АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ДОПОЛНЕНИЕ
ПРИМЕР
Данный рисунок выполнен ребенком 5 лет. После обсчета по указанным критериям можно установить, что данный испытуемый набирает 12 баллов. Баллы засчитываются за пункты 1; 4; 9; 11; 22; 24; 35; 39; 44; 46; 47; 48; за остальные — не засчитываются. Полученный результат значительно выше того, который соответствует нижней границе нормы. Таким образом, можно заключить, что состояние интеллектуальной сферы данного ребенка не вызывает подозрений в недостаточном развитии.
ДОПОЛНЕНИЕ
С выходом работы К.Маховер «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры» (1949) практика интерпретации рисунков получила новое направление. Материал, полученный в результате проведения теста Гудинаф, может получить и дополнительную небесполезную интерпретацию (правда, не столь строго стандартизированную). Ниже приведены критерии интерпретации рисунка, предложенные К.Маховер. Они также могут быть использованы в практике. Необходимо лишь подчеркнуть, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диагноза. Важно и то, что поскольку изучается личность, находящаяся в процессе становления, постольку, чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности. Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Уже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечеткое изображение головы — показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение на наличие каких-то межличностных конфликтов. Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая на рисунке символизируется шеей — способность к рациональному самоконтролю. Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея — свидетельство торможения, регрессии; конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая короткая шея — уступки своим желаниями слабостям, выражение неподавленного импульса. Плечи и их размеры — признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие — наоборот, малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи — свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, отчаяние, иногда — чувство вины. Туловище — средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным свидетельствует о мужественности. Слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое — симптом униженности. Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью. Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок — потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность. Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения ДРУГОГО Человека О Себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые — возможные слуховые галлюцинации. Встречается у детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие ушей — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о сильном стремлении избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами-«точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. Рот — символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности — четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского - вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей. Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной. Конечности — руки и ноги — появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Для маленького ребенка первоначальная функция руки — «прицепливание» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда — с пальцами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то в мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.); если меньше — то более слабым, чем окружающие. Руки изображены длинными и мускулистыми — ребенок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях. Очень короткие руки — ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Изображенные близко к телу руки свидетельствуют о напряжении. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Неясно очерченные руки — недостаток уверенности в себе, в деятельности и социальных отношениях. Широкий размах рук — интенсивное стремление к действию (если пальцы при этом сжаты в кулаки открытый протест). Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу вообще. Непропорционально длинные ноги — сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног — тем тверже ощущение надежности. Если же рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости. Трактовка позы изображенной фигуры в целом более прямолинейна. Так, если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности, порожденной социальным окружением, и потребности в общении. Бегущий человек — стремление убежать, уклониться, скрыться; легко и размеренно шагающий — уравновешенность. Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей. Технические особенности выполнения рисунка также представляют определенную диагностическую ценность. Так, разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка выявляют конфликтные сферы. Отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью, часто свидетельствует о серьезном эмоциональном нарушении.
Поиск по сайту:
|