АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему и зачем люди обманывают?

Читайте также:
  1. A) 1) Объяснить, почему необходим стандарт финансовой отчетности в отношении резервов.
  2. Instagram за пять минут: почему он стал так популярен?
  3. VIII. Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
  4. VIII. ПОЧЕМУ МАССЫ ВТОРГАЮТСЯ ВСЮДУ, ВО ВСЕ И ВСЕГДА НЕ ИНАЧЕ КАК
  5. VIII. Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием
  6. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  7. А ты? Кому ты доверяешь и что надо, чтобы ты доверял? Кому не доверяешь и почему? На каких критериях основано твое собственное решение о доверии и недоверии? Перечисли их.
  8. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.
  9. Бог рассмеялся: «А почему не крест?»
  10. В Екатеринбурге будут искать 100 причин, почему он является городом мирового значения
  11. Вам никогда не было интересно как создавался тот или иной персонаж? Когда его придумали, зачем, почему и откуда он вообще такой взялся? Как раз таки это я и буду вам рассказывать.
  12. Введение. Для кого эта книга и почему.

Люди активны и деятельны, чтобы удовлетворить свои потребности,

реализуемые затем в соответствующих действиях, поведении, деятель-

ности. Что же движет человеком, если не они! Вся жизнь построена на

том, чтобы их удовлетворить. Одни удовлетворяются бессознательно

и неосознанно, а чтобы удовлетворить другие, необходимо прилагать

немалые сознательные усилия. Речь идет о таких потребностях, как:

физиологические потребности человека, заключающиеся в необ-

ходимости для его организма, как любого живого существа, пищи,

воды, воздуха, движений, ощущений;

потребность в половом партнёре, реализация которой заложена

природой для продолжения рода;

потребность в безопасности, когда человеку никто и ничто не

угрожает, не причиняет вреда и не наносит ущерба, не вызывает

страха, страданий, депрессии;

потребность в свободе, в отсутствии зависимости от кого-либо или

чего-либо, возможности распоряжаться собой по собственному

усмотрению, делать то, что считаешь нужным, полезным и спра-

ведливым, вправе высказывать своё мнение, не боясь за это что-

либо потерять, в возможности избавления от всяческих ограниче-

ний со стороны общества и принуждения с чьей-либо стороны;

потребность в принадлежности к определённой социальной груп-

пе, в крепких связях и контактах, надёжном общении, в преданных

друзьях и товарищах;

потребность во власти, то есть обладании и возможности управ-

лять другими людьми, событиями и вещами, требовать исполне-

ния своих требований и повиновения;

потребность в обладании и приумножении уважения, авторитета,

признания, собственных заслуг;

потребность в наслаждениях и даже страданиях;

потребность познать себя, смысл жизни и мира;

потребность в истине, правде, справедливости;

потребность жить и действовать для других, характеризуемая

добрым бескорыстным отношением к ним, заботой, вниманием,

14 Глава I. Обман есть обман

оказанием помощи без желания получить что-либо взамен, готов-

ностью разделить радость и горе.

Этот список был бы неполон, если бы мы не включили в него потреб-

ности, отрицательно воздействующие на человека. К ним, в первую

очередь, относят вредные привычки и низменные пристрастия: табако-

курение, приём алкоголя, потребление наркотиков, азартные игры, чре-

воугодие и прочие излишества, которые тоже требуют удовлетворения.

А поскольку общество осуждает такие пристрастия, то в некоторых слу-

чаях их не только удовлетворяют с помощью обмана, но и скрывают.

Чтобы удовлетворить все эти естественные и неестественные потреб-

ности, нужны определённые ресурсы — материальные, денежные, энер-

гетические, информационные, профессиональные, интеллектуальные,

различные социальные связи (родственные, дружеские, корпоративные

и др.), которые, в свою очередь, можно рассматривать как потребности

второго порядка. Обман также является ресурсом, который как способ

удовлетворения потребностей часто значительно выгоднее, экономич-

нее, рациональнее, чем все остальные, если, конечно, совесть не беспо-

коит, а санкции за его применение маловероятны и нестрашны. Более

того, люди вынуждены использовать обман ещё и потому, что он очень

часто является единственным способом удовлетворить свои потребнос-

ти и оградить себя от опасностей жизни.

Так что же это за феномен — обман?

Несмотря на его распространённость, определение, удовлетворяющее

всех нас, мы нигде не найдём. Толковый словарь русского языка1 объ-

ясняет обман как слова, поступки, действия, ложные представления

и многое другое, чем одни намеренно вводят других в заблуждение.

Но зачем?

