АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Календарные праздники

Читайте также:
  1. Астрономические и календарные параметры ЗПП
  2. Глава двенадцатая. ПРАЗДНИКИ. ЦАРСКИЕ ДНИ. СЕМЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ
  3. Древне-языческая мифология, представления о душе и загробной жизни, праздники и обряды.
  4. Мусульманские праздники
  5. Мусульманские праздники. Течения в исламе
  6. ПЕСНЯ « РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ» - хор и коллективы.
  7. Праздники
  8. Праздники
  9. Праздники
  10. ПРАЗДНИКИ КОРОЛЕВСТВА ТАИЛАНД
  11. ПРАЗДНИКИ — ДЛЯ НЕУДАЧНИКОВ

В поселке Заря казахские семьи отмечают множество праздников – свадьбы, дни рождения, кудай жолы и многое другое, но особое почтение отдается религиозным праздникам, обрядам и традициям. По словам Мумбаевой Камки Куламбаевны одним из наиболее важных религиозных праздников является общемусульманский праздник – Ураза-байрам. Камка Куламбаевна говорит, что с самого детства ее приучали держать пост, ее родители были религиозными, а отец одним из первых в Агаповском районе совершил паломничество в Мекку, несмотря на ту обстановку, которая царила в стране. Известно, что в СССР официальной государственной политикой был атеизм, да и за границу было тяжело попасть. Камка Куламбаевна отмечает тот факт, что здесь в деревне почти все держат Ураза – и молодые, и старые. Исключение составляют лишь те, кому по Корану разрешено не держать – беременные женщины, несовершеннолетние, да и те некоторые стараются держать. Каждый год временные рамки поста передвигаются, но, как правило, от рассвета и до заката, то есть приблизительно с 6 утра и до 9 вечера нельзя пить, есть, глотать слюну, необходимо находится в постоянной чистоте. Необходимо, чтобы был постоянный дарет (от араб. – оменовение): после каждого туалета, и вообще, необходимо регулярно мыть определенные части тела – руки, голову, шею, уши, затем ноги, причем начиная всегда с правой стороны. Также и одевается все с правого, в соответствии с мусульманским обычаем, например, система арабского письма (справа налево).

Не менее важное место занимает Курбан-байрам (через месяц после Уразы) – по-казахски называется айт (от арабского Ид-аль-Адха). Праздник жертвоприношения. Каждая семья приносит жертву – барана с белой шерстью, в честь кого-либо из членов семьи. Тот в честь кого жертва, тот должен прикасаться рукой к голове барана, когда его режут, и первые капли крови мажутся на лоб. Кто-то зовет к себе в гости, кто-то просто раздает мясо. Обязательно едут в мечеть и дают закят (10% от доходов). Голову жертвенного барана вначале палят, затем варят и подают на дастархан. Ее делят на 2 части: 1 – режут на мелкие кусочки и раздают гостям, 2 – остается хозяевам. В этот же праздник все семьи ходят друг к другу в гости, заходя в дом, произносят слова «айт кабыл болсын!» (чтоб все было хорошо – слова приветствия!). Длится все это в течение недели. Приезжают гости и с соседних деревень, иногда даже областей. По словам Мумбаевой Айзады Нигматулловны спиртное во время этого праздника на стол не подается. Говоря о религиозных традициях казахского этноса, как и всего ислама, следует отметить о особо почитаемом дне недели – пятница (жума). По сообщению информатора Нурекенова Тулебая Кабдюшевича: «У нас казахов есть особый день недели – жума (пятница), когда, как считается на Землю приходят наши покойные предки – аурактар. В четверг после обеда они приходят, и в пятницу после обеда уходят. В это время каждая семья, если она соблюдает обычаи народного ислама, должна встретить своих предков: во-первых, собираются ближайшие родственники; во-вторых, пекут хлеб (баурсак, лепешки и т.д.), по возможности готовят бешбармак, пьют чай. Также в этот день необходимо читать пятничную молитву - жума Намаз, раздавать закят – милостыню. В это день нельзя проводить уборку дома, стираться и вообще работать, так как считается, что аурактар увидев, что вы работаете обижаются, а грязная вода от стирки и уборки, будет для них питьевой, вместо положенного чая». Таким образом, религиозный обычай почитания аурактар остается и по сей день важным элементом духовной жизни казахского этноса.

