АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сура 22 «Паломничество», аят 14

Читайте также:
  1. Имя Аллаха.
  2. На, и с вами не поступят несправедливо.
  3. Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего,

 

Часть первая. ‘Умар в Мекке

Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба

 

Его звали ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдаллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр аль-‘Адви аль-Кураши. У них с Посланником Аллаха r был общий предок — Ка‘б ибн Люайй.

Он носил кунью Абу Хафс, и у него было прозвище аль-Фарук — ‘различающий’. Посредством него Всевышний Аллах провёл разграничительную линию между верой и неверием.

Он родился на тринадцать лет позже, чем Посланник Аллаха r. ‘Умар был светлокожим. Он был красив лицом. У него были крупные кисти рук и ступни. Он был худым, крепким и очень высоким, так что, когда он шёл, казалось, что он едет верхом. Он был очень сильным и строгим. Он красился хной. У него были длинные усы. Он ходил очень быстро, обладал громким голосом, а если наносил удар, то удар получался сильным.

Отцом ‘Умара был аль-Хаттаб ибн Нуфайль, а дедом — Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, к которому курайшиты часто обращались, прося рассудить их и вынести решение по их делу. Матерью ‘Умара была Хантама бинт Хашим ибн аль-Мугира. Говорили также, что она была сестрой Абу Джахля, однако большинство историков считают, что она приходилась ему двоюродной сестрой.

Если говорить о жёнах и детях ‘Умара, то во времена невежества он женился на Зайнаб бинт Маз‘ун, сестре ‘Усмана ибн Маз‘уна, и она родила ему ‘Абдаллаха, ‘Абд-ар-Рахмана-старшего и Хафсу. Он также женился на Муляйке бинт Джаруль, которая родила ему ‘Убайдаллаха. Позже он развёлся с ней, и она вышла замуж за Абу аль-Джахма ибн Хузайфу. ‘Умар также женился на Курайбе бинт Абу Умайя аль-Махзуми и спустя некоторое время развёлся с ней, и после него она вышла замуж за ‘Абд-ар-Рахмана ибн Абу Бакра[4]. ‘Умар также женился на Умм Хаким бинт аль-Харис ибн Хишам. Это произошло после того, как её муж ‘Икрима ибн Абу Джахль погиб в Шаме. Она родила ему Фатыму. Позже он развёлся с ней (согласно другой версии, он не давал ей развода) и женился на Джамиле бинт ‘Асым ибн Са-

бит ибн Абу аль-Аклях из племени аус. Он также женился на ‘Атике бинт Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайль, которая до этого была женой ‘Абдаллаха ибн Абу Бакра. После гибели ‘Умара на ней женился аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам[6]. Говорят, что она была матерью его сына ‘Ияда. А Аллах знает обо всём лучше.

‘Умар также посватался к Умм Кульсум, дочери ‘Али ибн Абу Талиба[7] от Фатымы. ‘Умара привлекла эта девушка из-за её родства с Посланником Аллаха r, и он посватался к ней. ‘Али выдал её за него, и она родила ему Зайда и Рукайю. ‘Умар также женился на Люхье, женщине из Йемена, и она родила ему ‘Абд-ар-Рахмана-младшего (или ‘Абд- ар-Рахмана-среднего). Аль-Вакиди утверждал, что она была наложницей, а не женой. Говорят также, что у него была наложница по имени Фукайха, которая родила ему Зайнаб. Аль-

Вакиди сказал, что она была самой младшей из его детей. Всего у ‘Умара было в разное время семь жён и тринадцать детей: сыновья — Зайд- старший, Зайд-младший, ‘Асым, ‘Абдаллах, ‘Абдар-Рахман-старший, ‘Абд-ар-Рахман-средний, ‘Абд-ар-Рахман-младший, ‘Убайдаллах и ‘Ияд, дочери — Хафса, Рукайя, Зайнаб и Фатыма.

