АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения учения Роджерса

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Годы учения
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  10. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  11. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Ре­альность, окружающий мир для Роджерса существуют только как символы; главное же, что формирует воспри­ятие этого мира, заложено в самом человеке.

«Слова и символика так же относятся к миру реаль­ности, — писал Роджерс, — как карта к территории,

 

которую она представляет... Мы живем по воспринимае­мой карте, которая никогда не есть сама реальность».

Самость. Большинство психологов используют термин «самость» для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость — это представление о себе, кото­рое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Это только «стоп-кадр», искусственно выделенный из непрерывного процесса, который невозможно зафиксировать.

Идеальная самость — это представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние.

«Принятие себя таким человеком, каким ты.действи­тельно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть,— учит Роджерс, — есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное Я чаще всего проявляется повышенной амбициозностью, обостренным самолюбием. Это может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей — это прежде всего неправильный выбор усло­вий ценности в отношениях со своими детьми.

Еще труднее определить условие ценности для самого себя. Но когда это удается, когда у человека хватает интуиции и мужества правильно оценить себя, свои воз­можности — это залог душевного комфорта и путь к дальнейшему развитию личности. Часто же равновесие между самостью и реальностью нарушается, что ведет к усилению защитных реакций.

Терапия, центрированная на клиенте, стремится со­здать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы само­сти — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Роджер­са — это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздо­ровления. Роджерс полагал, что только во взаимоотноше-

 

 

ниях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное — умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.

«Я полагаю, — писал Роджерс, — что основной барьер, мешающий общению между людьми, — это наша естест­венная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждение другого человека или другой груп­пы».

Семья — одна из форм межличностных отношений. Роджерс полагал, что в семье действуют те же законы, что и в энкаунтер-группе.

Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: постоянно поддерживаемых обязательствах друг перед другом; выражении чувств;

неприятии специфических ролей (искренность); способ­ности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера.

Поддерживание обязательств. Партнерство рассматривается не как контракт, а как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только сво­их потребностей, но и потребностей партнера по браку. Семья — это работа ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе, утверждает Роджерс, обогащают любовь и укрепляют семью.

Выражение чувств. Роджерс настаивает на пол­ной открытости в выражении чувств и интимной жизни. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «правди­вым, честным человеком».

Неприятие ролей. Развал семьи очень часто про­исходит от попыток навязать одному из супругов (или обоим) ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родителей. Роджерс учит супружескую пару «жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формиро­ваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать».

Способность понять и разделить внутрен­нюю жизнь партнера. Основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле. Но одной правильной самооценки для семьи мало —

 

нужно в той же мере понять и принять своего партнера по браку. Тогда появляется возможность осознать и раз­делить его внутреннюю жизнь. Сказанное касается не только супругов, но в еще большей степени — взаимоот­ношений родителей и детей.

Терапия, центрированная на клиенте. Основные поло­жения нового подхода в психотерапии, предложенного Роджерсом, сводятся к следующему.

• Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Карл Менингер (1933) достаточно метко подметил, что «роджеровское утверждение относительно врожденного стремле­ния к здоровью содержит большую половину истины». Роль терапевта, считает Роджерс, заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.

• Терапия акцентируется больше на эмоциональных ас­пектах, нежели на интеллектуальных.

• Терапия больше опирается на непосредственную кон­кретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивидуума.

• Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с миниму­мом участия со стороны терапевта.

Терапия называется центрированной на клиенте по­тому, что клиент сам определяет и осуществляет те изме­нения в своем поведении и состоянии, которые ему пред­ставляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход к тера­пии, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

Роджерс неоднократно подчеркивал, что нередко «вме­шательство компетентного профессионала любого рода враждебно личностному росту». Конечно, это утвержде­ние дискуссионно. Есть заболевания, где прямое вмеша­тельство врача просто необходимо (неотложная помощь), но что касается пограничных нервно-психических рас­стройств, то здесь использование резервных возможно­стей пациента, да еще и при активном его участии — наиболее короткий и верный путь к выздоровлению.

