АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренний смысл. 605. Теперь говорится об образовании новой Церкви, называемой "Ноем"

Читайте также:
  1. CALS в широком смысле
  2. В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
  3. В-третьих - какие бы не были выводы, их всегда можно и нужно осмыслить.
  4. Валовой внутренний продукт
  5. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ
  6. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и методы их исчисления.
  7. Валовой внутренний продукт: производство, распределение, обмен и потребление. Метод расчета ВВП по добавленной стоимости.
  8. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт: их структура и сравнительная характеристика.
  9. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Конечный продукт. Промежуточный продукт. Добавленная стоимость.
  10. Валовый внутренний продукт
  11. Валовый внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета.
  12. Вид речевой деятельности, в процессе которого происходит восприятие и осмысление письменного текста, – это

605. Теперь говорится об образовании новой Церкви, называемой "Ноем". Ее образование описано ковчегом, в который были собраны живые твари всякого вида. Но прежде, чем новая Церковь могла появиться, человек Церкви неизбежно должен был подвергнуться многим искушениям, которые описаны подниманием ковчега, его раскачиванием и пребыванием на водах потопа. Наконец, он стал истинным духовным человеком, который обрел свободу, что означается схождением вод и дальнейшими событиями.

606. "Потоп", "ковчег", и следовательно описание потопа и ковчега, означает возрождение, а также искушения, которые ему предшествуют. Это знают сегодня ученые люди, поскольку они также сравнивают возрождение и искушения с водами потопа.

607. Древнейшая Церковь, как говорилось, была небесной, тогда как Древняя Церковь стала духовной. Если Древнейшая Церковь обладала перцепцией добра и истины, то Древняя Церковь обладала вместо перцепции некоторым видом предписания, который может быть назван совестью.

[2] Однако до сих пор миру неизвестно, и в это трудно поверить, что люди Древнейшей Церкви обладали внутренним дыханием, а не внешним, за исключением того, которое было беззвучным. Таким образом, люди не так много изъяснялись посредством слов, произносимых вслух, как в более поздние времена, и как делают это в настоящее время, но общались подобно ангелам через мысли. Они могли выражать мысли посредством бесчисленных изменений выражения своего лица и облика, особенно посредством изменения губ, где есть бесчисленные нити мускульных волокон, которые в настоящее время все являются связанными, но которые имели свободу движения в те времена. Они могли настолько показывать, обозначать и представлять ими понятия, выражая их за минуту времени, что в наши дни потребовался бы целый час, чтобы это сказать, произнося звуки и слова. И они могли делать это намного полнее и яснее для постижения и пониманию тех предметов, чем это можно сделать посредством слов, или предложений. Это может показаться невероятным, но это действительно так. Есть также многие другие, не принадлежащие этой земле, которые говорили и до сих пор говорят подобным образом; о них по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии.

[3] Мне дано было также познать природу такого внутреннего дыхания, и как оно изменилось в процессе времени. Поскольку древнейшие люди имели дыхание подобное ангелам, которые дышат подобным образом, то их мышление составляли глубокие понятия, и они могли иметь такую перцепцию, которую невозможно описать. Даже если бы можно было бы описать, какой она в действительности была, то этому не поверили бы, потому что не поняли бы. Однако у их потомков это внутреннее дыхание постепенно прекратилось; и у тех, которые были одержимы ужасными убеждениями и фантазиями, оно стало таким, что они больше не могли представлять никаких понятий мышления, кроме самых абсурдных, в результате чего они не могли продолжать существование, и поэтому все вымерли.

608. Внутреннее дыхание постепенно сменилось внешним. А с внешним дыханием пришла и голосовая речь или произносимые звуки, которые заключали в себе понятия, выражающие мысли. Таким образом, состояние человека полностью изменилось, и он не мог больше обладать перцепцией. Вместо перцепции он имел некоторый вид предписания, который может быть назван совестью, поскольку подобно совести он был по сути чем-то средним между перцепцией и совестью. И когда это произошло, люди не могли уже поучаться через внутреннего человека, подобно древнейшим людям, но поучались через внешнего человека. Следовательно откровения, получаемые Древнейшей Церковью, следовали за положениями учения, которые прежде всего должны были восприниматься внешними чувствами. Они должны были создавать материальные понятия в памяти, из которых формировались понятия мышления, такие понятия являлись теми средствами, которыми они научались. Поэтому дух этой Церкви совершенно отличался от духа Древнейшей Церкви. И если бы Господь не переместил человеческий род в этот дух или в это состояние, никто вообще не мог быть спасен.

609. Поскольку состояние человека Церкви, называемой Ноем, совершенно отличалось от состояния человека Древнейшей Церкви, он больше не мог, как уже говорилось, наставляться и просвещаться таким же образом, как древнейшие люди; ибо его внутренние начала были закрыты настолько, что он не имел уже никакого сообщения с небесами, кроме такого, которое им не осознавалось. В результате он мог быть поучаем только внешним путем рассудка или чувств, как уже говорилось. По этой причине, по провидению Господа, положения учения о вере вместе с некоторыми из откровений, данных Древнейшей Церкви, были сохранены для использования потомками. Эти положения учения были сначала собраны "Каином" и сохранены, чтобы предотвратить их уничтожение. Поэтому в отношении Каина было сказано, что "знак был положен на него, чтобы никто его не убил", как это можно видеть в главе 4:15. Впоследствии они были собраны в учение "Енохом", и поскольку такое учение должно было использоваться не в тот период времени, а потомками, поэтому сказано, что "Бог взял его", что видно в главе 5:24. Эти положения учения о вере были сохранены Господом для потомков или Церкви. Поскольку Господь предвидел, что восприятие погибнет, поэтому также предусмотрел, чтобы эти положения учения остались.

610. [Стих 9] Вот поколения Ноя: Ной был человек праведный и совершенный среди членов своего рода; Ной ходил пред Богом.

"Поколения Ноя" означают описание преобразования или возрождения новой Церкви. "Ной был человек праведный и совершенный среди членов своего рода" означает, что он был таким, что мог быть наделен милосердием, "праведный" относится к добру милосердия, а "совершенный" – к истине милосердия; тогда как "члены его рода" относятся к вере. "Хождение перед Богом" здесь, как и прежде, когда говорилось о Енохе, означает учение веры.

611. Что "поколения Ноя" означают описание преобразования или возрождения новой Церкви, ясно из сказанного прежде (Бытие 2:4; 5:1).

612. "Ной был человек праведный и совершенный среди членов своего рода" означает, что он был таким, что мог быть наделен милосердием. Это ясно из значения слов "праведный и совершенный", "праведный" относится к добру милосердия, а "совершенный" – к истине милосердия; а также это ясно из того, что сущностью этой Церкви было милосердие, о котором по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии. Что "праведный" относится к добру милосердия, а "совершенный" – к истине милосердия, ясно видно из Слова, как у Исаии:

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу (Ис. 58:2).

