АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТОМ ВТОРОЙ 8 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

 

И от­дель­но об­ра­ти­те вни­ма­ние (здесь же, у прп. Си­луа­на) ещё на один вид зна­ния – на ви­де­ние всех ду­хов­ных пу­тей…

«Свет не­соз­дан­ный, по­доб­но солн­цу, ос­ве­ща­ет ду­хов­ный мир и да­ёт ви­деть ду­хов­ные пу­ти, не­зри­мые иным об­ра­зом. Без это­го све­та не мо­жет че­ло­век ни ра­зу­меть, ни со­зер­цать, ни, тем бо­лее, ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­ста, ибо пре­бы­ва­ет во мра­ке…»[12]

 

К сло­ву ска­зать, о «лич­ном». Ко­гда я толь­ко на­чал всё боль­ше при­об­щать­ся к «пра­во­слав­но­му» Све­ту (ко­неч­но же, не на тех, ука­зан­ных здесь уров­нях) – а это про­ис­хо­ди­ло на фо­не мое­го стра­ст­но­го ув­ле­че­ния все­воз­мож­ны­ми прак­ти­ка­ми и пу­тя­ми «по­пу­ляр­ной эзо­те­ри­ки» (со все­ми её ин­дий­ски­ми «ат­ма­на­ми» и ки­тай­ски­ми «дао»), мне от­кры­лось, я был по­тря­сён, я од­на­ж­ды «уви­дел», что… все эти рас­про­стра­нён­ные в на­шей стра­не «за­гра­нич­ные», «эзо­те­ри­че­ские» пу­ти – не чис­ты, лож­ны, об­ман­чи­вы и не ве­дут к Бо­гу! Свет Хри­ста – наи­чис­тей­ший! Из Не­го вид­ны все ма­лей­шие ис­ка­же­ния, за­тем­не­ния и изъ­я­ны всех дру­гих пу­тей!

 

Итак, пре­по­доб­ные Г. Си­на­ит, Г. Па­ла­ма, Си­лу­ан Афон­ский (как и мно­гие дру­гие свя­тые) дав­но да­ли са­мое глав­ное объ­яс­не­ние всех ви­дов и спо­со­бов ви­де­ния. Фа­вор­ский Свет – вот «ве­ще­ст­во» ви­де­ния! А также…

Се­го­дня мы зна­ем, что в слу­чае пре­вы­ше­ния ско­ро­сти све­та про­ис­хо­дит об­ра­ще­ние при­чин­но­сти – ста­но­вит­ся воз­мож­ным по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции из бу­ду­ще­го - Фа­вор­ский свет - ме­та­фи­зи­че­ский свет: ог­ра­ни­че­ние с = 300000 км/сек не рас­про­стра­ня­ет­ся на не­го. Это зна­чит, что в по­то­ках Фа­вор­ско­го све­та от­кры­ва­ют­ся кар­ти­ны бу­ду­ще­го, о чём и сви­де­тель­ст­ву­ет опыт апо­сто­лов: в од­ном по­ле зре­ния они ви­де­ли и Хри­ста, и про­ро­ков - раз­ные эпо­хи со­вмес­ти­лись, что воз­мож­но толь­ко в веч­но­сти, на­хо­дя­щей­ся за го­ри­зон­том на­стоя­ще­го.

И да­вай­те это се­бе пред­ста­вим яс­нее на сле­дую­щем про­стом при­ме­ре…

Вот вас ка­ким-ли­бо не­ве­ро­ят­ным об­ра­зом фи­зи­че­ски пе­ре­не­сли в кро­меш­ную мглу не­из­вест­но ку­да, и вы ни­че­го не ви­ди­те, не ощу­щае­те, не ося­зае­те… В то вре­мя как где-то су­ще­ст­ву­ет «фи­зи­че­ский свет». Но Вы – в пол­ном не­ве­де­нии, что с ва­ми, где вы… И вдруг – сол­неч­ный луч, по­на­ча­лу сла­бый. Он про­ни­ка­ет в ва­шу тьму по­сте­пен­но, из­да­ле­ка… По­яв­ля­ет­ся су­мрак и смут­ные, ед­ва за­мет­ные очер­та­ния ок­ру­жаю­щих вас объ­ек­тов, са­мо­го ва­ше­го те­ла… Вы уже ста­ли до­га­ды­вать­ся о чём-то, но всё так не­ус­той­чи­во, мрач­но, не­яс­но, и вы не уве­ре­ны в чём-ли­бо до кон­ца…

Но спус­тя вре­мя свет ста­но­вит­ся всё ин­тен­сив­нее, и вы по­сте­пен­но вхо­ди­те в со­стоя­ние по­зна­ния мес­та сво­его пре­бы­ва­ния и «уз­на­ва­ния», но пол­но­стью ра­зо­брать­ся с не­ко­то­ры­ми не­по­нят­ны­ми ве­ща­ми Вам ещё труд­но – от све­та идут те­ни.

И на­ко­нец - яр­кий сол­неч­ный свет, по­зво­ляю­щий вам от­чёт­ли­во ви­деть и знать, где «вы» и «что» вы!..

А ес­ли свет вне­сти сра­зу?

Вы со­ри­ен­ти­руе­тесь в счи­тан­ные се­кун­ды.

Ана­ло­гич­но и со све­том «ду­хов­ным»! Све­том, к Ко­то­ро­му при­об­ща­ют­ся на пра­во­слав­ном пу­ти. Од­на­ко не­ве­ще­ст­вен­ный Свет охва­ты­ва­ет не толь­ко «зре­ние», и не толь­ко «фи­зи­че­ский мир»… И в этом со­сто­ит глав­ная труд­ность это­го по­ни­ма­ния: ви­де­ние по­сред­ст­вом ду­хов­но­го Све­та мы при­выч­но срав­ни­ва­ем с сол­неч­ным све­том – от это­го штам­па ос­во­бо­дить­ся не­про­сто, но по­след­ний свет да­ёт воз­мож­ность ви­деть толь­ко «фи­зи­че­ски» и «фи­зи­че­ские» объ­ек­ты, в то вре­мя как Бо­же­ст­вен­ный Свет – буквально «всё» су­ще­ст­вую­щее, вклю­чая не­ви­ди­мое: раз­но­об­раз­ные пси­хи­че­ские энер­гии, на­сту­паю­щие со­бы­тия, са­мо вре­мя… Всё-всё-всё!

