АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смычок и струны

Читайте также:
  1. CXXXVIII
  2. ICQ - «Аська» или Я ищу тебя
  3. KAPA - ГРОЗА
  4. X. Праздник Рождества Христова
  5. Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
  6. Александр Проханов - Охотник за караванами
  7. Алиса Бейли
  8. Анализ произведений Тургенева – Записки охотника
  9. Анатолий Эфрос 17 страница
  10. Антология джазовой поэзии
  11. Билет 38
  12. Введение в философию 4 страница

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

 

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых…

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

 

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

 

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно?...»

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

 

Смычок все понял, он затих,

Но в скрипке эхо все держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

 

Но человек не погасил

До утра свеч…И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

 

И. Анненский — поэт большой психологической силы и тонкости.

В своей поэзии Анненский по-разному воплощает соотношение динамики вещей и динамики отраженных в этих вещах душевных процессов. В стихотворении «Смычок и струны» эта связь имеет символический характер, здесь вещь замещает человека и поэтому наделяется человеческими качествами.

Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога. «Повествовательный» план этой лирической пьесы намечен пунктиром глаголов совершенного вида: «зажег…взял… слил…нашло».

Восприятию читателя или слушателя предлагается лишь событийная рамка, как бы минимальная сюжетная мотивировка звучащего в «пьесе» диалога. В качестве вещных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в заголовок пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Во второй строфе используются неопределенные местоимения: кто-то; вопросительные: кому, кто. Расстановка действующих лиц драмы проясняется только в конце стихотворения: человек, который всю ночь играл на скрипке, всю ночь горели свечи, и звучала музыка.

Стихотворение наполнено музыкой и страданием, сладкой мукой.

Стихотворение очень музыкально. Вопрос: ты та ли, та ли? – звучит уже не как вопрос, а как музыкальный такт». Словарное значение слов «нас надо» и «ты та ли, та ли» будто растворяется в самой звуковой имитации игры на скрипке.

Большую роль в создании музыкальности в этом стихотворении играет ассонанс. В 1, 2 и 5 строфах – ассонанс на [о,у], он создает томное, мучительное чувство. В 3 и 4 строфах звук становится более открытым, используется ассонанс на [а, э], в 6 строфе – сбалансированное сочетание [о,у], [а, э]. В 3 и 4 строфах мы находим лексические повторы: ластились, ластясь. Здесь же – внутренняя рифма: одно, давно. Стихи льются, как песня, точнее как романс, романсовую атмосферу подчеркивает и черный бархат, и желтые лики свечей.

Сначала голоса пробиваются как будто сквозь туман, звучат смутно. Но в 3 и 4 строфах голоса обретают силу, герои обретают друг друга. 4 строфа - кульминационная. В ней ярко звучит тема слияния любви и музыки, человека и музыки, муки и творчества.

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом, что придает лёгкость звучанию. Во второй и третьей строфах заметно преобладание одно – и двусложных слов: прерывистость слов противодействует ритмической инерции четырехстопного ямба, насыщает строку сверхсхемными ударениями.

Синтаксическая структура многих предложений подчеркивает силу переживаний героев. В предложениях – недосказанность, взволнованность.

Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки – таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха. В стихотворении звучит музыка любви и поэзия музыки.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998, 480 с.

2. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М.: Олимп, 1991, 298 с.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972, 356 с.

4. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Рез З.Я. – М.: Просвещение., 1977, 384 с.

5. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, 228 с.

6. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, 1996, 688 с.

7. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1995, 928 с.

8. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1985, 736 с.

9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературы. – М.: 1963.

10.Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996,672 с.

11.Толстой Л. Н. Что такое искусство? – М.: Современник, 1985, 592 с.

12.Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1977, 320 с.

13.Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1988, 464 с.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)