АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия космизма

Читайте также:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  2. I. Идеализм и натурфилософия
  3. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  4. I. Экономический материализм как философия и наука
  5. II. Философия и жизнь
  6. II. Философия Шеллинга
  7. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. III. Философия и наука
  9. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  10. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. IX. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ МЕТАФИЗИКОЙ?
  12. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной явля­ются основополагающими в научно-философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности со­знания космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме проходят через всю мировую культуру — как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, ви­димую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление про­тиворечия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Запад больше направлен на познание и преобразование внеш­него мира, видимого, материального. Восток же тысячелетиями накапливал сокровища духа. Мир внешний — это мир иллюзий, майя, он преходящ. Вечен только дух, через погружение в мир внутренний, через совершенствование «внутреннего человека» возможно достижение состояния чистого сознания и слияние с Высшим Разумом.

Нельзя сказать, какое из этих мироощущений предпочтитель­нее. В них отражены два плана развития человечества. Но знамена­тельно, что именно в России космическая тема человека на рубе­же XIX—XX в. оформляется в научное направление. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, А.К.Манеев, В.Н.Муравьев, Н.К.Рерих и другие.

Принципиально новым качеством миропонимания философов-космистов, его определяющей чертой становится идея активной эволюции, которой обосновывается необходимость нового, со­знательного этапа развития мира. Человек здесь — существо, на­ходящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. «Речь по существу идет о расширении прав сознательно духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека... Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного че­ловека»[98].

Важное место здесь занимают представления о непрерывности жизни. В. И. Вернадский писал: «Мы не должны забывать, что пред­ставление о вечности жизни... более отвечает научным фактам, чем представление об абиогенезе, которое им противоречит и основано на вере»[99]. И далее он продолжает: «Идея вечности и безначальности жизни — помимо ее космических представлений — давно проникает в научное мировоззрение отдельных натурали­стов... сейчас эта идея получает в науке особое значение, так как наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося нового научного ми­ровоззрения будущего»[100].

Это же обстоятельство отмечал и А.Л.Чижевский: «Мы при­выкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно боль­шей степени есть явление космическое, чем земное»[101]. И добавля­ет: «Наше научное мировоззрение еще очень далеко от истинного представления о значении для органического царства космиче­ских излучений, которые, кстати сказать, лишь частично изуче­ны нами»[102].

В. И. Вернадский считал, что познание человеком окружающе­го мира идет по трем взаимообогащающим направлениям: через науку, искусство и религию. Наступило время синтеза. Необходи­мо соединить в единое целое знания и опыт человечества, чтобы получить качественно новое расширенное представление о мире и законах его бытия.

Именно эта функция синтеза древних и современных знаний Востока и Запада была реализована в философии наших соотече­ственников Николая Константиновича и Елены Ивановны Рери­хов. «Живая Этика» — философско-этическое и духовно-нравствен­ное учение, созданное ими в сотрудничестве с группой индийских философов, универсально и космично, в нем представлены все аспекты бытия в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Вселенная здесь рассматривается как энергосистема беспредель­ных размеров, а человек — как ее неотъемлемая часть. Он — обла­датель космической энергии, а Космос — одухотворенная систе­ма, где дух — одна из главных сил Природы. Дух, согласно их учению, есть материя в ее высшей стадии развития. Качественные различия между духом и материей не отрицают их генетического единства и объясняются разнообразием форм проявления единой субстанциальной основы Вселенной: Духо-Материи. По мнению Рерихов, существует семь основных планов, или видов, космиче­ской материи, лежащих в основе как человеческого существа, так и всего Космоса.

Первый план — физическое тело. Это плотноматериальная обо­лочка человека, соответствующая физической, земной сфере про­странства. Она выполняет функцию взаимодействия физического тела с внешней средой и реализации воли сознания.

Второй план — эфирное тело, «жизненное начало». Это более тонкоматериальная структура, являющаяся проводником жизнен­ной силы. Она тоже относится к физическому комплексу человека.

Третий план — астральное тело. Это тонкоматериальный суб­страт человеческой структуры, составляющий область эмоциональ­но-чувственных проявлений человеческой психики.

Четвертый план — ментальное тело, так называемый рассу­дочный ум, соответствующий сфере, близкой интеллекту, но ха­рактеризующийся более конкретным, предметно-бытовым содер­жанием мышления.

Эти четыре плана считаются низшими в силу эволюционной ограниченности их природы и в конечном итоге подлежат унич­тожению.

Бессмертное начало, самосознание и духовную сущность чело­века составляют три последующих плана, называемых в «Живой Этике» Индивидуальностью, высшим Я человеческого существа. Это абстрактный ум, высший интеллект, являющийся ядром со­знания (пятый план); высший духовный ум, интуиция — духов­но-творческое начало, принадлежащее миру духовной мудрости, знаний и любви, соединенных в одно целое (шестой план); и, наконец, седьмой план — чистый дух, осуществляющий функ­цию универсального единства, «вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе»[103].

Каждый план человека адекватен определенному плану косми­ческого пространства, между ними постоянно происходит энер­гоинформационный обмен. Поэтому любое проявление человека (мысль, слово, эмоция, поступок) оказывает воздействие на выс­шие планы Космоса. Эволюционная задача человека и человече­ства — преобразование низших планов природы человека путем проявления высших творческих возможностей, заложенных в по­тенциале его духовной сущности.

Такое понимание природы человека позволяет уйти от односто­ронности его развития и определяет три важнейших направления в воспитании: физическое, эмоционально-чувственное и интеллек­туально-духовное. Это те ступени, которые подводят человека к постижению своего высшего Я. Любовь, Красота и Знание — так определяет Е. И. Рерих те пути, которые ведут к этой цели.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыс­лом жизни, философы-космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)