АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критический реализм в искусстве 19 века. Предпосылки возникновения

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования профсоюзного движения.
  2. Авиационные носители съемочной аппаратуры. Искусственные спутники Земли. Пилотируемые космические корабли. Орбитальная ориентация.
  3. Аналогия в искусстве
  4. Анатомические предпосылки
  5. Балканские страны в конце ХХ – начале ХХI века.
  6. Бахолдина В.Ю. Происхождение человека. Находки, термины, гипотезы. М.: Фолиум. 2004.
  7. Безопасность как одна из основных потребностей человека.
  8. Билет № 11. Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.
  9. Билет № 9. Книга в Европе в средние века. Основные книжные центры.
  10. Биологические предпосылки биополитики.
  11. БЛОК ПЕРВЫЙ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА.
  12. Болевые точки человека. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак ("Человеческая комедия"), Виктор Гюго (романы "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные"), Гюстав Флобер (романы "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"), Проспер Мериме (новеллы "Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен").

В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс («Домби и сын», "Тяжелые времена", "Большие ожидания"). Его современник Уильям Мейкпис Теккерей в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси ("Сага о Форсайтах", "Современная комедия"), Джорджа Бернарда Шоу (создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками") и Герберта Джорджа Уэллса (классик научно-фантастической литературы, проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества; в романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции).

В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена ("Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа"), Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (лауреат Нобелевской премии 1903 г. "Банкротство", "Свыше наших сил"), Кнута Гамсуна ("Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория").

Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России.

Гениальное творчество Толстого Л.Н. (автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф.М.Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И.С.Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо").

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина"); в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психо-логическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве А.П. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой"); он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.

Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции М.И.Глинки унаследовали и продолжили композиторы "Могучей кучки", созданной М.А.Балакиревым. В нее входили талантливые композиторы: Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.Н.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского драма А.С.Пушкина; по мотивам "Слова о полку Игореве" А.П.Бородин написал оперу "Князь Игорь". Н.А.Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка". Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди ("Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Сила судьбы", "Симон Бокканегра","Риголетто", "Трубадур", "Травиата") посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.

Наиболее значительные творения Верди – оперы "Дон Карлос" (по драме Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.

Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.

На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. verismo от vero – истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи, Умберто Джордано, Джакомо Пуччини. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе– автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета. Известно, что европейский балет зародился в Италии. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце столетия был принят танцевальными школами других стран. Танцовщики освоили пальцевую технику вращения и прыжка, достигли большой выразительности танцев. Итальянские артисты балета Э.Чеккетти, К.Брианца, П.Леньяни.

В XIX в. всемирную славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа. В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона", "Царь Кандавл", "Баядерка". Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами – Петром Ильичом Чайковским и Александром Константиновичем Глазуновым. Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица». В балете "Раймонда" на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И.Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф.Милле, создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе. Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи.

Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н.Крамской и критик В.В.Стасов. Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)