АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие “мораль”, ее происхождение, структура

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. I. Общее понятие модернизма
  3. I. Общие критерии оценки рефератов и их структура
  4. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  5. I.понятие заработной платы.
  6. II. Структура Доклада
  7. II. Структура Переліку і порядок його застосування
  8. III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы.
  9. III. Социальная структура и стратификация
  10. IV. Границы структурализма?
  11. IV.Структура, порядок изложения и оформления работы
  12. Participle 1 Понятие о причастии 1

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 

Курс лекций

 

 

Екатеринбург

ББК 87.75

П841

  П841 Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. – 174 с.

 

 

Коллектив авторов: Ю.К. Саранчин, доктор философских наук, профессор, Т. 1, 2; С.Г. Банных, кандидат философских наук, доцент, Т. 7, 8; Е.В. Зарубина, кандидат философских наук, доцент, Т. 4, 6, 9; В.Г. Самарин, кандидат философских наук, доцент, Т. 9, 10; П.Е. Суслонов, кандидат философских наук доцент, Т. 3, 5.

 

Рецензенты: К.Н. Любутин, доктор философских наук, профессор Института философии и права; Б.В Емельянов, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии УрГУ, академик.  

 

ISBN 5-88437-098-9

 

Обсужден на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 9 от 25 октября 2001 г.).

 

 

Рекомендован к изданию методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 11 от 20 ноября 2001 г.).

 

 

Одобрен редакционно-издательским советом УрЮИ МВД России (протокол № 33 от 29 ноября 2001 г.).

 

ББК 87.75

ISBN 5-88437-098-9

 

© Коллектив авторов, 2001

© УрЮИ МВД России, 2001

СОДЕРЖАНИЕ  
ТЕМА 1. Мораль как предмет этики................................................  
ТЕМА 2. История этики....................................................................  
ТЕМА 3. Основные категории этики................................................  
ТЕМА 4. Мораль и право..................................................................  
ТЕМА 5. Профессиональная мораль.................................................  
ТЕМА 6. Нормативно-правовая основа профессиональной морали сотрудников ОВД..............................................................................  
ТЕМА 7. Этика делового общения и служебный этикет сотрудников правоохранительных органов.....................................................  
ТЕМА 8. Нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений.............................................  
ТЕМА 9. Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД..............................................................................  

 

Тема 1. МОРАЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИКИ

Введение.

Понятие “мораль”, ее происхождение, структура.

Введение

Хорошо известные слова мораль, нравственность, этика часто используются как синонимы или по наитию, в зависимости от созвучия слов в предложении. Если взять историю появления этих терминов, то известно, что этимологически слово этика происходит от ethos (греч.) и в переводе означает обычай, нрав, характер. Латинское слово mos переводится тоже как обычай, нрав. Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к нравам), а от него позднее возникает термин moralitas (мораль). Следовательно, как пишут в некоторых учебниках, по этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову нравственность.

Однако в рамках научного знания эти термины имеют свое специфическое содержание и смысловую нагрузку. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Г. Гегель, у которого мораль и нравственность выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия.

Во-первых, нравственность закреплена традицией, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир, мораль есть выражение внутренней убежденности, в ней реальность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью.

Во-вторых, нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения, мораль вытекает из отрицательного отношения к реальности и является субъектным должествованием.

В-третьих, нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто вроде индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности.

В современной литературе наряду с отождествлением этих понятий выделяются их различия. Под моралью понимается форма общественного сознания, в которой фиксируются моральные требования и представления о должном. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними.

В понимании термина этика можно выделить два подхода. Первый – традиционный – под этикой понимает науку о морали. В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нравственность осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций.

Второй подход состоит в понимании этики как учения о морали. Его особенность заключается в том, что не всякое учение является научным. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, проверяемость знания. По отношению к этике этого не всегда возможно достичь. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а дает их критически – осуществляет ценностный анализ. Она является способом осознании общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности.

Соответственно, в структуре этики выделяются две части: теоретическая, которая описывает и объясняет мораль, и прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы.

