АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности работы над произведениями различных жанров

Читайте также:
  1. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  2. II. Национальные особенности менеджмента.
  3. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  4. II. Порядок подготовки, защиты и оценки квалификационной работы
  5. II. Работы учеников Уильяма Джеймса: Дж. Дьюи, С. Холла, Дж. Кэттела, Э. Торндайка
  6. II. Рекомендации по оформлению контрольной работы.
  7. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  8. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  9. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  10. III. Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова
  11. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  12. III. Общие методические указания по выполнению курсовой работы

 

Л.-4. 1. Основные этапы работы над произведением

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, компози­ция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между со­бой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Дан­ная особенность требует начинать работу над произведением с целос­тного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения цели­ком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):

1) первичный синтез,

2) анализ,

3) вторичный синтез.

Этап первичного синтеза, в свою очередь, подразделяется на:

- подготовку к первичному восприятию текста,

- установку на целенаправленное восприятие текста,

- первичное восприятие текста,

- эмоционально оценочную беседу.

Основные задачи первичного синтеза — это ознакомление уча­щихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмо­ционального воздействия произведения.

На этапе анализа:

- устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);

- раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

- проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведе­ния героев.

На этапе вторичного синтеза:

- обобщаются существенные черты действующих лиц;

- сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

- выясняется идейная направленность произведения;

- дается оценка художественного произведения как источника по­знания окружающей действительности и как произведения искусства.

В целом работа проводится от первичного ознаком­ления с фактическим содержанием через анализ действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи.

Первичному восприятию художественного произведения долж­на предшествовать подготовительная работа, а после вторичного син­теза необходимо проведение работ творческого характера.

 

2.Задачи и характер работы, предшествующей чтению художественного произведения

Чтению произве­дения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.

Перечислим задачи подготовительной работы:

1) расширить представления учащихся о явлениях и событи­ях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста;

2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писа­телю как человеку, к его творчеству;

3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произ­ведения;

4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено (" парчовая на маковке кичка ").

Вопрос о целесообразности проведения подготовительной ра­боты решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся (далеко не каждое произведение требу­ет предварительной работы).

Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Перечислим некоторые виды работ, которые используются при подготовке детей к восприятию:

- рассматривание книги;

- свободные высказывания детей, основанные на их собствен­ных впечатлениях;

- беседа;

- рассказ учителя;

- экскурсия;

- рассматривание картин и рисунков;

- демонстрация фильмов;

- прослушивание музыкальных произведений;

- викторина по книгам или произведениям автора;

- обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении ("Честное слово" Пантелеева), и т.д.

Экскурсия организуется перед чтением произведений о приро­де для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы ("Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…").

Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, ко­торые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре.

В целях развития у детей умения выделять важные и суще­ственные моменты фильма после его просмотра организуется бесе­да. Многие вопросы в этой беседе будут только поставлены, а от­веты на них учащиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, де­лает его более целенаправленным.

В качестве источника информации могут также выступить сю­жетные картины, предметные рисунки, иллюстрации и т.п.

Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненнос­ти.

Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к литературному произве­дению, если познакомить учащихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях.

На начальном этапе обучения можно ограничиться коротким сообщением, затем предоставить детям возможность познакомить­ся с книгами писателя. От класса к классу постепенно углубляют­ся знания учащихся об авторах читаемых произведений. От сооб­щения эпизодических сведений переходят к более целостному оз­накомлению детей с жизнью и творчеством писателя.

Однако в начальных классах в большинстве случаев учитель ограничивается рассказом об определенном периоде жизни и твор­чества писателя. В целях более глубокого восприятия произведения сообщается также о реальной основе событий, изображенных в про­изведении.

Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения.

Подготовительная работа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках.

Важным моментом в подготовке детей к первичному восприя­тию текста является установка, позволяющая организовать целе­направленное слушание или чтение художественного произведения. Установка дается в форме вопроса или задания, например: «Поду­майте, почему рассказ так назван», «Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения», и т.п.