Наиболее осознаваемая людьми цель применения обмана — приоб-

ретение материальных ценностей, денег, власти за счёт других. Поэтому

во втором издании «Большой Советской энциклопедии» обман опре-

деляется как «намеренное введение другого лица в заблуждение с целью

извлечения материальной или иной выгоды».

Существуют три способа изъятия и присвоения чужой собствен-

ности:

1) прямое, открытое насилие, осуществляемое накачанными мышца-

ми и наличием пистолета, при котором под угрозой лишения здо-

ровья, жизни и всего того, что дорого для человека, он отдаёт свою

собственность грабителю, бандиту, рэкетиру, вымогателю;

1 Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 1998.

2. Почему и зачем люди обманывают? 15

2) воровство, при котором присвоение собственности происходит

тайно, без участия и согласия собственника;

3) обман.

«Украсть» и «обмануть» — равные по смыслу слова. И то и другое

означают «тайно похитить». Но есть и существенная разница, заключа-

ющаяся в том, что при краже жертва не участвует в похищении, а при

обмане участвует, при этом сознательно, по своей доброй воле передаёт

что-либо своё обманщику, не подозревая, что по воле других действует

себе во вред, убеждаясь в этом только спустя какое-то время, после того,

как обман уже совершился.

Почему же люди идут на обман?

Ведь есть много других, вполне цивилизованных способов приобре-

тения желаемого и нужного? Так, каждому необходимы денежные

знаки, чтобы существовать в этом мире, но один добывает их трудом,

а другой их подделывает. Какой способ выбрать, зависит от очень мно-

гих факторов. И один из них — экономичность. П. М. Ершов в книге

«Режиссура как практическая психология» справедливо заметил:

«Если данной, возникшей у человека цели, можно достичь разными пу-

тями, то человек пытается использовать тот, который по его представле-

ниям требует наименьшей затраты сил, а на избранном пути он расходует

не больше усилий, чем, по его представлениям, необходимо».

Человек никогда не пойдёт окольными путями, а выберет прямую до-

рогу, если, конечно, он не убегает от преследователей. Этим качеством, как

никто другой, обладает обман. И если бы цивилизованные способы, без

насилия, были бы так же выгодны, экономичны и эффективны, как обман,

сколько бы мошенников ходило в честных людях. Обман экономичнее

потому, что ввести человека в заблуждение, создать ложную картину мира

в голове другого значительно легче, чем изменить саму действительность.

Чтобы заработать, нужно поработать, а с помощью обмана принесут на

блюдечке с голубой каёмочкой, да ещё поблагодарят при этом. Ведь че-

ловек при обмане сам отдаёт, считая, что действует в собственных инте-

ресах, а на самом деле — в интересах обманщика в ущерб себе.

Обман соответствует принципам любой экономической формации,

как на уровне личности, так и на уровне государства. В Программе

КПСС1 было в своё время отмечено, что достижение в интересах обще-

ства наибольших результатов при наименьших затратах — непреложный

закон хозяйственного строительства.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1967. —

С. 86.

16 Глава I. Обман есть обман

Таков же закон и капиталистического общества.

А поскольку обман — один из способов экономии, то и выходит, что

он будет существовать так же долго, как и само человечество. Поэтому

приходится мириться с обманом, как с врагом, преобладающим в мире,

так же, как с глупостью и невежеством. Вселяет надежду только то, что

в самом человеке не заложено стремление к обману как способу удов-

летворения своих потребностей за счёт другого. «Обманного гена»

учёные пока что не обнаружили, и будем надеяться, потому что его нет,

но есть «ген социальный», воспитываемый обществом, человеком

разумным. А поскольку общество пока что не может, да и, по-видимому,

не сможет в ближайшем будущем удовлетворить свои потребности

цивилизованным способом, без интеллектуального насилия, то и при-

ходится человеку идти по пути удовлетворения своих потребностей за

счёт других. В частности, люди предпочитают не создавать материаль-

ные, культурные и прочие ценности, а моделировать их, что экономич-

нее и эффективнее, хотя и менее справедливо. Объяснить необходимость

в применении обмана можно и по-другому, но наука пока что никаких

объяснений нам не дала. И таких отраслей науки или хотя бы ответв-

лений, как «Обманология», «Обманистика», «Ложнистика» или «Врис-

тика», тоже пока что нет.

Так зачем, с какой целью люди обманывают?

Обманывают, чтобы сохранить личную и семейную тайны от пося-

гательств людей, которые могут использовать их против интересов

личности. Человек стремится сохранить в тайне сведения о себе, харак-

теризующие его отрицательно как с точки зрения его самого, так и с точ-

ки зрения общества, его морали и законов.

