АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ ВО ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Читайте также:
  1. A. II. Введение в изучение Плавта
  2. I Введение в экономику
  3. I. Введение
  4. I. Введение
  5. I. Введение в архитектонику жилой единицы (жилого пространства семьи) на земле.
  6. I. Теоретическое введение
  7. III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»
  8. III. Введение и активизация новой лексики.
  9. III.Введение новой темы.
  10. V. ФАКТОРЫ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ.
  11. V. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ
  12. V2: Экологические факторы.

Мы встретили врага, и он есть мы.

Уолт КЕЛЛИ в роли Пого [4]

 

Если вы честно и основательно выполнили упражнения, которые приведены в предыдущих главах, тогда вы уже знаете довольно много о своей жизни. Завершив „инвентаризацию" внешних факторов — моментов жизни, выбора и людей, которые оказали наиболее глубокое воздействие на вашу сегодняшнюю жизнь, вы сделали большой шаг вперед в понимании собственной внутренней сути.

Но я также признаю, что в данный момент вы можете испытывать сомнения и колебания. Возможно, вы страдаете. И в самом деле, было бы странно, если бы вы провели исследование своих внешних факторов и совсем ничего не почувствовали. Это объясняется тем, что когда вы заново „посещали" определяющие моменты своей жизни, рассматривали критический выбор и ключевые фигуры, вы наверняка сталкивались лицом к лицу со многими источниками боли, которые существуют в вашей сегодняшней жизни.

Не теряйте бодрости духа. Конец близок, скоро вы прильнете к источнику энергии. Я хочу сказать, что с вашими внешними факторами мы разобрались, с ними покончено. Нельзя изменить историю своей жизни. А вот что можно изменить, так

это свою реакцию на внешние факторы. Вы способны преобразить то, что вы делаете в ответ на свою историю. То, что вы сейчас узнаете о своих внутренних факторах, даст вам силы на проведение в жизнь этих перемен.

Поскольку закон жизни состоит в том, что мы не можем изменить то, чего не признаем, важно понять с предельной точностью, из чего состоит ваше сегодняшнее представление о себе и что вы делаете каждый день, чтобы укрепить или, наоборот, разрушить это представление. Точно так же, как мы с вами „препарировали" внешние факторы, которые радикально повлияли на формирование вашей самооценки, теперь самое время провести детальную „ревизию" ваших внутренних факторов, то есть того, как вы реагировали на ключевые события своей жизни.

Как я уже говорил, мы реагируем не на то, что происходит в мире, а на собственное восприятие. Именно это восприятие, а не реальное событие является тем стимулом, раздражителем, на который мы действительно реагируем. Наши реакции могут принимать самую разную форму. Они могут быть мгновенными и преходящими, а могут укореняться глубоко и надолго. В любом случае, они вносят свой вклад в ту последовательность событий, которая в итоге привела к сегодняшнему состоянию вашего внутреннего „я". Поэтому следует понимать, что, анализируя свою самооценку, нельзя пропускать отдельные звенья этой цепи.

Предположим, например, что вас уволили с работы. Это внешнее событие, на которое последовала ваша внутренняя реакция. На ваше представление о себе влияет именно ваша реакция на увольнение, а не сам факт увольнения. Допустим, ваша внутренняя реакция такова: „Эй, я действительно ненавижу, когда меня увольняют. Это совсем плохо. Однако, в глубине души я-то знаю, что я делал свою работу хорошо и я — талантливый человек. Просто здесь это не сработало. Для меня это был полезный опыт, и я его использую, чтобы не «вылететь» со следующей работы". Такая реакция реалистична и не наносит большого ущерба вашему мнению о себе. С другой стороны, реакция может быть такой: „Я — неудачник. Я «просвистел» эту работу и получил то, что заслужил. Это место было слишком хорошим для меня, а выше головы не прыгнешь. Они видят меня насквозь". Конечно, при такой внутренней реакции самооценка очень страдает.

Одно внешнее событие — две совершенно разные реакции. Две разные реакции — два совершенно разных воздействия на самооценку. Следовательно, вот моя мысль: мы реагируем не на то, что происходит с нами извне, а на то, как мы усваиваем, воспринимаем это событие. Это означает, что у нас в руках — колоссальная возможность влиять и управлять нашим представлением о себе. Я не имею в виду беззаботную болтовню с приятелями. Я имею в виду внутренний диалог, который каждый человек ведет с собой о себе в реальном времени. Вы должны быть честны наедине с собой, но у вас есть выбор, и далее в этой книге вы узнаете, как делать его конструктивно. Вывод: плохо, когда в жизни случаются плохие вещи, но совсем беда, если вы усугубляете положение, давая себе, к тому же, „пинка под зад".

Как и в ситуации с внешними факторами, ключ к пониманию внутренних реакций лежит в знании, где искать и какие вопросы задавать. Мы как раз собираемся это сделать в следующих главах, где рассмотрим пять категорий внутренней деятельности человека:

Локус контроля

Внутренний диалог

Ярлыки

Пленки

Предубеждения

Ранее я уже дал вам краткое описание каждой из этих категорий внутренней деятельности, не касаясь подробностей. В следующих главах мы собираемся дойти до самой сути каждой категории, применяя полученные знания как можно точнее к вашим конкретным обстоятельствам. Мы собираемся выяснить

истинную природу содержания вашей личности, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И мы собираемся сделать это с точностью независимого, структурированного наблюдения. Помните, в этих внутренних факторах заключена ваша действительная власть, ваша реальная возможность влиять на представление о себе. Это не просто игра слов. Это то место, где „колеса становятся на асфальт" в вопросе контроля за самооценкой и жизнью.

Следует начать с того, что для многих людей все это сплошная путаница. Когда я говорю о внутренних факторах, вполне понятной реакцией бывает следующая: „Он просит, чтобы я исследовал собственное мышление с помощью собственного мышления. Это похоже на хороший рецепт от головной боли". Действительно, замкнутый круг. Верьте мне, это не так. Я не собираюсь посылать вас на вершину горы без карты и просить, чтобы вы там поразмышляли о своей личности и ее сути. Я собираюсь задать вам ряд совершенно определенных вопросов и, опять же, хочу попросить, чтобы вы записали свои ответы в конфиденциальный дневник. Запись ответов чрезвычайно важна, потому что она указывает нам меру объективности. Путаница идет от попытки наблюдать себя и свое мышление без записи наблюдений; это как попытка рассмотреть свое лицо без зеркала — дело кончится головной болью, уверяю вас. И наоборот, записывая свои ответы, вы обретаете внешнюю перспективу внутренних событий. Ваш дневник станет зеркалом, отражающим то, что происходит в душе и сознании.

Есть и другой интерес, который мы собираемся удовлетворить. Вы можете подумать: „Эй, но я ведь не думаю о себе так много. Не такая уж я «шишка»! К чему мне разбираться во всей той умственной деятельности, которая идет у меня в голове?"

Неверно! Я гарантирую вам, что в умственной деятельности, которая происходит внутри вас (не внутренний диалог, который идет в реальном времени), есть настолько быстрая часть, постоянно повторяющаяся, такая заученная, что „срабатывает" фактически как автомат. Если повторять процесс много раз снова и снова, то вскоре перестаешь разбивать его на отдельные этапы или мысли.

Вспомним, например, как мы ведем машину. Нам не нужно думать о том, что мы делаем. Не глядя, мы вставляем ключ зажигания. Существует мышечная память и привычки, которые настолько глубоко укореняются, что становятся автоматическими.

Это же касается и мыслей. Можно „проскочить" по всем ярлыкам, пленкам и предубеждениям с невероятной быстротой, можно вспомнить целую серию наблюдений за собой и суждений буквально в мгновение ока. Это может происходить настолько быстро, что вы даже не успеете осознать, что что-то делаете.