Передают следующую историю. ‘Умар ибн аль-Хаттаб развёлся со своей женой — матерью его сына ‘Асыма. Спустя некоторое время он встретил её в долине Мухассир. Она несла сына на руках. А к этому времени мальчик уже был отнят от груди и мог ходить. Он взял его и потянул к себе, собираясь забрать его у неё. Она тянула ребёнка к себе, а ‘Умар — к себе. Мальчику стало больно, и он расплакался. Тогда ‘Умар сказал ей: «Я имею больше прав на сына, чем ты». После этого он пошёл к Абу Бакру, чтобы отсудить у неё мальчика, но Абу Бакр сказал: «Её запах и её объятия лучше для него, чем ты, до тех пор пока он не вырастет и не выберет самостоятельно, с кем ему остаться». А в другой версии Абу Бакр сказал: «Она добрее, ласковее, милосерднее, внимательнее и заботливее, чем ты, и она имеет больше прав на своего сына до тех пор, пока не выйдет замуж».

 

‘Умар женился ради того, чтобы у него было много детей. Сам ‘Умар признавался, что женится не ради удовлетворения страсти, а в надежде, что Аллах дарует ему детей, которые будут поминать Его.

Около половины жизни ‘Умара прошло в доисламские времена. Он рос так же, как и его соплеменники-курайшиты. Однако он отличался от них тем, что научился читать, а обученных грамоте среди арабов того времени было очень мало.

Он с детства привык к ответственности. Его жизнь была суровой. Его воспитывали в строгости, и он не видел ни роскоши, ни богатства. Его отец аль-Хаттаб был очень жёстким человеком, и, ещё будучи мальчиком, ‘Умар пас его верблюдов. Жестокость отца оставила глубокий след в душе ‘Умара, и впоследствии он часто вспо-

минал об этом. ‘Абд-ар-Рахман ибн Хатыб передаёт: «Однажды, когда я был с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в Даджнане, он сказал:

“Я пас верблюдов аль-Хаттаба в этом месте. А он был человеком грубым и жестоким. Иногда я пас верблюдов, а иногда рубил дрова”».

А Са‘ид ибн аль-Мусайяб сказал: «‘Умар отправился в хадж и, добравшись до Даджнана, сказал: “Нет божества, кроме Аллаха Возвышенного, Великого, Дарующего что пожелает и кому пожелает… Я пас верблюдов аль-Хаттаба в этой долине, одетый в шерстяную одежду. А он был человеком жёстким, изнурял меня работой, бил, если я делал что-то не так, а по вечерам я оставался наедине с Всевышним”. После этого он сказал:

 

Ничто из того, что ты видишь, не вечно.

Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство.

Хурмуза не спасли его сокровища,

‘Адиты хотели жить вечно, но у них ничего не вышло,

И даже у Сулеймана, которому ветер послушен был,

И люди, и джинны, — никто из них не жил вечно.

Где теперь владыки великие,

К которым со всех сторон шли делегации?

Это источник, из которого пил каждый живший до нас,

И нам из него испить непременно придётся».

 

‘Умар пас верблюдов не только своего отца, но и своих тёток по материнской линии из бану Махзум. Об этом рассказал сам ‘Умар уже после того, как он стал халифом.

Мухаммад ибн ‘Умар аль-Махзуми передаёт со слов своего отца: «Однажды ‘Умар объявил о том, что люди должны собраться на молитву не в обычное время, и они стали восклицать: “Аллах велик!” Когда люди собрались, ‘Умар взошёл на минбар, восхвалил Аллаха должным образом, призвал благословения на Пророка r и сказал: “О люди! Я пас верблюдов для своих тёток по матери из бану Махзум, и они давали мне горсть фиников или изюма, и больше я ничего не получал целый день”. Сказав это, он спустился с минбара. ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф[8] сказал ему:

“О повелитель верующих, ты лишь принизил себя!” ‘Умар сказал: “Горе тебе, о Ибн ‘Ауф! Я остался наедине с самим собой, и душа моя сказала мне: вот ты повелитель верующих — кто же лучше тебя? И мне захотелось поста-

вить её на место”».