Так что же сто­ит в «на­ча­ле» ду­хов­но­го ви­де­ния?

«В на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог.

Оно бы­ло в на­ча­ле у Бо­га.

Всё чрез Не­го на­ча­ло быть, и без Не­го ни­что не на­ча­ло быть, что на­ча­ло быть» (Еванг. от Ио­ан­на, гл. 1, 1-5).

Так вот, в кон­це кон­цов по­лу­ча­ет­ся, что не сло­во бы­ло «в на­ча­ле», а Тот, у КО­ГО бы­ло «сло­во», то есть - БОГ, СВЕТ!

Свет, Ко­то­рый был, есть и все­гда бу­дет в Са­мом На­ча­ле…

А дви­га­ясь к пер­во­на­ча­лу и ут­вер­жда­ясь в «пер­во­на­ча­ле», в пер­во­при­чи­не, в пер­во­ис­точ­ни­ке… «От­ту­да» всё на­ча­лось, «От­ту­да» всё вид­но и всё про­смат­ри­ва­ет­ся…

«…Вдруг лю­бовь сли­ва­ет­ся со Све­том, - со­об­ща­ет нам ар­хим. Соф­ро­ний (1896-1993), по­знав­ший Бо­га в сво­ём опы­те - и Свет про­ни­ка­ет в ду­шу, и из­вне ста­но­вит­ся на­сы­щен­ною Све­том ат­мо­сфе­рой, вос­при­ни­мае­мою гла­зом. Не­бес­ный Свет не под­да­ёт­ся чув­ст­вен­но­му кон­тро­лю. Иной, не­уло­ви­мый по сво­ей при­ро­де, он при­хо­дит не­оп­ре­де­ли­мым для нас об­ра­зом. Бы­тие иных из­ме­ре­ний про­ры­ва­ет за­ве­су зем­но­го те­ла: про­ни­зы­ва­ет на­ше твар­ное ес­те­ст­во не­твар­ною энер­ги­ей. Со­об­ща­ет нам ра­зу­ме­ние над­мир­но­го Бы­тия не чрез зри­тель­ные или чув­ст­вен­ные, но ду­хов­ные ви­де­ния. Опи­са­ние этих ви­де­ний вы­ра­жа­ет­ся раз­лич­ны­ми сло­ва­ми, в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра и да­ра сло­ва то­го ли­ца, ко­то­ро­му они да­ны. Но под те­ми или ины­ми сло­ва­ми тот, кто имел опыт по­се­ще­ний Свы­ше, уви­дит, о чём идёт речь, - рас­по­зна­ет скры­тую за ни­ми, сло­ва­ми, ре­аль­ность. Ис­хо­дя из Еди­но­го Су­ще­ст­ва, Свет сей ве­дёт к еди­но­му по­зна­нию Бо­га Люб­ви. Нет раз­но­гла­сий в по­след­ст­ви­ях яв­ле­ния под­лин­но­го не­соз­дан­но­го Све­та: все они, яв­ле­ния, при­во­дят к од­но­му: От­кро­ве­нию Бо­же­ст­ва Хри­ста Ии­су­са. Бы­ва­ют мо­мен­ты, ко­гда дух че­ло­ве­ка Бо­жи­им мо­гу­ще­ст­вом вво­дит­ся в Его, Хри­ста, Цар­ст­во, ко­то­рое “не от ми­ра се­го».

 

Толь­ко воз­но­сясь в мир Све­та, мир Бо­га (а этот опыт бо­ди «на­ка­п­ли­ва­ет» не­ук­лон­но; бо­ди «на­сы­ща­ет­ся» Све­том), - толь­ко ОТ­ТУ­ДА, СВЫ­ШЕ, мож­но по-на­стоя­ще­му «ви­деть» и «знать», «что» про­ис­хо­дит «вни­зу». Ины­ми сло­ва­ми, са­краль­ный Свет в са­мом че­ло­ве­ке, а не что-то дру­гое, яв­ля­ет­ся тем все­про­ни­зы­ваю­щим «лу­чом» и «оку­ля­ром», позволяющим ви­деть всё то, на что его на­вес­ти…

 

 

§ 7. «ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКОЕ» ВИ­ДЕ­НИЕ. ПРОСМОТР ОБЪЕКТА «ВНУТРИ» И ВНЕ РАССТОЯНИЯ

 

Приводим фраг­мен­ты «чис­то энер­ге­ти­че­ско­го» ви­де­ния:

«Од­на­ж­ды ав­ва Лот при­шёл к ав­ве Ио­си­фу и го­во­рит ему: “Ав­ва! По си­ле мо­ей я тво­рю ма­лое по­ще­ние и мо­лит­ву и раз­мыш­ле­ние и без­мол­вие и по си­ле сво­ей дер­жу се­бя не­сквер­ным от по­мы­слов. Итак, что мне ещё де­лать?” Ста­рец же, встав, про­стёр ру­ки к не­бу, - и Лот уви­дел, что де­сять паль­цев его бы­ли как де­сять ог­нен­ных све­чей. По­сле че­го Ио­сиф ска­зал: “Так будь весь ог­нём».