Для того, чтобы разобраться в том, как внутренние факторы способны повлиять на нас, нужно ощутить их скорость — насколько автоматически, мгновенно некоторые из них срабатывают. Хорошим примером сверхбыстрого мышления является змеебоязнь. Я имею в виду людей, которые испытывают сильнейший, иррациональный страх перед змеями, в отличие от остальных, которые могут змей не любить, постараются их обойти при встрече, но все же не испытывают мгновенного желания выпрыгнуть из окна, узнав, что кто-то мог принести змею в эту комнату год назад. Я говорю о людях, впадающих в панику при одной мысли о змее, которые отчаянно стараются избежать любых обстоятельств, в которых может хоть как-то присутствовать какая-нибудь змея. Их страх настолько велик, что способен полностью парализовать.

Если усадить такого человека на стул и поспросить его рассказать, что такого страшного он находит в змеях, он мог бы ответить: „Они ужасны! Это скользкие, противные и порочные исчадия ада. Они могут укусить, отравить своим ядом и убить меня. У них дьявольские глаза. Они холодны и коварны. Они могут вползти вам в рот и вылезти из уха! От них можно кричать и верещать, и наделать в штаны, это как минимум. Это просто ужасные, холодные и липкие создания".

Все эти утверждения — человеческие пленки о змеях. Теперь представьте себе, что, когда этот человек все еще сидит перед вами, вы вдруг вываливаете перед ним клубок змей. Он не успеет подумать или мысленно произнести даже часть своего монолога: „ Они пугают меня. Они скользкие. Они могут укусить и убить меня. У них дьявольские глаза..." и т. д. Человек не может думать так быстро — вы знаете это на собственном примере.

В то самое мгновение, когда этот человек увидит физическую реальность в виде змеи, он немедленно завопит „Змея!", после чего мгновенно потеряет все свое рациональное мышление. В панике он будет стараться отскочить, спрятаться под стол или выпрыгнуть в окно, не думая о том, что может причинить себе вред. Слово „змея" я использую как обобщающее понятие для всей совокупности убеждений, которые человек усвоил относительно змей. Это понятие стало символом, который охватывает целый комплекс неприятных страхов, связанных со змеями, так что человеку не нужно вспоминать список из пяти или десяти предложений о том, почему змеи так отвратительны. Все, что ему достаточно зафиксировать, это — „змея", он мгновенно понимает, что „дело — дрянь", и вот он уже на подоконнике! Этот символ или обобщающий термин так хорошо усвоен, что все происходит очень быстро, как будто тело и мозг человека „на автопилоте". То же случается и с вами, только вместо „змеи" вашими терминами могут быть: „неудачник" или „в ловушке", или „никчемный".

Когда я говорю „затвержен" или „вызубрен", я имею в виду, что реакция или мысль стали своего рода стенографическими знаками. Это похоже на известную историю о том, как заключенные рассказывают анекдоты. Они уже рассказали их друг другу столько раз, что присвоили им номера: стоит кому-ни- будь назвать номер, как весь пусть даже очень замысловатый анекдот мгновенно всплывает в памяти у каждого. Стоит одному сказать: „Сорок один", — и все смеются. Другой говорит: „Двадцать девять", — и все смеются снова. Они знают, что скрывается под каждым номером. За счет многократного повторения анекдоты сжались до ярлыка в виде номера, под которым „упакована" автоматически разворачивающаяся информация.

Пегги была моей закадычной подругой и очень гордилась своей независимостью и тем, что создала и развила собственный очень успешный бизнес. Она обратилась ко мне с просьбой помочь ей подготовиться к своему пятому замужеству. Она

призналась, что очень влюблена в своего будущего мужа, но так же она была влюблена и в предыдущих четырех мужей. Было видно, что она боится еще одного неудачного опыта, по

этому думала, что хорошии совет, что-то такое, чего она не слышала прежде, поможет ей, наконец, стать счастливой.

Вместо совета я усадил Пегги, попросил ее успокоиться, расслабиться, затем закрыть глаза, вообразить себя уже в браке с будущим мужем и сообщить мне, какие мысли проносятся у нее в голове. Как только Пегги прислушалась к своей мыслительной деятельности, она стала говорить примерно следующее: „Хотелось бы ошибиться в опасениях, что Гарри окажется столь же слаб, как мой отец, и не сможет поддерживать меня. Гарри наверняка очень мил, но достаточно ли он толков, ведь его работа такая нестабильная. Но я уверена, что все будет в порядке, потому что я сама наведу порядок".

Я записал ее слова, пока она их произносила, а когда она была готова приступить к анализу, дал ей их прочитать. Она была шокирована тем, что говорила, и своими очевидными страхами, предубеждениями и позицией относительно Гарри. Эти пленки и опасения могли или не могли присутствовать в ее прошлых взаимоотношениях, но в этом случае они были очевидны. Понятно, что сообщая себе, что Гарри может оказаться слаб, как ее отец, и что она может быть разочарована и должна будет „наводить порядок", она уже защищала себя на будущее от уязвимых отношений с мужем, которого она не могла уважать. По всей вероятности, если бы она сохранила эти „установки" в своем сознании, это была бы прямая дорога к очередному разводу. И все это проносилось в ее сознании так быстро, что у нее не возникало никакой сознательной боязни, что она настраивает себя на провал. А как насчет вас? У вас тоже есть „автоматические" мысли, при этом они необязательно касаются змей или мужей. У вас также есть такие „экспресс"- мысли и внутренние реакции по поводу себя, причем они так заучены и настолько быстры, что вы не осознаете, как они воздействуют на ваше поведение и представление о себе. Вам нужно научиться замедлять эти мысли и внимательно к ним прислушиваться.

Возникает вопрос: „Если эти мысли столь быстры, что же можно с ними делать?" Опыт Пегги предлагает некоторые решения. Среди невероятных способностей, которыми мы обладаем, есть умение замедлять ход мыслей, как бы нажимать кнопку „замедленное воспроизведение" и переводить поток сознания в спокойный размеренный темп, так что можно прислушаться и успеть все записать. Для того, чтобы этого добиться, нужно, во-первых, стать очень спокойным, а во-вторых, ответить на ряд „трудных" вопросов о том, что вы думаете о себе. Делая так, вы начнете ставить под сомнение свои внутренние процессы. Вы начнете сверять их по маленьким составным элементам сознательной реальности. А после того, как вы выясните, что происходит у вас в мыслях, станет возможным все это изменить.

Я уверен, что когда мы начнем внутреннюю „ревизию", замедлим ваше автоматическое мышление и зафиксируем все это письменно, чтобы внести элемент объективности, вы будете совершенно поражены тем, как сами настраивали себя действовать и чувствовать то, что сейчас. За счет такой ревизии вы обретете доступ к мощным рычагам воздействия на собственное представление о себе. Вы увидите, что многое из него расходится с вашим подлинным „я", но составляет базу той жизни, которую вы так пассивно и безвольно ведете.

Рассматривая в микроскоп при ярком свете эти внутренние события, вы можете теперь наблюдать, оценивать и избегать того, что до сих пор коварно отстраняло ваше существование от истинной сути. Чтобы отыскать дорогу назад к подлинному „я", вам нужно знать об этих внутренних реакциях. Вы должны изучить, как ваши внутренние процессы привели к вымышленному „я", только тогда вы сможете определить негативные влияния на ваше представление о себе. Если у вас в автомобиле упало давление масла, то дело в двигателе, а не в манометре. Если вы живете вымышленной жизнью, которую не сами себе придумали и которая не по вам, проблема в ваших внутренних реакциях, а не обязательно в событиях внешнего мира, которые произошли с вами.