3.Первичное знакомство с содержанием произведения

Первичное восприятие текста — это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Если учитель читает сам, он должен помнить рекомендации мето­диста Б. Шере-метьевского, который советовал чи­тать так, как читает детям мать. Ее чтение обращено к ребенку, она следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ему возмож­ность осмыслить, пережить услышанное. Попутно она поясняет не­понятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразы, показывая картинки. Так, например, при чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина учитель, прочитав первую часть, не только объяснит значение слова, но и покажет детям иллюстрации землянки, а после чтения других час­тей — изображения избы со светелкой, терема, царских палат. Остановка для разъяснения этих слов после чтения целой части не принесет ущерба восприятию сказки и даже усилит его.

Лирические произведения можно читать на фоне музыки, что усиливает эмоциональность восприятия. Первичное восприятие стихотворений лучше организовать в форме чтения наизусть, а сказку учитель должен рассказывать, при этом можно демонстрировать персонажей с по­мощью картинок или кукол.

При организации первичного восприятия лирических стихотворений иногда полезно использовать прием разночтения. При этом учитель читает стихотворение дважды, каждый раз с иной инто­нацией, а потом просит детей сопоставить интонацию (В каком случае вам больше понравилось? Почему?).

Для первого знакомства с текстом иногда используется комбинированный способ чтения (читают поочередно учитель и дети). При этом обычно учитель берет на себя чтение фрагментов такого рода:

- наиболее трудных для чтения с технической стороны;

- содержащих подтекст, который не всегда легко уловить млад­шим школьникам;

- кульминационных, наиболее важных для понимания про­изведения в целом.

Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия), вопросы которой (3-4, не более) должны быть прежде всего на­правлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего смысла произведе­ния. В связи с этим учитель ставит перед учащимися вопросы, побуждающие выс­казать свое общее впечатление. Например:

- Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему?

- Какая часть рассказа вам лучше запомнилась?

- Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?

- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в этом человеке?

- Когда вам было особенно грустно (радостно, смешно, страшно и т.п.)?

Если первое знакомство с произведением проводится путем чте­ния детьми про себя (что практикуется в III и IV классах), то перед этим учащимся дается несложное задание, которое помогает проконтролировать целостность восприятия. Например:

- Прочитайте рассказ и подумайте, почему он так назван?

- Какие герои стали участниками описанных событий? и т.п.

 

 

Л. – 5.4. Анализ содержания литературного произведения

Формирование полноценного восприятия произведения имеет место на каждом этапе урока, правда, в разной степени. Особенно интенсивно это происходит на этапах анализа и вторичного синте­за. На уроке анализ и синтез не противопоставляются друг другу, а органично сливаются. Чем теснее на уроке будут связаны задания аналитического и синтетического характера, тем продуктивнее бу­дет анализ и, следовательно, глубже проникновение в смысл ли­тературного произведения.

Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. Надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размыш­лять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раз­думьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

Существует несколько подходов к анализу литературного произ­ведения: 1) стилистический анализ; 2) проблемный анализ; 3) ана­лиз развития действия; 4) анализ художественных образов.

Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подбо­ре слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемо­му. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи (толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные). Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснить об­разный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой худо­жественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют автор­ские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

В последнее время при стилистическом анализе учителя стали чаще использовать прием стилистического эксперимента. Например, работая над отрывком из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...», учитель предлагает учащимся сле­дующие задания.

1. Найдите в первой части слова, показывающие, как катаются ребята на льду. (Коньками звучно режут лед.) - «А как это - «звучно»?» (Громко.)

2. Стилистический эксперимент: Давайте заменим слово и прочитаем так: «Коньками громко режут лед...» Как лучше? (Как у автора, мы сразу представляем себе, как коньки по льду едут, даже слышим этот звук.)

3. Прочитайте вторую часть отрывка и подумайте, что выра­зительнее: как написано у Пушкина или как прочитаю я?

Вот гусь к реке подходит,

Он плыть по речке хочет,

Но вся она во льду.

- Кто же точнее и выразительнее передал этот эпизод и почему?

Для проведения стилистического эксперимента лучше вы­бирать художественную прозу, чтобы не нарушать ритмической орга­низации стихотворной речи.

Проблемный анализ — это анализ проблемных вопросов и си­туаций. Организуя такую работу, учитель должен помнить, что, считаясь с наивным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Характерными чертами проблемных воп­росов являются следующими: 1) наличие противоречия и возможность альтер­нативных ответов; 2) увлекательность; 3) соответствие природе произведения; 4) емкость, т.е. способность охватить не только еди­ничный факт, но и широкий круг материала, что поможет выя­вить общее в единичном.