Здесь "суд" означает принадлежащее истине, а "правда" – принадлежащее добру. "Исполнение суда и правды" стало устойчивой формулой для исполнения истины и добра (Ис. 56:1; Иер. 22:3, 13, 15; 23:5; 33:14, 16, 19). Господь сказал:

Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43).

"Праведники" означают наделенных милосердием; и о кончине века Он сказал:

Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных (Мф. 13:49).

Здесь также "праведные" означают пребывающих в добре милосердия.

[2] "Совершенный" означает истину, происходящую от милосердия, ибо истина может происходить от многих других источников; но то, что происходит от добра милосердия от Господа называется "совершенством" и "совершенным человеком", как у Давида:

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем (Пс. 14:1, 2).

Здесь описан "совершенный" человек. Также:

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с совершенным человеком являешь Твое совершенство (Пс. 18:26),

где "совершенным человеком" является тот, кто таков от святости, или добра милосердия. Также:

Господь дает благодать и славу; ходящих в совершенстве Он не лишает благ (Пс. 84:11).

[3] "Совершенным человеком" является тот, кто истинен от добра, или кто говорит и творит истину от милосердия. Это ясно из слов "ходить" и "путь", которые часто относятся к тому, что является совершенным, то есть к целостности или полноте, а также из слов "честный" или "честность", которые относятся к истине. Как у Давида:

Буду размышлять о пути совершенном: `когда ты придешь ко мне?' Буду ходить в совершенстве моего сердца посреди дома моего (Пс. 100:2).

И в стихе 6 того же псалма:

Кто ходит путем совершенства, тот будет служить мне (Пс. 101:6).

Также:

Блаженны совершенные в пути, ходящие в законе Господнем (Пс. 119:1).

И у того же автора:

Совершенство и честность да охраняют меня (Пс. 25:21).

И в другом месте:

Наблюдай за совершенным человеком и смотри на правдивого, ибо будущность [такого] человека есть мир (Пс. 37:37).

Из этих отрывков ясно, что творящий добро называется "праведным", а творящий истину, оттуда происходящую, или "творящий правду и суд", что то же самое, называется "совершенным". "Святость" и "праведность" относятся к небесному веры, а "совершенство" и "суд" – к духовному, оттуда происходящему.

613. Что выражение "среди членов своего рода" относится к вере, не ясно по буквальному смыслу, который является историческим; но поскольку здесь рассматриваются внутренние вопросы, то подразумеваются предметы, связанные с верой. Это также ясно из хода мыслей, что роды здесь не означают ничего иного. То же встречается в других местах Слова, как у Исаии:

И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих родов, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис. 58:12).

Все это означает принадлежащее вере; "пустыни вековые" означают небесные предметы веры; "основания многих родов" – духовные предметы веры, которые пали с древних времен. У того же пророка:

И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов (Ис. 61:4);

Здесь означается подобное. Также:

Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Сущего, и потомки их с ними (Ис. 65:23).

Здесь также "рождать" относится к тому, что принадлежит вере; "трудиться" относится к тому, что принадлежит любви. О последних сказано, что они являются "семенем, благословенным от Сущего", а о первых, что они есть "потомки".

614. Что "хождение пред Богом" означает учение веры, может быть видно из того, что было сказано прежде о Енохе (Бытие 5:22, 24), о котором также говорилось, что он "ходил перед Богом", и там это означало учение веры, сохраненное для использования потомством. А поскольку это и есть то потомство, для которого все было сохранено, то теперь эта тема поднимается снова.

615. Здесь в общем описана природа человека этой Церкви; не то, каким он еще был, но каким мог стать, ибо то, что далее следует, относится к формированию такого человека: то есть, через познания веры он мог быть наделен милосердием, и таким образом, действовать из милосердия, и из добра милосердия знать, то есть истина. Вот почему добро милосердия или "праведность" предшествует, а истина милосердия или "совершенство" следует. Как говорилось прежде, милосердие есть любовь к ближнему и милость; и это есть более низкая степень любви Древнейшей Церкви, которая была любовью к Господу. Таким образом, любовь теперь спустилась, стала более внешней, и должна была называться милосердием.

616. [Стих 10] Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета.

"Ной родил трех сыновей" означает, что от этого произошли три вида учения, которые понимаются под Симом, Хамом, и Иафетом.

617. "Ной родил трех сыновей" означает, что от этого произошли три вида учения; это ясно из всего, сказанного ранее об именах, означающих ничто иное, как Церкви, или, что то же самое, учения. То же и здесь; но здесь они упоминаются только ради последовательности и связи с предыдущим, которая состоит в том, что Господь предвидел, что человек такого внутреннего склада может быть наделен милосердием; но что, однако, от этого произойдут три вида учений, которые по Божественному милосердию Господа будут описаны далее, там где говорится о Симе, Хаме и Иафете.

618. О том, что "Ной был человек праведный и совершенный", что он "ходил пред Богом", и здесь, что он "родил трех сыновей", говорится в прошедшем времени, хотя эти выражения относятся к будущему. Должно быть известно, что внутренний смысл таков, что не имеет никакого отношения к временам; и это подтверждается на языке оригинала, где иногда одно и то же слово может относиться к любому времени (прошедшему, настоящему или будущему) без использования других слов. Таким образом, внутренние вещи становятся более очевидными. Этот язык приобретает такую особенность из внутреннего смысла, который является более многообразным, чем кто-либо может поверить; и поэтому он не может быт ограничен временами.

619. [Стих 11] Но земля развратилась пред Богом, и наполнилась земля насилием.

"Земля" означает род людей, о котором уже говорилось. Говорится, что она "развратилась" по причине ужасных убеждений, и "наполнилась насилием" по причине нечистых вожделений. В этом и в следующих стихах данной главы говорится "Бог", потому что не уже было никакой Церкви.

620. Что "земля" означает род людей, о котором говорилось прежде, ясно из того, что уже было сказано о значении "земли*" и "земли** (как почвы)". "Земля" очень часто используется в Слове и означает землю, где есть истинная Церковь Господа, как например, земля Ханаанская. "Земля" также может означать место, где нет Церкви, какова земля Египетская и земля языческая; таким образом, она означает племя, живущее на ней. И поскольку она означает племя, живущее на ней, она также означает всякого представителя этого племени. Церковь названа "землей", например "землей Ханаанской", по любви небесной, "землей языческой" – по любви нечистой. Но она названа "землей" (как почвой) по вере, которая была в ней насаждена; ибо, как уже говорилось, земля содержит в себе почву, почва же содержит в себе поле, также как любовь содержит в себе веру, а вера содержит в себе познания веры, которые были в ней насаждены. Здесь "земля" означает людей, в которых погибло все, принадлежащее небесной любви и Церкви. Что к этому относится, всякий может узнать из содержания.

