АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НОВОСТЬ В ДВИЖЕНИИ

Читайте также:
  1. II. Страна в постоянном движении
  2. IV. Расчет механической мощности, реализуемой электровозом при движении с установившимися скоростями на заданных элементах профиля пути.
  3. VI. Расчет токов, потребляемых электровозом из контактной сети при движении на заданных участках пути.
  4. В отчете о движении денежных средств за год показано поступление денежных средств от
  5. Вечером я старалась определить настроение матери, чтобы сообщить ей новость. Я знала, это ее не обрадует.
  6. Вопрос 64. С какой скоростью следуют хозяйственные поезда с перегона при движении вагонами вперед?
  7. Имеются следующие данные о движении основных фондов
  8. Инструкция о передвижении колясника
  9. Наглядная новость
  10. НАГЛЯДНАЯ НОВОСТЬ
  11. Новость, что скоро они пойдут в школу и смогут приглашать домой приятельниц, заставила Мелиссу улыбнуться. Нора же не спешила разделять энтузиазм сестры.

Варианты картинок, связанные с необходимостью передавать динамику происходящего, традиционно называются в отечествен­ной прессе репортажами.

«Происшествие» — один из синонимов репортажа. В нем глав­ное происходит на наших глазах. Изменчивость ситуации высту­пает в качестве репортерской новости. Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпи­зоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов — «перелетов» с абзаца на абзац.

Вот фрагмент репортерского свидетельства о «транспортной уголовщине»: ...Над нами нависла огненная паутина трассирующих пуль. Трескучая дробь десятков автоматов заглушила даже прон­зительный визг тормозов... «Срывают стоп-краны», — невозмути­мо прокомментировал машинист...

...Я выглянул в окошко: лихой абордаж наяву, какой не видел даже в фильмах о пиратах. Люди в камуфляже, сбив прикладами запоры, за-


 

 


прыгивали в вагоны... Лихие селяне опустошали состав, швыряя содер­жимое на землю. Те, кто копошился на насыпи, сносили их в стоящие рядом грузовики. Недовольные дележкой издавали яростные крики; спорщики замахивались друг на друга оружием, бешено палили в небо...

Дикий воровской шабаш продолжался около двух часов... Я ви­дел, как грузовики разворачивались и на бешеной скорости неслись прочь. Костры, догорая, чадили... Из распотрошенных вагонов сви­сали клочья. Они развевались, как лохмотья нищего на ветру...

(«Известия»)

Репортажиыи сюжет.

Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Со­бытие разворачивается во времени. Часто, однако, получается су­хой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа — в видимой непрерывности движения, в по­стоянном «А что дальше?».

Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хроноло­гических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагмен­ты — моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.

Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характери­стике действия — сжатой и энергичной. Заводские трубы при землетрясении раскачиваются, как мачты в шторм. Стремясь пе­редать разрушительную силу пузырьков воздуха, взвихренных ло­пастью подводного винта корабля, репортер пишет: На больших оборотах винт ревел и гремел, завивался белый смерч пузырьков — взрываясь и возрождаясь, они грызли винт, как муравьи... (Обратим внимание на характер сравнения: не просто «пузырьки, как мура­вьи», но «как муравьи...грызут», для репортажного эффекта важ­но подчеркнуть характер действия).

Или: Столб земли, поднятый взрывом, в одно мгновение, как опытный борец, вдавил пламя в выжженный ковер... Огонь на тор­фяных пересохших болотах возникает неожиданно, — то там, то тут...как верткий джинн...

Детали хорошего репортажа дают образ движения, отмечают
грани перехода из одного состояния в другое, из одного ритма в дру­
гой. Не цепочка описаний (излишняя обстоятельность вредит репор­
тажу), а передача ощущения постоянного движения, изменчивости
ситуации, ее развития должна быть в движущейся картинке.
Отличительные черты репортажа:

• Развертывание события во времени.

• Разделение события на этапы.

• Непременный эмоциональный фон.


Работа через деталь.
Создание эффекта сиюминутности происходящего («ре­-
портажного настоящего») с репликами и эпизодами. Ощутимое авторское «я».
Стремительный ритм.
Законченный образ события.

РИТМ

Репортажный стиль — стремительный и легкий. Развернутая характеристика, обстоятельная картина подменены штрихами, пунктиром деталей. Лаконизм, яркость, «наступательный» харак­тер репортажного повествования сразу выделяют этот стиль.

В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения. (Бьют по демонстрантам резино­вые пули — крупные, с сигару...).

Ценится и изобретательность в использовании глаголов и гла­гольных форм, при помощи которых создается своеобразная «харак­теристика ритма»: Ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле... Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфя­ников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе...

Нужный эффект помогают создавать так называемые «рит­мические слова»: Р-раз — и закручена гайка... Направо — налево (качаются в седле велосипедисты)... Скорее, вперед...

В ритмически точной картинке деталь зрима, слышима, эмо­ционально сильна: Грохочет броневик, заглушая топот солдат, рвутся гранаты, бесшумно бьют резиновые пули...

Выразительны «ритмические образы» события. Брошенная бу­тылка с зажигательной смесью видна в тумане как огненный по­прыгунчик... Темной гусеницей движется похоронная процессия... Черной молнией мелькнул и ушел от охотника соболь...

Привлекаются и образы «чужие», знакомые читателю. Так, в научно-популярном репортаже напряженное усилие одного из миллионов пузырьков оторвать от поверхности чешуйку грязи, подобравшись под нее, напомнило Гвидона-царевича, и образ был усилен авторским Давай, давай, малыш!..

Идут в дело такие приемы усиления эмоциональной окраски, как эпитет, метафора, уподобление, олицетворение; они тоже по­могают читателю ощутить ритм, характер усилий. (Например, в репортажах о первых проходчиках московского метро: ...Повсюду добросовестно причмокивали насосы... Там, впереди, уткнулось лбом в потную землю нечто гигантское — щит...).

Каждый репортаж создает свою последовательность изобра­жения (временную канву) и воссоздает характер движения — эта­пы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но


 

 

 


как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», — вот основные структурные ва­рианты, которые используются в этой литературной форме.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)