АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренний смысл. 705. Здесь, в частности, говорится о потопе, означающем не только искушения, которым должен был подвергнуться человек Церкви

Читайте также:
  1. CALS в широком смысле
  2. В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
  3. В-третьих - какие бы не были выводы, их всегда можно и нужно осмыслить.
  4. Валовой внутренний продукт
  5. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ
  6. Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и методы их исчисления.
  7. Валовой внутренний продукт: производство, распределение, обмен и потребление. Метод расчета ВВП по добавленной стоимости.
  8. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт: их структура и сравнительная характеристика.
  9. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Конечный продукт. Промежуточный продукт. Добавленная стоимость.
  10. Валовый внутренний продукт
  11. Валовый внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета.
  12. Вид речевой деятельности, в процессе которого происходит восприятие и осмысление письменного текста, – это

705. Здесь, в частности, говорится о потопе, означающем не только искушения, которым должен был подвергнуться человек Церкви, названной Ноем, прежде чем он мог быть возрожден, но также и опустошение тех, которые не могли быть возрождены. В Слове как искушения, так и опустошения сравниваются с потопами или с наводнениями и даже так называются. Об искушениях сказано у Исаии:

На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В потоке гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Бедная, бросаемая бурею, безутешная (Ис. 54:7-9, 11).

Это сказано о Церкви, которая должна быть возрождена, и о её искушениях, которые названы "водами Ноя".

[2] Сам Господь также называет искушения "наводнением" у Луки:

Иисус сказал, всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне (Лк. 6:47, 48).

Что искушения здесь означаются "наводнением", должно быть ясно каждому. Опустошения также обозначены у Исаии:

Наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи (Ис. 8:7, 8).

Здесь "царь Ассирийский" означает заблуждения, ложные принципы и основанные на них рассуждения, которые опустошают человека, и которые опустошили людей, живших до потопа.

[3] У Иеремии:

Так говорит Господь: вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю и все, что наполняет ее, город и живущих в нем (Иер. 47:2, 3).

Это сказано о Филистимлянах, представляющих тех, которые принимают ложные принципы и из них выводят рассуждения о духовных предметах, и эти рассуждения наводняют человека, как они наводняли допотопных людей.

В Слове, как искушения, так и опустошения сравниваются с "потопами" или "наводнениями" и действительно так называются по той причине, что между ними есть сходство; существуют злые духи, наводняющие своими убеждениями и ложными принципами, в которых они пребывают, и возбуждающие подобные вещи в человеке. Для человека возрожденного они являются искушениями, но для человека не возрожденного – опустошениями.

706. [Стих 1] И сказал Сущий Ною: войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем.

"Сущий сказал Ною" означает, что так было исполнено. Употребляется имя "Сущий", потому что теперь говорится о милосердии. "Войди ты и весь дом твой в ковчег" означает предметы, принадлежащие воле, которая является "домом"; "войти в ковчег" значит быть приготовленным. "Ибо Я увидел тебя праведным передо Мною в роде своем" означает, что он имел добро, через которое мог быть возрожден.

707. Отсюда до стиха 5 говорится то же, что в предыдущей главе, только с небольшими изменениями; то же относится и к следующим стихам. Не знающий внутреннего смысла Слова может думать, что это просто повторение одного и того же. Подобные случаи встречаются в других частях Слова, особенно у пророков, где одно и то же выражено в различных словах; и иногда вопрос вновь поднимается и описывается повторно. Но, как уже говорилось, причина этого заключается в том, что в человеке есть две способности, воля и разумение, которые совершенно отличаются друг от друга, и о которых в Слове говорится отдельно. Такова причина повторов. Из того, что следует далее, можно видеть, что здесь подобный случай.

708. "Сущий сказал Ною" означает, что так было исполнено. Это ясно из того, что у Сущего есть только Сущность: все, что Он говорит, происходит и исполняется; также как в стихе 13 предыдущей главы и в других местах, где выражение "Сущий сказал" означает, что это произошло и исполнилось.

709. Здесь употребляется имя "Сущий", потому что теперь говорится о милосердии. В предыдущей главе, начиная со стиха 9 до конца, говорилось не "Сущий", а "Бог" по той причине, что речь шла о приготовлении "Ноя" (или человека церкви, названной "Ноем") в отношении предметов его разумения, принадлежащих вере; тогда как здесь говорится о его приготовлении в отношении предметов воли, принадлежащих любви. Когда речь идет о предметах разумения, или об истинах веры, употребляется имя "Бог", но когда говорится о предметах воли, или о добре любви, употребляется имя "Сущий". Ибо Церковь составляют не предметы разумения, или веры, но предметы воли, принадлежащие любви. Сущий пребывает в любви и в милосердие, а не в вере, если только эта вера не происходит от любви или милосердия. Поэтому в Слове вера сравнивается с "ночью", а любовь с "днем", как в первой главе Бытия, где говорится о "великих светилах"; "большее светило", или солнце, означающее любовь, должно управлять днем, а "меньшее светило", или луна, означающая веру, должна управлять ночью (Быт. 1:14, 16). То же можно видеть у пророков (Иер. 31:35; 33:20; Пс. 136:8, 9; Откр. 8:12).

