АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности лирики Н.Заболоцкого

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  3. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  4. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  5. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  6. Акции, их классификация и особенности
  7. Анатомо-физиологические особенности сердца.
  8. Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  9. Артистические и музыкальные способности и типологические особенности.
  10. Б. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций организма.
  11. Биологические особенности гельминтов класса трематод
  12. Биологические особенности гельминтов класса цестод

Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его творческой эволюции, о ее движущих силах, о принципах ее периодизации.

В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные исторические условия для совершенствования и проявления таланта, удалось вписать новое весомое слово в русскую поэзию.

Внук николаевского солдата и сын заведующего земской сельскохозяйственной фермой, Н. А. Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Мать до замужества была школьной учительницей, свою энергию она вложила в воспитание на шестерых детей, привила детям любовь к книгам, которых дома было немало.
Отцу, напротив, были свойственны черты старозаветной патриархальности, где требование порядка и дисциплины граничило с суровым обращением с детьми. Хотя одновременно ему не были чужды научные взгляды, которые проявлялись в его борьбе против земледельческой косности и безграмотности крестьянства.
В старшем сыне Николае он видел своего преемника, будущего агронома, и потому часто брал его с собой в поездки по окрестным полям и деревням. Впечатлительный, восприимчивый мальчик сердцем постиг и полюбил русскую природу, научился видеть и чувствовать самые тайные и прекрасные ее черты, вплотную познакомился с жизнью и трудом крестьян.
Любовь к природе, открытие ее величайшего значения для человечества стали знаменем, которое Н. Заболоцкий - сознательно или невольно - воздвигнул позднее над зданием всего творчества.
Мечте отца не суждено было сбыться: семилетний мальчик, с радостью отправлявшийся с ним в служебные поездки и тайком в чулане проводивший "естественнонаучные" опыты, уже тогда писал стихи, часами просиживал над книгами, а к двенадцати годам твердо решил стать литератором.

Эпоха Обэриутов. В 1921 году Н. А. Заболоцкий, приехав в Петроград, поступил на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена, быстро и успешно вошел в круг литераторов и начал вершить карьеру поэта.

Стихотворения молодого автора не были порождением только голой фантазии. Часы, проведенные им в родительском доме за чтением книг античного философа Платона, классических русских поэтов Г. Державина, А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева и, наконец, немецкого поэта Гете, сформировали в его сознании специфические требования к создаваемым им произведениям: остроту и глубину мысли в них, эмоциональность, искренность. Однако, не желая оставаться под влиянием чужого опыта, он вел поиск собственного оригинального стиля.

Ранние произведения («Столбцы», «Торжество земледелия»).

Особенности раннего периода (из лекций): новые темы для лирики (например, охота птицы на мышь «Птицы»), яркие зрительные образы (картины), эксперименты с формой, философская глубина, гротеск, метафоры, отношение к природе: природа – это тюрьма, где все должны друг друга поедать и страдать, бороться за выживание («Птицы»); главная задача человека – венца природы – в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.

Утверждению своеобразной творческой манеры "раннего" Заболоцкого служило несколько обстоятельств. Во-первых, способность поэта мыслить и воссоздавать в стихотворениях окружающий мир пространственными образами, что сближало его произведения с жанровой живописью П. Брейгеля, М. Шагала, П. Филонова, К. Малевича, творчеством которых он интересовался. Во-вторых, его желание запечатлеть действительность 20-х годов со всеми ее неприглядными сторонами, рожденными переходным периодом. Он стремился зафиксировать в образах все детали стремительной жизни, а потом в общей наглядной картине современного быта разграничить "белое" и "черное" и ответить на философские вопросы: для чего дана человеку жизнь? в чем смысл бытия? В-третьих, участие Заболоцкого в работе литературной авангардистской группы Обэриу, проводившей смелые словесные эксперименты с целью отыскать такую поэтическую форму, которая выражала бы в абсолюте сознание художника, его неординарное, обостренное видение мира. "Мир - без прикрас, поэзия - без украшательства" - принцип, положенный обэриутами в основу творчества. Они утверждали, что поэзии пора перестать быть облегченным, романтически-отвлеченным жанром. Она должна соответствовать жестким условиям времени. Поэтому члены Обэриу отказывались пользоваться традиционными поэтическими приемами, и это была серьезная попытка сделать новый шаг в литературе в сторону от классических канонов.