Среди разделов этики выделяют профессиональную этику. Это понятие часто используется для обозначения нравственного кодекса людей определенной профессии. Некоторые авторы разделяют понятия “профес-сиональная этика” и “профессиональная мораль”. Под первой понимается раздел этической науки, а под второй – нравственность, совокупность сложившихся норм поведения и отношений между людьми. Общепринятым является следующее определение профессиональной этики как системы норм и правил поведения определенной социальной группы, в профессиональной деятельности которой специфически проявляется действие общеэтических и профессиональных норм морали; это раздел этического учения, изучающий особенности функционирования морали в различных видах профессиональной деятельности. Термин “профессиональная этика” условен, поскольку он означает прежде всего профессиональные моральные кодексы. Однако использование термина “профессиональная этика” оправданно, так как делает ударение на необходимость продуманной разработки ее норм. Термин “профессиональная мораль” подразумевает известную стихийность в образовании таких норм.

Существование профессиональной этики обусловлено исторически сложившимся разделением труда, групповыми интересами, традициями и стереотипами профессиональной деятельности. Разумеется, в любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создают “моральный кодекс”, закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т.п. Обычно выделяют этику врача, педагога, офицера, журналиста и др. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Нормы профессиональной этики создаются под непосредственным влиянием заинтересованных организаций. В них содержится больший элемент рационального обоснования, чем в общей морали, так как у указанных профессиональных групп технологически целесообразные и собственно-моральные стороны деятельности совпадают.

Профессиональная мораль находится в тесной связи с общей моралью. Любые попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой определенного морального кодекса внеморальными установками (уставами, инструкциями), либо абстрактными декларациями. Эта связь глубинная, необходимая. Общие моральные нормы, принципы основательнее, существеннее улавливают перемены в общественных требованиях к деятельности конкретных профессиональных групп. Поэтому именно они прежде всего стимулируют обобщение нравственной практики и появление новых норм и запретов в профессиональной морали. Главной особенностью норм профессиональной морали является их рекомендательный характер.

Особое место занимает профессиональная этика сотрудников ОВД, которая носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

Деятельность сотрудников ОВД носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД детально урегулирована законом. Соблюдение справедливости деятельности означает, что их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников ОВД формирует ряд моральных требований. Основной императив профессиональной деятельности сотрудника ОВД – защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности. Высокий профессионализм сотрудника ОВД проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника ОВД невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость и др.

Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников ОВД и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости. Профессиональная этика, раскрывая гуманные начала правоотношений различных сфер жизни общества, оказывает позитивное воспитательное влияние на правоохранительную деятельность сотрудников ОВД.

Понятие “мораль”, ее происхождение, структура

Многообразные описания феномена морали прежде всего указывают на такую ее существенную особенность как способность быть одним из видов регуляции общественной жизни. Мораль существует как регулятор человеческих отношений, поведения и мыслей наряду с правом, обычаями и традициями. Однако до сих пор нерешенным однозначно оказывается вопрос о сущности и происхождении морали. Выделяется 3 основных подхода к этому вопросу: религиозный, натуралистический, социально-исторический.

Религиозная этика настаивает на абсолютном, вечном характере морали и одинаковом, общезначимом содержании нравственных норм и принципов. Абсолютное начало в морали основывается на представлении о всемогуществе и всеблагости Бога-творца. Бог не только задает содержание моральных норм и принципов, но одновременно открывает людям само существование этих норм. Без Бога не было бы у людей и морали. Бог проявляет себя в человеке через совесть. Поэтому подлинная нравственность может быть только в самоотверженном служении высшему духовному началу в человеке, которое конкретизируется в нравственных заповедях и нормах. Например, в иудаизме и христианстве Закон божий, выражающий основные обязанности человека, дается людям Богом через пророка Моисея: “почитай отца твоего и мать твою”, “не убивай, “не прелюбодействуй”, “не кради” и т.д. Таким образом, без веры в Бога не может быть единой общечеловеческой морали, а человек не может быть нравственным. Воля Бога определяет существование и содержание моральных норм.

Вместе с тем, в этом подходе существуют определенные слабости.

Во-первых, моральные нормы и принципы оказываются вторичными по отношению к религиозным обязанностям человека. Религиозная мораль оказывается внутренне противоречивой, поскольку ценность человека оказывается производной от послушания Богу. Не случайно религиозная мораль может приобретать характер фанатизма, зачастую граничащего с изуверством, о чем свидетельствуют факты далекого и недавнего прошлого (например, ваххабиты в Чечне, современный терроризм).