710. "Войди ты и весь дом твой в ковчег" означает предметы, принадлежащие воле. Это ясно из того, что уже было сказано. В предыдущей главе, в которой рассматривались предметы разумения, это было выражено по-другому, а именно: "Войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою" (стих 18). Что "дом" означает волю и то, что составляет волю, ясно из различных мест в Слове; как у Иеремии:

И дома их перейдут к другим, равно поля и жены (Иер. 6:12).

Здесь "дома", а также "поля" и "жены" относятся к предметам, принадлежащим воле. У того же пророка:

Стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их (Иер. 29:5, 28).

Здесь "строительство домов и жизнь в них" относится к воле, а "разведение садов" – к разумению; то же самое и в других местах. Часто "дом Сущего" означает Церковь, в которой главенствует любовь. "Дом Иуды" означает небесную Церковь, а "Дом Израилев" – духовную Церковь, ибо "дом" означает Церковь. Поэтому душа человека Церкви, заключающая в себе предметы воли и разумения, или милосердия и веры, также обозначается "домом".

711. Что "войти в ковчег" значит быть приготовленным, уже говорилось прежде в стихе 18 предыдущей главы. Но там это означало быть приготовленным к спасению в отношении предметов разумения, которые являются истинами веры, тогда как здесь – в отношении предметов воли, которые суть добро милосердия. Если человек не подготовлен, то есть не обладает истинами и добром, он не может быть возрожден и еще менее быть подвержен искушениям, ибо злые духи, пребывающие в это время в нем, возбуждают его ложности и зло. Если же нет истин и добра, к которым они могут быть обращены Господом, и посредством которых они могут быть рассеяны, человек падает. Истины и добро являются остатками, которые сохраняются Господом для этой цели.

712. "Ибо Я увидел тебя праведным передо Мною в роде своем" означает, что он имел добро, через которое мог быть возрожден, как уже было сказано и показано в стихе 9 предыдущей главы. Там "праведный" означает добро милосердия; а "совершенный" – истину милосердия. Там о "поколениях" говорилось во множественном числе, потому что речь шла о предметах разумения; здесь же "род" употребляется в единственном числе, поскольку рассматриваются предметы воли. Ибо воля содержит в себе принадлежащее разумению, но разумение не содержит в себе то, что принадлежит воле.

713. [Стих 2] И всяких животных чистых возьми по семи, мужеского пола и женского, а из животных нечистых по два, мужеского пола и женского.

"Всякое чистое животное" означает расположение к добру. "По семи" означает, что они святы. "Мужского пола и женского" означает, что истины были соединены с добром. "Нечистые животные" означают злые наклонности. "По два" означает, что в отношении добра они нечестивы. "Мужского пола и женского" означает ложь, соединенную со злом.

714. Что "всякое чистое животное" означает расположение к добру, ясно из того, что было сказано и показано ранее о животных в п. 45, 46, 142, 143, 246. Причина, по которой чувства обозначены таким образом состоит в том, что человек, рассматриваемый сам по себе и в отношении своей соби, ничем не отличается от животного. Он имеет очень похожие органы чувств, потребности, природные желания, и все его склонности также очень похожи. Также очень схоже его добро и даже его лучшие виды любви, такие как любовь к себе подобным, любовь к своим детям и любовь к брачному партнеру. На этом уровне нет вообще никакого различия. Однако его человеческая сущность, превосходящая животных, состоит в том, что он имеет внутреннюю жизнь, которой не имеют и не могут иметь животные. Эта жизнь есть жизнь веры и любви, происходящей от Господа. И если такая жизнь не будет присутствовать во всем, что объединяет человека с животными, он не будет от них отличаться. Возьмем только один пример – любовь к ближним. Если бы он любил их просто ради себя, и в этой любви не было бы ничего небесного или божественного, тогда он не мог бы называться человеком, ибо то же свойственно животным. И так же со всем остальным. Поэтому, если жизнь любви от Господа не присутствует в его воле, а жизнь веры от Господа – в его разуме, он не может быть человеком. После смерти он живет жизнью, полученной от Господа, ибо Господь берет его к Себе; таким образом, он может пребывать с ангелами в Его небе и жить вечно. И даже, когда кто-либо живет подобно дикому животному, не любя ничего, кроме себя и того, что к нему относится, все же милосердие Господа, будучи Божественным и Бесконечным, настолько велико, что Он не оставляет такого человека, но через ангелов непрерывно вдыхает в него Свою жизнь. И даже если человек принимает эту жизнь только как дикое животное, Господь все-таки дает ему возможность думать, размышлять и понимать, что является добром или злом – в отношении нравственном, гражданском, мирском или плотском – и потому истинно ли это или ложно.