Перечисленные обстоятельства подвели Н. А. Заболоцкого к созданию "ребусной" формы стиха: стихотворений-ребусов, где в сложных словесных конструкциях, состоящих из алогичных метафор, гипербол и гротеска, зашифрованы высокие философские мысли.

С 1926 года поэт утверждается в найденном методе и, постепенно совершенствуя его, работает уже как мастер. Стихотворения "Белая ночь" (26), "Вечерний бар" ("Красная Бавария", 26), "Новый быт" (27), "На рынке" (27), "Рыбная лавка" (28), "Свадьба" (28) и другие впервые прозвучали в исполнении автора на литературных вечерах и публиковались в приложении к газете "Ленинградская правда". В 1929 году они вышли из печати в сборнике "Столбцы" и принесли Заболоцкому шумную, скандальную известность.

Сборник "Столбцы" (29) состоит из двух циклов: "Городские столбцы" и "Смешанные столбцы". Циклы различны и как бы противопоставлены один другому по тематике и по настроениям, побудившим автора к их созданию.

Каждое стихотворение "Городских столбцов" - выхваченная из городского быта картина, словно сфотографированная памятью художника в виде уродливой фантасмагории, где однообразно и бездумно живут сытые, плотоядные существа, подобные тем, каких на рубеже 15-го и 16-го веков изображал на своих полотнах нидерландский живописец Иероним Босх. Эмоциональный взрыв, вызванный ощущением дисгармонии, хаоса, несправедливости и грубости обстановки в стране в период НЭПа, рождал взрыв-стихотворение. Трагически-мрачные настроения, усиленные максимализмом молодости, заставили поэта наполнить стихи полуфантастическими уродами, совершающими нелепые и отвратительные действия. Это был своеобразный способ сатирического изображения мещанского быта в городе, который он отвергал и презирал.

«Смешанные столбцы», в которых преимущественно показан мир природы, где поэт обнаруживает то изначально значимое, что утрачено в реальности городской.

Автору был чужд и противен душный мир рынков, толкучек со спекулянтами, лавок, замкнутых квартирок, шумных равнодушных улиц с калеками и попрошайками, ставших главным местом действия в цикле. В этом мире все подлежит купле-продаже, определена даже цена человеческой жизни, но она невелика, потому что кругом властвует материальное, телесное, бездуховное.

Быт советской России действительно казался поэту отталкивающим: он с удивлением наблюдал грязные и мрачные «колодцы» городских дво­ров, зловонные выгребные ямы, рынки и толкучки, наполненные пест­рым людом: нищими, спекулянтами, калеками. Одна из реалий тогдаш­ней жизни, пивная, описана в стихотворении «Красная Бавария» (в по­здней редакции «Вечерний бар»):

В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно,

Под электричеством играя,

В бокале плавало окно.

Оно, как золото, блестело,

Потом садилось, тяжелело,

Над ним пивной дымок вился…

Но это рассказать нельзя.

И в том бутылочном раю

Сирены дрогли на краю Кривой эстрады.

На поруки Им были отданы глаза.

Они простерли к небесам

Эмалированные руки

И ели бутерброд от скуки.

В приведенном отрыв­ке — иронические метафоры («в глуши бутылочного рая», «сирены», то есть певицы, руки которых кажутся «эмалированными» от яркого электрического света); эффектные зрительные образы, в которых стал­киваются разные по масштабу детали (бокал и отражающееся в нем, «плавающее» окно, которое «садилось, тяжелело»). Заболоцкий придви­гает картину вплотную к глазам зрителя. Она становится рельефной, выпуклой, одушевленной.