 

Из вос­по­ми­на­ний стар­ца Паи­сия Свя­то­гор­ца (1924-1994):

«Ко­гда я жил в Ка­ту­на­ках, од­на­ж­ды во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы мною на­ча­ла ов­ла­де­вать не­бес­ная ра­дость. Од­но­вре­мен­но моя ке­лья, чью тьму лишь слег­ка ос­ве­щал дро­жа­щий свет све­чи, на­ча­ла ма­ло-по­ма­лу на­пол­нять­ся пре­крас­ным го­лу­бо­ва­тым све­том. Этот та­ин­ст­вен­ный свет был чрез­вы­чай­но силь­ным, од­на­ко, я чув­ст­во­вал, что мои гла­за вы­дер­жи­ва­ют его яр­кость. Это был Не­твар­ный Бо­же­ст­вен­ный Свет, ко­то­рый ви­де­ли мно­гие стар­цы Афо­на! Мно­го ча­сов я пре­бы­вал в оза­ре­нии это­го див­но­го све­та, не ощу­щая зем­ные пред­ме­ты, и на­хо­дясь в ду­хов­ном ми­ре, со­всем от­лич­ным от здеш­не­го, фи­зи­че­ско­го. На­хо­дясь в этом со­стоя­нии и при­ни­мая по­сред­ст­вом то­го Не­твар­но­го Све­та не­бес­ные ощу­ще­ния, я про­вёл мно­гие ча­сы, не ощу­щая вре­ме­ни, с ним сол­неч­ный свет ка­зал­ся как ночь в пол­но­лу­ние! Тем не ме­нее, мои гла­за по­лу­чи­ли спо­соб­ность вы­дер­жать яр­кость то­го све­та».

 

Ви­деть Су­щее, то, из че­го воз­ник­ли все­лен­ные, вся Жизнь – раз­ве это не чу­до!?

О «чис­то энер­ге­ти­че­ском» ви­де­нии св. Ве­не­дик­та (ос­та­вил те­ло в 543 г.). «Свя­той Ве­не­дикт по­чив не­мно­го с ве­че­ра, око­ло по­лу­но­чи встал на мо­лит­ву и, мо­лясь око­ло ок­на, вне­зап­но уви­дел ве­ли­кий Свет, ис­хо­дя­щий с не­ба, так что са­мая ночь ста­ла бо­лее свет­лою, не­же­ли день; но все­го чу­дес­нее бы­ло то, что ему - как он сам по­том рас­ска­зы­вал - ка­за­лось, что он ви­дит всю все­лен­ную, как буд­то она вся на­хо­ди­лась под од­ним сол­неч­ным лу­чом…»

 

Имен­но ЭТИМ Све­том, имен­но ПО­СРЕД­СТ­ВОМ ЭТО­ГО Све­та и толь­ко ИЗ ЭТО­ГО Све­та и мож­но про­ви­деть «на­сквозь» всё то, что су­ще­ст­ву­ет, су­ще­ст­во­ва­ло ко­гда-ли­бо и бу­дет су­ще­ст­во­вать на Зем­ле и в це­лом Кос­мо­се; всё, что ви­ди­мо и не­ви­ди­мо, всё, что «ве­ще­ст­вен­но» и «не ма­те­ри­аль­но», - Всё и Вся!

Ска­жем и не­сколь­ко по-дру­го­му…

Фа­вор­ский Свет «тонь­ше» и «про­зрач­ней» все­го: мыс­лей, сол­неч­но­го из­лу­че­ния, ды­ха­ния, са­мо­го воз­ду­ха, аль­фа-лу­чей, ва­куу­ма… Он «прон­за­ет»-про­све­чи­ва­ет всё аб­со­лют­но и - по­зво­ля­ет «за­брать­ся» глу­бо­ко внутрь лю­бо­го про­цес­са и смот­реть на этот про­цесс из са­мой глу­бин­ной точ­ки. Как в этом слу­чае не об­на­ру­жить суть и смысл на­блю­дае­мо­го?

Ду­хов­ный Свет на­де­ля­ет Все­зна­ни­ем!

 

В ка­ком же глу­пом по­ло­же­нии в на­стоя­щем вре­ме­ни на­хо­дит­ся всё че­ло­ве­че­ст­во!

Что дви­жет со­вре­мен­ным об­ще­ст­вом?

Нау­ки.

А что нау­ки зна­ют о ме­тап­си­хи­че­ском Све­те?

НИ-ЧЕ-ГО!

По сча­стью, су­ще­ст­ву­ет ре­ли­ги­оз­ное зна­ние…

 

Эзо­те­ри­че­ский факт: со­дер­жа­щий­ся в воль­ю­ме че­ло­ве­ка свя­щен­ный Свет уже Сам по Се­бе есть все­ви­дя­щий «глаз», дей­ст­вую­щий на том или ином уров­не, в тех или иных из­ме­ре­ни­ях, в том или ином на­прав­ле­нии - имен­но са­мим Све­том и при по­мо­щи это­го Све­та и «ви­дят» всё скры­тое, не­обыч­ное и уди­ви­тель­ное…

 

О ви­де­нии «внут­рен­но­стей». «Стран­ник» (ав­тор «Рас­ска­зов…», XIX в.) о дей­ст­вии сво­ей мо­лит­вы со­об­ща­ет нам: «Ино­гда чув­ст­во­вал та­кую лёг­кость, как бы не имел те­ла, и не шёл, а как бы от­рад­но плыл по воз­ду­ху; ино­гда вхо­дил весь сам в се­бя и яс­но ви­дел все мои внут­рен­но­сти, удив­ля­ясь пре­му­дро­му со­ста­ву че­ло­ве­че­ско­го те­ла…»

Из опы­та прп. Си­луа­на Афон­ско­го (1866-1938):

«Од­на­ж­ды но­чью ке­лья его на­пол­ни­лась стран­ным све­том, ко­то­рый про­ни­зал да­же и те­ло его так, что он уви­дел свои внут­рен­но­сти…»

 

О ви­де­нии «фи­зи­че­ски не­воз­мож­но­го» в ином ас­пек­те…

Прп. Ио­сиф, Иси­хаст (по­чил в 1959 г.) рас­ска­зы­вал о се­бе: «Я сто­ял воз­ле сво­его ок­на, пре­кло­нив ко­ле­на. В ка­кой-то мо­мент, ко­гда я удер­жи­вал свой ум в дей­ст­вии мо­лит­вы, ко­то­рое воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря про­све­ще­нию Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, свет вдруг зна­чи­тель­но уси­лил­ся и ум мой на­чал рас­ши­рять­ся и из­бы­то­че­ст­во­вать на­столь­ко, что всё сде­ла­лось для ме­ня яс­ным, и я уви­дел весь наш край от Ка­ту­на­ки до Даф­ни и мо­на­сты­рей вни­зу, а так­же и то, что на­хо­ди­лось по­за­ди ме­ня...