Внешние факторы всегда будут стараться „подложить свинью". Электричество может быть отключено. Мастер может опоздать. Вы не получите повышения. Эти события кажутся не столь трагичными, если смотреть на них объективно, но если ваши внутренние реакции на них будут достаточно „ядовиты", они могут в конечном счете стоить вам здоровья. Я говорю вам это для того, чтобы вы восприняли мои слова очень, очень серьезно. Вы можете не иметь возможности изменить то, что происходит во внешнем мире, но вы определенно способны изменить то, как вы реагируете и усваиваете это. За эту задачу стоит взяться. Давайте начнем „ревизию" и наметим цели, заслуживающие перемен.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Лучшее место, где нужно искать руку помощи — ваша собственная рука.

ШВЕДСКАЯ ПОСЛОВИЦА

СТОП! Чтобы эта глава принесла пользу, вам сначала нужно сделать небольшое домашнее задание. Я хочу, чтобы вы сейчас выполнили два теста самоконтроля, которые приведены в Приложении А и Приложении Б. Вы увидите, что эта глава построена по принципу диалога, поэтому прежде чем продолжать, мы должны знать ваши результаты этих двух тестов. Потратьте на них ровно столько времени, сколько необходимо для ответа на все вопросы, и помните, что самое главное в них — честная самооценка. Мы будем очень детально разбирать все, что вы проделали в этих тестах, так что не обманывайте себя. Как только закончите выполнение тестов, возвращайтесь к этой главе.

Отлично! Если вы выполнили оба теста, продолжаем работу!

В одной из моих „прошлых жизней", до того, как я осознал себя и высунул голову наружу, я работал в клинике, где мы старались облегчить страдания и унять боль пациентов с хроническими и изматывающими недугами. Однажды у нас оказались два пациента с удивительно похожими симптомами заболевания. Оба мужчины были водителями грузовиков, оба были из одного города, оба — женаты, примерно одного возраста и с одним и тем же диагнозом: выпячивание дисков в нижнем отделе позвоночника с приступами боли, которая „стреляла" в левую ноіу. Хотя оба эти пациента были очень похожи внешне, физически, они радикально отличались чем-то внутренним, что в конечном итоге и определило разный исход лечения.

На первом приеме Стив описал мне свои приступы резкой боли, которые ввергали его в глубокую реактивную депрессию. Тем не менее, он захотел активно участвовать в процессе лечения и попросил меня снабдить его материалом для чтения — книгами, статьями, чем-то еще, что могло бы объяснить ему его болевой синдром и понять, почему он продолжает страдать от своей хронической болезни, которая буквально перевернула всю его жизнь. Он рассказал, что традиционные методы лечения оказались безуспешными, но он думает, что „есть что-то такое, чем бы я мог помочь себе сам". Задав несколько необычно глубоких вопросов и обсудив их, Стив отправился домой, вооруженный той литературой, которую просил.

Через десять дней самостоятельного лечения он рассказал мне, что пришел к двум выводам: первое, что источником его боли является хроническое нарушение баланса м ышц; и второе, хроническое нарушение баланса м ышц является, в свою очередь, следствием эмоционального стресса и нарушения равновесия. Он объяснил, что длительный стресс накопился у него в результате перегрузок, которые он испытывал год за годом, а

также по причине недавнего расстройства, связанного с ноющими болями. Он также сказал, что подозревает, что многочисленные приступы депрессии осложняются положением в его семье.

Затем Стив сообщил, что сам в состоянии улучшить самочувствие за счет изменения поведенческого и эмоционального равновесия образа жизни и, соответственно, баланса мышечных нагрузок. Он был уверен, что теперь в его силах разорвать тяжелый болевой цикл. Через несколько недель Стив сообщил, что ему удалось снизить боль до управляемого уровня. Спустя год при контрольном осмотре Стив выглядел непобедимым и расслабленным. Он сказал, что сумел еще больше унять боль, до такой степени, которую можно назвать очень слабой. Она уже практически не влияла на ту жизнь, которую он вел.

Хотя у Дона были аналогичные проблемы со спиной, случай с ним был прямо противоположным. При первом посещении клиники он сразу же сообщил, что пришел не по своей воле. Просто жена „не давала покоя", пока он не согласился сходить к врачу. Все, что он мог сказать далее на протяжении всего осмотра, звучало примерно так: „Мне больно и я хочу, чтобы этой болью кто-то занялся. Врачи, у которых я был, ничего не знают. Мне нужно лучшее лечение, чем то, которое я получал". Но что привлекло мое особое внимание, так это его прощальная фраза, которую он обронил, когда уже направлялся к двери: „Мне просто не везет, в этом все дело. Сначала спина меня достает, потом приходится выслушивать глупости от врачей". Он покачал головой и сказал: „Вот так всегда в моей жизни, что тут еще можно сказать?!"

После того первого посещения некоторые специалисты клиники предсказали, что улучшения не будет. Они оказались правы. Ни разу за все время лечения Дон не сделал ни одной попытки взять на себя ответственность или хотя бы понять свое состояние. Вместо решения задачи, он продолжал обсуждать ее. Он жаловался, что не в состоянии ничего делать ни по дому, ни вне его. Он не чувствовал, чтобы что-то снимало боль. По его мнению, лечение только усугубляло ее.

Дон заключил, что все мы просто зря тратим время. Он сказал, что ему в жизни выпал „дохлый номер", и в этом все дело. В результате он получил от лечения ровно то, что хотел — ничего.

Два противоположных подхода — два противоположных результата.

Вопрос, который люди задают, наверное, чаще других — почему? Почему происходит то или это? Почему что-то не произошло, или — если произошло — то почему именно сейчас? Почему со мной, а не с кем-то другим? Почему он врезался в меня, а не в следующую машину? Почему не меня повысили, не меня выдвинули? Почему, почему, почему?

Из всего того, что вы прочитали до сих пор о внутренних факторах, вам должно быть понятно, что они заслуживают самого пристального внимания. Значительная часть того, что я прошу вас проделать в этой книге, связана с тем, чтобы вытащить свои внутренние факторы на свет Божий, провести „инвентаризацию" собственных внутренних реакций и дать объяснение своему опыту. Чтобы сделать все это правильно, вам необходимо понять, прежде всего, что каждое „почему" в своей

жизни вы встречаете определенными психологическими установками. Представьте себе это таким образом: протягивая руку за карандашом, вы, в зависимости от того, правша вы или левша, протягиваете одну, совершенно определенную руку. Вы проделывали это тысячи раз, начиная с самого раннего детства. Аналогично, когда мы сталкиваемся в жизни с одним из бесчисленных „почему", мы проявляем свой характерный стиль или „почерк" поиска ответа. При этом мы все время проявляем один и тот же подход. Такая манера реагировать, уникальная для каждого человека, называется локус контроля.

Слово locus латинского происхождения (место, местоположение). Локус контроля в нашем применении — это та зона в сознании, где мы определяем причинно-следственные связи событий своей жизни. По уже устоявшемуся мнению, это то место, откуда мы контролируем свое восприятие. По мере того, как мгновение за мгновением, день за днем происходят различные события, ваш локус контроля распознает и определяет, кто, по вашему мнению, несет за них ответственность; как и на кого (что) вы возлагаете вину за свои проблемы и хвалу за свои достижения. На самом деле, ваш локус контроля говорит вам не только о том, что вы думаете по поводу причин ваших проблем и побед; он даже определяет, куда вам в первую очередь следует направить поиск этих причин.

Каждый человек, без исключения, несет в себе этот „прибор восприятия", используемый для объяснения и установления причинно-следственных связей всех событий, которые происходят в его жизни. Сознательно мы можем не знать об этом, но это так. Он находится в глубине, в самой основе нашей самооценки. Поэтому в первую очередь мы рассмотрим именно этот „прибор", а уже потом — все прочие внутренние факторы. Наша

вера в того или то, кто или что на самом деле правит нашей жизнью, очень сильно влияет на внутренний диалог, который мы ведем сами с собой о себе и окружающем мире. Это важный и устойчивый фактор того, как мы понимаем и реагируем на события и возникающие возможности. Он означает, что мы отвечаем на простые, но важные вопросы предсказуемым образом.

