АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Энциклопедия философских наук.Т.1. Введение” Г.В.Ф. Гегеля: основные идеи

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  3. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  4. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  5. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  6. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  7. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  8. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
  9. II. Основные принципы
  10. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  11. II. Основные цели, задачи мероприятий
  12. III ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ

Введение к "Энциклопедии философских наук" состоит из кратких восемнадцати параграфов, в которых мыслитель рассуждает о предмете философии, считая им истину в высшем смысле этого слова (Бог, и только он один – истина). Как и религия, она занимается областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как к их истине. Гегель определяет здесь и то, что содержанием философии служит действительность, форма осознания которой в философии отличается от других видов осмысления мира. Под действительностью философия понимает лишь то, что действительно заслуживает такого названия, отвергает все преходящее, незначительное и концентрирует внимание лишь на том, что является действительностью разумного. «Что разумно, то действительно». Гегель акцентирует системный характер философии, которую рассматривает как единое целое, замкнутый в себе круг, состоящий из нескольких особых частей, каждая из которых содержит философскую идею в её особенной определенности. В "Энциклопедии философских наук" эта наука ограничивается лишь изложением начал и основных понятий отдельных наук. Таким образом, "Энциклопедия философских наук" была задумана как систематическое развертывание всей совокупности и научного знания и в то же время как философское постижение этой целостности.

Возрождая классический идеал всеобъемлющего философского знания, Гегель выстраивает его в виде цепи кругов, где каждый представляет собой тотальность целого, замкнутого в себе и в то же время являющегося основанием более обширной сферы. Поэтому целое - круг, состоящий из кругов, их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности. Это не случайное

соединение наук. Начало философии Гегель видит в том, чтобы сделать предметом мышления само мышление. Философия оказывается возвращающимся к себе кругом, не имеющим начала в том смысле, в каком его имеют другие науки. Единственной целью и делом науки становится стремление достигнуть понятия своего понятия и таким образом прийти к своей исходной точке.

Целостность науки и само её деление - изображение идеи. Тремя частями философии у Гегеля становятся:

1. Логика - наука об идее в себе и для себя, непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

2. Философия природы как наука об идее в её инобытии - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;

3. Философия духа как идея, возвращающаяся в себя из своего инобытия - история человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей абсолютную идею. Мировой разум как бы познает самое себя.

При этом Гегель подчеркивает, что все различия между отдельными науками заключаются в определении самой идеи; что касается духа, то и здесь эта же идея становится в себе и для себя.

Такого рода разъяснениями и уточнениями Гегель предостерегает против упрощенного представления о разделении наук, их сосуществовании как субстанциальных в своем развитии.
37. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804—1872 гг.), увлекался гегелевской философией, но уже в первом сочинении «Мысли о смерти и о бессмертии» критикует теологию и стремится к материализму. В 1840 г. в «Сущности христианства» Л. Фейербах дает развернутую критику Гегеля. Философия не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и человека, бессмысленна. «Абсолютный дух» Гегеля – не что иное как обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.

Основные идеи Л. Фейербаха:
• природа существует независимо от философии, мышления и сознания человека;
• природа — основание, на котором вырастают люди — продукт природы;
• высшее существо - бог, созданный религиозной фантазией — фантастическое отражение человеком своей собственной сущности;
• природа — источник всех знаний, с нее начинается и философия - мать всех наук;
• «Дух следует после чувства, а не чувство после духа. Мысль человека это конец, а не начало вещей».

Вся философия Фейербаха складывается из отношения человека и природы, где человек — часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек Фейербаха — абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности. Теория познания Фейербаха призывает изучать природу, как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения и споры людей заканчиваются там, где начинается чувственное знание.

Две ступени познания:
• деятельность сердца, оно полно чувственной энергии;
• деятельность головы, она нацелена на общее.

Чувства отражают, рассудок обобщает. Чувства дают представления о предмете, рассудок — название предмета. Но название — только представитель предмета, часто порождающий заблуждения. Критерии истины — согласие людей во мнениях. Фейербах - атеист. В «Лекциях о сущности религии» он доказывает, что человек создал разные религии, т.е. сам создает бога, а не бог создал человека. Вместо старой религии Фейербах предлагает новую — религию любви. Любовь — религия, а бог — достижение любви. Раз без религии нет нравственности, то нет и добродетели, а значит, нет счастья, так как счастье человека заключается в нравственном совершенствовании. Человек должен открыть бога в себе, в высших своих побуждениях, в любви.

Человек с его чувствами — предмет и философии (антропологии), и религии. Общество — естественная родовая связь, где главное — стремление к счастью и любви. Личное счастье возможно только в связи со счастьем других.

Фейербах, критикуя Гегеля за его идеализм, перечеркнул и идею развития. Счастье человека не исторично. А стремление к счастью — главное для человека. Человек не ступень развития духа (Гегель), он сам себе бог. Сущность человека индивидуальна и уникальна. Она проявляется лучше всего в общении людей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)