Свет же этот не был та­ким, как ес­те­ст­вен­ный свет, про­ис­хо­дя­щий от солн­ца или ру­ко­твор­ных све­тиль­ни­ков... Этот свет пре­бы­ва­ет в са­мом че­ло­ве­ке, ощу­ща­ет­ся им, как соб­ст­вен­ное ды­ха­ние, на­пол­ня­ет его, слов­но пи­ща или воз­дух, из­бав­ля­ет его от ес­те­ст­вен­ной тя­же­сти и пре­об­ра­жа­ет на­столь­ко, что че­ло­век уже не зна­ет, ос­та­ёт­ся ли для не­го те­ло, вес или иное ог­ра­ни­че­ние. То­гда я уви­дел, как (мо­нах) Афа­на­сий (на­хо­див­ший­ся за 10 км, за го­ра­ми), взва­лив на пле­чи свой ме­шок, идёт к нам...»

 

 

§ 8. СКА­НИ­РО­ВА­НИЕ МЫС­ЛЕЙ И СУ­ДЕБ

 

Прак­ти­че­ски все пра­во­слав­ные реа­ли­зо­ван­ные мис­ти­ки – а они на­пол­не­ны ска­зоч­ным Све­том! - об­ла­да­ют спо­соб­но­стью бу­к­валь­но как кни­гу «чи­тать» и ска­ни­ро­вать мыс­ли, же­ла­ния и пред­став­ле­ния дру­гих лю­дей…

Из­вест­но об этой спо­соб­но­сти, на­при­мер, и у прп. Мак­си­ма Кав­со­ка­ли­ви­та (XIV в.), и у свт. Ти­хо­на За­дон­ско­го (XVIII в.) («об­ла­дал да­ром про­зре­ния и со­вер­ше­ния чу­дес, чи­тал мыс­ли со­бе­сед­ни­ков»), и у блаженной Оль­ге Мо­с­ков­ской (1871 - 1973) («ма­туш­ка Оль­га от­ве­ча­ла на не­вы­ска­зан­ные вслух мыс­ли...»), и у мно­гих дру­гих. Во­об­ще, луч­ше ска­зать, что во всей ис­то­рии, по­жа­луй, ещё не бы­ло та­ко­го свя­то­го, ко­то­рый не был бы спо­со­бен на по­доб­ное.

При­чём те или иные эф­фек­ты мо­гут про­яв­лять­ся уже в са­мом на­ча­ле мо­лит­вен­но­го де­ла­ния. Из опы­та на­чи­наю­ще­го мо­на­ха:

«Ве­че­ром я за­сту­пил на де­жур­ст­во на Ус­пен­ской пло­ща­ди и уже при­выч­но на­чал чи­тать про се­бя Ии­су­со­ву мо­лит­ву. Ско­ро я уви­дел, что ко мне идёт наш по­слуш­ник - Паш­ка-чу­ваш, из­вест­ный ху­ли­ган, ко­то­ро­го ро­ди­те­ли по­сле ар­мии от­пра­ви­ли на пе­ре­вос­пи­та­ние в мо­на­стырь. Я за­гру­стил, по­то­му что Паш­ка на­прав­лял­ся ко мне с яв­ным же­ла­ни­ем о чём-то по­го­во­рить. А это­го мне сей­час со­всем не хо­те­лось.

И вдруг где-то внут­ри се­бя я от­чёт­ли­во ус­лы­шал Па­шин го­лос. Он за­дал мне во­прос, ка­сав­ший­ся очень важ­но­го де­ла, с ко­то­рым Па­вел на­прав­лял­ся ко мне. И сра­зу, опять же внут­ри се­бя, я ус­лы­шал от­вет на его во­прос и по­нял, что имен­но это мне и нуж­но рас­тол­ко­вать Пав­лу. Го­лос Пав­ла не со­гла­шал­ся и воз­ра­жал. Дру­гой го­лос тер­пе­ли­во пе­ре­убе­ж­дал его, под­во­дя к пра­виль­ной мыс­ли. Та­ким об­ра­зом, длин­ный, по край­ней ме­ре в не­сколь­ко ми­нут, диа­лог за од­но мгно­ве­ние про­мельк­нул у ме­ня в го­ло­ве.

Паш­ка по­до­шёл, и я поч­ти не уди­вил­ся, ко­гда он за­дал имен­но тот во­прос, ко­то­рый я уже слы­шал. Я от­ве­чал ему сло­ва­ми, ко­то­рые про­нес­лись в мо­ём соз­на­нии за ми­ну­ту до это­го. Наш диа­лог про­дол­жал­ся имен­но так, сло­во в сло­во, как он толь­ко что про­зву­чал в мо­ей ду­ше.

Это бы­ло по­тря­саю­ще! На­ут­ро я бро­сил­ся к от­цу Ио­ан­ну и спро­сил, что со мной бы­ло. Отец Ио­анн от­ве­тил, что Гос­подь, по ми­ло­сти Сво­ей, дал мне кра­еш­ком гла­за за­гля­нуть в ду­хов­ный мир, ко­то­рый скрыт от нас, лю­дей»[13].

 

А вот поч­ти анекдотический фраг­мент ис­по­ве­ди од­ной при­хо­жан­ки у свя­ти­те­ля, про­тои­е­рея Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва (к. XIX - н. XX в.):

«А то раз го­то­ви­лась од­на ду­хов­ная дочь ба­тюш­ки к ис­по­ве­ди; сто­ит, до­жи­да­ет­ся, в го­ло­ве её про­бе­га­ет со­блаз­ни­тель­ная мысль: “как хо­ро­шо она по­сле обе­да по­пьёт ко­фе с при­го­тов­лен­ны­ми слив­ка­ми”. Зо­вёт её ба­тюш­ка, вхо­дит она к не­му исповедоваться, а он вдруг от­ве­ча­ет на её су­ет­ное же­ла­ние: “А ведь кош­ка раз­ли­ла ва­ши слив­ки!”