Еще один значительный художественный прием, использованный поэтом для выражения противоестественности происходящего, - мотив сна. Сон в "Столбцах" - инструмент для передачи трансформированной действительности, фантасмагорическая суть которой не отличается от сути сновидения. В стихотворениях "Футбол" (26), "Болезнь" (28), "Фигуры сна" (28) имеют место приемы "нанизывания", "вырастания" одной детали из другой без логической мотивации, обрывочность, из которой в результате складывается сюжетная целостность.

Во сне он видит чьи-то рыла,
Тупые, плотные, как дуб.
Тут лошадь веки приоткрыла,
Квадратный выставила зуб.
Она грызет пустые склянки,
Склонившись, Библию читает...
("Болезнь", 28)

Абсурдность ирреального сна - интерпретации возможных дневных событий - приравнивается автором к сумбуру реальной действительности, в которой он не находит ни одной целесообразной, приятной черты.

Н. Заболоцкий приходит к выводу, что власть большого города губительна для человека: не он контролирует город, а именно это нагромождение камня и стекла, разрушающее связи человека с природой, диктует ему свою волю, растлевая и уничтожая его. Спасение молодому поэту виделось в возвращении людей к природе, в возобновлении их родственных связей.

"Смешанные столбцы" - логическое продолжение предыдущего цикла в сборнике.

Стихотворения второго цикла выдержаны в торжественном тоне радостного открытия:

Природа в стройном сарафане,
Главою в солнце упершись,
Весь день играет на органе.
Мы называем это: жизнь.
("Поэма дождя", 31)

В центре внимания поэта - образ земли-родительницы, от которой веет силой, любовью, лаской. Она дарит жизнь, и она же принимает живое после смертного часа. Фантазия художника позволила Заболоцкому на время раствориться в Природе, стать деревом, травой, птицей - частью ее в буквальном смысле, как в стихотворениях "В жилищах наших", "Искушение" (29), "Человек в воде" (30).

Животные, растения, стихия наделяются сознанием, "оживают", подобно тому, как "оживала" в предшествующем цикле стихия городского быта. Но если в сатирических стихах о мещанском прозябании автор в силу художественного восприятия "вселял" в предметы злой, мстительный дух, уродующий психику людей, то в произведениях о природе он признает факт существования в ней "всеобъемлющей души", то есть универсального духовного абсолюта. Она мыслит, страдает, сомневается, но при этом остается величественной, гордой и снисходительной к невежественному, эгоистичному человеку-потребителю, как взрослая великодушная Мать. Человек не способен оценить ее, защитить и сберечь. Напротив, он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы.

Когда б видали мы
не эти площади, не эти стены,
А недра тепловатые земель,
согретые весеннею истомой;
когда б мы видели в сиянии лучей
блаженное младенчество растений, -
мы, верно б, опустились на колени
перед кипящею кастрюлькой овощей.
("Обед", 29)

В "Смешанных столбцах" Н. Заболоцкий создал символ природы, в котором угадывается желание философского осмысления ценности жизни и ее сути.

Первая книга Н. Заболоцкого "Столбцы", состоявшая из 22-х стихотворений, заметно выделялась оригинальностью стиля даже на фоне того многообразия поэтических направлений, каким характеризуется русская литература 20-х годов.

Оценивая поэтику цикла «Столбцы», можно сказать, что она была и традиционной, и новаторской. Традиционными были пластическая конкретность, внутренняя законченность, некоторые приемы русского модернизма и футуризма. Новаторство составляли сдвиги и нагроможде­ния словесных образов, контрастные переходы высокого и низкого. Ко­нечно, стихи этого сборника были многоплановы, их воздействие на читателей не было одинаковым. Поэтому критические оценки были раз­личными: от восторженных похвал до резкого неприятия. Но одно каче­ство этих стихов было несомненным: дух раблезианства, карнавальной пляски, цирковой феерии. По словам критика Д. Максимова, Заболоц­кий любовался в «Столбцах» «грубой и тупой, но остро ощутимой мате­риальностью, фламандской плотью этого мира, громыханием его тяже­ловесной материи, его грузной, утробной, но красочной жизненностью».