Обманывают, чтобы скрыть наличие «дурной» болезни, любовной

связи, вредных пристрастий, привычек и пороков, физических недо-

статков, сведения, порочащие дружеские и деловые связи, и т. д.

Встретив знакомую, выходящую из кожно-венерологического диспансера,

женщина интересуется: «И что ты там делала?» — и получает ответ: «За-

ходила к подруге».

Мать отбывающего наказание в колонии дитяти на вопрос: «Где сынок-

то?» — отвечает: «За границей. В командировке».

На реплику: «Что-то ты неважно выглядишь; поругались что ли?»

отвечают: «Что ты, просто устала».

Обманывают, чтобы защитить своё «Я» от назойливых папарацци,

соседей и других любопытствующих субъектов, которые настойчиво

и назойливо лезут в душу, когда их об этом совсем не просят. Запрет

для недоброжелателей на такую информацию закреплён даже в Конс-

2. Почему и зачем люди обманывают? 17

титуции Российской Федерации как право каждого гражданина на

неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ста-

тья 23 Конституции РФ). И это право нужно защитить. Одним из таких

способов защиты и являются сокрытие правды и ложь о себе, которые

в этом случае оправданы, а с точки зрения этики и права допустимы.

Люди обманывают, чтобы скрыть истинные мотивы, желания, наме-

рения, цели, поступки, вызывающие осуждение других, которые могут

оказать противодействие в их осуществлении, привести к осуждению,

к социальной изоляции, наказанию за неисполнение того, что предпи-

сано обычаями, моралью, социальным окружением, государством. Ког-

да такие поступки и действия становятся известными, они, как правило,

оправдываются ложью. Например:

жене: «Задержался на работе», хотя играл в покер или был у дамы

сердца; «Схожу-ка я в магазин (на почту, в библиотеку…)» вместо

искреннего «Пойду в пивную»;

начальнику на работе: «Троллейбусы стояли, пробка была», хотя

опоздание было вызвано тем, что проспал после обильного за-

столья.

Надежда избежать наказания или хотя бы смягчить его движет пре-

ступником, когда он «раскаивается», произнося лживые слова сожале-

ния о совершённых деяниях. Удивительные по красочности легенды,

россказни, байки, фантазии сочиняются с единственной целью — уйти

от ответственности: прикрыться другим преступлением меньшей тя-

жести, создать ложное алиби и т. д.

Люди также обманывают, чтобы защитить собственные ценности от

людской зависти и посягательства на них злоумышленников: воров,

мошенников, вымогателей, бандитов. Умалчивание того, что есть, ложь

в виде высказываний «какая уж там зарплата», «не прибыль, а слёзы»

и т. д. имеют в нашей среде постоянную прописку. Миллионер А. И. Ко-

рейко, герой романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», из-за

опасности привлечь к себе внимание мог жить только как бедный бух-

галтер, не позволяя себе ничего лишнего.

А как вызвать к себе жалость и сочувствие без обмана? Приходится

прикидываться жалким и несчастным, петь лазаря, лить крокодиловы

слёзы, плакаться в жилетку, пускать пыль в глаза.

Человек идет на обман и с целью облегчить совместное житьё-бытьё,

установить и поддерживать контакты при общении, добиться располо-

жения, избежать враждебного отношения, вызвать доверие.

А как можно скрыть от соседа, сослуживца, начальника, просто зна-

комого плохое о них мнение? Кроме притворства мимикой, голосом,

18 Глава I. Обман есть обман

лестными словами скрыть свою неприязнь нечем. Даже если человек

настроен к другому крайне отрицательно, для успешного взаимодейс-

твия с ним он должен притворяться и лицемерить, демонстрируя рас-

положение к нему, то есть казаться учтивым, внимательным, отзывчи-

вым, проявлять уважение и доброжелательность. На первом месте здесь

стоит вежливость, проявляющаяся в речевом этикете, жестах и мимике.

Она полезна и необходима, если даже отсутствует доброжелательное

отношение и уважение между людьми, поскольку помогает решать за-

дачи, которые без общения решить невозможно. И пусть человек лице-

мерит и притворяется. Это всё же лучше, чем искреннее хамство.

Говорят же при встрече «здравствуйте» человеку, не вызывающему ува-

жения. «Какая прекрасная погода!» — в ситуации, когда погода отврати-

тельная. «Как здоровье?», хотя здоровье адресата совершенно не интере-

сует спрашивающего. «Я бы хотел поблагодарить вас», хотя благодарить

то и не за что. «Я бы хотел извиниться», хотя не считают себя виновным.

«Приходите снова» — гостям, когда надоели они до чёртиков. Мы не вы-

ражаем свою обиду, нанесённую собеседником разными неприличными

словами вроде «сам дурак», «перестань пороть глупости» и другими,

могущими вызвать аналогичную реакцию. Тактично говорят: «Это не

совсем так», а думают: «Это совсем не так».