Мож­но по­нять, как по­ра­зи­лась та­ко­му про­ви­де­нию сму­щён­ная ба­рыш­ня; при­хо­дит она до­мой, а ку­хар­ка со сле­за­ми со­об­ща­ет ей, что кош­ка раз­ли­ла все слив­ки.

Свт. Ва­лен­тин де­лал пред­ска­за­ния на мно­го лет впе­рёд…»

 

Вся­кая мысль, про­чие пси­хи­че­ские энер­гии (чув­ст­во, пред­став­ле­ние…), по срав­не­нию с Фа­вор­ским Све­том есть энер­гия уже «гру­бая», «яв­ная», «тя­же­ло­вес­ная», «на­ло­жен­ная», «рель­еф­но-вы­пук­лая»; для то­го, в ком есть ис­тин­ный, про­зрач­ный Свет, - слиш­ком за­мет­ная, оче­вид­ная и по­нят­ная. Да и как мож­но не «уви­деть» и не «ус­лы­шать» Мысль дру­го­го (вне рас­стоя­ния!), ес­ли в те­бе дей­ст­ву­ет «пер­вич­ное» кос­ми­че­ское Из­лу­че­ние, чис­тей­шее «По­лот­но»? Как ни­чем не за­мут­нён­ный, са­мо­соз­наю­щий «Эк­ран» мо­жет не оп­ре­де­лить чьи-то те­не­вые про­ек­ции на Се­бя Са­мо­го? Ка­ким об­ра­зом че­ло­век мо­жет не ощу­щать и не ви­деть оде­ж­ды, в ко­то­рую сам он одел­ся?

Для пра­во­слав­но­го ви­дя­ще­го вся­кий и лю­бой ум (Ми­ро­вой Ло­гос!) – не за­гад­ка, так как да­же и ум не­мыс­ля­щий и без­молв­ный всё ещё есть то, что идёт, при­сут­ст­ву­ет «по­сле» Су­ще­го Све­та; хо­тя ум­ст­вен­ный энер­ге­ти­че­ский «фон» (вне мыс­лей) и вы­гля­дит све­том, в дей­ст­ви­тель­но­сти он есть уже «от­ра­же­ние», са­ми же мыс­ли яв­ля­ют­ся све­то­те­нью. Из от­кро­ве­ний ар­хим. Соф­ро­ния:

«…Счи­таю не лиш­ним пред­ва­ри­тель­но крат­ко ска­зать об од­ной из форм све­то­вых яв­ле­ний, опыт ко­то­рой мне был дан. В го­ды зре­лой мо­ло­до­сти не один раз слу­ча­лось, что в со­стоя­ни­ях на­пря­жен­но­го мыш­ле­ния о тай­нах Бы­тия я ощу­щал - ви­дел мою мыс­ля­щую энер­гию-суб­стан­цию по­доб­ною све­ту. Мир ум­ных со­зер­ца­ний по-сво­ему лу­че­за­рен. Да и наш ум всё же яв­ля­ет­ся “об­ра­зом Ума Пер­во­го”, ко­то­рый есть Свет.

Ин­тел­лект, со­сре­до­то­чен­ный на ме­та­фи­зи­че­ских про­бле­мах, мо­жет по­те­рять вос­при­ятие вре­ме­ни и ве­ще­ст­вен­но­го про­стран­ст­ва: как бы вый­ти за их пре­де­лы. Имен­но в та­ких слу­ча­ях ум мой ви­дел­ся мне све­том. Се­го ро­да со­стоя­ние дос­туп­но че­ло­ве­ку по ес­те­ст­ву. Позд­нее вы­яс­ни­лось для ме­ня, что опи­сан­ное мною со­стоя­ние («ви­де­ния ума») ка­че­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от со­бы­тия - Яв­ле­ния Бо­га в Све­те Не­твар­ном …»

 

Ска­ни­ро­ва­ние пре­по­доб­ны­ми сто­рон­них мыс­лей и пред­став­ле­ний (толь­ко при об­ра­ще­нии вни­ма­ния на ка­ко­го-ли­бо че­ло­ве­ка) – мгно­вен­но! При этом в соз­на­ние свя­то­го по­доб­но стре­лам мо­гут «про­ры­вать­ся» мыс­ли сра­зу мно­гих лю­дей (и, в пер­вую оче­редь, те мыс­ли, ко­то­рые наи­бо­лее силь­ны, наи­бо­лее за­ря­же­ны энер­ге­ти­че­ски). Так, на­при­мер, из­вес­тен слу­чай с прп. Гав­рии­лом (1844-1915):

«Од­на­ж­ды, он был от­вле­чён от внут­рен­ней мо­лит­вы вне­зап­но раз­дав­шим­ся дет­ским пла­чем. Ока­за­лось, что при­шед­шие к стар­цу по­се­ти­те­ли уже дав­но мол­ча­ли, он же - бе­се­до­вал с ни­ми, чи­тая их мыс­ли и от­ве­чая на них. Это по­тряс­ло и ис­пу­га­ло при­хо­жан. Ста­рец стал скры­вать свой дар, пре­ж­де чем от­ве­тить, вни­ма­тель­но при­гля­ды­вал­ся, дей­ст­ви­тель­но ли его спра­ши­ва­ют».

Или о прп. Ам­фи­ло­хии По­ча­ев­ском (1897-1971):

«Ста­рец го­во­рил, что по ми­ло­сти Бо­жи­ей за­ра­нее зна­ет о тя­же­ло боль­ных, ко­то­рые долж­ны к не­му прие­хать, бы­ва­ли слу­чаи, что вы­хо­дил встре­чать боль­ных но­чью в не­по­го­ду».