В 1929—1930 годах была написана поэма "Торжество земледелия", обращенная к проблеме взаимоотношений природы и человека. Впервые автор заговорил о страдании как философской проблеме: человек страдает от собственного несовершенства и несет страдания природе, создавшей его. Если люди смогут победить в себе эгоизм, избавятся от корыстного, потребительского образа жизни, сплотятся между собой, то им откроется мудрость коллективного преобразования жизни, земледелия, самой природы. В поступательной научной деятельности видел поэт выход из хаоса, из жестокого преобладания сильного над слабым, людей над растениями и животными, утверждая в будущем победу разума.

Поэма «Торжество земледелия» представляет собой философский манифест, в центре которого — осмысление современности, события коллективизации. Центральная тема — преобразование природы, слепой природной стихии сознательным творчеством человека, освобожденного революцией, и мечта поэта о новом единстве человека и природы, о новом их одухотворенном взаимодействии. Заболоцкий увидел в коллективизации следующее: человечество, проникнутое духом бесклассового общества, не может не ужаснуться своему разрушению природы. Человек-эксплуататор превратится в разумного организатора. Именно в этой поэме представлен образ Хлебникова как провидца, впервые заговорившего об освобождении животных («конские свободы» и «равноправие коров»). В поэме Заболоцкий наделяет коней, быков способностью мыслить, рассуждать на равных с человеком.
В поэме декларируется убежденность поэта в том, что человек должен ощущать свою связь с Вселенной через мир природы. Если человек — носитель разума, то его цель — разумно организовать вселенную, чтобы поднять животных с иной ступени развития до уровня развития человека. Для Заболоцкого коллективизация стала способом разумного преобразования мира. Позднее поэт пишет такие произведения, как «Поэма дождя», «Испытание воли», «Школа жуков», «Безумный волк», «Деревья» и др. Центральная идея, объединяющая все эти поэмы — разумное преобразование мира и этическое отношение человека к мирозданию. Заболоцкий стремится создать образ мира как некоего единства, где каждый предмет находится в отношениях глубокого родства со всеми другими.

Сам Заболоцкий выделял два периода своего творчества. Первый — создание «Столбцов» и поэм, второй период ознаменован написанием лирических стихотворений. Характерно, что ранние произведения Заболоцкого во многом отличаются от почти классических поздних. Но для всех стихотворений поэта общезначима философская направленность, стремление осмыслить явления жизни, бытия на уровне философии. Можно сказать, что поэзия Заболоцкого находилась в прямом взаимодействии с философскими идеями своего времени и отражала наиболее актуальные моменты, в частности, коллективизацию.


3. Произведения второго периода творчества поэта.

Особенности (из лекции): нет непривычных экспериментов, строгие классические стихи, изменилось отношении е к природе: природа – не тюрьма, а безумная мать; гармонизация природы.

Ничто не предвещало беды. Но неожиданно, 19 марта 1938 года, по сфабрикованному обвинению в причастности к несуществующей "контрреволюционной писательской организации" Н. А. Заболоцкий был арестован НКВД, осужден без суда и сослан в исправительно-трудовые лагеря на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. Главными обвинительными документами в его "деле" стали злобные критические статьи, исказившие суть его произведений.

Трудно однозначно определить, что послужило тому причиной. В любом случае в новых стихотворениях Н. А. Заболоцкого обнаруживается и развитие философской концепции, и стремление максимально сблизить форму стиха с классической.
В его поэзии 1940 - 1950-х годов появляется несвойственная ему ранее душевная открытость, пропадает авторское отъединение от предмета разговора. В произведениях московского периода открываются его собственные стремления, впечатления, переживания, порой звучат автобиографические ноты. Философское содержание не покидает его стихотворений.