Читатель сам найдёт ещё массу примеров из своей жизни. Мы же

приведём ещё один. Марку Твену приписывают такой случай.

Начинающий автор, который уже был известен как писатель бесталанный,

спросил однажды у Марка Твена его мнение о своей только что изданной

книжке.

— Но я прошу вас высказать всё, что вы думаете, совершенно иск-

ренне.

— Нет, — ответил Марк Твен тактично, — лучше останемся друзьями.

Метко заметил Сервантес, что «ничто не обходится нам так дёшево

и не ценится так дорого, как вежливость», которую Шопенгауэр назвал

«фиговым листком эгоизма». Тем не менее мы же простим человеку это

лицемерие и будем к нему доброжелательны, когда он говорит, что поку-

пает ливерную колбасу для собачки, а сам при этом облизывается.

В некоторых ситуациях общество диктует человеку такие правила

поведения, что не подчиниться им — значит противопоставить себя

обществу. На похоронах не принято выражать радость, если даже умер

богатый родственник, завещавший тебе всё своё состояние. Будет осуж-

дён тот, кто засмеётся в церкви, если ему что-то и показалось смешным.

Не найдёт понимания человек, плачущий на свадьбе, если даже у него

увели невесту или жениха. Это обман, требуемый обществом, и человек

2. Почему и зачем люди обманывают? 19

вынужден поступать не так, как хочет, говорить не то, что думает, вы-

ражать чувства, которые не переживает. Это дань традициям, обычаям,

правилам приличия, а, может быть, в некоторых случаях и сиюминутной

моде. Так принято, так полезно, так выгодно не только себе, но и другим.

Только при таких условиях это лицемерие этично и нравственно. И не-

удивительно, что американская журналистка Джудит Мартин заметила:

«Лицемерие — не столько грех перед обществом, сколько общественная

добродетель». Этикет позволяет, а часто и предписывает притворяться,

лицемерить, чтобы расположить к себе, не обидеть, не нажить врага,

чтобы…

Да мало ли можно привести ситуаций, требующих вести себя так, как

подобает человеку!

А может быть, не притворяться и не лицемерить? Быть всегда ис-

кренним, честным и правдивым перед людьми? И да и нет. Условности

в человеческом общении прошли долгий и тернистый путь, доказав своё

право на жизнь пользой и целесообразностью, став одной из сторон

общечеловеческой культуры. Но так было не всегда и не везде.

Наиболее яркими противниками таких условностей были в России

в конце ХIХ века нигилисты. Вот как писал о них ведущий теоретик рус-

ского анархизма П. А. Кропоткин в статье «Нигилизм и нигилисты»:

«Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи

культурной жизни. Его отличительной чертой была абсолютная искрен-

ность. И во имя её нигилизм отказался сам — и требовал, чтобы то же

сделали другие, — от суеверий, предрассудков, привычек и обычаев, су-

ществования которых разум не мог оправдать. Нигилизм признавал

только один авторитет — разум, он анализировал все общественные уч-

реждения и обычаи и восстал против всякого рода софизма, как бы по-

следний ни был замаскирован… Вся жизнь цивилизованных людей полна

условной лжи. Люди, ненавидящие друг друга, встречаясь на улице, изоб-

ражают на своих лицах самые блаженные улыбки: нигилист же улыбает-

ся лишь тем, кого он рад был встретить. Все формы внешней вежливости,

которые являются одним лицемерием, претили ему… С тою же самою

откровенностью нигилист отрезывал своим знакомым, что все их собо-

лезнования о “бедном брате” — народе — одно лицемерие, покуда они

живут в богато убранных палатах, на счёт народа, за который так болеют

душой. С той же откровенностью нигилист заявлял крупному чиновнику,

что тот не только не заботится о благе подчинённых, а попросту вор.

С некоторой суровостью нигилист дал бы отпор и “даме”, болтающей

пустяки и похваляющейся “женственностью” своих манер и утончённос-

тью туалета. Он прямо сказал бы ей: “Как вам не стыдно болтать глупости

и таскать шиньон из фальшивых волос?”» (Кропоткин П. А. Этика. — М.:

Изд. политической литературы, 1991. — С. 404–405).