Что есть ваш путь? На что указывает ваша точка контроля, когда я задаю вам вопросы вроде: Кто или что отвечает за вашу жизнь? Кто отвечает за результаты вашей жизни? К кому или к чему вы обращаетесь за ответами или помощью, столкнувшись с проблемой? Кто отвечает, когда дела идут не так? Когда все, как надо, кто в выигрыше?

Вам может помочь пример из мира бизнеса. Если вы оказывались в ситуации, когда нужно кого-то в чем-то убедить, тогда вы знаете, насколько важно найти того, кто принимает решения. Вам нужен человек, который уполномочен сказать „да" или „нет". Вообразите на мгновение, что вы — работник компании под названием „Я Инк.", а я прибыл к вам как консультант, которого пригласили, чтобы улучшить работу всей фирмы „Я Инк.". Мне нужен начальник, который действительно руководит всеми делами. Кто принимает решения, кто будет непосредственно проводить перемены в жизнь? Кто возьмет на себя ответственность за все последствия? Где находится этот человек?

Если на эти вопросы вы скажете: „Боже упаси! Только неяГ— я не буду тратить ни минуты на разговор с вами. Зачем мне это, если ваши ответы показывают, что вы сами считаете себя лишь пассажиром поезда, который спал в последнем вагоне, когда с локомотивом случилась авария, пассажиром, который не может вспомнить, что случилось, где и когда.

Однако, если, с другой стороны, ваши ответы убедили меня в том, что вы — главное лицо в компании „Я Инк.", то есть машинист того поезда, тогда именно на вас я направлю все свои усилия.

Вы должны знать, что сами думаете о своей роли в иерархии вашей „фирмы". Если мы сможем понять, как вы обычно отвечаете на самые главные вопросы в жизни, то это будет важный шаг к выявлению вашего подлинного „я". Не забывая об этой цели, давайте посвятим данную главу поиску и пониманию вашего личного локуса контроля.

Вспомните, что локус контроля у человека может быть внутренним или внешним. Для простоты изложения будем далее

употреблять термин „интернальность" для обозначения типа людей, у которых внутренний локус контроля, и „экстерналь^ ность" — для тех, у кого внешний локус контроля.

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Люди с интернальным локусом контроля руководствуются такой концепцией: „Все плохое, что происходит — моя вина. Все хорошее, что происходит — моя заслуга". Иными словами, что бы ни произошло, плохое или хорошее, „это все — „я". Объясняя итоги своей жизни, люди данного типа ссылаются на свои действия, бездействие, черты характера и привычки. Ключевым фактором в итоге любого события они почти всегда считают что-то сделанное или не сделанное конкретно ими. Так или иначе, само событие было „вызвано" ими.

Например, когда „интернальный" человек проваливается на экзамене, он заявляет: „Просто я не способен хорошо учиться, у меня не хватает мозгов". Или, например, „Я провалил экзамен, потому что мало занимался". В любом случае, его объяснения концентрируются на элементах, свойственных ему, то есть, на тех, которые находятся под его контролем. Предположим, он прекрасно сдал экзамен. Как он объяснит свой успех? Правильно: „Я — умница!" или „Я много учил и хорошо готовился". Здесь также — все „в себе" и под собственным контролем.

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Случись что плохое — человек с экстернальным локусом контроля ни за что не отвечает. Случись что хорошее — он так же ни за что не отвечает. По его мнению, его собственная жизнь не влияет ни на кого и ни на что. Кто-то другой стоит за всем этим. Возможно, правительство. Может быть, родители. Только не он сам.

Я помню одно исследование, в котором различные профессии оценивались по тому, насколько они способны вызвать

стресс. Из всех занятий одной из наиболее стрессовых оказалась работа водителя автобуса. Почему? Потому что нет ничего хуже, чем нести ответственность за события, не имея возможности на них влиять. Подумайте об этом: водитель автобуса должен соблюдать график, который составил не он. Он не может повлиять на уличное движение, на поведение пассажиров, тем более, на качество дороги, по которой ему приходится возить людей. „Экстернальные" люди считают себя такими водителями автобусов на дороге жизни. Они выбиты из колеи стрессом, зажаты и беспокойны и при этом убеждены, что ничто на свете от них не зависит.

Например, если бы „экстернал" провалился на том же экзамене, кто был бы виноват? Скорее всего, преподаватель. Возможно, друзья, которые пригласили его на вечеринку накануне. Он может заявить, что вопросы были слишком трудные или что с ним обошлись несправедливо. Ему и в голову не придет, что „засыпался" он потому, что ленив, плохо готовился или не сосредоточился.

Аналогично, если бы человек экстернального типа сдал экзамен успешно, то потому, что „билет легкий" или „преподаватель добрый". Его привычная реакция даже не дает ему возможности похвалить самого себя за успех. История его жизни — это история других людей и внешних сил. Его внутренний диалог предсказуемо жертвенный. Что бы ни случилось, плохое или хорошее, за все отвечает кто-то другой.

ЛЮДИ СЛУЧАЯ

Несмотря на различия, у людей интернального и экстернального типа есть общее: и те, и другие считают, что есть что-то или кто-то, отвечающий за исход их жизни. „Это все я" или „я — ни за что", оба тшіа сохраняют глубокое убеждение в том, что у всего, что происходит, есть причина и прямое ее следствие.

Но есть третья категория людей, которую мы пока не упоминали; я бы назвал их „людьми случая". У этих людей такой „набор восприятия", согласно которому любой результат, любой исход — это судьба, дело случая или просто удача. Для них фраза „будь что будет" не присловье, а кредо, философия жизни. „Люди случая" убеждены, что ни они сами, ни кто другой никак не способны повлиять на ход и итог их жизни. Они не понимают, почему события происходят так, а не иначе. Все получается случайно, как случайно и наше Божье благословение.

Хорошим примером „человека случая" является фанатик „одноруких бандитов", то есть игровых автоматов, которых полно в Лас-Вегасе. Кроме проталкивания жетона в щель и дерганья за рычаг, он абсолютно никак не влияет на результат, который полностью зависит от прихоти машины.

Люди, уповающие на фактор случайности, могут верить в Бога, но не так, как те, кто сами ежедневно заставляют жизнь вертеться. Они определенно не считают, что являются частью глобального осмысленного плана бытия. Все происходит само собой, и мы тут ничего не можем поделать. Характерно, например, их отношение к смерти: по их мнению, смерть — случайное, абсолютно непознаваемое событие, которое наступает строго „по графику", вне зависимости от того, как вы заботитесь о своем здоровье, какие доктора вас лечат, где вы живете и еще

от сотен прочих вещей, которые могут влиять на ваше здоровье. Приходит ваше время — и карта бита. Нет смысла даже пытаться повлиять на то, когда и как вы умрете. Это просто случится и все.

Давайте взглянем более пристально на вопрос физического здоровья, так как он дает полезное понимание важности локу- са контроля. Попросту говоря, вопрос стоит так: считаете ли вы, что здоровье зависит от тяжелой работы (тренировки, правильного питания), хороших врачей или от фортуны?

Когда „интернал" заболевает, он уверен, что сам имеет отношение к возникновению болезни. Он возлагает на себя ответственность как за заболевание, так и за выздоровление. Например, некоторые пациенты, жалующиеся на сердце, заявляют, что заболели, потому что набрали лишний вес и не занимались физкультурой. Они могут чувствовать, что испытывали много нервных нагрузок или не в меру курили. По тому же принципу

они рассматривают выздоровление как свое личное дело. Легко удается убедить их выполнять все предписания врачей, принимать необходимые лекарства и изменить образ жизни. Таковы люди интернального типа.

