АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек, прорубивший окно в природу

Читайте также:
  1. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  2. АЛКОГОЛИК – ЭТО ПЬЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК, ОСОЗНАВШИЙ, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ.
  3. Взгляд на природу ангелов
  4. Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша.
  5. Взрослый человек, остановившийся на стадии развития подростка.
  6. Взрослый человек, остановившийся на стадии развития юноши.
  7. Вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и
  8. Вплив людини на природу на різних етапах суспільства
  9. ГЛАВА VII - ЧЕЛОВЕК, СЕМЯ БОГА
  10. Двенадцатый миф: деловой партнер — плохой человек, с которым невозможны конструктивные переговоры.
  11. ДЖОН КОРКОРАН — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ЧИТАТЬ
  12. Есть такой человек, и он рядом, он всегда с нами. Александр Сергее-

 

Счастьеэто быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

Л. Н. Толстой

«Я исполнил наконец старое обещание, данное само­му себе: прошел от истоков до устья по речке, на ко­торой вырастал.

В наш век все поддается учету. Подсчитали и реки. Их в стране, кажется, двести пятьдесят тысяч. Усманка обязательно попала в это число, хотя речка она и маленькая.

Для меня эта речка была первой и едва ли не глав­ной жизненной школой. Если б спросили: что всего более в детстве помогало тебе узнавать мир? Я бы от­ветил: речка.

Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли тальников, ольхи и черемухи подходили с реки к на­шему дому, хотя дом стоял от воды почти в километ­ре. В зарослях находили приют соловьи. Соловьиная трель по ночам была такой громкой, что приходилось закрывать окна, иначе спавший в подвешенной к по­толку люльке младенец вздрагивал и ревел...»

Как вы думаете, о ком это? Каков автор-герой, если судить по этим строкам? Сентиментальный? На­блюдательный? Романтичный? Основательный?

Внимание, подсказка: вы все знакомы с ним — мо­жет быть, видели по телевидению, где он почти 15 лет вел одну из самых популярных программ — «В мире животных», а может быть, читали его репортажи, очерки, лирические миниатюры в «Комсомольской правде», восхищались чудесными снимками или даже целыми фотоновеллами, зачитывались его книгами и рассказами... Наверное, уже нет человека, который бы не узнал в приведенном описании Василия Ми­хайловича Пескова, одного из самых известных в России журналистов, прежде всего постоянного ве­дущего «Окна в природу» — страницы, горячо люби­мой многими читателями «Комсомолки». Рубрика эта «с закономерностью восхода солнца» еженедельно выходит уже тридцать лет. В газете Василий Михай­лович работает более сорока лет. Объездил весь мир. Выпустил более двадцати книг. Творчество его отме­чено высшей в Советском Союзе Ленинской преми­ей (за книгу «Шаги по росе»). В 1998 г. он получил премию Президента России по журналистике, удос­тоен многих других журналистских наград, является членом Всемирного клуба экологов «Тhе Global 500».

А началось все в селе Орлово Воронежской обла­сти, где в 1930 г. родился наш герой. До переезда в Москву он успел окончить десятилетку, поработать пионервожатым, киномехаником, фотографом и, на­конец, сотрудником воронежской молодежной газеты.

«Я рассказываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен...»

«Расспрашивать людей, наблюдать птиц и зверей, видеть тихие воды речки, скрытную жизнь под поло­гом леса мне самому было так интересно, что я могу назвать себя человеком очень счастливым».

Так Василий Песков писал 23 декабря 1981 г. во вступительном слове к своей книге «Птицы на про­водах». Конечно, счастливый человек, влюбленный в свое дело, не может делать его плохо. Как трогают самые тонкие струны души простые, искренние сло­ва, неторопливый рассказ очевидца, где-то с юмором, где-то с болью... А репортажный стиль изложения, нередко применяемый автором, заставляет почув­ствовать себя участником событий:

«Вон они... Один из нас снимает ботинки и, зака­тав штаны, идет в воду. Все просто и буднично. Вдале­ке дымит пароходик. На берегу помятый, брошенный кем-то автомобиль. Женщина с двумя ребятишками на берегу удит рыбу...» (рассказ «Великие озера»)

«Решаем ждать и первые наши вопросы задаем провожатой. Молодой женщине с волосами Марины Влади очень хочется нам помочь».