Проблемный вопрос обнажает связи отдельных элементов ху­дожественного текста с общей концепцией произведения. Поста­новка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произ­ведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие раз­личное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и т.д.)- При этом задача учителя — найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

При проведении этого вида анализа в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно кон­кретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. Плодотворен бывает анализ, который начинается с куль­минационной сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного про­изведения. Именно над этими эпизодами следует проводить специ­альную работу на уроках чтения в рамках целостного анализа раз­вития действия.

Анализ художественных образов — это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе раз­бора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пей­зажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он не­сет в общей структуре произведения. Анализ художественных обра­зов имеет следующую последовательность.

1. В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии. Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояс­нения относительно внешности, особенностей поведения действу­ющих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом произведении. При этом не­обходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характе­ра, либо в сложившихся обстоятельствах.

3. Если в произведении имеются описания пейзажа или инте­рьера, рассматривается их роль в тексте.

4. На основе взаимодействия образов выявляется идея произ­ведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию по­зиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать писатель своим произведением.

5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к со­держанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изоб­ражает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой персонажа:

- учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;

- детям предлагается самостоятельно назвать свойства характе­ра героя, если он показан в действии и имеет не более 2—3 качеств;

- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений (наиболее легкий вид сравнения — проти­вопоставление), уточняется авторское отношение к героям;

- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а уча­щиеся подтверждают это с помощью текста;

- учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;

- совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исклю­чают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;

- при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.

Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет харак­теристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жиз­ни, характеры действующих лиц.

Осознание идеи произведения — это понимание основной мыс­ли автора, ради которой он создал свое творение. Не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимо­отношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помо­гут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора?», «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?», «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?» Выявлением авторской позиции следует заниматься не при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда чувствуется необ­ходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи.

Не стоит при анализе текста всякий раз подвергать разбору все названные в примерной схеме анализа элементы. Рассмотре­нию подлежат только такие элементы произведения, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание про­читанного.

Пути анализа литературного произведения зависят от характе­ра произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. Но все же, исходя из специфики литературы как искусства, более распространенным и целесообразным можно считать анализ худо­жественных образов.

В начальных классах решается задача формирования навыка созна­тельного чтения, основой чего являются умения анализировать текст.

Основные направления работы над произведением обусловли­ваются тремя положениями.

1. Взаимосвязь навыка сознательного чтения и умений рабо­тать с текстом.

2. Взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразитель­ных средств произведения.

3. Комплексное решение образовательных и воспитательных задач обучения в процессе работы над произведением.

Эти же положения определяют характер вопросов, которые ста­вит учитель для обсуждения с учащимися, и заданий, выполняе­мых ими в процессе анализа текста.

В процессе анализа используются следующие виды работы с тек­стом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими уча­щимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения.

Беседа сопутствует многим занятиям на уроке чтения. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Наряду с вопросами по фактическому содержанию ставятся вопросы аналитического и синтетического ха­рактера. Последние связаны с обобщением материала в отличие от вопросов аналитического характера, которые нацеливают на выде­ление из текста отдельных предложений.

Выборочное чтение — это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на вы­яснение конкретного содержания, на установление различных свя­зей, на раскрытие художественных особенностей, собственного от­ношения учащихся к прочитанному.

Выборочное чтение используется на всех этапах работы над тек­стом и может быть разной степени сложности. Наиболее простым оно является в том случае, когда ответом на вопрос будет воспро­изведение текста. Например: «Прочитайте, как медведь устроил себе берлогу». Усложненным вариантом является поиск нескольких не­больших частей в тексте, которые будут служить ответом на воп­рос. Более сложным является выборочное чтение, в основе которо­го лежит подбор материала с целью доказательства какого-либо аналитического вывода. Например: «Прочитайте отрывки, которые доказывают, что Нина была трусихой».

Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом. Оно также влияет на раз­витие творческого воображения, речи и памяти. В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюс­трировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т.д.

Постановка вопроса самими учащимися является весьма ре­зультативным видом работы. Еще К.Д. Ушинский справедливо замечал, что правильно поставленный вопрос есть уже полови­на ответа (сам. см. 1, с.122).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)