АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269

Читайте также:
  1. Булочка с шоколадом
  2. Была ли альтернатива Сталину?
  3. В послереволюционный период
  4. Внешняя политика в 20-е годы
  5. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.
  6. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-е - 30-е ГОДЫ
  7. Вы мне поведайте, кто и вожди и владыки данаев?
  8. Главная идея учения – идея материалистического понимания истории
  9. Государственно-политический режим.
  10. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
  11. Демократия управляемая или суверенная?
  12. Другие коммунистические ереси

гельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Эн­гельс Ф.,Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разруше­ния векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Про­грамма КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Ма­териалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомер­ное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонически развитой личности в про­цессе построения социализма и коммунизма.

Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ. отношений и различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобыт­ном обществе воспитание проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой деятель­ности, игр, при исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на поддержа­ние и укрепление существующего строя, осуществляет­ся гос. органами, церковью, школой и др. и опирает­ся на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего времени концепций воспи­тания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями, социалистами-утопистами, теоретиками педагогики.

Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних учений о воспитании, соз­дана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности коммунистич. партии и социали-стич. гос-в по формированию нового человека комму­нистич. эпохи.

Конечная цель К. в. — достижение всестороннего развития человека, интересы к-рого гармонически со­четаются с интересами всего общества. Прогресс мате­риального и духовного произ-ва всё насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммуни­стич. идеал человека противоположен как бурж. идеа­лу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти, так и мелкобурж. идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на «кормчего».

Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС выдвигает задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты, духовного богатства и фи-зич. совершенства. Для достижения всестороннего раз­вития человек прежде всего должен обладать последо­вательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цель­ной, основанной на диалектико-материалистич. пони­мании действительности системой филос., социально-политич., моральных, эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем чле­нам общества коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые убеждения, к-рые обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества должно быть вырабо­тано коммунистич. отношение к труду как к жизнен­ной потребности и подлинному наслаждению, забот­ливое и бережливое отношение к обществ. собствен­ности — материальной основе нового строя, утверж­дена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль, опре­деляющая повседневное поведение людей. Всесторон­нее развитие личности означает формирование у неё высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к прекрасному в жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выд­винула принцип комплексного подхода к К. в., вклю­чающему образование, идейно-политич., нравств., тру­довое, эстетич. и физич. воспитание.

Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей воспитания, но и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качест­ве первого осн. принципа науч. теории К. в. провоз­гласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки для изменения духовного об-

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ

лика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродую­щего, развращающего людей, бея замены его социализ­мом невозможно создание условий для формирования гуманистич. коллективистской идеологии, для всесто­роннего развития членов общества. Победа социалистич. обществ. отношений в СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в сознании нар. масс, полностью подтвердив правиль­ность марксистско-ленинского подхода к проблеме фор­мирования духовного облика людей.

В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение обществ.-преобразую­щей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объек­тивную действительность и изменяют собств. природу. В условиях капитализма — это прежде всего развитие классовой борьбы трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую роль революц. пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же время пи­сал, что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализ­ма» (ПСС, т. 12, с. 14ß). В условиях социализма — это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств. и обществ.-политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и социально-политич. задач, но и незаменимым средст­вом развития людей, их К. в. Для этого последователь­но проводится принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич. соревнование, трудящиеся всё более широко привлекаются к управ­лению произ-вом и участию в деятельности Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-ций, совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов.

Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевио­ристские установки, сводящие воспитание к дрессиров­ке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает себя в жизни. Воздействие на лич­ность социальных институтов, др. людей, коллективов, представляющих субъект воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его активной деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая за­дача К. в. состоит в том, чтобы вызвать у каждого чле­на общества всё усиливающееся сознат. стремление к самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие результаты дости­гаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соот­ветствуют жизненному опыту самих масс,, их ценност­ным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприя­тие правильных взглядов происходит тем интенсив­нее, чем активнее обществ.-практич. деятельность лю­дей. Поэтому всемерное расширение обществ. актив­ности масс, выработка активной жизненной позиции у каждого человека — одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-ва, всех воспи-тат. орг-ций.

Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию, игнорирующий необ­ходимость изменения обществ. бытия масс и их актив­ного участия в борьбе за такое изменение, так и вуль-гарно-материалистич. подход, отрицающий необходи­мость внедрения в массы революц. теории, науч. зна­ний и уповающий на стихийные процессы обществ. раз­вития. Поэтому третий осн. принцип марксистско-ле­нинской теории К. в. состоит в том, что революц. пар­тия должна постоянно заботиться об обогащении соз­нания трудящихся всеми достижениями науки и куль­туры, непрерывно вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются разно­сторонние средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар. образования, культ.-просвет, работы, лит-pa и пск-во, устная пропаганда и агитация.

Передовые идеи утверждаются в борьбе как со ста­рыми, утвердившимися ранее представлениями, так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропа­гандой. Особенно это относится к cовр. эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем бурж. идеологи стремятся осла­бить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич. борьба против враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден состав­ляет четвёртый, важнейший принцип марксистско-ле­нинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде всого с помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного воздействия, методом убеж­дения как осн. методом К. в. В то же время в отноше­нии злостных нарушителей законов и правил социали-стич. общежития применяются меры принуждения,

Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является Коммунистич. пар­тия, выступающая основным субъектом К. в. Она на­мечает общение и конкретные цели К. в. на каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции — государственной, хозяйственной, общественной, куль­турно-просветительной — в достижении этих целей, подбирает их кадры, вооружает их марксистско-ле­нинской теорией, принимает необходимые меры по со­вершенствованию деятельности каждой орг-ции, обес­печивая таким образом комплексный подход как к целям и средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов, занимающихся К. в.

• M a p и с К. и Э н г е л ь с Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], т. 1—2,М., 1978; Ленин В. И., О воспитании и об­разовании. [Сб.], М., 19733; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, Основы К. в., Μ., 196Ί2; Ковалев С. М., Формирование социалистич. личности, М., 1980. С. М, Ковалёв.

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного рав­новесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. ши­роко употребляется применительно к различным пси­хич. процессам и функциям. Особое развитие понятно К. получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К. приписы­вается роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения («жизненного сти­ля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценно­сти путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (напр., чувство неуверен­ности в себе может компенсироваться развитием повы­шенной самоуверенности и т. п.). К. Юнг, рассматри­вая психику как автономную систему, называет К. прин­цип психич. саморегуляции, взаимного уравновешива­ния сознат. и бессознат. тенденций: так, односторон­ность сознат. установки приводит, по Юнгу, к усиле­нию противоположных бессознат. устремлений, выра­жающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.

КОМПЛЕКС (от лат. complexns — связь, сочетание) в психологии, в самом общем смысле определ. соединение отдельных психич. процессов в некое це­лое. В более узком смысле — группа разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. По­нятие К. в этом смысле стало одним из основных в раз­личных направлениях глубинной психологии. Соглас­но психоанализу Фрейда, К. формируются вокруг вле­чений, подвергшихся вытеснению в сферу бессозна­тельного (напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу); К. вызывают откло­нения в поведении человека, проявляясь в виде ошибоч­ных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной психологии А. Адлера отводит­ся исключит. роль т. н. комплексу неполноценности —

ощущению индивидом своих органич. или психич. не­достатков. Преодоление этого К. путём компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека, формировании его характера и пове­дения.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — согла­шение), направление в филос. истолковании науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.-науч. теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется лишь соображениями удобства, целе­сообразности, принципом «экономии мышления» и т. п. Основоположник К. — Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к математике. Аксио­матизация ряда математич. дисциплин, развитие неев­клидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхож­дения и ничего не говорит о реальном мире. К. отстаи-вали также Мах и Авенариус.

Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и особенно ярко выражен в ран­них работах Карнапа и Айдукевича. Карнап сформу­лировал т. н. принцип терпимости, утверждающий, что в основу каждой естеств.-науч. теории можно поло­жить любую систему аксиом и правил синтаксиса. Ай-дукевич развивал т. зр. «радикального К.», согласно к-рой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы сво­бодны. Однако ни Карнап, ни Айдукевич в дальней­шем не смогли последовательно провести эту точку зрения и видоизменили свою концепцию. Элементы К. имеются в неопозитивизме, прагматизме и операцио-нализме.