Во-вторых, религиозное учение делает излишней всякую этику как систематизированное, научное знание о морали. Наука стремится постичь объективные, существующие независимо от чьей-либо воли, закономерности возникновения морали, а воля Бога как источник нравственных требований носит сверхъестественный, произвольный характер. Следовательно, для этики проблема происхождения морали остается непостижимой и доступна лишь в рамках теологии.

Натуралистический подход стремится вывести нравственные требования и ценности из природы вообще и природы человека, в частности. Натуралистическое учение имеет длительную историю, начиная с Античности. Так, Демокрит считал, что истоки морали лежат в свойственном человеку как живому существу стремлении к удовольствиям. Этот взгляд придает морально положительный смысл биологической природе индивида. Наряду с этим существует точка зрения, нравственно дискредитирующая естественную человеческую природу. От античного Антисфена, утверждавшего, что “лучше сойти с ума, чем наслаждаться”, до философа-материалиста XVII в. Т. Гоббса, понимавшего естественное состояние как “война всех против всех”, развивается мысль, согласно которой нравственность выступает в качестве способа обуздания эгоистических природных склонностей человека. При всем различии учений, объявляющих человека от природы добрым или злым, между ними существует принципиальное сходство. Они связывают мораль со свойствами индивида как природного существа, с его биопсихической сущностью. Мораль, тем самым, оказывается одним из врожденных, естественных свойств человеческой природы.

Натуралистическое обоснование морали весьма успешно применялось в истории этической мысли для опровержения религиозно-мистического понимания нравственности и ориентировало этику на изучение реальных фактов человеческой жизнедеятельности. Современный этический натурализм, берущий начало после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития, получает естественнонаучное обоснование, по крайней мере, напрямую апеллирует к новейшим научным открытиям и принимает вид частной научной теории.

Доказывая происхождение человека от животных, Ч. Дарвин постоянно подчеркивал общее между человеком и его предками. Различия между ними были не качественными, а количественными. В частности, истоки человеческой нравственности ученый видел в стадном образе жизни животных, в проявлении ими смелости, верности, заботы. На этом основании он полагал, что чувство долга, совести является продуктом естественной эволюции. Мораль понимается как нечто биологически ценное и целесообразное для жизни человека. Она укоренена в природных инстинктах, присущих животному миру, достигая у человека высшей степени совершенства. Отсюда следует вывод о необходимости изучения содержания природной эволюции, раскрытия механизмов биологической и психофизической обусловленности человеческого поведения. Рассматривая нравственность как доступное для научного познания явление, а не как область божественного, этический натурализм стремится раскрыть содержание моральных ценностей как выразителей потребностей органической эволюции и сделать это содержание однозначным, эмпирически проверяемым.

Вместе с тем, натуралистическая этика порождает целый род сложностей. Во-первых, этика подменяется естествознанием как подлинно научным, опирающимся на эмпирический материал познанием; во-вторых, сама мораль, нравственное воспитание оказываются бессмысленными. Ведь если мораль определяется биологической природой человека, то ее просто не существует, ибо человек не может нести ответственность за то, что не является результатом его сознательного выбора. Мораль всегда предлагает способность человека к самостоятельному и свободному выбору позиции и поступка.

Социально-исторический подход рассматривает мораль как конкретное общественное явление, порожденное трудом и общественным производством. Зарождающееся общественное производство делает необходимым регулирование и осознание отношений в коллективе. Главной задачей системы регулирования отношений и деятельности людей становится обеспечение устойчивого порядка жизнедеятельности первобытного коллектива. Нравственные отношения оказываются вплетены в практику коллективной жизни. В первобытном обществе отсутствует мораль как система норм в сознании, предписывающих должный порядок взаимодействия. Мораль еще неотделима от практической жизни и оказывается тождественной существующим в этом обществе нравам.

Первобытный индивид оказывается нравственным существом с присущим ему коллективистским началом и преданностью роду не в силу сознательного выбора, а в силу своего естественного положения, которое определяется стихийно выработанными привычками и традициями первобытного коллектива.

