АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистика, как социальный институт. Социальные типы СМИ

Читайте также:
  1. I. Семья как социальный институт
  2. В социальные слои
  3. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  4. Возрастной, этнический, социальный, религиозный состав населения мира.
  5. Вопрос №4: Организационные и социальные основы МСУ.
  6. Вопрос№2. Социальные ф-ции совр-ого телев-иа.
  7. Гендер как социальный институт.
  8. Глава I. Что такое социальный факт?
  9. Глава VI. Социальные гарантии и компенсации
  10. Государство как политический институт.
  11. ДЕ 4. Социальные функции религии
  12. ДЕ 5. Отношения религии и общества: религия и основные социальные институты общества

Жизнедеятельность общества во многом определяется как взаимодействие различных СИ. СИ – это совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в какой-либо общественной сфере, приобретающая организационное оформление. Неслучайно СИ может определяться и следующим образом: система взаимодействующих друг с другом организаций, объединённых общим направлением деятельности. Наличие законодательной базы является признаком высоко развитого СИ.

Журналистика – это один из важнейших СИ современного общества, причём Ж может активно вмешиваться в деятельность всех других СИ, поскольку имеет закреплённое законом право публично обсуждать их деятельность, в т.ч. критически.

В авторитарном обществе трудно говорить о Ж как о самостоятельном, независимом СИ. Ж здесь скорее является одной из структур гос.власти и представляет собой инструмент реализации гос.политики. Только в демократическом обществе СИ Ж может приобретать настоящую независимость, самостоятельность. Ж демократического общества неоднородна, и в целом разделяется на 3 соц.типа СМИ:

· Государственные СМИ

· Частные СМИ

· Общественные СМИ

Государственные СМИ могут учреждаться различными органами гос.власти как федерального, так и регионального уровня. Таким образом, государственные СМИ содержатся на средства налогоплательщиков. Получается, что государственные СМИ должны выражать интересы общества в целом, учитывать все существующие в нём социальные силы. На практике такого никогда не получится. Гос.СМИ в первую очередь выражают интересы собственно государства и, значит, тех социальных сил, которые представлены в гос.власти. Сам факт существования таких СМИ часто подвергается критике, а в развитых демократических странах они, как правило, отсутствуют. В РФ государство представлено во всех видах СМИ: РГ, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА Новости. Наиболее близки к выполнению значимых для всего общества функций из гос.СМИ – СМИ, специализирующиеся на таких сферах, как культура и спорт.

Частные СМИ. Гражданин демократического государства отличается от подданного авторитарного тем, что его права гарантированы, и он может их реализовать, в.т.ч. без участия государства. Для этого могут создаваться различные организации, которые и объединяются в понятие ГО. Сюда входят любые негосударственные организации. Это широкое понимание. В узком же ГО не включает коммерческие организации, создаваемые исключительно для получения прибыли. Уровень развития ГО – это один из главных критериев уровня демократии государства в целом. Соответственно, СМИ ГО также объединяет следующий признак: среди их учредителей отсутствуют органы гос.власти. Условно частные СМИ можно разделить на 3 группы:

Общественно-политические СМИ. Основной темой для этой группы СМИ является политика. Информационная политика таких СМИ соответствует политической позиции их учредителей (СМИ влияния).

Коммерческие СМИ создаются для получения прибыли. Активной политической деятельностью они, как правило, не занимаются, только бизнес. Или нечёткая политическая позиция.

Социальные СМИ, для которых политика не является основной темой, которые выполняют в первую очередь именно социальные функции, связанные с соц.защитой населения, политические вопросы затрагиваются только по мере необходимости..

Общественные СМИ. Организацией деятельности общественных СМИ, их материальным обеспечением занимается, как правило, государство. Но при этом государство не может определить их информационную политику. Для этого государство совместно с ГО создаёт специальные общественные организации (наблюдательные советы). Помимо государства в попечительском совете, курирующем деятельность общественного СМИ, должны быть представлены все сколько-нибудь значимые соц.силы и журналистское сообщество, как практики, так и теоретики (наука, политика в меньшей степени, правозащитники). Основная функция наблюдательного совета – обеспечение баланса интересов различных соц.сил в информационно политике общественных СМИ (BBC, в Швеции). В РФ не представлены.

В развитом демократическом государстве СМИ всех соц.типов должны выражать не только частно-групповые интересы, но и учитывать интересы общества в целом. Главной задачей СМИ в демократическом обществе считается информационное обеспечение демократии. Демократия при этом понимается как делиберативная (все решения должны приниматься после согласительных обсуждений в обществе). В современном демократическом обществе свобода информации рассматривается как основное право человека и критерий всех видов свободы. Это означает, что главным условием адекватной реализации гражданином предоставленных ему прав и свобод является информированность о соц.действительности.

Плюрализм – это такой подход к общественной жизни, который признаёт нормальной и даже плодотворной ситуацию наличия в обществе различных точек зрения по всяким соц.вопросам, вплоть до противоположных. Плюрализм имеет центробежную и центростремительную составляющие. Центробежная – разделение общества на различные соц.силы, являющиеся носителями различных соц.позиций, не должна приобретать антиобщественный характер. Центростремительный плюрализм предполагает стремление к выработке общепринятых решений на основе обсуждения и согласования позиций различных общественных сил.

Толерантность – это терпимое отношение к носителям других позиций. Однако это только одна из составляющих этого понятия. Толерантность – это способность к взаимодействию с носителями других позиций, к совместному участию в общественной жизни, в выработке необходимых обществу решений.

Таким образом, плюрализм и толерантность являются взаимодополняющими правилами, руководствуясь которыми демократическая Ж должна поддерживать широкий соц.диалог в обществе. Соц.диалог в наилучшем случае должен обеспечивать устойчивый баланс интересов всех действующих в обществе соц.групп, т.е. общественное согласие, консенсус. В некоторых случаях соц.диалог может приводить не к консенсусу, а к соц.компромиссу – выработке приемлемого решения на основе взаимных уступок различных общественных сил. Худшим вариантом является соц.конфликт. Он, по возможности, должен конструктивно разрешаться.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)