Сразу вспоминаются слова главного редактора «Комсомолки 70—80-е»: «Его часто называют писате­лем. Это правильно. Но мы, его товарищи по газете, знаем: «наш специальный корреспондент» Василий Песков безраздельно принадлежит к беспокойному племени репортеров — самой главной и самой газет­ной из журналистских профессий. Не надо только верить толковым словарям, которые настойчиво ут­верждают, будто репортер — это «газетный работник, занимающийся доставлением информации», а репортаж — «сообщение о местных событиях»».

Однако толковые словари ни при чем: скорее, ма­териалы Пескова, даже написанные по методу акы­на — «что вижу, то пою», — сложно назвать репор­тажами, да и вообще точно определить их жанр. Почти в любом есть и элементы корреспонденции, и репортажное изложение, и философия эссе, и тепло­та очерка, и душевность зарисовки, и подо всем этим — основательность журналистского исследова­ния.

Об «Окне в природу» главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин в беседе в читателями сказал: «Василий Песков соединяет в себе качества неутомимого натуралиста-путешественника и масте­ра журналистики, он одинаково хорошо владеет и фотокамерой, и пером. Принцип его «Окна» — «О самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно» — неизменно им соблюдается. Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная достоверность всей информа­ции. У молодого читателя «Окно в природу» форми­рует мировоззрение, основанное на знаниях».

Материалы и книги Пескова всегда украшены прекрасными иллюстрациями автора — он порой часами охотится с фотообъективом за лесными загадка­ми. Причем как фотожурналист Василий Песков известен не только своими работами о живой природе. Наверняка ваши родители вспомнят снимок, облетевший весь мир в 1961 г. На снимке запечатлена Валентина Гагарина в момент, когда радио объявило: «Восток-1» пошел на посадку...» Вся гордость за чело­вечество и тревога за самого родного человека слились в этом лице — и это потрясает зрителя.

На первый взгляд, в центре любой работы Василия Пескова всегда природа. Ее история, проблемы, зани­мательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она вызывает... Если же присмотреться, пишет Пес­ков всегда о людях. Природа — выразительный фон, акцентирующий момент, информационный повод, романтическое обрамление... Публикации в газете занимают обычно целую полосу формата А-3 — текст и непременно документальный снимок к нему. И в каждом материале-рассказе Василия Пескова — люди и животные. Самые разные. Плохие и хорошие. Но очень похожие друг на друга, близкие по сути своей. Вот, к примеру, давний рассказ «Трезвенник Топ» — о собаке лесника, которая «боролась за трезвость»: отнимала бутылки с алкоголем у находившихся по­близости от лесничества людей — рыбаков, грибни­ков, просто отдыхающих... Начинается рассказ фра­зой: «И воробья можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после чего расска­зывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю, и описывается простая и пронизываю­щая сценка — захмелевшие люди смеются над таки­ми же воробьями...

Или рассказ о трагической истории, когда япон­ская антарктическая экспедиция не смогла вывезти с зимовки пятнадцать лаек, оформляется доброй, почти наивной, но очень глубокой, даже философской мыслью: «...человеческая совесть всегда неспокойна, если, вольно или невольно, человек предал, оставил кого-то в беде».

Читая повествования Пескова о людях, таких обычных и в то же время интересных, в который раз убеждаешься: удивительное — рядом. И настолько захватывает чтение, что иной раз невольно по-хоро­шему завидуешь: везет же на людей журналисту! Хотя, пожалуй, людям везет на Пескова больше: ред­кий дар участия, доброго любопытства, искренней заинтересованности делает чудеса. В работах Песко­ва Автор — лицо, активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, зада­вать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Он может быть единомышленником. Это всегда вызывает доверие как непосредственного собеседника, так и собе­седника опосредованного — читателя. И еще одна важная мысль. В нынешнем переходном состоянии нашего бытия Василий Песков утверждает самоцен­ность жизни как таковой при всех трудностях и жи­тейских заботах. Это важно делать всегда, но сегод­ня особенно важно. Это тоже непоследний фактор в безусловной любви читателей к своему «природному консультанту». Тесная «обратная связь» — одна из характерных особенностей рубрики «Окно в приро­ду». Все перечисленное, конечно, не может полнос­тью передать ауру песковских строк. Лучше об этом скажет один из постоянных читателей и почитателей творческого мастерства журналиста — а таких нема­ло: «Когда я встречаю в жизни что-то особенно хо­рошее, теплое, светлое, я всегда думаю: надо, чтобы как можно больше людей об этом знали, и знали не­пременно от Василия Пескова, тогда они наверняка тоже полюбят это».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)