Вместе с тем, нельзя полностью отождествлять процесс формирования и укрепления порядка жизнедеятельности первобытного общества с появлением нравственности. Нравственное регулирование предлагает также и выработку некоторых ценностных представлений относительно человеческой жизни. Основным способом регулирования взаимоотношений среди животных является система доминирования, которая, с одной стороны, обеспечивает порядок и управление жизнью стада, а с другой стороны, порождает соперничество, вражду. В процессе антропогенеза система доминирования не исчезает, а преобразуется. Над природными факторами надстраиваются человеческие поведенческие комплексы. Простейшими их элементами стали появление каннибализма и запрет на него, инцест и запрет на кровнородственные половые связи, запрет на убийство сородичей. Культурно-исторический смысл каннибализма, т.е. поедания особей своего вида, заключался в переходе от запрограммированных регуляторов поведения к свободному их выбору, что в то же время приводило к обострению соперничества внутри первобытного стада и появлению надприродных регуляторов пищевого инстинкта. Как отмечают некоторые исследователи древнего общества, этот запрет входил в практику путем постепенных ограничений и отражал подсознательное становление представлений о ценности человека как сородича. Первыми из числа употребляемых в пищу были исключены слабые мужчины, затем женщины, старики и старухи, т.е. соплеменники, и остались лишь плененные враги.

Эта последовательность отражает формирование системы ценностей, базирующейся на выделении противоположностей “полезное – вредное”, “мы – они”. Все, что оказывается непосредственно полезным для существования рода высоко ценится и поощряется, хотя само понятие “хорошего”, “доброго” еще не имеет чисто духовного смысла и распространяется на материальные вещи и предметы. В силу объективного единства условий существования первобытного коллектива осознание полезности какого-либо явления или формы поведения для коллектива соединяется с осознанием принадлежности всех членов коллектива к некоторому единству – “мы”, что способствует формированию представлений о ценности “своих” в отличии от “чужих”.

Таким образом, запрет на каннибализм, на убийство сородича, экзогамия составляют исходную основу культурного развития человечества, а эти явления проистекают из единого корня – наделения представителя своей общности особым культурно-ценностным статусом. Само родство возникает не естественным, а культурным путем, посредством осознания общности условий жизни и деятельности первобытного коллектива, взаимной зависимости и ценности друг для друга. Именно с этих пор отношения между людьми становятся подлинно человеческими, а не просто необходимыми для выживания.

Следовательно, мораль первоначально возникает как преодоление природных стремлений человека посредством подчинения их культурным, ценностным представлениям.

Таковы основные подходы по вопросу о сущности и возникновении морали, наиболее весомым из которых представляется социально-исторический.

В рамках этого подхода существуют две точки зрения по вопросу о времени возникновения морали и характере нравственных норм.

Одни исследователи ставят под сомнение существование морали в первобытном обществе, где вследствие господства в этом обществе принуждения к выполнению обычаев и традиций отсутствует свободный моральный выбор. Поэтому возникновение морали они относят к периоду разложения родового строя, когда индивид осознает свое отличие от коллектива и перед ним встает проблема выбора поведения. С этой точки зрения поведение под воздействием силы обычая и давления коллектива не может считаться нравственным.

Другие ученые делают упор не на характере мотивации, а на факте наличия определенного порядка и дисциплины, регламентирующих жизнь родоплеменной общины, утверждают, что нравственность возникает вместе с человеческим обществом.

В целом, здесь речь идет не о позициях, а скорее о различии в понимании сущности морали. Компромиссную позицию занимает ряд ученых. Они считают, что становление морали предполагает совершенствование не только системы ценностей, существующих в обществе, но и способов ее осуществления. Поэтому некорректно переносить характеристики развитых способов нравственной регуляции на ее исторически низшую, исходную ступень. Следовательно, морали в первобытном обществе действительно не существует в качестве формы общественного сознания, как совокупности идеальных норм, противостоящих реальному поведению. В силу социальной незрелости общества мораль исчерпывается здесь совокупностью нравов, обычаев и традиций. Система запретов и традиций, управляющая жизнью первобытного коллектива, является фундаментом нравственности, и лишь с разложением патриархальных, общинных форм жизни она превращается во второстепенный регулятор. В целом, мораль является проявлением общественной воли, выражающем общественный интерес, направляемый на поддержание целостности общественной жизни и взаимосогласования интересов индивидов. В этом своем качестве она и выступает как важнейшее средство прогрессивного развития общества и духовного совершенствования человека.

