АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетическая программа сентиментализма и ее реализация в художественном творчестве

Читайте также:
  1. III. Обучение по образовательным программам
  2. Implementing the Design (реализация разработки).
  3. IV. Программа соревнований
  4. Reimplement Design and Verify Pin Locations (Повторная реализация разработки и верификация размещения выводов).
  5. USB программатор ЭБУ.
  6. V. ПРОГРАММА ИГР
  7. V. ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
  8. V. ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
  9. V. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ.
  10. VI. Программа мероприятия
  11. Антицеллюлитная программа «Великолепное тело»
  12. Ароматерапия — эстетическая методика. Чувство меры – признак высокого вкуса.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, литературное течение XVIII — н. ХIХ в., характеризующееся апелляцией к чувству, возведением его в мерило добра и зла, в основной критерий ценности человека. Исторической предпосылкой развития сентиментализма в России, как и в Европе, была реакция против классицизма, однако своеобразие русского сентиментализма заключалось прежде всего в том, что он имел преимущественно дворянский характер. Идея внесословной ценности личности, появившаяся еще с петровских времен, постепенно видоизменялась: первенство отдавалось теперь способности чувствовать. Уже у некоторых русских классицистов (А. П. Сумароков и др.; см.: Классицизм) заметно возрос интерес к личностному миру человека, его интимным переживаниям. Отказ от культа разума и классицистических представлений происходил постепенно, и хронологические рамки русского сентиментализма исследователи определяют по-разному. Одни относят возникновение сентиментализма к 1760-м (оды М. М. Хераскова); др. ученые — к 1770-м, когда М. Н. Муравьев сознательно противопоставил свои стихи сложившейся поэтической традиции. Окончательно как самостоятельное направление сентиментализм оформился в 1790-е в творчестве Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и др. В эти годы выходят сентименталистские периодические издания и альманахи Карамзина («Московский журнал», «Аглая», «Аониды») и В. С. Подшивалова («Приятное и полезное препровождение времени», «Чтение для вкуса, разума и чувствований»). Показательны названия нового типа собраний сочинений Карамзина — «Мои безделки» и Дмитриева — «И мои безделки». Самое представление о чувстве у русских сентименталистов, как правило, еще рационалистично: рассудок, здравый смысл нередко остаются главенствующими категориями.
Ко времени расцвета сентиментализма в России были хорошо известны и переведены на русский язык основные сочинения Ричардсона, Руссо, Стерна. Эстетическая программа русского сентиментализма наиболее полно разработана в сочинениях и статьях Карамзина («Нечто о науках, искусствах и просвещении», «Что нужно автору?» и др.). Попытки создания сентиментальной повести начались на рубеже 1770—80-х (В. А. Левшин, Н. Ф. Эмин и др.), но широкое признание получили лишь повести Карамзина (особенно «Бедная Лиза», 1792, «Юлия», «Исповедь»). В них впервые в русской литературе сделаны серьезные попытки психологического анализа. В н. XIX в. к жанру чувствительной повести обращаются А. Е. Измайлов, Н. П. Брусилов, Г. П. Каменев и др.; намечается несколько ее разновидностей (бытовая, светская, историческая), послуживших затем основой для формирования реалистической повести. Популярным становится также жанр путешествия (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Макаров и др.). «Письма русского путешественника» Карамзина столь же характерны ля русского сентиментализма, как «Сентиментальное путешествие» Стерна для европейского. Карамзин в отличие от Стерна много внимания уделил описанию реальных фактов, событий и лиц, но все же основные достоинства «Писем…» — выражение личности самого автора, стремление передать внешние впечатления сквозь призму личного восприятия (он называл «Письма…» «зеркалом своей души»). Творчество сентименталистов (особенно Карамзина), ограничивших употребление славянизмов и широко использовавших разговорный язык образованного дворянства, явилось этапом в развитии русского литературного языка, во многом подготовившим язык писателей-реалистов.
Сентименталисты предпочитали оде более легкие поэтические жанры — послание, элегию, идиллию, басню, мадригалы, преодолевая при этом классицистическую жанровую иерархию. Басни Дмитриева, поэзия которого долго считалась образцом изящества, легкости и остроумия, походили иногда на элегию, а иногда на сказку или сатиру. В лирике сентименталистов преобладали темы дружбы, любви и природы, представленной, однако, довольно однотипно. В поисках средств для выражения простого и искреннего чувства сентименталисты обращались к отечественному фольклору, собирали народные песни и подражали им (см.: Песенная книжная поэзия XVII—XVIII вв.). В 1791 издан песенник, собранный Дмитриевым из народной и литературной песен. Сентименталисты обогатили русскую поэзию новыми или малоупотребительными размерами (в т. ч. дактилическими) и белым стихом. В драматургии сентиментализм проявился в т. н. слезных драмах Хераскова, М. И. Веревкина, Н. И. Ильина и др., позднее — в творчестве В. А. Озерова. В н. XIX в. выступило много эпигонов сентиментализма; их подражательные произведения сделались предметом сатиры; сентиментальность стала синонимом искусственности. В целом же сентиментализм явился в истории русской литературы органичным этапом, подготовившим творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова и во многом А. С. Пушкина.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)