„Экстернал", наоборот, лежа на больничной койке, ругает за свое больное сердце кого угодно, кроме самого себя, даже если он имеет привычку выкуривать по две пачки в день и каждый вечер в течение последних десяти лет съедать по двойному чизбургеру. Такие пациенты клеймят своих родителей („У меня ужасные гены"), даже самого Господа. От человека экстерналь- ного типа можно услышать объяснения, что его „заколдовал" тайный враг, „доконала" экология, „съели" чиновники и бюрократы. И, как можно предположить, такие пациенты совсем не хотят участвовать в собственном выздоровлении. Это работа врачей, медсестер, физиотерапевтов — только не их самих.

Вас не должен удивлять мой вывод о том, что труднее всего помогать „людям случая". Они не хотят отвечать за свое выздоровление, они не верят ни в какое лечение и не ставят перед собой никаких целей по улучшению самочувствия. Нет причин напрягаться — значит, минимальная или нулевая мотивация. Начало болезни — случайность, „черная" карта, выпавшая в слепой игре случая. Никто ни за что не отвечает, просто имеет место произвольное стечение обстоятельств. Не повезло. Оказался не вовремя не в то время не в том месте.

Вспомните тех двух пациентов нашей клиники, Стива и Дона. Очевидно, что качество жизни у Стива сейчас гораздо выше, чем у Дона. Но цель этого примера — не показать, кто был прав, а продемонстрировать, как локус контроля может и создает результаты в нашей жизни. Поскольку у Дона был такой способ мышления, что все его проблемы — от „судьбы- злодейки", плохого лечения, он не мог подключить те мощные ресурсы, которые находились в его распоряжении. Другими словами, хотя возможности выздоровления были совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, он их не видел. Его „радар" не был настроен на поиск этих ресурсов, так как он считал, что они никуда не годятся. Он был уверен, что обречен на боли в спине, и ни он сам, ни кто-либо другой не в состоянии ничего сделать. Его настрой на то, что случай — божество, которое правит всей его жизнью — в данном случае, здоровьем, — обрек его на ту жизнь, которой, я не сомневаюсь, он живет и сегодня.

Столь же важно, как и в применении к собственному здоровью, не сделать и более крупной ошибки — вопрос, который мы решаем, гораздо серьезнее. Понимание и умение управлять своим локусом контроля безусловно имеет последствия для физического здоровья человека, но, кроме того, это затрагивает и все другие аспекты жизни, прямо влияет на качество и содержание каждого прожитого нами мгновения.

То, где вы ищете причины всего происходящего с вами, вли

яет на главные моменты: карьеру, семейную жизнь и, конечно, здоровье. Если события постоянно соотносятся с ложными причинами, значит, человек живет по вымышленному „я". Причем это проявляется и в мелочах. Мой мл адши й сын Джордан однажды ворвался в дом с таким видом, как будто покорил мир. Я

знал, что у него в тот день важный экзамен, поэтому спросил:

— Эй, ну как экзамен: со щитом или на щиге?

Он ответил:

— Я их сегодня просто разгромил! Точно в яблочко! Папа, это было та-а-к легко!

Я почувствовал, что самое время провести небольшую воспитательную беседу, помочь Джордану сделать правильную самооценку. (У Бога в сердце есть отдельное место для детишек, которым суждено расти под присмотром родителя-психо- лога.)

Я сказал:

— Ты имеешь в виду, что упорно занимался, поэтому знал ответы на все вопросы? Экзамен показался легким, потому что ты владел предметом, разве не так? Так что тут заслуга не легкого экзамена, а твоя награда за усердие, правда? Вспомни, ты даже пропустил очередную серию „Симпсонов" по такому случаю!

Сын взглянул на меня с таким удивлением, как будто увидел у меня на лбу третий глаз, и, наверное, подумал: „Черт возьми, отец, да брось ты!" Он вдруг кивнул и сказал:

— Да, пожалуй... Ты прав. Я ведь действительно „упирался" две ночи подряд!

Он решил, что экзамен легкий. Но разве они бывают трудными, когда хорошо подготовлен? Трудный или легкий, это все тот же экзамен; мы сами клеим на него „бирку". Если вы „человек случая", то можете сказать: „Сегодня повезло" или „Не судьба".

„Экстернал" все спишет на сложность или простоту экзамена. „Интернал" объяснит успех своим прилежанием или, в более общем плане, своими способностями.

В какую из этих категорий вы запишете себя? На кого возложите ответственность за успех в жизни? Вы делаете выбор, полагаясь на себя или „на дядю"? Надеетесь, что тот, кому вы вручите бразды правления своей судьбой, хорошо с этим справится?

Самое время сверить факты. Так как я уже много сказал о том, что человек сам отвечает за свою жизнь, вы вправе предположить, что я голосую за „интернала" как человека, который скорее всего преуспеет на пути к подлинному „я". Правильно, мы сами создаем свой жизненный опыт. Я глубоко убежден, что большинство явлений нашей жизни управляются изнутри. Но я также верю, что, читая эту главу, вы заметили недостатки в любом „размещении" локуса контроля. Ни человек экстерн нального локуса контроля, ни „человек случая", ни „интернал" не обладают идеальной точкой зрения. Свои недостатки есть у каждой из трех типов.

Например, трудно обвинять женщину в том, что муж бросил ее с тремя детьми и сбежал с коварной красоткой, которую подцепил на работе. Такое его бесхребетное, немужское и жестокое поведение абсолютно вне ее контроля и ответственности. И если год спустя она все еще сидит, окаменев от горя, твердя: „Это все — моя вина", — значит, что-то не то с ее восприятием внешнего мира. Она непропорционально берет все на себя, возлагает на себя вину за чужое поведение. Да, действительно я считаю, что подлинное „я" человека позволяет ему контролировать свою жизнь и реакции на события, но нужно в то же время реально смотреть на то, что мы способны контролировать и что — нет.

Предположим, вы наслаждаетесь баскетбольным матчем, а в это время за две тысячи миль от сердечного приступа умирает ваш отец. Многие в такой ситуации неправильно трактуют события, начиная себя корить:

— О, если бы я оказался там, отец был бы жив. Я виноват в том, что случилось.

Прошу прошения, но стоит пару секунд поразмьпшіять логически, и можно легко прийти к выводу, что смерть отца была полностью вне вашего контроля. Тем не менее, я постоянно слышу, как люди говорят одно и то же, как и вы. Это негативное поведение „интернала". Родители часто всю жизнь клянут себя за несчастье, которое случилось с их ребенком во дворе. Как крайний случай, некоторые деятели, которых иначе как психопатами не назовешь, возлагают на себя вину даже за развязывание войн. Проблемы всего мира они считают своей личной виной. Такие отклонения очевидны всем, но и мы часто ведем себя аналогично в подобных случаях.

Страсть людей впадать в самобичевание является слабостью, которую часто эксплуатируют адвокаты. Сколько раз нам доводилось слышать их громкие заявления о том, что и вы, и я, и все общество должны нести ответственность за то, что из этого юнца вырос матерый убийца! Это не его вина, а наша — нам и отвечать. Подростки также часто используют этот „приемчик", заставляя родителей чувствовать свою вину за то, что у них не такие машины и шмотки, как у соседей. Отец и матъ виноваты.

Чепуха! Если вы „купитесь" на эту ерунду и станете брать на себя события и поведение, которые „не ваши", вне вашего контроля, вы обречены на долгие годы депрессии и „чужой" боли. В таких реакциях есть доля высокомерия и самомнения, как утверждение, что солнце всходит только по вашей команде или что орбиты планет „назначены" вами. Нужно быть рациональным и разумным. Не следует претендовать на то, что не в вашей власти. Зачем подставлять свою личность под „прицел" незаслуженной критики и подрывать уверенность в себе. Смотрите на вещи реально: вам хватит и того, за что вы отвечаете прямо и недвусмысленно, нечего брать на себя лишнее.