621. О земле сказано, что она "развратилась" по причине их ужасных убеждений, и "наполнилась насилием" по причине нечистых желаний. Это ясно из значения слов "развращение" и "насилие". В Слове один термин никогда не употребляется вместо другого,но всегда из самих слов, которые используются, сразу же проявляется то, что содержится во внутреннем смысле, как здесь это видно из слов "развращение" и "насилие". "Развращение" относится к тому, что принадлежит разумению, когда оно опустошено; "насилие" же – к принадлежащему воле, когда оно разорено. Таким образом, "развращение" относится к убеждениям; а "насилие" – к злым желаниям.

622. Что "развращение" относится к убеждениям, ясно видно у Исаии:

Не будут делать зла и не будет развращения на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:9).

Подобное у Исаии 65:25, где "делание зла" относится к воле, или к злым желаниям, а "развращение" – к разумению, или к ложным убеждениям. У того же пророка:

Увы, грешное племя, народ обремененный беззакониями, семя злодеев, сыны развращенные! (Ис. 1:4).

Здесь, как в других местах, "племя" и "семя злодеев" означает зло, происходящее от воли, или злые желания; "народ" и "сыновья развращенные" означают ложности, происходящее от разумения, или убеждения. У Иезекииля:

Ты поступала развратнее их на всех путях твоих (Иез. 16:47).

Здесь "развратнее" относится к предметам разумения, рассудка, или мышления; так как слово "путь" означает истину. У Давида:

Они развратились, совершили гнусные дела (Пс. 13:1).

Здесь "развращенность" означает ужасные убеждения, а "гнусность" – грязные вожделения, лежащие в основе действий, от которых исходят дела. У Даниила:

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище будут развращены народом вождя, который придет, и конец его будет как от потопа (Дан. 9:26).

Здесь также "развращение" означает ложные убеждения, к которым относится "потоп".

623. "И наполнилась земля насилием". Так говорится по причине их грязных желаний, и больше всего тех, которые исходят от любви к себе, или от чрезмерной надменности, что ясно видно из Слова. "Насилием" называется, когда люди применяют насилие к святыням, оскверняя их, как поступали люди, жившие до потопа, которые погрузили положения учения о вере во всевозможные виды злых желаний. Как у Иезекииля:

И отвращу от них лице Мое, и осквернят сокровенное Мое; и придут туда грабители, и осквернят его. Сделай цепь, ибо земля эта наполнена кровавыми злодеяниями, и город полон насилий (Иез. 7:22, 23).

Здесь описаны совершающие "насилие", что они таковы, как уже говорилось. У того же пророка:

Они хлеб свой будут есть в тревоге и воду свою будут пить в унынии, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего за злодеяний всех живущих на ней (Иез. 12:19).

"Хлеб, который они будут есть в тревоге" означает небесные предметы, а "вода, которую они будут пить в унынии" означает духовные предметы, к которым они применили насилие, или которые они осквернили.

[2] У Исаии:

Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их - дела злые, и насилие в руках их (Ис. 59:6).

Здесь "паутины" и "одежды" относятся к предметам разумения, или мышления; тогда как "зло" и "насилие" означает принадлежащее воле, то есть делам. У Ионы:

И чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3:8),

где "злой путь" относится к ложностям, которые относятся к разумению; а "насилие" – ко злу, которое относится к воле. У Иеремии:

Слух придет в [один] год, и на земле [будет] насилие (Иер. 51:46).

"Слух" означает принадлежащее разумению, а "насилие" – принадлежащее воле. У Исаии:

Он не сделал насилия, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9)

Здесь также "насилие" означает принадлежащее воле; "ложь в устах Его" – принадлежащее разумению.

624. Что здесь говорится о состоянии, которое не было состоянием Церкви, ясно из того, что в этом стихе и в следующих стихах этой главы употребляется имя "Бог", тогда как в предыдущих стихах говорилось "Сущий". Когда Церкви нет, используется имя "Бог", а когда Церковь есть, тогда говорится "Сущий"; например, в первой главе Бытия, когда не было никакой Церкви, говорится "Бог", но во второй главе, когда Церковь была, говорится "Сущий Бог". Имя "Сущий" является самым священным из имен и относится только к Церкви; но имя "Бог" не настолько свято, ибо нет ни одного племени, не имеющего богов, и поэтому имя бог "Бог" не настолько свято. Никому не позволялось произносить имя "Сущий", если он не имел познаний истинной веры; но любой мог произносить имя "Бог".

625. [Стих 12] И воззрел Бог на землю, и вот, она развратилась, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

"И воззрел Бог на землю" означает, что Бог познал человека. "Она развратилась" означает, что не было ничего, кроме лжи. "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" означает, что плотская природа человека уничтожала всякое разумение истины.

626. "Воззрел Бог на землю" означает, что Бог познал человека, это ясно каждому; ибо Бог знает обо всем от вечности и не нуждается в том, чтобы взирать, таков ли человек. "Взирать" относится к человеку, и поэтому – как было сказано в шестом стихе и в других местах – Слово говорилось соответственно тому, как оно воспринималось человеком; и в такой мере, что о Боге даже сказано, что Он может "видеть глазами".

627. "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" означает, что человеческая плотская природа уничтожила всякое разумение истины. Это ясно из значения "плоти" (о чем говорилось в стихе 3), что она означает в общем всякого человека, а в частности – человека плотского, или все принадлежащее плоти; а также это ясно из значения "пути", представляющего разумение истины, то есть саму истину. Что "путь" относится к разумению истины, или к самой истине, ясно видно из отрывков, которые ранее были представлены в других местах, а также из следующих. У Моисея:

Встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. (Втор. 9:12, 16).

Это значит, что они оставили Его заповеди, которые являются истинами.

[2] У Иеремии:

Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому человеку по путям его и по плодам дел его (Иер. 32:19).

"Пути" здесь означают жизнь по заповедям; "плод дел его" – это жизнь, основанная на милосердии. Таким образом, "путь" относится к истине, которая содержит в себе заповеди и предписания. Значение же "сынов человеческих" и "человека" такое же, как было показано выше. Подобное у Иеремии 7:3; 17:10. У Осии:

И накажу его по путям его, и воздам ему по делам его (Ос. 4:9).

У Захарии:

Обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших'; как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами (Зах. 1:4, 6).

Здесь подобные фразы, но по значению противоположны упомянутым выше, поскольку говорится о злых "путях" и злых "делах". У Иеремии:

И дам им одно сердце и один путь (Иер. 32:39).

"Сердце" означает добро, а "путь" – истину. У Давида:

Дай мне уразуметь путь повелений Твоих; удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Потеку путем заповедей Твоих (Пс. 119:27, 29, 30, 32).

Здесь "путь заповедей" назван "путем истины", противоположным которому является "путь лжи".

[3] У того же автора:

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня (Пс. 25:4, 5).

Здесь также "путь" означает истину. У Исаии:

С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? (Ис. 40:14).

Это ясно означает разумение истины. У Иеремии:

Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему (Иер. 6:16).

Здесь также "путь" означает разумение истины. У Исаии:

и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их (Ис. 42:16).

