АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  2. I. Понятие общества.
  3. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  4. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  5. I. Формирование глобального инновационного общества
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  8. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  9. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  10. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  11. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  12. IX.2.Наука как особый вид деятельности

В обществе коллективная человеческая деятельность не случайна, а связана с необходимостью воспроизводства общественной жизни, то есть создания ее предпосылок в виде конкретных элементов обществен­ной системы. Это позволяет выделить основные типы совместной дея­тельности людей по характеру создаваемых и функционирующих в них элементов. На базе основных типов деятельности, отличающихся опре­деленной автономностью и независимостью друг от друга, образуются основные подсистемы (или внутренние системы) общества. Такая сис­тема (например, экономическая или политическая) представляет собой институализацию конкретного типа совместной деятельности людей в виде особым образом организованных общественных институтов, систем коммуникации, воспитания, обучения, постановки и реализации цели.

Материальное производство - важнейший тип совместной деятель­ности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности, используемых "во всех ее видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность, "подстраи­вать" ее под свои нужды"1. Конечно, такое выделение материального производства в качестве типа деятельности представляет собой опреде­ленную абстракцию, так как в реальности человек, занимаясь матери-

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 336.


альным производством, одновременно реализует себя и в иных типах деятельности, например в духовной, нравственной, социальной и т.д.

Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в буквальном смысле сводились все иные типы деятельности. Это характерно для социальных концепций вульгарно-материалисти­ческого типа и некоторых вариантов марксизма. Следует отметить, что классический марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) решал данную пробле­му более гибко, постоянно указывая на примат общественного бытия (то есть всей системы общественных отношений) над общественным сознанием лишь в конечном счете.

Поэтому в работах периода становления самого принципа материа­листического понимания истории на первый план, безусловно, выходит проблема "решающей роли" материального производства в жизни лю­дей. Именно материальное производство, пишут Маркс и Энгельс, от­личает человека от животного, является предпосылкой человеческой истории. Все иные типы деятельности людей (в нашей терминологии) сводимы к материальному производству до такой степени, что сами вы­ступают как виды такого производства1.

Позже Ф. Энгельс, отстаивая данное положение, тем не менее отме­чает, что соотношение между общественным бытием и общественным сознанием эволюционирует. В частности, при переходе к подлинному человеческому обществу (то есть коммунизму) сознание станет опреде­лять бытие. "Это не значит, что бытие перестанет определять сознание. (Свобода может расцвести лишь на базе необходимости.) Их взаимодей­ствие сохранится. Изменится лишь его характер. Но изменится сущест­венным образом"2. И наконец, в знаменитых письмах об историческом материализме 90-х гг., осознав опасность вульгаризации идей Маркса (и даже признав определенную степень совместной с ним вины за это, и в частности тезиса о решающей роли общественного бытия), Энгельс вы­двигает тезис об обратном влиянии надстроечной сферы на материаль­ное бытие. "Хотя материальные условия существования являются primum agnes (первопричиной), это не исключает того, что идеологиче­ские области оказывают в свою очередь обратное, но вторичное воздей­ствие на эти материальные условия"3.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126.

2 Багатурия Г.А. Роль Энгельса в разработке материалистического понима­ния истории // Энгельс-теоретик. М., 1970. С. 217.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 371, 243.


Таким образом, теоретическая база марксизма хотя, безусловно, со­держала в себе возможности жесткой интерпретации указанного тезиса, приводившего к сведению всего богатства деятельности людей к мате­риальному производству, но одновременно диалектический метод к ана­лизу общественных явлений позволял и иную, более гибкую его интер­претацию. Так, например, анализируя соотношение экономики и поли­тики, Энгельс отмечает, что экономические закономерности в целом проложат свой путь, но будут испытывать "на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью"1. То есть человек как элемент системы действует относительно свободно, пытаясь реализовать свои цели, но в социальных рамках, которые в первую очередь заданы материальным производством.