Выше уже отмечалось, что, прежде всего, мораль – это один из видов регуляции общественной жизни, которая не может быть приведена в гармонию в чисто биологическом виде. По способу своего бытия мораль –это система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Можно выделить следующие особенности морального регулирования.

1. Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер. Это значит, что мораль всегда оценивает поступки и мысли людей, одобряет или порицает их. Одновременно мораль повелевает, как следует себя вести и необходимо мыслить, чтобы быть человеком. В этом проявляется ее императивный характер.

2. В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Это значит, что мораль постоянно сравнивает наличное поведение с идеалом, с тем совершенным образцом, который реально не существует.

3. Особенностью морального регулирования является его внутренний характер, проявляющийся в убеждениях отдельной личности. Моральные нормы должны быть усвоены, т.е. сделаться “собственным достоянием человеческой души” (Е.В. Золотухина-Аболина). Если человек выполняет нравственные предписания из-под палки, под присмотром воспитателя или милиционера, то о моральности в полном смысле слова говорить не приходится.

4. Мораль регулирует практически все сферы жизни и деятельности человека.

Обычно выделяются следующие функции морали.

Главная функция морали – регулятивная. Мораль организует отношение и поведение людей через одобрение и порицание, поступающее как извне, через общественное мнение, так и изнутри самой личности. Мораль всегда стремится ограничить агрессивные и эгоистические инстинкты людей, но делает это в рамках замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения со “своими” подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с “чужими” – другим. Частная, конкретная мораль отдельных сообществ лишь со временем может превратиться в общечеловеческую мораль, где одни и те же моральные принципы применяются ко всем людям одинаково. В современном виде общечеловеческая мораль, в определенной мере, всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, хотя и не является доминирующей.

Регулятивная функция общечеловеческой морали выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общественных и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений.

Воспитательная функция. В определенном смысле моральное воспитание человека продолжается всю жизнь. Свою воспитательную функцию мораль осуществляет через конкретных людей и конкретные условия. В современном обществе при всем разнообразии методов и средств воспитания доминирует тенденция ненасильственного воздействия. Конечно, наказание за моральный проступок не исключается, но насилие как педагогическое средство чаще всего осуждается.

Коммуникативная функция тесно связана с воспитательной. Мораль создает определенные формы человеческого общения, то, что называется этикетом. Хотя мораль не сводится к этикету, она часто сливается с ним, создавая основные способы взаимоотношений между людьми.

В своих высших проявлениях коммуникативная функция морали выражается в том, что люди следуют главному правилу, согласно которому к другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, необходимо уважать в любом человеке человека, даже если тебе никогда не воздадут за это практическим добром.

Познавательная функция некоторыми учеными считается основной. Одной из первых концепций морали была гносеологическая концепция Сократа. Нравственное поведение им рассматривалось как результат знания того, что есть добро и что есть зло. Человек, знающий что есть добро, никогда не выберет зло. Зло совершается людьми по невежеству, незнанию добра. Тем самым мораль не просто познает мир человеческих взаимоотношений, но и помогает выстроить линию нравственного поведения личности. Хотя знание само по себе не все решает в поведении человека, где действует множество других моментов. Вместе с тем, моральное знание делает человека более сознательным в решении моральных вопросов, позволяет больше понимать и точнее корректировать собственное поведение.

Когда мораль дает оценку общему состоянию нравов, она в определенной степени открывает людям, насколько соответствуют действия государства высшим общечеловеческим ценностям. Познавательная функция морали в отличие от науки в большей степени образная, в ней доминируют чувства, вера, интуиция.

Ценностно-ориентационная функция. Мораль проявляет себя не только как поведенческий регулятор человеческих отношений, но и как императив, определяющий строительную линию становления и развития личности. Система моральных идеалов и ценностей, выбранная человеком, проявляет себя в практическом поведении.

Нравственные отношения детерминируются социально-политическими условиями и характером культуры конкретного общества.

Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений фиксируются, как правило, в традициях, обычаях и приобретают национально-культурную специфику (например, рациональные способы приветствия у разных народов и т.п.).