Выражения "путь", "стезя", "дорога", "улица" и "переулок" имеют отношение к истине, поскольку ведут к истине; как у Иеремии:

Споткнулись на путях своих, оставили дороги древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного (Иер. 18:15).

Также в книге Судей:

Во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами (Суд. 5:6).

628. Внутренний смысл здесь заключается в том, что всякий человек на земле, где была Церковь, "извратил путь свой", так что не понимал истину, ибо все стали плотскими. Это относится не только к тем, о которых говорилось в предыдущем стихе, но также и к называемым "Ноем", о которых говорится в этом стихе и особенно в следующем, поскольку прежде, чем они были возрождены, они были такими же. Об этом говорится вначале, потому что в дальнейшем говорится об их возрождении. Кроме того, поскольку от Церкви оставалось совсем немного, то теперь употребляется имя "Бог", а не "Сущий". В этом стихе говорится о том, что не было ничего истинного, а в следующем стихе, – что не было ничего доброго, кроме как в остатке, пребывающем в называемых "Ноем" (ибо без остатка не может быть возрождения), а также в положениях учения, которые они знали. Однако не было никакого разумения истины, ибо его никогда не может быть без воли к добру. Где нет воли, там нет и разумения; ибо какова воля, таково и разумение. Древнейшие люди обладали волей к добру, поскольку они имели любовь к Господу; и от этого они имели разумение истины, но это разумение совершенно погибло с волей. Однако некоторая рациональная истина, также как и природное добро, оставались в тех, которые назывались "Ноем", поэтому они могли быть возрождены.

629. [Стих 13] И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них насилием; и вот, Я истреблю их вместе с землей.

"Бог сказал" означает, что было так. "Конец всякой плоти пришел перед лице Мое" означает, что человеческий род неизбежно погибнет. "Ибо земля наполнилась насилием" означает, что более не существовало воли к добру. "И вот, Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью.

630. Что "Бог сказал" означает, что было так, ясно из того, что в Сущем нет ничего иного, кроме Бытия.

631. "Конец всякой плоти пришел перед лице Мое" означает, что человеческий род неизбежно погибнет. Это ясно из самих слов, и из значения "плоти", которая означает вообще всякого человека, и в особенности человека плотского, как уже было показано.

632. "Земля наполнилась насилием" означает, что более не существовало воли к добру. Это ясно из того, что было сказано и показано прежде о значении "насилия" (стих 11). В предыдущем стихе говорилось о разумении истины, тогда как в этом стихе говорится о воле к добру, поскольку и то, и другое погибло у человека Церкви.

633. Ситуация была такова: ни в одном человеке не было никакого разумения истины и воли к добру, ни даже у тех, которые принадлежали Древнейшей Церкви. Но когда люди становятся небесными, то кажется, что они имеют волю к добру и разумения истины, хотя в действительности все это принадлежит одному Господу, и это они также знают, признают и постигают; то же происходит и с ангелами. Итак, истина состоит в том, что человек, который не знает, не признает и не постигает, что это так, не имеет вообще никакого разумения истины или воли к добру. У каждого человека и у каждого ангела, даже у небесного, собь является ничем иным, как ложью и злом; ибо известно, что даже небеса не чисты перед Господом (Иов 15:15), и что всякое добро и всякая истина принадлежат одному Господу. Но насколько человек или ангел может совершенствоваться, настолько он совершенствуется по Божественному милосердию Господа, и обретает, так сказать, разумение истины и волю к добру. Однако его обладание этим есть только казательность. Всякий человек может быть улучшен и, следовательно, обрести этот дар Господнего милосердия в той мере, насколько позволяют дела, совершаемы им в жизни, и тем способом, который соответствует наследственному злу, привитого его родителями.

634. Однако очень трудно объяснить, чтобы было понятно, что значит разумение истины и воля к добру в истинном смысле. Причина состоит в том, что человек относит к разумению все, что мыслит, поскольку он так это называет; а все, что он желает, он относит к воле, ибо так это называет. И еще более трудно объяснить это так, чтобы было понятно, потому что большинство людей в наши дни также не знают, чем относящееся к разумению отличается от того, что относится к воле, ибо когда они что-то думают, они говорят, что этого желают, а когда они чего-либо желают, они говорят, что об этом думают. Такова одна причина, составляющая трудность, другая же причина того, почему сложно понять это предмет, состоит в том, что люди пребывают исключительно в плотском, то есть их жизнь пребывает в самых внешних пределах.

[2] По этим же причинам они не знают, что в каждом человеке есть нечто внутреннее, нечто еще более внутреннее и самое внутреннее; и что плотская и чувственная часть человека является самой внешней. Желания и память составляют внутреннюю часть; чувства и рациональность – еще более внутреннюю; а воля к добру и разумение истины – самую внутреннюю. И они настолько отличаются друг от друга, что ничего не может быть более различного, хотя плотский человек совершенно не видит различия и смешивает их. Вот почему он верит, что когда умирает физическое тело, умирает и все остальное; хотя на самом деле только тогда он начинает жить, и это происходит через его внутренние начала, расположенные в последовательном порядке. Если бы внутренние начала таким образом не разделялись бы и не приводились в соответствующий порядок, люди никогда бы не могли быть в другой жизни духами, ангельскими духами или ангелами, которые так различаются между собой в соответствии с их внутренними началами. По этой же причине существует трое небес, весьма отличных друг от друга. Из всех этих рассуждений теперь в некоторой мере может быть ясно, чем в истинном смысле является разумение истины и воля к добру; и что это относится только к небесному человеку, или к ангелам третьего неба.

635. Всякое разумение истины и всякая воля к добру были уничтожены в конце дней Церкви, существовавшей до потопа. Это ясно из того, что было изложено в предыдущем и в этом стихах. Допотопные люди настолько погрузились в ужасные убеждения и нечистые желания, что даже следа от их добра и истин не было видно. Но у называемых "Ноем" еще оставался остаток, который, однако, не мог произвести ничего, принадлежащего разумению и воле, но только рациональную истину и природное добро. Ибо природой человека определяется, каким может быть действие остатка. Через остаток эти люди могли быть возрождены; и убеждения не препятствовали действию Господа через остаток. Убеждения, или ложные принципы, укореняясь, препятствуют всякому действию; и если они прежде не искоренятся, человек никогда не сможет быть возрожден. Об этом по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии.

636. "И вот, Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью. Это ясно из того, что сказано "вместе с землей"; ибо "земля" в широком смысле означает любовь, как говорилось прежде, таким образом, небесные начала Церкви. Здесь, поскольку уже не осталось никакой любви и ничего небесного, "земля" означает любовь к себе и все, что противоположно небесным началам Церкви. Не смотря на это, все же существовал человек Церкви, поскольку он имел положения учения о вере. Ибо, как говорилось ранее, любовь заключает в себе веру, а вера заключает в себе познания веры, также как земля содержит в себе почву, а почва содержит в себе поле.