20 Глава I. Обман есть обман

Такое пренебрежение к условностям не редкость и в современном

обществе. Крайним случаем искреннего пренебрежения к правилам

общежития является поведение циника, который демонстративно вы-

ражает своё пренебрежение и презрение к моральным ценностям обще-

ства. Оно выражается в подобающих этому словах и выражениях

и воспринимается обществом как надругательство и пренебрежение

к личности. Циник честен, он не скрывает своих взглядов, но его чест-

ность не основана на уважении к другим, а является способом унизить

их и возвысить себя над обществом, выразить протест и презрение

моральному лицемерию и фарисейству, царящим в обществе. Циник

искренен, но эта искренность является защитой той опустошённости

души, которая характерна для людей, не нашедших своего места в об-

ществе.

Другую точку зрения высказывал Блез Паскаль, подчёркивая необ-

ходимость условностей:

«…если человеку хочется расположить нас к себе, он не станет оказывать

услугу, нам неприятную, и будет обходиться с нами так, как мы сами того

желаем: скроет от нас правду, ибо мы её ненавидим; начнёт льстить, ибо мы

жаждем лести; обманет, ибо мы любим обман. Вот и получается, что с каж-

дым шагом по пути мирского успеха мы на тот же шаг отдаляемся от прав-

ды, так как чем полезнее людям наше расположение и опаснее неприязнь,

тем больше они страшатся нас задеть… Наша жизнь — нескончаемая иллю-

зия: мы только и делаем, что лжём и льстим друг другу. В глаза нам говорят

совсем не то, что за глаза. Людские отношения зиждутся на взаимном об-

мане… Итак, человек — это сплошное притворство, ложь, лицемерие не

только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду

о себе, избегает говорить её другим. И эти наклонности, противные разуму

и справедливости, глубоко укоренились в его сердце».

Особенно важно для человека показать себя таким, каким хочет видеть

его социальная группа, членом которой он по воле судьбы, обстоятельств

или собственного желания оказался, показать, что он согласен с её за-

конами и требованиями. Мы ведём себя так, как принято, часто не со-

глашаясь в душе с тем, что делаем, высказываем убеждения группы,

выдавая их за свои. И всё для того, чтобы получить поддержку или

заслужить одобрение и поощрение группы или избежать наказания.

Конформность, как называют такую необходимость, может носить ис-

тинный характер, когда человек меняет свои установки и поведение под

влиянием группы, и мнимый, ложный, когда человек, внешне соглаша-

ясь с мнением группы и даже меняя под её давлением своё поведение,

внутренне остаётся на прежней позиции. Если в группе большинство

её членов одобряет обман, то необходимость и желание быть членом

2. Почему и зачем люди обманывают? 21

группы, принадлежать ей вынуждает, чтобы быть принятым и затем не

быть отторгнутым, делать вид, что человек разделяет мнение группы,

и обманывать, показывая, что его взгляды и действия соответствуют

общепринятым.

Выгоден ли ложный конформизм личности и выгоден ли он группе?

Личности — бесспорно, поскольку даёт привилегии и поддержку груп-

пы в получении определённых, значимых для личности ценностей. Даже

тогда, когда группа понимает, что конформизм личности является лож-

ным, она не выступает против неё открыто, поскольку проявление

«единства» взглядов, убеждений и поступков отдельных членов группы

является всё же показателем, хотя и иллюзорным, силы, мощи и един-

ства этой группы. Таким «единством и сплочённостью» было показное

единодушие при «одобрении» политики КПСС, проявляющееся при

голосованиях на собраниях, пленумах и съездах, что и явилось одной

из причин моментального развала партии в 1991 году.

В противоположность представлениям об обмане как корыстном

способе воздействия лгать заставляет также желание сделать другому

добро, оградить человека от информации, могущей отрицательно по-

влиять на него, успокоить, внушить надежду, поддержать советом и доб-

рым словом, проявить сочувствие. Сын скрывает от матери, что смер-

тельно болен. Чем, как ни замалчиванием правды и заверениями, что

«всё нормально», он может осуществить своё желание не беспокоить

близких? Анатолий Жигулин в автобиографической повести «Чёрные

камни» вспоминает случай такой добродетельной лжи, когда он по

просьбе своего друга, смертельно раненного при попытке бежать из

колымского лагеря, убеждал его мать, что в лагере была «…и работа

лёгкая, и харчи хорошие, и умер Федя легко, а на могиле его — берёзка

(не столбик с номером вместо имени…)».

Обманывают, чтобы служить великой цели, идеалу, Родине, народу,

партии, концессии, учению. Прославивший Россию на Олимпийских

играх в Мельбурне великий Владимир Куц, приписав себе лишние пару

лет, шестнадцатилетним подростком ушёл воевать с гитлеровскими

захватчиками. И таких было тысячи.

Это и альтруизм, готовность жертвовать своими интересами для

блага других людей, не ожидая от них ни благодарности, ни вознаграж-

дения. Не ради же собственного интереса, рискуя своей жизнью, а то

и жизнью своих детей, прятали, скрывали солдат Советской армии,

попавших в окружение, сельские жители оккупированных территорий

во время Великой Отечественной войны.