А что насчет людей экстернального локуса контроля? Может ли их локус контроля создавать проблемы? Конечно, да. Приписывание всего только внешним факторам может быть очень разрушительным. Например, разгульный „экстернал", оказавшийся на краю финансовой пропасти, может утешаться: „Господу угодно, чтобы я обанкротился. Это — Божья воля".

Представьте себе все последствия такого способа мышления. Если вы относитесь к данному типу, и у вас умирает кто-то из родителей, вы можете посчитать, что за это отвечает какая-то высшая сила. Вы можете впасть в ярость от ее несправедливости. Вы можете заявить: „За что Господь презирает меня? За что он меня так жестоко наказал? Не могу представить, за что я заслужил эту боль?"

Неуместное обвинение мешает разглядеть существо проблемы. Если вы неправильно поймете ситуацию, то не сможете сделать то, что от вас реально требуется. Здесь также нужно действовать рационально и естественно, как велит наше подлинное „я". Точная самооценка основана на знании того, кто вы есть в действительности и чем способны управлять. Это вымышленное „я" базируется на чувстве вины, манипуляциях и ожиданиях, которые сбивают с толку. Тот самый большой шаг, над которым мы сейчас будем продолжать работать, заключается в том, чтобы начать прислушиваться к тому, что вы себе говорите, и оценить объектив, сквозь который вы рассматриваете мир. Помните, чтобы быть подлинным в своем мышлении, вы должны иметь дело с фактами и только с фактами. Представление о себе, которое искажено „слишком внешним" локусом контроля, может привести к серьезным неприятностям.

Аналогично, слишком большая ставка на случай принижает потенциал личности и открывает дорогу очевидным проблемам. Если основываться на принципе „какая разница?", тогда вы, скорее всего, проведете свою жизнь на обочине. „Люди случая", что не удивительно, поражают других своей ленью и „от-1 ключенностъю" от жизни. Они упускают благоприятные возможности внести перемены в свою жизнь, приблизить себя к своему подлинному „я".

Как бы вы ни обосновывали свой выбор в пользу внутреннего или внешнего локуса контроля, вам не придумать ничего в пользу „человека случая". Дело в том, что в жизни ничего не происходит случайно. Жизнь без определенности — это жизнь по ложным посылкам, и только вымышленное „я" смиряется с такой жизнью. Человек отнимает у себя способность к переменам. Игнорируя возможность стать самим собой, он оказывается в состоянии постоянного хаоса. В жизни, доверенной случаю, растворяется личность.

ПОИСК СВОЕГО ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Хочется верить, что вы понемногу усваиваете понятие локуса контроля. Сейчас вы, скорее всего, догадываетесь, какого типа локус контроля „правит бал" в вашей жизни. Но давайте установим это точно. Обратимся еще раз к заполненным вами анкетам и углубимся в ваши личные данные.

Начнем с анализа ваших ответов на вопросы Приложения А, которые касаются здоровья. Эта анкета поможет вам выявить, кто или что считается ответственным за ваше самочувствие. Ваши ответы на вопросы каждого раздела дали сумму баллов от пяти до двадцати. По каждому разделу теста — внутреннему, внешнему или случайному — набранные вами баллы определяют вас в одну из трех категорий — низкую, среднюю или высокую — по следующим принципам:

Раздел I. Внутренний локус контроля

Баллы

5-12 Очень низкая связь здоровья с внутренней ответственностью

13-20 Низкая связь здоровья с внутренней ответственностью

21- 32 Средняя связь здоровья с внутренней ответственностью

33-40 Высокая связь здоровья с внутренней ответственностью

Раздел II. Внешний локус контроля

5-10 Очень низкая связь здоровья с внешними факторами

11-15 Низкая связь здоровья с внешними факторами

16-21 Средняя связь здоровья с внешними факторами

22-40 Очень низкая связь здоровья с внешними факторами

Раздел III. „Случайный" локус контроля

5-9 Очень низкая зависимость здоровья от случая

10-17 Низкая зависимость здоровья от случая

18-25 Средняя зависимость здоровья от случая

26-40 Высокая зависимость здоровья от случая

Теперь давайте рассмотрим значения набранных вами баллов. В свете того, что вы только что узнали о „случайном" подходе к жизни, вас не должно удивлять, что фактором, который лучше всего предсказывает проблемы со здоровьем в будущем и сложности с выздоровлением, является высокая сумма баллов в „случайной" категории. Если вы находитесь в высокой категории (26-40 баллов) по этой манере восприятия, это значит, что вы не верите ни в себя, ни в кого другого как хранителя вашего здоровья. Вы хотите показать, что вы — во власти любой бактерии или любого травмирующего элемента во вселенной, и у вас нет оружия бороться с ними. Если это ваш показатель, то вы, скорее всего, крайне пассивны, когда нужно взять под контроль свое здоровье (вспомните Дона).

Если у вас нет веры ни в себя и ни во что, значит нет веры и в оздоровительные ресурсы. Тогда какой смысл соблюдать диету или бросать курить? Заметьте: эта „опора" на случай не имеет ничего общего с понятием самодисциплины. Он отличается от того, когда вы не хотите менять своих привычек, потому что не хотите себя „обуздывать". Случай — синоним бессилия: нет смысла дисциплинировать себя и, следовательно, нет мотивации к переменам.

Каковы последствия для здоровья у людей экстернального типа? Высокий показатель (22-40 баллов) по „внешней" шкале означает высокую надежду на силу других людей или внешних вещей в вопросах своего здоровья. Если вы „экстернал", то, как и люди со „случайным" локусом контроля, склонны к проявлению пассивности по отношению к своему здоровью. Не полагаясь на судьбу-злодейку, вы рассчитываете на врачей или на кого угодно, способных „починить" ваш организм. Однако избежать проблем по причине ответственного поведения вам тоже не хочется. Старая пословица „грош на профилактику экономит рубль за лечение" — просто смерть для „экстер-1 нала". Стоит только ослабить энергию, как попадаешь во власть сил, которые вне твоего контроля. Предположим, например, что два или более ваших врачей разошлись во мнениях. В замешательстве и конфликте мнений можно запаниковать и не знать, что делать. Всегда плохо подменять собственное мнение чужим. Если вы относитесь к данному типу, то ваша уязви

мость в такой ситуации очень велика.

Если у вас высокие баллы по влиянию случая или внешних факторов на здоровье, то вам есть смысл познакомиться с главными „убийцами" человечества: болезнями сердца, раком, диабетом, насилием и автомобильными авариями. Какой образ жизни способен повлиять на результат? Главные причины проблем с сердцем — неправильное питание, недостаточные физические нагрузки, стресс и курение. Стресс, курение и питание также фигурируют в исследованиях по профилактике рака. Хотя имеются показания, что в диабете велика роль наследственного фактора, самые главные причины опять же — питание, физические упражнения, стресс. Стресс также часто выливается в насилие, убийства и самоубийства. А что касается автомобильных аварий, то ведущими факторами являются превышение скорости, употребление алкоголя за рулем, небрежность и „забывчивость" пристегиваться ремнями безопасности.

Подумайте обо всех этих факторах и спросите себя: кто управляет ими? Вы сами будете отвечать за свой выбор или позволите другим сделать это за вас?

Вывод: большинство основных проблем со здоровьем зависит от того, что мы делаем или не делаем. Нравится вам это или нет, но большинство причин и следствий — в ваших руках. Лечащие врачи могут лучше знать вашу болезнь, но вы лучше знаете себя. У вас больше власти над своим телом и мозгом, чем у кого-либо другого. И на вас лежит основная ответственность. Поэтому высокие баллы по внутреннему показателю часто очень продуктивны.