Кроме того, как отмечает К.Х. Момджян, само материальное произ­водство может выходить за рамки производства только вещей2 (материальных предметов). Последние, конечно, сохраняют свою мате­риальную оболочку, вещественность (как, например, книга), но пред­ставляют собой по существу объекты иной, символической природы. Например, компьютерные программы представляют собой совокупность предметной и символической природы и одновременно могут выступать прямым условием материальной деятельности.

На базе материального производства институализируется прежде все­го экономическая подсистема общественной структуры (или экономика общества), которая может различаться по видам производства, характе­ру основной деятельности и т.д., в рамках которых происходит создание предметов, орудий предметной деятельности и знаково-символических систем, которые выступают далее средствами потребления человеком и обществом.

Организационная деятельность представляет собой систему суще­ствующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование.

Организационная деятельность реализуется, во-первых, как установ­ление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но между людьми и предметами. Примером этой коммуникативной формы организационной деятельности "служат раз­личные формы рыночного обмена, в результате которых производители картофеля получают доступ к необходимой им сельскохозяйственной технике и наоборот... транспорт и связь тоже являются формами ком­муникативной деятельности - доставляя грузы и сообщения в нужное


время к нужным людям, они создают необходимые связи между людьми и предметами"1.

Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связан­ный не только с установлением и обеспечением связей, но регулирую­щий их. Общество как устойчивая система должно постоянно оптими­зировать связи, обеспечивающие его развитие и процветание. Уровни регуляции общественных связей могут быть самыми различными - от управления дорожным движением до управления производством и госу­дарством в целом. Особенностью социального управления выступает то, что здесь происходит прямое регулирование деятельности других людей, что порождает организацию особых властных структур различного уровня - от администрации школы до правительства страны.

Поскольку любая система связей сосуществует рядом с другими, то важнейшим принципом управления становится регуляция отношений данной организации с внешними факторами. Например, если руково­дитель какой-то локальной учебной структуры (декан факультета) не будет следовать общим предписаниям учебного заведения в целом, то факультет будет испытывать "затруднения" в своем функционировании и развитии и в конечном счете данный руководитель должен будет ус­тупить место другому. Если же нарушения (в форме невыполнения ука­заний) будут слишком сильны, то это может привести и к прекращению деятельности такой структуры.

С другой стороны, руководитель должен учитывать внутренние фак­торы, т.е. "создавать нормальные организационные условия внутри сво­ей социальной группы: субъект-субъектные... и субъект-объектные"2. Так, например, эффективность работы конкретной организации зависит от правильно выбранной кадровой политики, материального и мораль­ного поощрения членов коллектива за успешную деятельность и, напро­тив, минимизации тех элементов коллектива, которые мешают его функционированию. Гибкость руководителя при этом состоит в регули­ровании самого сочетания внешних и внутренних факторов.

На базе организационной деятельности формируется такая важней­шая подсистема общества, как политическая. Она представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как го­сударственные, так и негосударственные политические структуры.

Негосударственные политические структуры (партии, обществен­ные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогатель­ные функции, обеспечивая изначальное формирование направления по-


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 416-417, 417^20. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 338.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 340.

2 Там же. С. 342.


литики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Прав­да, в рамках некоторых общественных режимов, которые характеризу­ются отсутствием многопартийной выборной системы, единая правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает элементом госу­дарственной структуры. Последнее проявляется даже в слиянии соот­ветствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударствен­ных структур в современном демократическом обществе, с одной сто­роны, является обеспечение легитимности формирования власти, а с другой - напротив, создание партийно-общественной оппозиции к дан­ной конкретной власти, что является необходимым условием нормаль­ного функционирования общества.

Государство как политическая структура имеет сложный и диффе­ренцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных инсти­тутах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Поэтому политическое управление государством не тождественно любому соци­альному управлению. Это более сложный вид социального управления, направленный на регуляцию жизнедеятельности и сохранение государ­ства, его, по крайней мере, нормальное функционирование. Поэтому просчеты в этой сфере управления чреваты наиболее серьезными по­следствиями для развития как всего государства, так и каждого чело­века.