637. "Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью. Это заключение происходит из следующего: если бы Господняя Церковь была бы совершенно уничтожена на земле, то человеческий род не мог бы существовать, но все без исключения погибли бы. Церковь, как говорилось ранее, является как бы сердцем: пока живо сердце, близлежащие органы и члены также могут быть живы; но как только сердце умирает, все они также умирают. Господняя Церковь на земле – как сердце, от которого человеческий род имеет жизнь, даже та его часть, которая пребывает вне Церкви. Причина никому не известна. Но чтобы из этого могло быть известно хотя бы что-то, необходимо сказать, что весь человеческий род на земле подобен телу со всеми его членами, где Церковь подобна сердцу; и если бы не было Церкви, с которой, как с сердцем, Господь мог быть соединен через небо и мир духов, произошло бы отделение; а если бы человеческий род отделился бы от Господа, то он сразу же погиб бы. Вот почему от первого сотворения человека всегда была какая-то Церковь, и всякий раз, когда Церковь начинала погибать, она все же оставалась в некоторых людях.

[2] В этом также заключалась причина Господнего пришествия в мир. Если бы по Своему Божественному милосердию Он не пришел, весь человеческий род на этой земле погиб бы, ибо Церковь тогда приблизилась к своему концу, и едва ли в ней оставалось какое-то добро и истина. Причина, по которой человеческий род не может жить без соединения с Господом через небо и мир духов, заключается в том, что человек сам по себе находится даже ниже, чем животные. Предоставленный самому себе, он бросился бы уничтожать себя и все вокруг; поскольку он не желает ничего другого, как разрушать себя и все вокруг. Его порядком жизни должен быть такой, чтобы один человек любил другого как себя; но сейчас каждый любит себя больше, чем других, и поэтому ненавидит всех других. Однако у диких животных совершенно не так: они находятся в том порядке, в соответствии с которым живут. Таким образом, они живут согласно порядку, в котором находятся, а человек живет абсолютно против своего порядка. Поэтому, если бы Господь не проявлял бы сострадания к человеку и не соединял бы его со Собой через ангелов, он не смог бы прожить ни единого мгновения; но об этом человек не знает.

638. [Стих 14] Сделай себе ковчег из досок дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

"Ковчег" означает человека этой Церкви, или Церковь, называемую Ноем. "Доски дерева гофер" означают его похоти. "Отделения" означают две части человека, которыми являются воля и разум. "Осмоление его смолой внутри и снаружи" означает защиту от наводнения злыми желаниями.

639. Что "ковчег" означает человека этой Церкви, или Церковь, называемую Ноем, совершенно ясно из его описания в следующих стихах; а также из того факта, что Слово Господа везде содержит духовные и небесные предметы; то есть, что Слово Господа является духовным и небесным. Если бы ковчег с его осмолением смолой, его размерами и его строительством, а также потоп не означали ничего более, чем выражает буквальный смысл, то в этом не было бы совершенно ничего духовного и небесного, а лишь нечто историческое, которое использовалось бы человечеством не более, чем любое подобное описание, созданное мирскими авторами. Но поскольку Слово Господа везде в своем лоне, или во внутренних тайниках, заключает и содержит духовные и небесные предметы, то совершенно ясно, что ковчег и все, сказанное о нем, означает тайну, пока не раскрытую.

[2] То же означается в других местах, например, небольшим ковчегом, в который был спрятан Моисей, и который был оставлен в тростнике у берега реки (Исх. 2:3); и святым ковчегом в пустыне, сооруженным по образцу, показанному Моисею на Горе Синай. Если бы каждый предмет в этом ковчеге не прообразовывал Господа и Его царство, то он был бы ничем иным, как своего рода идолом, а богослужение было бы идолопоклонническим. Также как и храм Соломона не был свят сам по себе. Ни золото, ни серебро, ни кедр и ни камень сделали его таким, а все то, что они прообразовывали. Также и здесь, если бы ковчег и его строительство со всеми подробностями не означали бы некоторую тайну Церкви, то Слово не было бы Словом Господа, но своего рода мертвой буквой, как у любого мирского автора. Из этого ясно, что ковчег означает человека Церкви, или Церковь, называемую "Ноем".

640. Что "доски дерева гофер" означает вожделения, а "отделения" означают две части этого человека, которыми являются воля и разум, никто не знал до настоящего времени. Никто не сможет понять, каким образом они это означают, если сначала не объяснить, какова была ситуация с этой Церковью. Древнейшая Церковь, как часто говорилось, от любви знала все, что относилось к вере, или что то же самое, от воли к добру имела разумение истины. Но их потомки также получили по наследству и то, что злые желания, принадлежащие воле, господствовали в них, и с этими злыми желаниями они соединили положения учения о вере, таким образом, стали "исполинами". Поэтому, когда Господь предвидел, что человеческий род навеки бы погиб, если бы продолжал пребывать в таком состоянии, Он предусмотрел, чтобы воля была отделена от разумения, и чтобы человек был соделан не как прежде, через волю к добру, но через разумение истины должен быть наделен милосердием, которое проявляется как воля к добру. Новая Церковь, названная "Ноем", стала именно такой, и поэтому она имела природу, совершенно отличную от Древнейшей Церкви. Кроме этой Церкви в то время существовали другие Церкви, как та, что называлась "Еносом" (Бытие 4:26), и прочие, упоминание о которых и их описание не дошли до наших дней. Здесь описана только Церковь "Ноя", поскольку она была иной и совершенно отличной природы от Древнейшей Церкви.

641. Так как человек Церкви должен был быть преобразован относительно той части, которая называется разумением, прежде чем он мог быть преобразован относительно другой части, называемой волей, то здесь описывается, как принадлежащее воле было отделено от того, что принадлежало разумению, и как воля была, так сказать, защищена и сокрыта, чтобы ничего её не касалось. Ибо, если бы принадлежащее воле, то есть злые желания, были бы возбуждены, то человек бы погиб, как будет показано впоследствии по Божественному милосердию Господа. В человеке ничего настолько не отделено друг от друга и не разделено, как воля и разумение. Это мне дано было ясно познать, особенно из того факта, что у духов и у ангелов относящееся к разумению наитствуется в левую часть головы или мозга, а относящееся к воле – в правую; то же относится к лицу. Когда наитствуют ангельские духи, они делают это настолько нежно, как веяние тихого ветерка; но когда наитствуют злые духи, это подобно наводнению ужасными фантазиями и убеждениями в левой части мозга, и злыми желаниями – в правой его части. Их наитие является как бы потопом лжи и вожделений.

642. Из этого ясно, что заключает в себе это первое описание ковчега, которое показывает, что он был построен из "досок дерева гофер", "имел отделения" и был "осмолен смолой внутри и снаружи", а именно, что вторая часть, которая является частью воли, была сохранена от потопа, и что только часть, принадлежащая разумению, была открыта; это описано в стихе 16 окном, дверью, а также нижним, вторым и третьим ярусами. В это нелегко поверить, потому что до сих пор люди не имели такого понимания Слова Господа; и все же оно является абсолютно истинным. Хотя это наименьшие и самые общие из тайн, не известных человеку. Если бы ему были сообщены отдельные детали, он не мог бы воспринять ни одну из них.