Обман используют также, чтобы сделать гадость другому. Надёжный

и весьма распространённый способ — клевета. Вот, например, один

22 Глава I. Обман есть обман

мужчина солгал другому, что его жена имеет сердечного друга на сто-

роне. Почему он это сделал? Может быть, потому что она отказала ему

в любезности, может быть, из-за зависти, а может быть, потому что у него

такой характер? Ведь есть такие люди, которым тогда хорошо, когда

другим плохо.

Люди обманывают по принуждению, в силу обстоятельств, по убеж-

дению. Обманывают также, чтобы выполнить долг, вытекающий из

служебных, деловых, клановых отношений, являясь в ряде случаев

необходимым условием успешной профессиональной деятельности.

Отнимите обман у политиков, чиновников, теологов, коммерсантов,

и они ни дня не продержатся в своих креслах. Для власти и политиков,

преследующих и объясняющих непопулярные для народа цели, скры-

вающих факты, подрывающие их авторитет, особенно необходимо уметь

не просто лгать, а делать это утончённо, вежливо, культурно и убеди-

тельно.

А как обойтись без обмана кандидатам в депутаты всевозможных

дум? Уже на подступах к власти они про себя такое говорят, что хоть

до избрания — в рай. Лгут про конкурентов, наговаривая про них такое,

что ни в какие ворота не лезет. Обещают народу златые горы, сами не

веря в возможность этого.

Ещё в 1928 году русский философ и вынужденный эмигрант И. А. Иль-

ин в статье «Яд партийности» указывал на то же самое:

«Партийные честолюбцы обращаются ко всем средствам и не останавли-

ваются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и спорах;

заведомо обманывают избирателей; клевещут на конкурентов и против-

ников. Одни продают свои “голоса”, другие их покупают — то за деньги,

то за почести, то раздавая места, то устраивая прибыльные дела. Одни

борются сплетней, инсинуацией и интригой; другие, будучи депутатами,

берут деньги у правительства; третьи организуют партийные заговоры

и перевороты; четвёртые прибегают к ограблению (“экспроприации”)

и политическим убийствам. Люди начинают думать, что “цель оправды-

вает средства”; воцаряются деморализация и авантюризм; облик полити-

ческого лидера приобретает черты профессионального лжесвидетеля,

взяточника и бандита» (Педагогическое наследие русского зарубежья

в 20-е годы. — М., 1993. — С. 38).

А. Г. Здравомыслов в книге «Социология конфликта» о необходимо-

сти обмана в политике пишет следующее:

«В политике скрытой доминантой всех отношений является борьба за

власть. Но эта доминанта никогда или почти никогда не декларируется

открыто. Она облекается в сложные нравственные, правовые и идеологи-

2. Почему и зачем люди обманывают? 23

ческие одежды. Дело в том, что любой политик и любая политическая

партия нуждаются в поддержке со стороны общественного мнения и в

самооправдании. Поэтому ни один из участников политического конфлик-

та не может заявить прямо: “мои оппоненты пользовались властью, теперь

настала моя очередь”. Такое откровенное и циничное заявление сразу же

лишило бы претендента на власть искомой поддержки. Он должен пред-

ставить прежнюю власть как не соответствующую интересам народа,

нации, общества, мешающей прогрессу, свободе и вообще должен включить

в свою аргументацию как можно более широкий круг аргументов. При этом

вопрос о том, верит ли претендент этим аргументам или нет, не имеет

принципиального значения» (1995, с. 93).

Если же в государстве властвует только одна идеология, то сам обман

становится политикой режима.

«Нет необходимости тратить время на опровержение утверждений тота-

литарных идеологий, — писал Эрих Фромм в эссе “Человек для себя”, —

прежде всего они лицемерны, ибо маскируют, скрывают сверхэгоизм

“элиты”, стремящейся к подавлению и желающей власти над большин-

ством народа. Их идеология бескорыстия имеет целью обманывать тех, кем

эта элита управляет, и усилить их эксплуатацию и манипулирование ими.

Далее, тоталитарные идеологии вводят народ в заблуждение, уверяя, что

государство воплощает собой принцип бескорыстия, тогда как на деле оно

воплощает принцип преследования безжалостным образом эгоистических

интересов» (Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993. — С. 150).

Люди используют обман как инструмент для манипуляции другими,

то есть скрытно воздействуют на них помимо их воли, с целью изменения

их намерений и действий, не совпадающих с их желанием и намерениями.

Таких методов, основанных и на психологии человека, очень много.

