АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Науки заимствуют свои принципы из философии

Читайте также:
  1. I. Стиль социальной науки
  2. II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам
  3. II. Основные принципы
  4. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  5. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  6. II. Хозяйственная природа науки
  7. II.2 Принципы деятельности и функции КБ
  8. III. Описание основных целей и задач государственной программы. Ключевые принципы и механизмы реализации.
  9. III. Софийность науки
  10. N 1243, 31.10.2011, Наказ, Про Основні орієнтири виховання учнів 1-11 класів загальноосвітніх навчальних закладів України, Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
  11. V. Принципы и технология ведения переговоров
  12. V.3 Принципы банковского кредитования

Т.е. не просто опыт, а ЭКСПЕРИМЕНТ - наблюдение в соответствующих, целесообразно поставленных опытах

(Ошибки происходят: 1. из чувств – вводят в заблуждения. 2. Плохого отвлечения понятий (их неопределенности и спутанности) и 3. Плохой индукции. - заключает посредством простого перечисления, не привлекая исключений. 4. Предвосхищение, а не истолкование природы - когда сначала строятся самые общие основания, а потом к ним приспособляются и посредством их проверяются средние аксиомы.

должно искать светоносных, а не плодоносных опытов. Правильно же открытые и установленные аксиомы вооружают практику не поверхностно, а глубоко и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений.

Р. Декарт «Рассуждения о методе»

заложил основы классического рационализма. Яркий представитель ф.Н.времени. С первых же строк: 1) Авторитет науки: с их помощью можно приобрести ясное и надежное познание всего полезного для жизни…

2) Наука не ради чистого знания, а ради пользы для жизни. Практическую философию ставил выше теоретической

основная проблема данного произведения 3) Проблема метода: Д говорит о необходимости применения правильного метода для отыскания истины в науках. (Как видно уже из названия РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ, ЧТОБЫ ВЕРНО НАПРАВЛЯТЬ СВОЙ РАЗУМ И ОТЫСКИВАТЬ ИСТИНУ В НАУКАХ)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАУК

Науки заимствуют свои принципы из философии.

Но в философии, хотя она в течение многих веков разрабатывается превосходнейшими умами, нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным…

на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕТОДА

…науки, заключенные в книгах, сложившись и мало-помалу разросшись из мнений множества разных лиц, не так близки к истине, как простые рассуждения здравомыслящего человека относительно встречающихся ему вещей. большинство голосов не является доказательством.. вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ. По этим соображениям я немог выбрать никого, чьи мнения я должен был бы предпочесть мнениям других, и оказался как бы вынужденным сам стать своим руководителем.

 

…что касается взглядов, воспринятых мною до того времени, я не мог предпринять ничего лучшего, как избавиться от них раз и навсегда, чтобы заменить их потом лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума.

Из всех наук он выделяет логику, геометрию и алгебру. Пытается найти метод, который совмещал бы достоинства этих трех и был бы свободен от их недостатков. (в логике ее силлогизмы … больше учат тому, чтобы говорить, не задумываясь о том, чего не знаешь, чем отысканию истины…Алгебра с геометрией – слишком темны и запутанны, больше затрудняют наш ум, чем развивают его, относятся к предметам слишком отвлеченным…)

 

Д. предлагает неукоснительно соблюдать 4 основных правил метода:

Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностейна столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить до познания наиболее сложных

И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

… если соблюдать эти 4 правила, не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ МОРАЛИ, ИЗВЛЕЧЕННЫХ ИЗ ЭТОГО МЕТОДА

чтобы не быть нерешительным в действиях, пока разум обязывал меня к нерешительности в суждениях, и чтобы иметь возможность прожить это время как можно более счастливо, я составил себе наперед некоторые правила морали - три или четыре максимы

Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, …. и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, следовать мнениям наиболее благоразумных людей.

…Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные. В этом я уподоблял себя путникам, заблудившимся в лесу

Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира

Часть 4. ДОВОДЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ,

ИЛИ ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ

истину Я мыслю, следовательно, я существую Д принимает за первый принцип философии. …. В то время, когда я склонятся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал.

…. я мог бы вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую.

 

я - субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи.

мое я, душа, которая делает меня тем, что я семь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть.

 

в истине положения Я мыслю, следовательно, я существую меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, отсюда (ЯСНОСТЬ И ОТЧЕТЛИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ)

я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо - истинно.

 

само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет силу только вследствие того, что Бог есть, или существует, и является совершенным существом, от которого проистекает все, что есть в нас.

 

Ложь в наших представлениях от того, что мы не вполне совершенны.

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Бог с самого начала сотворил мир таким, каким ему надлежало быть. Бог создал тело точно таким же, каким обладаем мы…. разумную душу никак нельзя получить из свойств материи. Бог создал разумную душу и соединил ее с телом определенным образом.

У животных, в отличие от людей, разума нет. У машин тоже нет разума. И даже если предположить возможность создания в будущем машин, подражающим нашим действиям, схожих с нами телом, они все равно не были бы разумными. Ибо не смогли бы пользоваться словами и знаками так, как это делаем мы. Машина (как и животное) действует не сознательно, а лишь благодаря расположению своих органов.

 

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ

…. можно достичь знаний, весьма полезных в жизни, и что вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы. Такие знания желательны не только длятого, чтобы изобрести множество приемов, позволяющих без труда наслаждаться плодами земли и всеми благами, на ней находящимися, но главным образом для сохранения здоровья, …. дух так сильно зависит от состояния и от расположения органов тела, что если можно найти какое-либо средство сделать людей более мудрыми или более ловкими, то его надо искать в медицине. ….

Что касается опытов, то они тем более необходимы, чем далее мы продвигаемся в знании, в познании природы.

наши заботы должны простираться дальше настоящего времени, и лучше пренебречь тем, что может принести некоторую пользу живущим теперь людям, с целью заняться тем, что принесет больше пользы нашим потомкам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)