643. Относительно значение слов, что "доски дерева гофер" означают похоти, а "отделения" – две части человека, то оно ясно из Слова. "Доски дерева гофер" означают похоти, так как гофер является деревом, наполненным серой, как ель и другие деревья этого вида. Именно по причине серы, содержащейся в нем, говорится, что оно означает похоти, поскольку легко воспламеняется. Древнейшие люди сравнивали и уподобляли то, что было в человеке золоту, серебру, меди, железу, камню и дереву; самое внутреннее небесное уподобляли золоту, более внешнее небесное – меди, а самое внешнее, или телесного происхождения, – дереву. Тогда как самое внутреннее духовное они сравнивали и уподобляли серебру, низшее духовное – железу, а самое низкое – камню. Когда такие предметы упоминаются в Слове, они означают то, что понимается под ними во внутреннем смысле. Как у Исаии:

Вместо бронзы буду доставлять тебе золото, и вместо железа - серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней - железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателем твоим - правду (Ис. 60:17).

Здесь говорится о царстве Господа, в котором существуют не подобные металлы, а духовные и небесные предметы; и что они означают, ясно видно из упоминания о "мире" и "правде". "Золото", "медь" и "дерево" здесь соответствуют друг другу и означают предметы небесные или принадлежащие воле, как говорилось прежде. "Серебро", "железо" и "камень" также соответствуют друг другу и означают предметы духовные или принадлежащие разумению.

[2] У Иезекииля:

И разграбят богатства твои, и расхитят товары твои, и камни твои и дерева твои (Иез. 26:12).

Ясно, что "богатства" и "товары" не означают материальные богатства и товары, но небесные и духовные. То же относится к "камнями" и "деревьям"; "камни" означают относящееся к разумению, а "деревья" – относящееся к воле. У Аввакума:

Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им (Авв. 2:11).

"Камни" означают низшую степень разумения; а "деревья" – низшую степень воля, которая "отвечает", когда что-либо извлекается из чувственных познаний. У того же пророка:

Горе тому, кто говорит дереву: `встань!' и глухому камню: `пробудись!' Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем (Авв. 2:19, 20).

Здесь также "дерево" означает злое желание, "камень" – низшую степень разумения, поэтому к нему относятся слова "глухой" и "научить". "Нет в нем дыхания" означает, что он не представляет ничего небесного и духовного, также как храм, в котором есть камень и дерево, покрытые золотом и серебром, для людей, не имеющих никакого понятия о том, что они представляют.

[3] У Иеремии:

Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги (Плач. 5:4).

Здесь "вода" и "серебро" означают принадлежащее разумению; а "дрова" – принадлежащее воле. У того же пророка:

Говоря дереву: `ты мой отец', и камню: `ты родил меня (Иер. 2:27).

Здесь "дерево" означает желание, принадлежащие воле, от которого исходит зачатие; а "камень" – чувственное познание, от которого происходит "рождение". Поэтому в различных местах у пророков "служение дереву и камню" означает поклонение идолам из дерева и камня, которые означают, что люди пребывают в рабстве злых желаний и заблуждений; а также "прелюбодействуют с деревом и камнем", как у Иеремии 3:9. У Осии:

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение (Ос. 4:12).

Это значит, что они вопрошают деревянных идолов, или злые желания.

[4] У Исаии:

Тофет давно уже устроен; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его (Ис. 30:33).

Здесь "огонь", "сера" и "дрова" означают грязные вожделения. Вообще, "дерево" означает относящееся к низшим частям воли; ценные сорта деревьев, такие как кедр и подобные ему, означают то, что является добрым, - например, кедровое дерево в храме, и кедровое дерево, используемое при очищении от проказы (Лев. 14:4, 6, 7), также дерево брошенное в горькие воды в Мерре, посредством чего вода стала сладкой (Исх. 15:25), о чем по Божественному милосердию Господа говорится в других местах. Однако сорта деревьев, которые были не ценными, из которых делались идолы, а также которые использовались для погребальных костров и подобные им, означают вожделения; как здесь дерево гофер, по причине серы в нем. Так у Исаии:

И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою (Ис. 34:9).

"Смола" означает ужасные фантазии; "сера" – грязные страсти.

644. "Отделения" означают две части человека, часть воли и часть разумения. Это ясно из сказанного ранее о том, что две части, воля и разумение, совершенно отличны и отделены друг от друга, и что по этой причине, как говорилось выше, человеческий мозг разделен на две части, называемые полушариями. Левое полушарие относится к разуму, а правое – к воле. Это самое общее отличие. Кроме того, воля и разумение разделены на бесчисленные части, поскольку отделения, составляющие разум человека, а также составляющие его волю, настолько многочисленны, что даже в общем, а тем более в частностях, их невозможно описать или подсчитать. Человек в малом подобен всему небу. Он соответствует миру духов и небу, где все роды и все виды предметов разумения и воли различаются Господом в совершенном порядке, так что даже малейшая часть является отдельной и различимой, о чем по Божественному провидению Господа будет сказано впоследствии. На небе такие отдельные части называются обществами, в Слове – "жилищами", а Господом (у Иоанна 14:2) – "обителями". Однако здесь, поскольку они относятся к ковчегу, который означает человека Церкви, то называются "отделениями".

645. "Осмолить смолой внутри и снаружи" означает сохранить от наводнения злыми желаниями. Человек этой Церкви прежде всего должен был быть преобразован в отношении его разумения. Вот почему он был сохранен от наводнения злыми желаниями, которые могут разрушить все дело преобразования. В оригинальном тексте не было сказано, что он должен быть "осмолен смолой", но употребляется слово, означающее "защиту", происходящее от "искупления" или "умилостивления", и поэтому заключающее в себе то же понятие. Искупление или умилостивление Господа является защитой от наводнения злом.

646. [Стих 15] И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

Используемые здесь числа означают, как прежде, остатки, что они были немногочисленны. "Длина" означает их святость, "ширина" – их истину, а "высота" – их добро.

647. Что эти детали имеют такое значение, как например, что числа "триста", "пятьдесят" и "тридцать" означают остатки, которые немногочисленны; и что "длина", "ширина" и "высота" означают святость, истину и добро, не может не показаться всякому странным и очень отдаленным от буквального смысла. Но кроме того, что было уже сказано и показано о числах выше (в стихе 3 этой главы, где число "сто двадцать" означает остаток веры), это также может быть ясно каждому из того, что обладающие внутренним смыслом, какими являются добрые духи и ангелы, пребывают над всем земным, плотским и чисто мирским, таким образом, над всем, заключающим в себе числа и меры; но Господь дает им постигать Слово в полноте, и делать это совершенно независимо от таких понятий. Из того, что это так, становится ясно, что числа и меры представляют собой небесные и духовные предметы, которые настолько удалены от буквального смысла, что их невозможно увидеть. Таковы небесные и духовные предметы, как в общем, так и в частности. Из этого всякий человек может узнать, насколько безрассудным является желание исследовать вопросы веры посредством чувственных доказательств и знаний; и нежелание верить, если он не постигает их таким образом.