Структура морали. Общепринятым является выделение в морали трех основных элементов: нравственная деятельность, нравственное отношение и нравственное сознание.

Нравственная деятельность – это понятие, которое используется в этике для выявления смысла, присущего всем другим видам деятельности человека. Оно выражает общественную значимость любой деятельности человека (трудовой, спортивной, правоохранительной). Нравственная деятельность складывается из поступков. Совершая поступки, человек вступает с другими людьми в определенные отношения, разновидность которых может быть названа нравственными. Нравственные отношения – это не особый вид отношений, существующий отдельно от других общественных отношений, а их ценностное смысловое содержание. Нравственная жизнь невозможна без оценки, но моральная оценка осуществляется через призму понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть. В морали сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Нравственные отношения выступают способом детерминации поведения человека, они накладывают на человека определенные обязанности. В моральных отношениях человек является и субъектом, поскольку они возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку определенный уровень нравственных отношений сложился и существует независимо от человека. Глубинным содержанием нравственных отношений является отношение личности к обществу, а точнее, отношение личности к общественному благу как к высшей ценности, из фундамента которой вырастают другие моральные отношения. Вместе с тем, отношение к человеку как конечной цели общественного развития предопределяет гуманистический характер общественного блага.

Таким образом, моральная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, т.е. относительно устойчивых, массовых формах поведения и отношений. Нравственные отношения являются каналами морального общения, морального опыта.

Идеальную сторону морали составляет моральное сознание. Оно порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель данного поведения и отношений. Моральное сознание вездесуще, т.е. пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно также универсально, поскольку все свои суждения оно обращает от имени всех ко всем, выражая свое содержание в безлично-анонимной форме.

Моральному сознанию присуща деонтологическая и аксиологическая модальность. Содержание морального сознания пронизано императивностью, повелительностью. Моральные требования выражают нужду, потребность, имеющую в качестве цели некое идеальное положение вещей. Значит в моральном сознании находит отражение не действительность сама по себе, а отношение к ней субъекта. Оно требует от человека идеально-должной модели жизнеустройства и оценивает степень соответствия его поведения этой модели. Моральное сознание выступает в безлично-анонимной форме, обращая свои оценки от имени всех ко всем, и поэтому не приемлет отождествления с позициями отдельных общностей – сословия, науки, класса. Отношение к личности как цели и ценности исторического развития выступает в моральном сознании как критерий моральных ценностей.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий “этика”, “нравственность”.

2. В чем суть религиозного подхода по вопросу о происхождении морали?

3. Назовите особенности натуралистического обоснования морали.

4. В чем состоит регулятивная функция морали?

5. Выделите структурные элементы морали.

6. Необходима ли профессиональная этика?

Тесты

1. Термин “этика” появился:

а) в Античности;

б) Средние века;

в) эпоху Возрождения.

2. Понятие “нравственность”:

а) совпадает по содержанию с понятием “мораль”;

б) совпадает по содержанию с понятием “этика”;

в) обозначает основные понятия морального самосознания;

г) обозначает область поступков людей, реальных нравов, сложив-шихся в обществе.

3. Специфика нравственных отношений состоит в том, что:

а) они возникают естественным образом, стихийно;

б) они представляют собой особый вид общественных отношений;

в) они являются компонентом, стороной других видов общественных отношений.

4. Мораль регулирует:

а) мышление и намерения людей;

б) наиболее значимые сферы жизнедеятельности людей;

в) все сферы жизнедеятельности людей.

5. Основное требование профессиональной этики состоит:

а) в выполнении приказов и инструкций;

б) защите прав человека;

в) соблюдении моральной справедливости.

Литература

Основная

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Р. Этика. М., 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 2000.

4. Кондрашов В.А., Чичина Е.В. Этика. Эстетика. Ростов н/Д, 2000.

5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Опалева, Г.В. Дубова. М., 1998.

Дополнительная

1. Будаков А.В. Пути профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. М., 1992.

2. Дробницкий О.Б. Понятие морали: Историко-крит. очерк. М., 1974.

3. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб. для вузов. М., 2000.

5. Попов Л.А. Десять лекций по этике. М., 2001.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)