Вне всяких сомнений, это нелёгкое занятие сделало ‘Умара выносливым, сильным и терпеливым, ведь он пас верблюдов, а не овец, а это требовало большой физической силы. ‘Умар с ранних лет занимался борьбой, ездил на лошади, знакомился с поэзией арабов и сам сочинял стихи. Он интересовался историей своего народа и посещал ярмарки арабов, например ‘Укказ, Джунну и Зуль-Маджаз. Он не только получал пользу от торговли, но и узнал немало о славных подвигах арабов и их скверных деяниях, об их войнах и важных событиях, которые происходили с ними, поскольку на ярмарках выступали известнейшие поэты и ораторы арабов тех времён. Они описывали эти события в своих стихах и вдохновенных речах. Благодаря этим ежегодным ярмаркам арабы не забывали свою историю, однако те же ярмарки порой становились искрами, из-за которых разгорались войны, как было, например, с войнами, названными «войнами нечестия».

‘Умар занялся торговлей и стал одним из самых состоятельных людей в Мекке. Он отправлялся в разные области для торговли и узнал много нового во время своих поездок. Летом он отправлялся в Шам, а зимой — в Йемен. Он занял видное место в мекканском обществе и принимал активное участие в его жизни. Происхождение помогло ему в этом, поскольку его дедом был Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, который пользовался большим авторитетом среди соплеменников, а его более дальним предком

был Ка‘б ибн Люайй, который также пользовался почётом и уважением среди арабов: они вели свою историю от года его кончины. Происхождение и личные достоинства и заслуги принесли ‘Умару уважение соплеменников и высокое положение, которое он занимал среди них. Ибн Са‘д утверждает, что в доисламские времена люди обращались к ‘Умару со своими тяжбами.

‘Умар был мудрым, красноречивым, проницательным, сильным, выдержанным, благородным человеком, и в споре он умел ясно излагать свои аргументы и обосновывать свои утверждения. Благодаря этим качествам он стал послом курайшитов и не раз выступал в качестве посредника между курайшитами и другими племенами. Если между курайшитами и представителями другого племени возникал конфликт, они посылали на переговоры ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и когда кто-то пробовал порицать их или превозноситься над ними, они также обращались к ‘Умару, и у него всегда находился достойный ответ на подобные выпады.

Он защищал обычаи арабов и всё то, что было для них привычным. ‘Умар был очень искренним по натуре человеком, что заставляло его горячо отстаивать то, во что он верил. В самом

начале исламского призыва ‘Умар пытался бороться с новой религией, которая, как он сразу понял, представляла несомненную опасность для уклада жизни, к которому привыкли арабы за много лет и согласно которому Мекка занимала особое место в сердцах арабов. Возвеличивание арабами Мекки, Заповедной мечети и Каабы имело следствием особое отношение арабов и к племени курайш, которое неизменно ассоциировалось у них с Меккой и её святынями. Этот уклад был причиной процветания и богатства курайшитов. Именно по этой причине мекканцы старались всеми силами остановить распространение ислама и притесняли слабых, не обладавших властью и влиянием мусульман, и ‘Умар был среди тех, кто преследовал новообратившихся с особой жестокостью.

Однажды он бил плетью рабыню, принявшую ислам, до тех пор, пока рука у него не заболела и плеть не выпала из неё. Абу Бакр, увидев это, купил рабыню и отпустил её на волю.

‘Умар хорошо знал, какой была жизнь арабов и их обычаи в доисламские времена, и самозабвенно защищал всё то, что было для них дорого и значимо. Однако, когда он принял ислам, он сразу же увидел его красоту и его истинную сущность. Он увидел огромную разницу между верой и неверием, прямым путём и заблуждением, истиной и ложью, потому что ему было с чем сравнивать. Поэтому ‘Умар и произнёс свою знаменитую фразу: «Узлы ислама развяжутся один за другим, когда появятся

в исламе те, кто не знал джахилии».

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)