Теперь вы знаете, как ваше физическое состояние зависит от того, где располагается локус контроля. Давайте посмотрим на ваши баллы по анкете из Приложения Б. Как и в анкете, касающейся здоровья, оценки здесь находятся в диапазоне от пяти до двадцати. По каждому разделу теста — внутреннему, внешнему и „случайному" — ваши баллы попадают в одну из трех категорий — низкую, среднюю или высокую. Из следующей таблицы вы можете определить значение своей суммы баллов.

Раздел I. Внутренний локус контроля

5-20 Низкая связь подлинного „я" с внутренними источниками

21- 32 Средняя связь подлинного „я" с внутренними источниками

33-40 Высокая связь подлинного „я" с внутренними источниками

Раздел II. Внешний локус контроля

5-15 Низкая связь подлинного „я" с внешними источниками

16-21 Средняя связь подлинного „я" с внешними источниками

22- 40 Высокая связь подлинного „я" с внешними источниками

Раздел III. „Случайный" локус контроля

5-17 Низкая связь подлинного „я" со случайностью

18—25 Средняя связь подлинного „я" со случайностью

26-40 Высокая связь подлинного „я" со случайностью

Если вы набрали максимальные баллы по внутреннему разделу и минимальные — по „случайному", значит, вы считаете себя ответственным за положительные изменения в своей жизни. Вы готовы задавать себе жесткие вопросы, на которые нужно ответить, чтобы восстановить ясность и подлинность личности.

Если, с другой стороны, ваши максимальные баллы оказались во „внешнем" разделе, вам самое время уточнить самооценку. Нужно начать исследование того, что заставило вас отказаться от самоконтроля. Не думайте, что я преследую вас за то, что вы не соответствуете моему „лучшему" сценарию. Как мы уже видели, имеются недостатки и у внутреннего локуса контроля: иногда мы не можем управлять всем, что происходит вокруг, но у человека появляется ложная и высокомерная привычка считать иначе. Однако там, где мы можем влиять на внешний мир, мы обязаны это делать. Нужно особенно быть начеку от

негативных аспектов поведения людей экстернального типа, которое является классическим исполнением роли „жертвы".

Если ваши самые высокие баллы набраны в разделе „случай", вы должны решить прямо сейчас, выйти ли вам на поле и включиться в игру или так и сидеть на трибуне остаток жизни, ожидая, когда к вам случайно попадет мяч.

Разве так трудно принять решение? Это — ваша жизнь, почему же вы хотите быть лишь пассажиром?

При исследовании вашего локуса контроля мы говорили о конкретном стиле, в котором вы трактуете события своей жизни и реагируете на них. Я верю, что сейчас у вас уже есть точное понимание того, какой из этих трех стилей лучше всего отражает ваш подход к жизни. Знание — сила, и знание того, каков ваш стиль, даст вам новую меру энергетики вашей жизни. Это критический первый шаг в обращении к внутренним факторам.

По мере того, как вы будете знакомиться со следующими главами, вы все больше начнете осознавать свое умение отвечать на все „почему" своей жизни определенным и предсказуемым образом. Вы научитесь распознавать благоприятные возмож

ности не зависимо от того, в каком состоянии сейчас ваша самооценка и где находится локус контроля. Вы будете видеть причину события там, где она есть.

Надеюсь, что вы также поняли, что высокомерие и психология жертвы — близнецы-негодяи, населяющие ваше вымышленное „я” и готовые столкнуть вас с пути на каждом повороте. Чрезмерная интернальность означает, что человек высокомерно берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни, хорошее или плохое, вне связи с фактами. Не делайте этого! Вы не можете изменить тот факт, что умерли ваши родители, от вас ушла жена или ураган налетел на Флориду. Если вы будете настаивать на противном, то добьетесь возрождения вымышленного „я" и снова уйдете от своей истинной личности. Отличайте вещи, которыми можете управлять, от всех остальных.

Что касается тех моментов, которыми вы можете управлять — а их большинство, — вы начинаете видеть, что больше не можете играть роль жертвы. Это как в старой пословице: Бог не водит припаркованные машины. Вам нельзя больше оставаться на стоянке. Ваше подлинное „я" призывает вас: самое время начать движение. Давайте продолжать работу, несмотря на все возможные препятствия.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Никто не может заставить нас почувствовать себя ничтожеством без нашего согласия.

ЭЛЕОНОРА РУЗВЕЛЬТ

ЧТО ТАКОЕ

„ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ"

Несколько лет назад, во время проведения одного эксперимента группа ученых попросила студентов-добровольцев надеть специальные очки, которые переворачивали изображение — все предметы были вверх ногами. Первые несколько дней эксперимента студенты на все натыкались, совсем как мой дядя Боб, который на каждом семейном совете, на котором я имел несчастье присутствовать, напивался до галлюцинаций и ползал на коленях, натыкаясь на мебель. Студенты опрокидывали столы, попадали в тупики, часто падали, в общем, испытывали массу трудностей. Они знали, как мир выглядит на самом деле, и их мозг отказывался воспринимать эту вымышленную, поддельную информацию — по крайней мере на первых порах.

Затем случилось нечто необычное. Прошло несколько дней, и студенты стали воспринимать свой „фальшивый" перевернутый мир как реальный. Их мозг приспособился к этому искажению. Уже к концу первой недели они стали прекрасно ориентироваться в пространстве.

— Ничего себе, — подумали исследователи и решили продолжить эксперимент до конца месяца. К концу этого срока подопытные сообщили, что очки больше не вызывают у них

Отредактировал и опубликовал на сайте:PRESSI(HERSOH ]

никаких проблем. Они заявили, что считают свою способность ориентироваться близкой к норме. Они могли читать и писать почти с такой же легкостью, как и до эксперимента, точно определять расстояние „на глаз" и даже преодолевать длинные лестничные марши с такой же скоростью и легкостью, как и их „нормальные" коллеги.

О чем говорит этот эксперимент? О том, что мозг очень быстро привыкает к нашему восприятию, даже если мы смотрим на мир сквозь объектив, который полностью искажает действительность. Если нам дать достаточно времени, мы вскоре начинаем трактовать совершенно неправильное восприятие как истинное. „Вдолбите" человеку в голову достаточно информации, „загрузите" его должным образом и вскоре вы сможете убедить его в чем угодно. В истории человечества полно ярких и драматичных примеров: „промывание мозгов" в лагерях военнопленных, вовлечение путем внушения в культовые секты, втягивание детей в уличные хулиганские группировки. Молодые и пожилые, общительные и молчуны, образованные и неграмотные — все имеют свои взгляды, живут своей жизнью в окружении родных, разделяют определенные ценности, и все это можно довольно быстро изменить, если начать упорно пичкать их искаженной информацией. Люди с когда-то четким взглядом на жизнь, прочным пониманием добра и зла, сильными приоритетами и ценностями вдруг начинают воспринимать искаженную информацию как истину. Заведомо неверная перспектива начинает представляться правильной, что часто приводит к трагическим результатам.

Какая часть вашего представления о себе базируется на такого рода искаженном восприятии? Смысл этой главы состоит в том, чтобы выявить, возможно, и вы могли пройти „промывание мозгов", „зомбирование", которое было столь же разрушительно для сознания, хотя и менее заметно, чем вовлечение в религиозную секту. Хочется верить, что вас еще не вовлекли в секту или банду, тем не менее, полезно знать, что самый мощный „промыватель мозгов" — вы сами. И если вас „вскормили" фальшивой информацией о том, кто вы есть и кем вы не являетесь, и вы „купились" на нее, ваш мир может быть совершенно перевернутым, а вы даже не подозреваете об этом. Если ваше внутреннее „я" уязвлено и позволяет всяким ничтожествам „лить" на вас подлую чушь постоянно и ежедневно, если вы даете уговорить себя, что вы неудачник, считайте, что вы „вляпались" в очень крупную неприятность. Далее я расскажу о том, как это происходит, как воздействует на человека и что с этим делать.