Личность терапевта. «Ключи к исцелению, — писал Роджерс, — находятся у клиента, но терапевт должен

 

 

обладать определенными личностными качествами, спо­собными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центри­рованный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, врач должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.

Это близко тому, что Маслоу называет «даосской лю­бовью» — любовью, которая не предлагает, не ограничи­вает и не определяет. Это обещание принимать клиента таким, каким он кажется. Такое отношение (терапевт — клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и сострада­нием.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних си­лах, утвердить в нем веру в свои способности к само­совершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Энкаунтер-группы. В некоторых источниках это поня­тие переводится как группы столкновения, хотя более приемлемый перевод — группы встреч.

Переход Роджерса от теоретических концепций тера­пии, центрированной на клиенте, к энкаунтер-группам был естественным и неизбежным. Одно его утверждение о том, что выздоровление клиентов зависит от них самих, а не от терапевта, вело к созданию групп, способствующих самоизлечению.

Создание энкаунтер-групп смело можно считать нача­лом нового направления в практической психотерапии. До сих пор многие считают, что групповая психотерапия возникла в результате дефицита времени у врача и фи­нансовых расчетов, и что в искусственно созданных груп­пах пациентов применяются те же самые методы, что и при индивидуальной психотерапии. На самом деле это не так.

Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых раскрыл механизм воздействия группы на лич­ность и личности на группу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого про-

 

цесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-груп-пах» (1970).

Контакт в группе начинается с общего знакомства, с «хождения вокруг да около». Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот пери­од межличностных отношений проявляется сопротивле­нием самовыражению и самораскрытию. «Члены груп­пы, — пишет Роджерс, — стремятся показать друг другу свое «публичное Я», и лишь постепенно, боязливо и амбивалентно они предпринимают шаги, чтобы обнару­жить нечто из своего «приватного Я». Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого, и только позже переходят на настоящее. Роджерс считает, что прошлый опыт безопаснее и менее подвержен критике или сочувствию,чем настоящий.

Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляются негативные чувства. Роджерс полагает, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Сказать «я вас люблю» всегда труднее, чем «я вас ненавижу».

Когда этап негативизма прошел и группа при этом не распалась, начинает формироваться климат доверия. Члены группы начинают идти на осознанный риск, появ­ляется лично значимый материал. Члены группы начи­нают доверять друг другу свои истинные чувства, как негативные, так и позитивные.

Реакция группы на искреннее раскрытие одного из пациентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу обратной связи, исцеляющий потенциал. То, что опытный терапевт делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи.

«Этот род способности, — писал Роджерс, — проявля­ется столь определенно в группах, что они привели меня к чувству, что способность к исцелению или терапии гораздо более распространена в человеческой жизни, чем мы предполагаем».

По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружаю­щим.

 

 

Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо группа начинает требо­вать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих истинных чувств и намерений. Общение на таком уровне ведет к вскрытию бессознательного, к формирова­нию и отреагированию гештальтов. Другими словами, общение на таком уровне ведет к исцелению. Группа чаще всего не понимает механизмов исцеления» а идет к этому интуитивно.

Крайнюю (полюсную) форму групповой обратной свя­зи Роджерс называл конфронтацией. Конфронтация мо­жет быть как негативной, так и позитивной. За конфрон­тацией обычно следует катарсис. Роджерс считал, что «каждая волна негативных чувств, каждая вспышка страха вызывает вслед за собой выражение позитивных чувств и поддержки».

Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать не­гативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми, у них повышается способность к самоосознанию, к само­регуляции, а это уже путь к исцелению.

* * *

Метод энкаунтер-групп, созданный Роджерсом, дал начало широко распространенной сейчас групповой неди­рективной психотерапии.

Карла Роджерса по праву можно считать одним из родоначальников гуманистической психологии и психо­терапии. Как работы И. П. Павлова или Зигмунда Фрейда нашли в свое время широкий отклик среди ученых и общественности, так как отвечали насущной потребности понять внутренние механизмы человеческой природы, так и работы Карла Роджерса сейчас особенно созвучны времени, потому что они ориентированы не на авторитар­ность, а на демократические, гуманистические идеи в психиатрии и психотерапии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)