648. Что в Слове числа и меры означают предметы небесные и духовные, ясно видно из измерения Нового Иерусалима и Храма, у Иоанна и у Иезекииля. Каждый может видеть, что "Новый Иерусалим" и "новый Храм" означает царство Господа на небесах и на земле, и что царство Господа на небесах и на земле не подвластно земному измерению; однако его размеры относительно длины, ширины и высоты обозначены числами. Из этого всякий может заключить, что числа и меры означают святые предметы, как у Иоанна:

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем (Откр. 11:1).

И о Новом Иерусалиме:

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, какова мера человека, то есть, ангела (Откр. 21:12-17).

[2] Здесь неоднократно встречается число "двенадцать", которое является святым числом, поскольку означает святыни веры (как уже говорилось выше в стихе 3 этой главы, и как будет показано по Божественному милосердию Господа в 29-й и в 30-й главах Бытия). И поэтому также добавлено, что эта мера является "мерой человека, то есть, ангела". То же относится к новому Храму и новому Иерусалиму у Иезекииля, которые также описаны относительно их размеров (Иезекииль 40:3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 22, 25, 30, 36, 42, 47; 41:1-26; 42:5-15; Зах. 2:1, 2). Здесь также числа, рассматриваемые сами в себе, означают ничто иное, как святыни небесные и духовные, не зависимо от реальных чисел. То же относится ко всем числам измерений ковчега (Исх. 25:10), чистилища, золотого стола, скинии и алтаря (Исх. 25:10, 17, 23; 26:1-37; 27:1); и ко всем числам и измерениям храма (1 Цар. 6:2, 3), и ко многим другим.

649. Но здесь числа, или измерения ковчега, означают ничто иное, как остатки, существовавшие в человеке этой Церкви, когда он находился в процессе преобразования, и что их было мало. Это ясно из того, что среди этих чисел преобладает число пять, которое в Слове означает несколько или немного, как у Исаии:

И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев (Ис. 17:6).

Где "две – три" и "пять" означают немного. У того же пророка:

От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме (Ис. 30:17).

Где также "пять" означает немного. Также наименьшим штрафом, после возмещения убытков, была "пятая часть" (Лев. 5:16; 6:5; 22:14; Чис. 5:7), и наименьшей надбавкой при выкупе животного, дома, поля или десятины, была " пятая часть " (Лев. 27:13, 15, 19, 31).

650. Что "длина" означает святость, "ширина" – истину, а "высота" – добро остатков, описанных числами, нельзя легко подтвердить из Слова, поскольку каждый из этих предметов относится к определенной теме или к предмету, о котором идет речь. Так например, "долгота" применительно ко времени означает вечность и бесконечность, как "долгоденствие" (Пс. 23:6; 20:4); но применительно к пространству она означает святость, происходящую оттуда. То же самое с "широтой" и "высотой". Все земные предметы имеют три измерения, но такие измерения не могут быть использованы по отношению к небесным и духовным предметам. Когда же они используются по отношению к ним, то означают степень совершенства, большую или меньшую, не зависимо от заданных размеров, а также качество и количество. В данном случае качество, что это были остатки, а количество, что их было мало.

651. [Стих 16] И сделай окно в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; сделай в нем нижний, второй и третий ярусы.

"Окно в локоть вверху" означает понимающую часть разума. "Дверь с боку его" означает слушание. "Нижний, второй и третий ярусы" означают научные познания, рациональные понятия и разумные понятия.

652. Что "окно" означает разумеющую часть, а "двери" – слушание, таким образом, что в этом стихе говорится о разумной часть человека, ясно из того, что говорилось ранее: что человек этой Церкви был преобразован таким образом. В человеке есть две жизни: одна – жизнь воли, а другая – разумения. Они стали двумя жизнями, когда уже не было воли, но её место заняли злые желания. Тогда другая, или разумная часть, могла быть преобразована; и впоследствии через эту новую преобразованную разумную часть могла быть дарована новая воля, так чтобы эти двое, а именно, милосердие и вера, могли по-прежнему составлять одну жизнь. Поскольку человек теперь был таков, что в нем уже не было воли, а вместо неё существовали только злые желания, то часть, принадлежащая воле, была закрыта, как сказано в стихе 14, тогда как другая или разумная часть была открыта, о чем говорится в этом стихе.

653. Ситуация заключается в том, что когда человек преобразуется, что совершается через битвы и искушения, злые духи, соединенные тогда с ним, таковы, что возбуждают только принадлежащее его знаниям и рассудку; злые духи, возбуждающие похоти, тогда удерживаются в совершенном удалении от него. Ибо есть два вида злых духов: те, которые воздействуют на человеческие рассуждения, и те, которые воздействуют на его желания. Злые духи, воздействующие на человеческие рассуждения, порождают все его ложности, и пытаются убедить его, что они истинны, и даже превратить истины в ложности. Человек должен сражаться с ними, когда он находится в искушении; хотя в действительности сражается Господь через ангелов, которые соединены с человеком. Как только ложности отделены и рассеяны через эти битвы, человек готов принять истины веры. Ибо пока преобладают ложности, человек не может принимать истины веры, потому что ложные принципы стоят на пути. Когда он таким образом подготовлен к принятию истин веры, тогда впервые в нем могут быть насаждены небесные семена, которые являются семенами милосердия. Семена милосердия никогда не могут быть насаждены на почве, где господствуют ложности, но только там, где правят истины. Так совершается преобразование или возрождение духовного человека, и так происходило с человеком Церкви, называемой "Ноем". Вот почему здесь говорится об "окне" и "двери" ковчега, и о его "нижнем, втором и третьем ярусах", которые все принадлежат духовному или разумному человеку.

654. Согласно тому, что в наши дни хорошо известно в Церквях, вера приходит через слушание. Но вера ни в коем случае не является только познанием предметов, которые относятся к вере, или в которые нужно верить. Это не более, чем знания; тогда как вера есть признание. Однако в человеке не может быть никакого признания, если в нем нет главного пункта веры, который является милосердием, то есть любовью к ближнему и состраданием. Когда есть милосердие, тогда есть и признание, или вера. Думающий иначе так далек от познания веры, как земля от неба. Когда есть милосердие, составляющее добро веры, тогда есть и признание, являющееся истиной веры. Поэтому, когда человек возрождается в соответствии с тем, что относится к знанию, рассудку и разуму, все это совершается с целью подготовить почву, то есть его разум, к принятию милосердия; из которого, или из жизни которого, он затем мыслит и действует. Тогда он преобразован или возрожден, но не раньше.