 

Свя­тые «ло­вят» и чи­та­ют мыс­ли на­ле­ту. Ма­ло это­го… Ду­хо­ви­де­ние пре­по­доб­ных идёт, про­сти­ра­ет­ся ещё даль­ше и глуб­же! («Ду­хо­ви­де­ние» - лю­бо­пыт­ное сло­во, ко­то­рое мож­но по­ни­мать двоя­ко: как про­ви­де­ние сво­им соб­ст­вен­ным ду­хом, и как ви­де­ние внут­рен­не­го ду­ха дру­гих лю­дей.) До­пол­ни­тель­но в си­лу всту­па­ет «ор­га­ни­за­ци­он­но-со­бы­тий­ное» ви­де­ние, а здесь оно вос­хо­дит к осоз­на­нию Божь­е­го про­мыс­ла по от­но­ше­нию ко все­му и ко всем.

В об­щем, пре­ис­пол­нен­ные ис­тин­ным Све­том, пре­по­доб­ные в до­ли се­кун­ды про­зре­ва­ют судь­бы лю­дей – как в це­лом, об­зор­но, в их обоб­щён­ных смыс­лах; так, при же­ла­нии, рас­смат­ри­ва­ют и ка­кие-ли­бо от­дель­ные пе­рио­ды жиз­ни (оп­ре­де­лён­но­го че­ло­ве­ка), вплоть до де­та­лей. Как при ус­ко­рен­ной или за­мед­лен­ной, по-кад­ро­вой пе­ре­мот­ке ви­део­филь­ма на дис­ке…

А на ис­по­ве­ди от та­ких лю­дей ута­ить что-ли­бо о сво­ём про­шлом нель­зя. На­при­мер, из­вест­но о том, как при­ни­мал ис­по­ведь од­ной жен­щи­ны прп. Вар­со­но­фий Оп­тин­ский (1845-1913). Из сви­де­тель­ст­ва са­мой этой жен­щи­ны…

«- Вер­но, и с это­го го­да у те­бя есть гре­хи, ко­то­рые ты ста­ла скры­вать на ис­по­ве­ди. Хо­чешь, я ска­жу те­бе их?

- Ска­жи­те Ба­тюш­ка, - не­сме­ло от­ве­ти­ла я.

И то­гда Ба­тюш­ка на­чал по го­дам и да­же по ме­ся­цам го­во­рить мои гре­хи так, как буд­то чи­тал их по рас­кры­той кни­ге... Ис­по­ведь, та­ким об­ра­зом, шла 25 ми­нут. Я бы­ла со­вер­шен­но унич­то­же­на соз­на­ни­ем сво­ей гре­хов­но­сти и соз­на­ни­ем, ка­кой ве­ли­кий че­ло­век пе­ре­до мной.

Ко­гда я на­кло­ни­ла го­ло­ву, и Ба­тюш­ка, на­крыв ме­ня епит­ра­хи­лью, стал чи­тать раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, я по­чув­ст­во­ва­ла, что с ме­ня сва­ли­лись та­кие не­имо­вер­ные тя­же­сти, мне сде­ла­лось так лег­ко и не­при­выч­но...»

 

О стар­це Ар­се­нии (1894-1975), Стрель­цо­ве Пет­ре Ан­д­рее­ви­че, при­ни­маю­ще­го ис­по­ведь од­ной сво­ей по­се­ти­тель­ни­цы:

«Я слу­шал Вас, но то, что Вы го­во­ри­ли, бы­ло лишь по­верх­но­стью про­жи­той жиз­ни, по­ступ­ков, гре­хов. Глав­ное - то, что бо­лез­нен­но, про­тив­но и не хо­чет­ся пом­нить, Вы не ска­за­ли, оно ос­та­лось в тай­ных кла­до­вых со­вес­ти, воз­мож­но – из-за лож­ной стыд­ли­во­сти”.

Отец Ар­се­ний не­ко­то­рое вре­мя мол­чал, по­том, пе­ре­кре­стив­шись и смот­ря на ме­ня, сжа­то и крат­ко по­вто­рил мой рас­сказ, но всё, ска­зан­ное сей­час им, бы­ло из­вле­че­но из со­кро­вен­ных тай­ни­ков мо­ей ду­ши, вся-вся моя жизнь пред­ста­ла в от­вра­ти­тель­ных по­ступ­ках, гре­хах, дей­ст­ви­ях. С за­ми­ра­ни­ем серд­ца я ви­де­ла се­бя в сло­вах, ска­зан­ных о. Ар­се­ни­ем. Вол­на сты­да и от­вра­ще­ния к са­мой се­бе ох­ва­ти­ли ме­ня, за­хо­те­лось встать и бе­жать из до­ма, из го­ро­да - та­кой греш­ной да­же свя­щен­ник не дол­жен знать ме­ня. Он по­нял и по­ве­ли­тель­ным дви­же­ни­ем ру­ки по­ка­зал на стул, с ко­то­ро­го я вско­чи­ла. Ни му­жу, ни­ко­му, ни­ко­му я ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ла то, что сей­час слы­ша­ла о се­бе, ме­ня ох­ва­тил страх.

Я вско­чи­ла, упа­ла пе­ред ним на ко­ле­ни со сло­ва­ми: “Отец Ар­се­ний, мне стыд­но, про­сти­те”, - и всё, что бы­ло на мо­ей со­вес­ти со­кры­то, на­ча­ла сно­ва рас­ска­зы­вать, хо­тя всё уже бы­ло им ска­за­но. Отец Ар­се­ний, по­ло­жив ру­ку на мою го­ло­ву, ска­зал: “Ана­ста­сия Вла­ди­ми­ров­на! Я не осу­ж­даю… Но пом­ни­те, вся на­ша ве­ра ут­вер­жда­ет­ся на люб­ви к Бо­гу, ко Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, на по­чи­та­нии свя­тых…

Раз­ве Вы оди­но­ки? В Ва­шей квар­ти­ре на­хо­дят­ся ико­ны. Ес­ли чув­ст­во тос­ки и оди­но­че­ст­ва ох­ва­тит ду­шу, по­дой­ди­те и по­мо­ли­тесь, то­гда тём­ные си­лы ис­чез­нут».