ФИЛЬТРЫ

Мы смотрим на окружающий мир и на себя через систему фильтров. Давайте разберемся, что это такое. Фильтр — механизм, который что-то пропускает, а что-то, наоборот, отбрасывает. В зависимости от того, из чего изготовлен фильтр, он способен также изменять вид того, на что сквозь него смотрят, или того, что он сквозь себя пропускает. Солнечные очки — хороший пример фильтра для зрения. Только здесь я не имею в виду какой-то конкретный физический прибор, который можно надевать и снимать, как очки. Те фильтры, о которых я говорю, — не для зрения, это умственные, эмоциональные, словесные и ограничивающие наше восприятие фильтры. С их помощью мы перерабатываем и придаем весомость и значение каждому событию своей жизни. Некоторые вещи мы пропускаем, другие „отсеиваем", но каждой уделяем внимание. Наши фильтры занимаются не только тем, что мы „видим", но и тем, что „слышим", и тем, во что верим.

Поскольку мы уверены, что мы честные люди, и думаем, что сами себе не врем, мы склонны верить, что наше отфильтрованное восприятие является точным отображением действительности. Все, что проходит сквозь фильтр, будь оно точным или нет, принимается на веру. В результате, если и такое отфильтрованное восприятие лжет, мы обманываем себя „по крупному". Мы живем в полной уверенности, что перевернутый мир реален. Отсюда предупреждение: всякий раз, когда дело каса

ется ваших непроверенных и не вызывающих возражении реакций на окружающий мир, вы должны быть настороже. Вполне возможно, что вы видите себя в искаженном свете.

Я утверждаю так потому, что наши фильтры восприятия имеют свойство свободно пропускать любой негатив и задерживать позитив. Такова уж особенность человеческой натуры.

Все мы склонны искажать или упускать истину, особенно когда оказываемся в ситуации, в которой присутствует физическая или эмоциональная угроза. Например, исследования показывают, что человек под дулом пистолета фиксирует все свое внимание, что неудивительно, на оружии, а не на двери или любой другой возможности спастись. Почему? Потому что негативное всегда „кричит" громче, чем позитивное, и чем ярче негатив, тем громче „крик". Мы настроены на негатив, угрозу, проблемы, потому что в нас силен инстинкт самосохранения, поэтому если кто-то или что-то воспринимается нами как угроза (оружие), она может затмить или вытеснить все прочие события или реакции. Страх оружия приковывает внимание, полностью отодвигает и исключает любую другую информацию. Стены могут обрушиться вокруг вас, но вы даже не заметите этого. Такова сила нашего мозга, когда он „зацикливается" на негативе.

Давайте рассмотрим сценарий, который может быть ближе к реальности. В вашей жизни есть множество людей, которые верят в вас и вдохновляют вас. Ваша „группа поддержки" может насчитывать сотни человек, но я готов поспорить, что если у вас есть хотя бы один или два критика — один или два нелицеприятных „правдолюбца", — то эта „шумная парочка" способна захватить все ваше внимание, целиком вытесняя весь положительный эффект. Почему? Потому что любой отказ, критика или нападки причиняют нам боль, и мы вынуждены обращать на это внимание. Как и в случае с пистолетом грабителя, наши фильтры настроены на болезненную угрозу, и мы видим эту угрозу собственному мнению о себе более живо, чем что- либо другое. Что столь же важно: негативные тенденции могут оставаться с нами долгое время. Подумайте об актере на сцене: сотни восторженных поклонников окружают его почестями и вниманием, но запомнится ему тот единственный невежда, который кашлянул или не к месту засмеялся во время спектакля.

В 3-й главе я говорил, что наше прошлое проникает в настоящее и определяет будущее. Фильтры показывают, как это происходит. Например, кто-то причинил вам сильную боль. Вы можете принять это к сердцу, при этом проигнорировав гораздо более сильное положительное воздействие большего числа людей. Весь мир воспринимается через такой фильтр, который „видит" всех людей в виде угрозы. Возможно, вы сделали неверный вывод о том, что вас обидели заслуженно (неправильный внутренний л о кус контроля) или, как минимум, что вам следует принять эту боль как должное. В любом случае такое негативное событие делает вас немного другим; вы позволяете критикам убедить себя, что они правы, и присоединяете свой собственный голос к мнению тех, кто травит вас.

Если, с другой стороны, ваш опыт общения с миром поучителен и поддерживает вас и именно его вы решили усвоить, то скорее всего, вы станете ожидать новых событий сквозь фильтр, который является позитивным. Вы внушаете себе, что со всем сможете справиться и во всем преуспевать. То, как вы живете и взаимодействуете с миром, находится под естественным влиянием того, что вы думаете и видите, что, в свою очередь полностью является „продуктом" фильтров, сквозь которые мы видим, слышим, чувствуем и думаем об этом мире.

Другими словами, наши фильтры — в значительной степени продукт нашего опыта, но мы „тащим" их с собой, применяя каждую секунду своей жизни. Возможно, фильтры были к месту в какой-то прошлой ситуации, но стоит ли доверять им сейчас? Справедливо ли судить о настоящем по событию, которое давно прошло и забыто? Разве вы судите о людях, которых встречаете сегодня, не по тому, что они делают и что собой представляют, а по аналогии с тем, что когда-то думали о каких-то других людях?

Как мог сказать вам любой из тех студентов, „перевернутая" жизнь становится все более естественной, чем дольше ею живешь. Еще говорят, что не опровергнутая ложь скоро становится правдой. И мы, конечно же, будем житъ уже с этой „правдой". Дело в том, что, в отличие от студентов из эксперимента, мы объясняем себе окружающий мир и свое место в нем намного дольше одного месяца. Ваши фильтры почти наверняка кажутся вам „нормальными". Но что, если, как военнопленного или сектанта, вас бомбардировали дезинформацией про вас так долго, что вы, наконец, стали верить в нее и жить так, как будто это правда? Сейчас многое кажется совершенно нормальным, но так ли это на самом деле? Или вы очень давно в последний раз смотрели на себя непредвзятым взглядом, и поэтому уже не в состоянии распознать, что реально, а что нет? Может, вы просто забыли? Может, ваша жизнь так глубоко погрязла в повседневной борьбе за выживание, во всех этих счетах на оплату, детях, браке, работе и семье, чувстве вины и суматохе, что фильтр настолько засорился проблемами, что больше ничего не пропускает? Может, вы убедили себя, что нет смысла стремиться к тому, чего действительно хочется?

И вот вывод: если с вами произошло что-то из вышесказанного, если вам не удается проверить истинность ощущений, которые „проходят" через эти фильтры, вы можете сделать серьезные ошибки в своих оценках, так как восприятия, основанные на истории жизни и страхе боли, могут оказаться совершенно ложными, и вы пройдете мимо благоприятных возможностей. На самом деле, когда на кону стоит ваша жизнь, у вас нет времени ни на что совершенно ложное.

Теперь я хочу сформулировать как можно четче основной смысл этой главы. Ваше представление о себе находится под угрозой, так как вы, скорее всего, обманываете себя дезинформацией, которую принимаете за истину. Вполне возможно, на вас — „перевернутые очки". Поэтому:

нужно понять, что вы реагируете не на то, что происходит на самом деле, а на то, как вы это воспринимаете; нужно научиться проверять свое восприятие (отфильтрованную информацию), и не воспринимать свои предположения как факты.

ВВЕДЕНИЕ ВО ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.043 сек.)