655. "Окно вверху в локоть" означает понимающую часть разума. Это может быть ясно каждому из того, что уже было сказано, а также из того факта, что когда говорится о строительстве ковчега, и "ковчег" означает человека Церкви, понимающую часть нельзя сравнить ни с чем иным, как с "окном вверху". В Слове встречаются подобные примеры, в которых разумная часть человека, то есть его внутреннее зрение – разум ли это или всего лишь рассуждение – названы "окном", как у Исаии:

Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я сделаю солнца (окна) твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней (Ис. 54:11, 12)

Здесь "солнца" употребляются вместо слова "окна" по причине принимаемого или пропускаемого света. "Солнца" или "окна" в этом отрывке означают разумные предметы, происходящие от милосердия, поэтому они уподоблены "рубину". "Ворота" означают рациональные предметы, оттуда происходящие; а "ограда" – фактические знания и ощущения. Здесь говорится о Церкви Господа.

[2] Все окна Иерусалимского храма представляли то же самое: высшие из них представляли разумные предметы; средние – рациональные предметы; а нижние представляли знания и ощущения; поскольку там было три яруса (1 Цар. 4, 6, 8). Подобным образом окна Нового Иерусалима у Иезекииля 40:16, 22, 25, 33, 36. У Иеремии:

Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей (Иер. 9:21).

Здесь имеются ввиду окна среднего яруса, означающие рациональные предметы, которые разрушены; "дети на улице" означают возрожденную истину.

[3] Поскольку "окна" означают разумные и рациональные понятия, которые являются предметами истины, то они также означают рассуждения, происходящие от лжи; как у того же пророка:

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные", - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою (Иеремия 22:13, 14).

 

Здесь "окна" означают ложные принципы. У Софонии:

Покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и выпь будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, опустошение будет на дверных столбах (Соф. 2:14).

Это сказано об Ассуре и Ниневии; "Ассур" означает разумение, здесь опустошенное; "голос, раздающийся в окнах" – рассуждения, происходящие от ложных представлений.

656. "Дверь с боку его" означает слышание. Так как отношение уха к внутренним органам чувств подобно отношению двери сбоку к окну вверху, или отношению слышания, которое является функцией уха, к разумению, которое является функцией внутреннего чувства.

657. "Нижний, второй и третий ярусы" означают предметы знания, рациональности и разума. В человеке существует три степени ума; низшую степень составляют его знания, среднюю – его рассудок, а высшую – его разум. Эти три степени настолько различны и отделены друг от друга, что они никогда не должны быть смешаны. Однако сам человек не ощущает этого различия, поскольку в жизни обращает внимание только на чувственный опыт и практические знания. И пока он к этому привязан, то даже не может знать, чем относящееся к рассудку отличается от того, что относится к знаниям. Однако Господь наитствует через разум человека на его рассудок, а через рассудок на знания, принадлежащие памяти, откуда исходит жизнь чувств – видение и слышание. Таково истинное наитие и истинное взаимодействие души и тела. Без наития Господней жизни в принадлежащее разуму человека – или вернее в желания, принадлежащие воле, и через эти желания воли в то, что принадлежит разуму – а через принадлежащее разуму в то, что принадлежит рассудку, и через рассудочное в его знания, принадлежащие памяти, жизнь не могла бы существовать в человеке. И даже не смотря на то, что человек пребывает во лжи и во зле, все же существует наитие Господней жизни через то, что относится к воле и разуму. Однако наитие принимается рассудком в соответствии с его формой; и это наитие дает человеку способность размышлять, рассуждать и понимать, что является истиной и добром. Но об этом, по Божественному милосердию Господа, будет сказано впоследствии; также, как и о жизни, существующей у животных.

658. Эти три степени, которые в общем называются степенями человеческого ума, а именно, разум, рассудок и знания, как уже говорилось, также обозначены окнами трех ярусов Иерусалимского храма (1 Цар. 6:4, 6, 8), а также реками, которые выходили из Сада Эдемского на востоке. "Восток" там означает Господа; "Эдем" – любовь, принадлежащую воле; "сада" – разумение, оттуда происходящее; "реки" – мудрость, рассудок и знания; об этом говорилось выше (Бытие 2:10-14).

659. [Стих 17] И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

"Потоп" означает наводнение злом и ложью. "Чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами" означает, что все потомки Древнейшей Церкви уничтожат сами себя. "Все, что есть на земле, лишится жизни" означает тех, которые принадлежали той Церкви и стали таковыми.

660. Что "потоп" означает наводнение злом и ложью, ясно видно из того, что было сказано ранее о потомках Древнейшей Церкви: что они были одержимы грязными похотями, в которые погрузили положения учения о вере, что привело к ложным убеждениям, которые уничтожили всякую истину и добро, и в то же время закрыли путь для остатка, так чтобы он не мог действовать. И потому они неизбежно должны были уничтожить себя. Когда закрыт путь для остатка, человек не является больше человеком, поскольку он не может больше быть охраняемым ангелами, но полностью одержим злыми духами, чьим единственным стремлением и желанием является уничтожение человека. Вот, что привело людей, существовавших до потопа, к гибели, которая описана потопом, или всеобщим наводнением. Наитие ложных представлений и похотей, исходящее от злых духов, мало чем отличается от потопа; поэтому оно названо "потопом" или наводнением в различных местах в Слове, как по Божественному милосердию Господа может быть видно во вступлении к следующей главе.

661. "Чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами" означает, что все потомки Древнейшей Церкви уничтожат сами себя. Это ясно из того, что было сказано выше, и из их описания, данного прежде: что они мало помалу приобрели по наследству от своих предков такой склад ума, что больше других пропитались ужасными убеждениями. Это произошло, главным образом, из-за того, что они погрузили положения учения о вере, которыми они обладали, в свои вожделения. Совершенно иначе было с теми, которые не имели учения о вере, но жили в совершенном неведении; они не могли поступать так же, поэтому не могли осквернить святыни и, таким образом, закрыть путь для остатка; а следовательно, они не могли прогнать от себя ангелов Господа.

[2] Остатком, как уже говорилось, является все, принадлежащее невинности, милосердию, милости, все принадлежащее истине веры, что человек приобрел от Господа, и чему научился с раннего детства. Все это сохраняется; но если человек не имеет ничего из этого, ничего от невинности, милосердия и милости, и следовательно ничего от добра и истины в своих мыслях и действиях, то он тогда может быть хуже, чем любой дикий зверь. И он должен быть таким, если, имея остаток, он закрыл для него путь грязными похотями и ужасными ложными убеждениями, так чтобы тот не мог действовать. Такова была природа людей до потопа, которые уничтожили сами себя, и которые понимаются под "всякой плотью, в которой есть дух жизни под небесами".

[3] Как уже было показано, "плоть" означает в общем всякого человека, и в частности – человека плотского. "Дух жизни" означает вообще всякую жизнь, но в определенном смы


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.)