 

На­до ска­зать, что ви­де­ние про­шло­го с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния – не са­мое труд­ное де­ло… Объ­яс­ня­ет­ся это по­ня­ти­ем ЕИП – «Еди­но­го Ин­фор­ма­ци­он­но­го По­ля».

Да­вай­те ещё раз пред­ста­вим са­краль­ный Свет как Ми­ро­вой Эк­ран, По­лот­но, не­из­мен­но чис­тое и из­на­чаль­но ни­чем «не за­тро­ну­тое». И вот ос­та­ва­ясь та­ким по сво­ей собственной су­ти, на Нём, как на не­кой «фо­то­гра­фи­че­ской» все­лен­ской Эмуль­сии, на­чи­на­ют го­ло­гра­фи­че­ски «от­пе­ча­ты­вать­ся» ка­кие-ли­бо со­бы­тия раз­но­го уров­ня и мас­шта­ба – от по­яв­ле­ния ка­кой-ли­бо пер­вой кос­ми­че­ской «пы­ли», по­яв­ле­нии на­шей пла­не­ты, пер­вой клет­ки, амё­бы и да­лее ко­ма­ра - вплоть до че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции и т. д. И всё это, всё-всё-всё, од­на­ж­ды «сфо­то­гра­фи­ро­ван­ное» свя­щен­ным Све­том, «на­ло­жен­ное» на Не­го, - со­хра­ня­ет­ся этим же Све­том НА­ВЕЧ­НО! Так вот, пре­бы­вая на «уров­не» все­лен­ско­го «По­лот­на», пра­во­слав­ный свя­той лег­ко ви­дит лю­бые «сним­ки», лю­бые со­бы­тия про­шло­го, и, в ча­ст­но­сти, в воль­ю­ме че­ло­ве­ка; «то­чеч­ные сним­ки-го­ло­грам­мы», ко­то­рые он «раз­во­ра­чи­ва­ет» и опо­зна­ёт…

Од­на­ко пре­по­доб­ный спо­со­бен ещё на не­что боль­шее – он про­ни­ка­ет в те глу­би­ны, в ту мис­ти­че­скую точ­ку воль­ю­ма, от­ку­да «раз­во­ра­чи­ва­лась» и про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся струк­ту­ра дан­ной судь­бы и объ­ем­лет всю жизнь кон­крет­но­го че­ло­ве­ка: от са­мо­го на­ча­ла, от за­ча­тия и ро­ж­де­ния – до са­мо­го по­след­не­го его ча­са! В про­шлом, на­стоя­щем и бу­ду­щем! Ори­ги­наль­ные при­ме­ры…

Как-то бл. Про­ко­пий, Вят­ский чу­до­тво­рец (XVII в.) «ра­но ут­ром при­шёл в из­бу од­но­го чи­нов­ни­ка Да­нии­ла Рус­ских, влез на печ­ку и ски­нул от­ту­да мла­ден­ца его на пол, сам же лёг на его ме­сто. Воз­вра­тив­шись с за­ут­ре­ни, отец на­шёл сво­его сы­на на по­лу уже мёрт­вым. Да­ни­ил при­го­то­вил гроб мла­ден­цу при­звал род­ных, и на­ча­ли от­пе­вать мёрт­во­го. В это вре­мя Про­ко­пий слез с пе­чи и всех уда­лил из ком­на­ты, по­том взял ре­бён­ка на ру­ки - тот вдруг за­кри­чал, и от­дал его ма­те­ри.

Ди­тя это вы­рос­ло; но сде­лал­ся бунт и на­род столк­нул его с мос­та и он ушиб­ся до смер­ти. То­гда и до­га­да­лись ро­ди­те­ли, что оз­на­чал по­сту­пок бл. Про­ко­пия».

 

Иной при­мер…

«По сви­де­тель­ст­ву Ва­лен­ти­ны Ка­ше­ва­ро­вой, в на­ча­ле 50-х го­дов ста­рец Кон­стан­тин Сле­пец (умер в 1959 г.), уви­дев че­ты­рёх­лет­не­го Игорь­ка, сы­на её двою­род­ной се­ст­ры за­га­доч­но про­из­нёс: “Маль­чик, маль­чик, об­жог паль­чик”. Ко­гда же Иго­рю ис­пол­ни­лось 22 го­да, он рас­па­рен­ный по­сле ван­ны по­до­шёл к маг­ни­то­фо­ну, вклю­чён­но­му в сеть, и паль­цем хо­тел что-то под­пра­вить и его тут же уда­ри­ло то­ком, он жил две ми­ну­ты».

 

При­чём та­кое ска­ни­ро­ва­ние в соз­на­нии пре­по­доб­но­го про­ис­хо­дит в од­но мгно­ве­ние и как бы са­мым «ес­те­ст­вен­ным» об­ра­зом. Свя­тые мо­гут уз­нать всё о жиз­ни бу­к­валь­но ка­ж­до­го че­ло­ве­ка (жи­вот­но­го).

При­ме­ча­тель­на ис­то­рия не­кое­го о. Се­ра­фи­ма (XX в., из до­ку­мен­таль­ных за­пи­сок по кни­ге «Отец Ар­се­ний»)…

Отец Се­ра­фим, по ро­ж­де­нию Алек­сей, ро­дил­ся до Ок­тябрь­ской Ре­во­лю­ции в хо­ро­шей дво­рян­ской се­мье. У не­го бы­ло три бра­та – вы­со­ких, ши­ро­ко­пле­чих кра­сав­ца, став­ших бле­стя­щи­ми офи­це­ра­ми. А он… ро­дил­ся и рос ка­ким-то урод­цем – низ­ко­рос­лым, ры­жим, пры­ща­вым и фи­зи­че­ски сла­бым. Ни­кто его не при­ни­мал все­рь­ёз, над ним за гла­за на­сме­ха­лись… В об­щем, бу­ду­щий отец Се­ра­фим ре­шил уй­ти в мо­на­стырь. Но в ка­кой? И вот как лю­бо­пыт­но, ра­зум­но (!) дей­ст­ву­ет пра­во­слав­ный энер­го­по­ток. Сна­ча­ла один свя­щен­ник на­пра­вил мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в г. Крон­штадт к от­цу Ио­ан­ну (Крон­штадт­ско­му) – уже то­гда из­вест­но­му про­зор­лив­цу. Под­сту­пить­ся к свя­ти­те­лю бы­ло труд­но – о. Ио­ан­на все­гда об­сту­па­ла тол­па стра­ж­ду­щих и боль­ных. Но луч­ше пусть о. Се­ра­фим го­во­рит о се­бе сам, вспо­ми­ная…