Стихотворение «Метаморфозы» можно назвать знаковым, это своего рода философский манифест Н. Заболоцкого. Метаморфозы показаны поэтом как залог жизни, поскольку ее сущность состоит в обновляемости изменений, перетекании жизни из одной формы в другую. Эта идея метаморфоз иначе осмысляется в более поздний период творчество поэта, когда Заболоцкий стремится противопоставить царящему на земле хаосу такие понятия, как добро и красота. Для поэзии этого периода характерно сближение с поэзией классических форм, философской поэзией Тютчева и Пушкина.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь,На самом деле то, что именуют мной,-Не я один. Нас много. Я - живойЧтоб кровь моя остынуть не успела,Я умирал не раз. О, сколько мертвых телЯ отделил от собственного тела! Душа, в понимании "позднего" Заболоцкого, - нематериальная субстанция, совокупность знаний, опыта и стремлений, не подверженных уничтожению временем и невзгодами.

Заболоцкому удалось при изменении формы сохранить глубокую философичность содержания. В поздних произведениях читатель не найдет отвлеченности поэзии, все конкретно, как у классиков. Особое значение приобретает идеал красоты — эстетическое, таким образом, приравнивается к этическому.

 

В стихотворении «Лесное озеро» образ озера предстает как бездонная чаша прозрачной воды, которая «сияет и мыслит мыслью отдельной». Озеро становится источником правды и животворной воды.

Бездонная чаша прозрачной воды

Сияла и мыслила мыслью отдельной,

Так око больного в тоске беспредельной

При первом сиянье вечерней звезды,

Уже не сочувствуя телу больному,

Горит, устремленное к небу ночному.

И толпы животных и диких зверей,

Просунув сквозь елки рогатые лица,

К источнику правды, к купели своей

Склонились воды животворной напиться.


Продолжая развивать идею метаморфоз, Заболоцкий демонстрирует безграничные возможности человека. Например, за некрасивой внешностью скрывается необыкновенной красоты душа («Некрасивая девочка»)... Поэт задается вопросом: «Что такое красота? Сосуд пустой или огонь внутри?»
Для Заболоцкого сердце поэзии — в ее содержательности. Можно с уверенностью сказать, что Заболоцкий был и остается одной из наиболее многогранных творческих натур, и своеобразность творческого метода — одна из характерных черт эстетики Заболоцкого.

 

Источники:

1. Игошева Т.В. Проблемы творческой эволюции Н.А.Заболоцкого НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород,1998.

2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М.: Художественная литература, 1970.

3. Даниленко В. П. Художественная картина мира Николая Заболоцкого Основы духовной культуры в картинах мира М.: Вече 2000

4. Рылеев Константин История с иронией // Новая Газета №75, 2006

5. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М.: Просвещение, 1984.

6. Павловский А.И. Современная советская поэзия. М.: Советский писатель, 1982

7. Захар Дичаров. Николай Алексеевич Заболоцкий // Распятые, Санкт-Петербург "Всемирное слово", 1994.

8. Револьд Банчуков Грани жизни и творчества Николая Заболоцкого//Вестник № 17 1999

9. Татьяна Бек Николай Заболоцкий: далее везде // Знамя №11, 2003

10. Заболоцкий Н. А. Полное собрание стихотворений и поэм. Избранные переводы / Вст. Статья Е. В. Степанян. Сост., подг. текста и примеч. Н. Н. Заболоцкого. - СПб.: 2002. - 768 с.
11. Заболоцкий Н. А. "Огонь, мерцающий в сосуде...": Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. / Сост., жизнеописание и прим. Н. Н. Заболоцкого. - М.: 2001. - 944 с., илл.
12. http://student.zoomru.ru/lit/cvoeobrazie-liriki-zabolockogo/234126.1828929.s2.html анализ

Вопрос №19


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)