Духовная деятельность, связанная с производством духовных ценно­стей, имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смы­словой информации. Поэтому хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее воз­можная функция не выражает собой сущности данного объекта как но­сителя определенной информации и системы ценностей. "Вколачивать" в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или цен­ности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувст­венное восприятие.

В качестве принятой системы классификации видов духовной дея­тельности выступает понятие общественного сознания, представляю­щее собой "не совокупность индивидуальных сознаний членов общест­ва, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутрен­ней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обы­денное сознание, идеология, общественная психология и формы созна-


ния)1. Таким образом, общественное сознание институализируется в соответствующие формы организации, в рамках которых реализуются те или иные виды духовного отношения к миру. Так, например, наука как одна из форм такой организации выражает собой рационально-теоре­тические и познавательные устремления человека, мораль - нравствен­ные, религия реализует собой необходимость такого компонента чело­веческого сознания, как вера. Кроме этого, можно говорить о политиче­ском и правовом сознании, искусстве, философии и т.д.

Одна из возможностей различить разные формы духовной деятельно­сти заключена в специфике сознания самого человека. Человек как ма­териальное существо относится и к миру физическому и является пред­ставителем животного царства, и одновременно он существо духовное, обладающее сознанием и переживающее свое состояние в мире. Как существо физическое и животное он всецело подчиняется соответст­вующим закономерностям, хотя и может их корректировать. А вот как существо мыслящее и переживающее мир он реализует это в соответст­вующих продуктах разума и эмоций.

Соответственно духовная деятельность человека может быть рацио­нально-теоретической (или рефлексивной), которая на знаково-символическом уровне упорядочивает мир, опираясь на возможный уро­вень достижения объективного знания. Такая духовная деятельность является реализацией не только чисто познавательного интереса (что, безусловно, имеет место), но является важнейшим условием практиче­ского освоения человеком мира.

Однако человек не только познает мир, но и переживает его на уровне эмоционального и художественного восприятия. Эта форма ду­ховной деятельности обозначается как ценностно-эмоциональная. Здесь на идеальном уровне вырабатываются системы ценностей и нравствен­ных устоев, которыми руководствуется человек в своей жизни, на почве которых происходит формирование следующего поколения. Ценностно-эмоциональная форма духовной деятельности помогает человеку выжить в стрессовых ситуациях, когда время принятия решения ограниченно и человек поступает согласно своим убеждениям и вере. Поэтому нельзя говорить о предпочтительности рационально-теоретических или ценно­стных компонентов сознания. Они дополняют друг друга, позволяя че­ловеку более эффективно адаптироваться в мире.

Так как человек выступает как существо познающее и переживаю­щее, то и типы выражения данных форм отношения к миру не сущест­вуют в чистом виде. Так, например, наука, олицетворяющая собой по­знавательное отношение в чистом виде, не свободна от систем ценно-

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 448.


стей. Прежде всего такой самодовлеющей ценностью выступает сам поиск истины. Кроме того, сама наука эволюционирует таким образом, что в ней все более осознается необходимость выработки систем норм и ценностей, контролирующих, например, использование научных дости­жений в интересах, а не во вред человечеству. С другой стороны, ис­кусство как выражение ценностного отношения к миру, безусловно, осуществляет познавательные функции, давая человеку представление о мире через особую систему образов. Кроме того, существует прямое предметное использование искусством или религией достижений науч­но-технического прогресса. Так, священник для увеличения собствен­ной аудитории может читать проповеди по телевидению, а художник использовать новейшие средства компьютерной графики для создания уникальных произведений.

И наконец, еще одним важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент обще­ственной жизни - человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных ме­жду собой формах: общественное производство человека и его индиви­дуальное самопроизводство.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)