Сейчас в Казахстане большую популярность приобрел праздник Наурыз. Казахи Челябинской области Наурыз не отмечают, так как не считают его праздником. Местный ансамбль «Акку» (белый лебедь), несмотря на то, что за праздник Наурыз не считают, тем не менее, дает концерты в этот день. Необходимо отметить, что небольшие выступления проходят и в Нагайбакском районе, что говорит о возрождении национального праздника на территории нашей области.

Есть у местных казахов, да и не только, замечательные традиции, которые подчеркивают уважение и гостеприимство. Почти все казахи области собирают гостей зимой, так как колют лошадь – «согым ет». В эти дни все казахские семьи ходят друг к другу, чтобы помочь с заготовкой мяса на зиму: все части конины строго разделывают в соответствии с тем, как это положено. Также положено в этот день готовить национальное блюдо - «курдак», которое делается из свежего конского мяса, печени и легких. Немного погодя, уже зовут гостей, чтобы отведать бешбармак из свежего мяса, попить чай, пообщаться. Следующая традиция, которая также строго соблюдается – «Бет – Ашар», суть данной традиции заключается в том, что зовут в гости тех, в чьем доме недавно кто-либо умер, чтобы показать и свое уважение, и то, что они сопереживают вместе с ними. Но все мероприятие проходит строго без спиртного.

Один из самых интересных обрядов, сохранившихся в поселке Заря – обряд вызывания дождя в период засухи. Летом во время засухи, старейшины поселка принимают решение ехать всем поселком на кладбище (зират), чтобы просить у Аллаха с помощью душ своих предков дождя. Сам зират, как правило, находится недалеко от поселка на возвышенности, около дороги – это обязательно, так как проезжающие люди могли бы прочитать молитву за умерших. По данным переданным нам Истлеувым Кубайдуллой Мунбаевичем местный зират находится в 2 км от поселка Заря. Все жители деревни едут, но на зирате может быть только мужская часть, так как женщинам нельзя. Поэтому все женщины, пока мужчины на зирате молятся в честь умерших и просят дождя, находятся в лесу и варят мясо. Возвращаясь в лес, все едят бешбармак, приготовленный из мяса жертвенного барана, которого приносят, чтобы Аллах дал дождь. По окончании трапезы самый старый дает общий бата, оставшуюся воду берут и обливают друг друга, чтобы намокнуть, тем самым символизируют дождь. Обычно через час, иногда чуть дольше, начинается дождь (Приложение 10).

Таким образом, проанализировав обычаи и традиции казахских семей, проживающих в поселке Заря Кизильского района, мы пришли к выводу, что в наше время основная часть обычаев и ритуалов, связанных с рождением ребенка, свадьбой, похоронами и религиозными праздниками, сохраняется как и прежде. Те изменения, которые произошли в жизни казахского этноса на территории нашей области, связаны с влиянием русской культуры, особенно русской городской культуры, например, произошли коренные изменения в одежде – теперь преобладает европейская одежда, а не национальный казахский костюм, причем не только в повседневной жизни, но и на таких торжественных мероприятиях как свадьба.

Заключение

Духовная культура казахского этноса прошла долгий путь развития, на становление современной культуры оказали внимание различные племенные объединения и народы. Тем не менее, с образованием Казахского ханства мы можем говорить о едином государстве, этносе и культуре. Сейчас существует множество различных традиций, обычаев и поверьев, многие из которых берут свои корни еще до принятия ислама. Много разного в настоящее время и между казахами, проживающими на своей исторической родине и вне ее пределов.

