реальная, часто мелодическая. Органные пункты и ритмические педали имитируют народные инструменты — русские, восточные, испанские.
Функциональная сторона гармонии обогащается прежде всего утверждением мажоро-минора как ладовой основы многих произведений М. Глинки, включением аккордов одноименного минора в мажор, а мажорных в минор. Тональный план в операх М. Глинки продуман функционально и часто строится на основе мелодических звуков основной темы (Пролог "Руслана"). Подчеркнуты колоритные резкие тональные контрасты разделов терцовые, секундовые.
Русско-восточный ориентальный колорит сочетает гармонический мажор и минор, мелодический мажор с низкой II ступенью последования септаккордов, в том числе уменьшенного, диатоническое и объединение параллельных строев употребляется с хроматическими подголосками.
Особенно часто используется гармоническая S — мажора, иногда в связи с восточным или испанским колоритом. Обороты гармонического мажора и мажоро-минора (а иногда и мелодического мажора с низкой II ступенью) обычно чередуются с введением тех же ступеней натурального лада. Это вызывает несмежный хроматизм, мягкие переченья внутри тональности.

Излюбленная последовательность — I — мягкий II2 гармонический, V65 или отклонение в VI ступень.
Встречаются гибкие мелодико-гармонические модуляции или модулирующие секвенции, цепочка септаккордов или хроматические последования. Часто образуется цепь отклонений по тональностям I степени родства. Прямолинейно автентические кадансы вуалируются. D7 редко берется в основном виде перед тоникой. Он падает на слабую долю такта или же разрешается в прерванный каданс или в унисон.
В эпизодах, характеризующих крестьянский колорит, встречаются параллельные терции и децимы, имитирующие хоровые подголоски ("Славься" из "Ивана Сусанина"), а также ладовое объединение параллельных строев в мелодии и в гармонии. Тонко выявлены секундовые
объединения мажора и минора, образующие секундовую переменность ладотональности. Трихордные квинтовые обороты вызывают применение трезвучий побочных ступеней. Возникают переменные функции, подчеркивающие натурально ладовые обороты. Вводятся последовательности натурального минора, реже дорийского, миксолидийского, фригийского ладов.
Многим темам Глинки присуща переменно ладовая гармония, часто с гибкими
мелодико-гармоническими модуляциями и хроматизмами в средних голосах. В этом плане характерно выделяются последования II — VI в мажоре или плагальный оборот I — II 6 — I (увертюра "Руслана и Людмилы"). Это смягчает прямолинейность функциональных связей, высвечивает побочные ступени как равноправные функции, даже как тоникальные аккорды, побочные тоники переменного лада.
В сочинениях романсного, городского жанров большое значение имеет формула бытового романса с автентическими кадансами, с подчеркнуто напряженной функциональностью и мелодическим ходом V — VII — (внизу) I,
присущим эмоционально-открытым мелодиям А. Варламова и А.Гурилева. Здесь возможны задержания, напряженный певучий бас, нередки хроматизмы. Фактура в романсах и танцах городского характера часто выдержана в традициях гитарного, арфообразного аккомпанемента.
В испанских романсах и увертюрах М. Глинки типичны имитации гитар в аккомпанементе, имитируются народные духовые и ударные инструменты, появляются стилевые черты испанской музыки — доминантовый лад, фригийские обороты и кадансы, остинатные ритмы испанских танцев.
Нередки в аккомпанементе изобразительные, жанровые ритмические и тембровые элементы. Часты в сочинениях Глинки ритмы вальса ("В крови горит"), болеро ("О, дева"), мазурки ("Кубок", "К ней"), иногда пейзажная звукопись ("Ночной зефир"), плясовые ритмы и притоптывания (в "Камаринской", лезгинки "Руслана").
В фантастических сценах изобразительные элементы насыщаются необычными тональными сдвигами, неопределенными гармоническими последованиями, увеличенными трезвучиями, целотонной гаммой, несмежным хроматизмом тональных сдвигов, необычными унисонными музыкальными фразами в особых ладах (марш Черномора). Впервые в истории музыки появляется целотонная гамма, формирующая атональный звукоряд из шести тонов.
Гармония М. Глинки определяет две последующие линии развития русского гармонического мышления: 1) линия древнерусских и остросовременных ладов, автономных гармонических характеристик, 2) линия напряженных гармонических и полифонических тяготений. Первая линия подхвачена петербургской школой М. Балакирева, вторая — П. Чайковским.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)