Отвергая К., диалектич. материализм видит его не­состоятельность в отрицании объективной основы кон­венций и науке, в игнорировании пределов, в к-рых соглашения в науке имеют силу. Эти пределы обус­ловлены самой действительностью, а в основе эквива­лентности теоретич. систем (исчислений, геометрий, формализмов, языков и т. п.) лежит объективно су­ществующее многообразие явлений внеш. мира.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. бурж. социологии, политэкономии и политологии, усма­тривающая и обществ. развитии совр. эпохи преобла­дающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит. черты и свойства каждой из них. Тер­мин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из биологии, где он обозначает приобретение относи­тельно далёкими по происхождению организмами сходных анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой среде.

К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Рос-тоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), К. Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехт-хейм (ФРГ) и др. Она получила распространение n бурж. обществ. мысли в 50—60-х гг. вследствие вы­нужденного признания экономич. достижений социа­лизма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является стремление увековечить капита-листич. систему, хотя бы в реформированном виде, путём заимствования у социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н си­стемы социального обеспечения.

К. т. включает широкий диапазон филос., социоло-гич., экономич. и политич. взглядов и футурологич. прогнозов — от бурж.-реформистских и социал-демо-кратич. стремлений совершенствования гос.-монополи-

КОНВЕРГЕНЦИИ 271

стич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич. концепций и антикоммуни-стич. попыток «ассимиляции» капитализмом социали-стич. стран путём навязывания им «рыночной экономи­ки», «либерализации» обществ. строя, политич. «плю­рализма» и мирного сосуществования в области идео­логии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Нек-рые бурж. социологи и полито­логи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конверген­цию двух систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации, противопоставляя социа­лизм и капитализм в сфере политич. отношений и идео­логии, тогда как другие распространяют её на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизи­онистами (Р. Гароди, О. Шик и др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. ли­цом» и т. п.

С крахом надежд бурж. идеологов на обновление ка­питализма и эрозию социализма путём его «либерали­зации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем среди бурж. интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной кон­вергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведёт к «кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.

К. т. спекулирует на нек-рых внешних или истори­ческих преходящих явлениях совр. социальной дейст­вительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны, начав своё экономич. развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер. 20 в. сравнялись с ними по уров­ню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пыта­ются обосновать её ссылками на объективную тенден­цию к интернационализации экономич., политич. и культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же вре­мя они игнорируют коренную противоположность со­циализма и капитализма, к-рые покоятся на различных системах собственности, обладают принципиально раз­личной классовой природой, несовместимыми политич. строем и идеологией.

• Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общест­во»?, М., 1968; Совр. бурж. теории о слиянии капитализма и социализма. (Критич. анализ), М., 1970; М а и с н е ρ Г., Тео­рия конвергенции и реальность, пер. с нем., М., 1973; Ива­нов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; К о ц е в И., Конвергенция или дивергенция, София, 1979.

КОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,— 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель внука Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности относится к сер. 40-х гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопе­дии»). Под непосредств. влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос. соч.— «Трактате об ощущениях» (ν. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартов­скую теорию врождённых идей, К. считал, что разви­тие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам К. колебался между материа­лизмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеа­листич. метафизики 17 в. (учений Мальбранша, Лейбни­ца и др.) оказали непосредств. влияние на развитие франц. материализма. Логика К. была чрезвычайно по­пулярной в кон. 18 — нач. 19 вв.; понимаемая как об­щая грамматика всех знаков, она включает у К. и ма­тематику («Язык исчислений», 1798).

КОНДИЛЬЯК

• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или Умственная наука, руководствующая к достиже­нию истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980; т. 2, M., 1982-.

• История философии, т. 2, Μ., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М., 1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac, Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v- r e R., Condillac, P., 1966.

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного сек­ретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 избран в Законодат. собрание. В Кон­венте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь само­убийством.

К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить законо­мерности развития истории, её осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один из основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяс­нял безграничной возможностью развития человеч. ра­зума как демиурга истории. Он связывал историч. эпо­хи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.— сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разум­ности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития об­щества, основанного на частной капиталистич. собст­венности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человече­ства К. мыслил лишь в границах бурж. правопорядка.

Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенно­сти в развитии просветит. концепции историч. процесса.

* Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. * Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento Α., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].

КОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая вся­кий определ., огранич. объект (вещь, процесс, явление, состояние, свойство и т. д.). Каждый познаваемый объект действительности выступает в нек-ром отноше­нии как К. Определённость К. придаёт его граница. Она может быть пространственной, временной, количе­ственной и качественной. Граница и отделяет конечный объект от других и связывает его с ними. Поэтому К., с одной стороны, обладает относительно самостоятель­ным, обособленным бытием, а с другой — обусловлено чем-то другим и зависит от него. В этом заключается диалектич. противоречивость К. Наиболее глубокое представление о К. даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё, т. е. отрицания данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к диалектич. концепции К., согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с небытием, как взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение процесса изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к идее бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий конечный объект связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя» (экстенсивная бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение всеобщих, инвариантных характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого материального объекта обнаруживается единство К. и

бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, веч­ное в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548).

КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстракт­ного к конкретному.

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю), обозначение идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, про­тивостоящих прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.

классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков. Характерные осо­бенности К.— враждебность и противодействие про­грессу, приверженность традиционному и устаревшему.

Впервые термин «К.» был употреблён франц. писате­лем Ф. Шатобрианом и означал идеологию феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику идей Просвещения «справа», аполо­гию феод. устоев и дворянско-клерикальных привиле­гий (Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В 20 в. К. в капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих за сохранение сво­боды рыночных отношений и сопротивляющихся наступ­лению гос.-монополистич. капитализма. Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализ­ма.

В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К. (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой обществ. структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич. процессе.

Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч. материализма, признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали К. как тенденцию к стаби­лизации, упрочению условий существования вытесняе­мых с историч. арены обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).

Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих порядков; как ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К. обнаруживаются общие идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка», несовершенства человеч. природы, убежде­ние в прирождённом неравенстве людей, ограниченных возможностях человеч. разума, необходимости классо­вой иерархии, предпочтение устоявшихся обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроиз­водятся в различных формах К.

Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич. традицией, нередко «уста­ревшая» идеология усваивает комплекс идейных эле­ментов, присущих к.-л. предшествующей форме консер­вативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует нек-рые положения феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социаль­ные функции той или иной идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич. либерализма приобретает консервативную функцию).

Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не подлежащей изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает возможность вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к возмож­ностям волевых решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит прошлое во всём его историч. объёме в настоящее, создавая консер­вативную утопию.

Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию либерализму. Осн. расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная

с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании экономики и передаче гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы про­должали выступать за свободу рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появил­ся и приобрёл влияние т. н. неоконсерватизм, представ­ляющий собой специфич. реакцию на тенденции либе­рального реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в прин­ципе признают необходимость гос. вмешательства в эко­номику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш. политике неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении воен. превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.

• Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980; Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М., 1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash G. H., The conservative intellectual movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism, L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland, Münch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives. The men who are chan­ging America's politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.

КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского р-на Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19Ü4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС с 1918. Окончил Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. ра­боту. В 1945—51 работал в Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в 1954—55 ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61). Зав. Отде­лом агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор журн. «Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент Филос. об-ва СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970). Редактор кн.: «Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива кн. «Основы марксистско-ленинской философии», 19826.

Осн. работы посвящены проблемам обществ. разви­тия: предмет историч. материализма, общие и специ­фич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и политика, критика бурж. идеологии и ревизионизма.

• За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ. развитии, [M.J, 1940; Что такое марксистско-ленин­ская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич. по­нимание истории, М., 1946; Историч. материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич. общества, М., 1951; Формы обществ. сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-ленинская фило­софия и современность, М., 1982.

КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-

д ы, в философии Канта различные способы примене­ния понятий, категорий, идей в познании и нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о том, что собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно охватываемое опытом отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны обо­зревать, обобщать и вследствие этого познавать коли­честв., каузальные и др. конкретно наблюдаемые зави­симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают реальное, «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явле­ниям. Напротив, напр., мир в целом, ввиду его беско­нечности и неисчерпаемости, не может служить предме­том завершённого чувств. обозрения ни индивидуаль­но, ни антропоисторически. Попытки реально, опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут к науч. фикциям и заблужде­ниям, неразрешимым противоречиям. Однако идея ми­ра в целом, равно как и др. предельные, «сверхчувств.»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)