«По­ехал к о. Ио­ан­ну Крон­штадт­ско­му, на­ро­ду, - ни­как не про­бить­ся, в со­бор не вой­ти. Встал не­да­ле­ко от вхо­да, мо­люсь, у Гос­по­да и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­мо­щи про­шу. Кон­чи­лась ли­тур­гия, про­лёт­ку для ба­тюш­ки по­да­ли. Вы­шел ба­тюш­ка из хра­ма, на­род под бла­го­сло­ве­ние бро­са­ет­ся, а то и под но­ги. Стою в тол­пе, го­ро­до­вые и при­чёт­ни­ки хра­ма до­ро­гу рас­чи­ща­ют к про­лёт­ке. До­шёл ба­тюш­ка по про­хо­ду до ме­ня, а я в тол­пе да­ле­ко сто­ял, ос­та­но­вил­ся, по­вер­нул­ся, на­род раз­дви­нул и ко мне по­до­шёл. “Ты кня­зюш­ка! В мо­на­стырь, в мо­на­стырь, а спер­ва в Оп­ти­ну по­ез­жай”, - бла­го­сло­вил и по­шёл. На­род, ок­ру­жав­ший ме­ня, стал го­во­рить: “Это те­бе, раб Бо­жий, он путь по­ка­зы­ва­ет».

 

Пред­ставь­те се­бе эту тол­пу при­хо­жан и прие­хав­ших, а энер­ге­ти­че­ски во­круг ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, по­доб­но пче­ли­но­му рою, - ко­леб­лют­ся мыс­ли, же­ла­ния, прось­бы, внут­рен­ние го­ло­са и да­же кри­ки о по­мо­щи (к о. Ио­ан­ну Крон­штадт­ско­му)... И все эти «им­пуль­сы» раз­ных лю­дей свя­той ра­зом «ви­дит», но вы­де­ля­ет юно­го кня­зя, ох­ва­ты­вая и пред­ви­дя его судь­бу. Да­лее не ме­нее ин­те­рес­но (со слов же о. Се­ра­фи­ма)…

«Че­рез не­де­лю по­ехал в Оп­ти­ну пус­тынь. Прие­хал, за­шёл в со­бор, встал у ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­люсь, мо­люсь. По­мо­лил­ся и не знаю, к ко­му об­ра­тить­ся, ко­го спро­сить. Под­хо­дит ко мне по­жи­лой мо­нах и го­во­рит: “Со­бла­го­во­ли­те зай­ти к стар­цу о. Ана­то­лию”. (А о. Ана­то­лий Оп­тин­ский – то­же свя­той, ко­то­рый так­же «уви­дел» бу­ду­ще­го мо­на­ха – от Т. С.)

Уди­вил­ся не­ска­зан­но я. Иду, ног под со­бой не чув­ст­вую, и в то же вре­мя страх на ме­ня на­пал. Кто мог знать, что я в хра­ме и не знаю, как к стар­цам по­пасть? При­шли, мно­го на­ро­ду жда­ло приё­ма, дол­го ждал, солн­це к за­хо­ду по­шло, вы­шел мо­ло­дой мо­на­шек и по­звал к стар­цу. Во­шёл, при­нял бла­го­сло­ве­ние. Ог­ля­дел ме­ня ста­рец Ана­то­лий и ска­зал: “Ос­тав­ляй, Алек­сей (на­звал по име­ни! – от Т. С.), свою мир­скую жизнь и по­ез­жай в мо­на­стырь Ни­ла Сто­ло­бен­ско­го к стар­цу Ага­пи­ту. Тя­же­ла жизнь твоя бу­дет, ох, тя­же­ла, зо­ло­то вёд­ра­ми мно­го лет бу­дешь чер­пать. Иди к ро­ди­те­лям, ска­жешь - в мо­на­стырь ухо­дишь”. Об­нял ме­ня ста­рец, бла­го­сло­вил, и я уе­хал ра­до­ст­ный в Пе­тер­бург…»

Так Алек­сей вско­ре стал мо­на­хом в Сто­ло­бен­ском мо­на­сты­ре и по­слуш­ни­ком у о. Ага­пи­та… Но вот что, соб­ст­вен­но, уди­ви­тель­но, на­ря­ду с ос­таль­ным. Во-пер­вых, на­пра­ви­ли «по це­поч­ке» мо­ло­до­го кня­зя, со­глас­но Божь­е­му Про­мыс­лу, не про­сто ку­да-ли­бо, а к то­му стар­цу (о. Ага­пи­ту), ко­то­рый «то­же» ра­нее был дво­рян­ско­го ро­да и вос­пи­та­ния (знал французский, анг­лий­ский язык и пр.), то есть «со­от­вет­ст­во­вал» мен­та­ли­те­ту и «уров­ню» бу­ду­ще­го «об­ра­зо­ван­но­го» мо­на­ха.

А во-вто­рых… Ещё пре­по­доб­ный Ана­то­лий Оп­тин­ский, уже про­ви­дя всю жизнь бу­ду­ще­го о. Се­ра­фи­ма, вы­све­тив её как на «рент­ге­не» (или «то­мо­гра­фе»), вме­стил её смысл все­го в од­ну толь­ко строч­ку: «мно­го лет вёд­ра­ми зо­ло­то бу­дешь чер­пать»…


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)