Наше исследование посвящено изучению духовной культуры казахского этноса, проживающего на территории юга Челябинской области. Изучение традиций и обычаев казахского этноса проживающего на территории поселка Заря не случайно. Как известно, основным носителем культуры в условиях окружения иными народами являются жители сельской местности. Это связано с тем, что в деревне до сих пор большое влияние имеет своего рода община, которая непосредственно влияет на поведение отдельного человека. Также здесь фактически отсутствует большое различие между жителями, как социальное, так и культурное, поэтому происходит непосредственное общение между жителями деревни, которое охватывает практически все стороны жизни этноса.

В настоящее время в поселке Заря Кизильского района проживают исключительно одни казахи в количестве более 60 человек. Главная особенность данного поселения в том, что для его жителей характерно бережное и уважительное отношение к своим традициям и обычаям.

Таким образом, рассмотрев обычаи и традиции казахов, связанные с основными моментами жизни человека – рождение, свадьба и похороны, мы пришли к выводу, что основная их часть на современном этапе существует и соблюдается до сих пор, несмотря на трансформацию общества. В основном изменения связаны с переменами в современной жизни: теперь рождение происходит не дома, а в роддоме, фактически исчез обряд, связанный с посадкой ребенка на коня, да и вообще, если раньше казахскую нацию называли «нация на седле», то применительно к настоящим казахам этого не скажешь. До сих пор казахский этнос уделяет большой внимание таким аспектам как имянаречение, обряд сундет, воспитание в детях гостеприимства и уважения к старшим, сохранились многие обряды и ритуалы, связанные с защитой (оберегом) детей от злых духов и сглаза. Институт брака также остается для казахского этноса серьезным и не простым шагом. Джигит, чтобы доказать свою любовь должен был пройти через многие обычаи, должен был заплатить калым, а часто он был очень большим, что заставляло его ждать и копить назначенный калым. Девушка в свою очередь обязана была быть целомудренна. Но часто, как мы уже отмечали выше, брак был чисто средством объединения и родства племен и семей, из-за расчета и выгоды, несмотря на чувства молодых, которые часто даже не видели друг друга до самой свадьбы. Новшества в брачном обряде в настоящее время в первую очередь связаны с внешним одеянием молодожен, теперь это в основе своей европейский костюм, а не традиционный национальный. Брачный союз теперь заключается не по желанию и намерениям родителей, а по инициативе самих молодых, хотя мнение взрослых до сих пор играет существенную роль. Большое значение, как и раньше, уделяется обычаям и традициям, связанным с похоронами и поминками. Изменения в основном коснулись сроков поминания и способа доставки умершего: теперь поминальные даты 7 дней, 40 дней и год, а не 40 дней, 100 дней как раньше. Доставляют сейчас тело на машине, раньше же на лошадях, но следует отметить, что ямы копают вручную (даже зимой в лютый холод), а не на тракторе, как это обычно делают многие этносы. На сами похороны, как и на поминки, тратятся огромные материальные ресурсы семьи и родственников усопшего. Но, в тоже время, для казахов свойственна коллективность, то есть бремя ложиться не только на семью усопшего, а на всю общину. В следствии иноэтничного окружения у казахов приобрели большую популярность праздненства других народов, в частности сейчас большой популярностью пользуется сабантуй – башкиро-татарский праздник. Мусульманские религиозные праздники все так же являются неотъемлемой частью казахского этноса. Основные календарные праздники пришли с исламом, хотя остались и отмечаются в наше время и языческие, например Наурыз, которому уже более 5 тысяч лет. В праздновании различных событий для казахов присуща та же коллегиальность, почет и уважение старших, гостеприимство.

Таким образом, проанализировав духовную культуру казахского этноса, мы пришли к выводу, что в настоящее время традиции и обычаи казахских семей претерпевают изменения под влиянием русской культуры, особенно русской городской культуры, в следствии иноэтничного окружения. Оказал влияние и советский период истории с его антирелигиозной политикой, например, широко практиковавшийся отказ от религиозного освещения браков, также отразился на духовности людей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)