Рассмотрим один из них, применяемый в торговле, — правило дефи-

цита. Его можно сформулировать так: ценность чего-либо позитивного

увеличивается, если оно становится менее доступным, или менее дос-

тупное — более желанное.

Часто в магазинах и на рынках можно слышать от продавцов: эта пара, этот

костюм, эта колбаса и т. д. последние. Всякие сомнения в необходимости

покупки немедленно улетучиваются, и мы тотчас же решаем купить вещь,

когда слышим, что она последняя. Очередь никогда не уменьшается, если

нам сообщают, что «всем не хватит». Тактика «сообщения об ограниченном

количестве» на поприще товарообмена усваивается продавцами с первых

шагов. Создайте для товара дефицит, и его реализация обеспечена.

Так, по легенде, старорусский купец реализовал залежавшуюся у него

соль. По совету опытного торгаша этот человек отказал покупательнице-

старушке продать пять фунтов соли, о чём она просила, согласившись

24 Глава I. Обман есть обман

отпустить ей только фунт. Он объяснил ей, что соли очень мало и на всех

не хватит, а также попросил её, чтобы она об этом никому, боже упаси, ни

одной живой душе не рассказывала. К концу недели вся соль была рас-

продана.

Ещё пример. Чтобы отвлечь ребёнка от опасного занятия, мать перево-

дит его внимание на другой, отсутствующий в поле зрения объект: «Смот-

ри, какая птичка летит». Желая выпроводить ребёнка погулять, она, не

имея, конечно, истинных намерений наказывать ребёнка за непослушание,

грозится не пускать его на улицу. У него сразу возникает желание погулять

именно сейчас. Этот способ манипулирования основан на свойствах пси-

хологической реактивности человека. Когда он чувствует, что на него

каким-либо способом оказывают давление или ограничивают его возмож-

ности и вынуждают принять определённое решение не в его пользу, у него

появляется желание поступить наоборот, противодействовать оказыва-

емому давлению, чтобы спасти свою личную свободу и право поступать

так, как считает нужным.

Обманывают, чтобы развлечься самому, повеселить других посред-

ством шутки и прикола, что одно и то же. Шутка — ложь, сообщаемая

с целью разыграть собеседника и посмеяться вместе с ним над его до-

верчивостью и несообразительностью. Обычай подшучивать имеет

давнюю историю. У многих народов существует традиция первого ап-

реля обманывать друзей и знакомых. Эта традиция появилась на Руси

в царствование Петра I. Вспомним А. С. Пушкина:

Брови царь нахмуря,

Говорил: "вчера

Повалила буря

Памятник Петра!"

Тот перепугался:

— Я не знал… Ужель?

Царь расхохотался:

— Первый, брат, апрель!

В истории можно найти немало случаев розыгрыша не только отдель-

ных людей, но и целых групп, клюнувших на приманку шутников. Ре-

альный случай такой шутки приводит венгерский писатель Иштван

Рат-Вег в «Комедии книги».

Летом 1840 года было объявлено об аукционе в небольшом бельгийском

городке Бенш богатой библиотеки графа Форса, состоящей из 52 уникаль-

ных книг, существующих, по заявлению организатора аукциона, в одном

экземпляре. Многие частные лица и библиотеки изъявили желание

приобрести эти книги. К началу аукциона были забронированы все

номера в гостиницах города. Однако за несколько дней до аукциона

через газету было сообщено, что он отменяется ввиду закупки всей

2. Почему и зачем люди обманывают? 25

коллекции библиотекой этого городка. Библиофилы поняли, что их

разыграли — аукцион был блестяще сфабрикованной мистификацией,

организованной членом Бельгийской королевской академии, господином

Шалон.

Критерием допустимости использования обмана в форме шутки

является прежде всего желание добра объекту шутки. Если вы испыты-

ваете к человеку неприязнь и не знаете, как он отнесётся к вашей шут-

ке, она недопустима. Кроме этого, шутка недопустима в ситуациях,

когда смех, этот необходимый результат шутки и знак, что шутка удалась,

неприличен: в церкви, на похоронах и т. д. Одним словом, там, где не до

смеха. Гилберт Кинг Честертон по этому поводу заметил: «Смеяться

можно над чем угодно, но не всегда угодно. Мы шутим по поводу смерт-

ного ложа, но не у смертного ложа. Жизнь серьёзна всегда, но жить

всегда серьёзно — нельзя».

Шутить в ситуации, когда человек вам незнаком и вы не знаете, как

он отнесётся к вашей шутке, — себе вредить и выставлять себя, если

шутка не удалась, радостным идиотом.

Если человек без чувства юмора, если он воспринимает всё в букваль-

ном смысле, то он не объект для шуток. И поэтому прежде чем шутить,

необходимо помнить то, что сказал Жан де Лабрюйер, великий моралист

Франции: «Не следует позволять себе даже самую невинную шутку

иначе, как с людьми вежливыми и умными». Может, не зря Ф. М. Досто-

евский как-то заметил, тактично указав на ограниченность людей: «Дур-

ной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку».

Но может оказаться и так, что шутка будет не к месту из-за состояния

человека. Трудно представить человека, радующегося шутке, если в это

время у него кошки скребут на душе из-за неурядиц на работе или дома.

Шутка может превратиться в издевательство, если она осуществляется

в присутствии лиц, от которых зависит объект шутки или имеется какое-

либо неравенство. Не обязательно это должны быть отношения «началь-

ник — подчинённый». Зависимость и неравенство могут быть любые:

психологические, физические, эмоциональные, экономические, властные.

Шутить над хромым может только хромой. Шутить над подчинённым

может только руководитель, а подчинённый может только тогда, когда

ему терять нечего. Непедагогично шутить над учениками учителю в шко-

ле. Не воспринимается шутка, если она затрагивает какие-либо ценности

личности: веру, убеждения, национальность, друзей.

Недопустимыми шутками являются такие, которые унижают чело-

веческое достоинство. Шутки типа «у тебя мать умерла, дом сгорел»

и тому подобные недопустимы в любых случаях. Дальнейшие оправда-

ния такого умника: «Что тут особенного, я пошутил» — могут раздаваться

26 Глава I. Обман есть обман

уже вслед уезжающей «скорой помощи», увозящей объект шутки с об-

ширным инфарктом.

Шутка должна использоваться с учётом ситуации. Так, она неумес-

тна на последнем этапе деловых переговоров, когда всё внимание со-

средоточено на результатах встречи, и вполне уместна для участников

«мозгового штурма».

Необходимым элементом шутки, её заключительным аккордом, если

объект шутки сам не догадался о розыгрыше и воспринял её как правду,

является признание шутника в обмане сразу же после реакции объекта

шутки.

Недопустимы шутки-глупости и жестокие шутки.

При ремонте автомашины, стоящей на домкрате, наставник-слесарь по-

шутил над своим учеником, попросив его подлезть под машину за гаечным

ключом. Когда парнишка был под машиной, он выбил домкрат, и парниш-

ка был доставлен в больницу с переломом позвоночника.

Пример жестокой шутки. С целью проверить верность, не откажется

ли любимая жена от него, боевой солдат пишет ей из госпиталя, что

остался без рук и ног.

Приведём пример-анекдот такой глупой и жестокой шутки.

Приходит мамаша домой, а сынок ей кричит с порога:

— Мама! Мама! Наш папа на балконе повесился!

Бедная женщина со всех ног — на балкон, а там никого нет. Сынуля

смеётся:

— Первый апрель — никому не верь! Он в кухне висит!

Но шутка может иметь неприятные последствия для самого шутни-

ка. Ещё до новой эры такой пример привёл мудрец Эзоп в басне «Пас-

тух-шутник».

Пастух выгонял своё стадо от деревни подальше и частенько развлекался

вот таким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и звал сельчан

на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвра-

щались домой осмеянные. Наконец волк появился в самом деле: он стал

губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его

всегдашние шутки, и не обратили на его крики никакого внимания.

Я сам был очевидцем вот такого случая. На вокзале пассажиры ждали

прихода поезда. Неожиданный крик привлёк внимание ожидавших. Ока-

зывается, мужчина неслабого телосложения, почувствовав, что к нему

в карман лезет вор, не оборачиваясь, бьёт карманника. А на месте злодея

была его жена, неудачно пошутившая над мужем.

Шутка может превратиться в уголовно-наказуемое деяние, когда она

перерастает в хулиганство в форме телефонного терроризма. «Шутни-

2. Почему и зачем люди обманывают? 27

ки» «закладывают бомбы» в школах, магазинах, вокзалах и прочих

местах массового нахождения людей, поднимая на ноги медицинские

службы, пожарных, милицию, ФСБ и внося беспокойство и страх

в сердца людей, волей «шутника» оказавшихся заложниками велико-

возрастных школят, уставших от занятий, алкоголиков, которых после

возлияний тянет на подвиги, людей, обиженных жизнью и желающих

выместить свою злобу на других. Такие «шутки» дорого обходятся

обществу, в связи с чем статья 207 УК РФ за заведомо ложное сообще-

ние о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих

опасность гибели людей, причинения значительного имущественного

ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий,

предусматривает различные меры наказания, вплоть до лишения сво-

боды на срок до трёх лет.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.086 сек.)