715. Поскольку древнейшие люди знали и, будучи в умалении, признавали, что они не являлись ничем иным, как животными и дикими зверями, и что только Господь давал им возможность быть людьми, поэтому они не только уподобляли все, что было им свойственно, животным и птицам, но так же это и называли. Все принадлежащее воле они уподобляли животным и называли животными; а принадлежащее разумению уподобляли птицам и называли птицами. Однако они различали между добрыми и злыми чувствами. Добрые чувства они сравнивали с агнцами, овцами, козлятами, козами, козлами, овнами, тельцами, волами, поскольку это были добрые и кроткие животные, полезные для жизни, так как люди могли их есть, а из их кожи и шерсти делать одежду. Это, главным образом, чистые животные. Те же, которые являются злыми, жестокими и не полезными для жизни, есть нечистые животные.

716. "По семи" означает, что они святы. Это ясно из того, что уже было сказано в п. 84-87 о седьмом дне и о субботе, а именно, что Господь есть седьмой день, и что от Него происходит всякая небесная Церковь, или небесный человек, и что само небесное наиболее свято, потому что оно исходит от одного Господа. По этой причине "семь" в Слове означает святое; и по сути здесь во внутреннем смысле нет совершенно ничего, касающегося самих чисел. Ибо обладающие внутренним смыслом, как ангелы и ангельские духи, даже не знают о том, что такое число, и потому не знают, что такое семь. Поэтому здесь не имеется в виду, что нужно было взять по семи пар всех чистых животных, или что отношение добрых животных к злым было как семь к двум; но что предметы воли, которыми был наделен этот человек Церкви, являлись благами, которые были святы, и посредством которых он мог быть возрожден, как уже указывалось выше.

[2] Что "семь" означает то, что свято, или святыни, ясно видно на примере обрядов прообразовательной Церкви, где так часто встречается число семь; например, семикратное окропление кровью и елеем, как показано в Левите:

И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их (Лев. 8:10, 11).

Здесь выражение "семь раз" совершенно не имело бы значения, если бы оно не прообразовало то, что свято. "Елей" здесь означает святость любви. И в другом месте в Левите, когда Аарон вошел в святилище, сказано:

И возьмет крови тельца и покропит перстом своим на чистилище спереди в направлении к востоку и пред чистилищем, семь раз покропит кровью с перста своего (Лев. 16:14).

Также у алтаря:

И покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит (Лев. 16:19).

Здесь каждая отдельная деталь означает Самого Господа и потому святость любви; то есть "кровь", "чистилище", а также "алтарь" и "восток", в направлении которого нужно было кропить кровью, и потому также число "семь".

[3] Подобное и в жертвоприношениях, о которых в Левите сказано следующее:

Если какая душа согрешит по ошибке; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища (Лев. 4:2, 3, 6).

Здесь также "семь" означает то, что свято; поскольку речь идет об искуплении, которое относится к одному Господу, поэтому говорится о Господе. Подобные предписания были также установлены в отношении очищения проказы, о чем в Левите сказано следующее:

Живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле, и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицем Господним; и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз (Лев. 14:6, 7, 27, 51).

Каждый может видеть, что здесь "кедровое дерево", "червленая нить", "иссоп", "кровь птицы", а также число "семь" не имели бы совершенно никакого смысла, если бы не прообразовали собой святые предметы. Удалите от них то, что является святым, и оставшееся будет чем-то мертвым, или чем-то нечестивым и идолопоклонническим. Когда же они означают святые предметы, то богослужение, заключающееся в них, является Божественным богослужением, которое есть внутреннее, и только представлено внешними предметами. Однако иудеи не могли знать, что означали эти предметы; как никто и в наши дни не знает, что означали "кедровое дерево", "червленая нить", "иссоп" и "кровь птицы". Однако если бы они только были готовы предположить, что эти предметы представляли святыни, которых они не знали, и таким образом служили для почитания Господа или Мессии, который должен была прийти и исцелить их от проказы – то есть от их профанации святых предметов – они могли бы быть спасены. Ибо те, кто так думают и верят, если желают, сразу же наставляются в другой жизни в отношении того, что прообразует каждый отдельный предмет.

[4] Подобное было сказано о рыжей телице:

Пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз (Чис. 19:4).

Поскольку "седьмой день" или "суббота" означал Господа, а от Него небесного человека и само небесное, то седьмой день в Иудейской Церкви был самым святым из всех религиозных праздников. По этой причине каждый седьмой год был "субботним" годом (Лев. 25:4), а год после семи субботних лет, то есть после семи раз по семь лет, объявлялся "юбилейным" (Лев. 25:8, 9). Что в высшем смысле число "семь" означает Господа и, следовательно, святость любви, ясно также из золотого светильника с его семью лампадами, о котором упоминается в Исх. 25:31-33, 37; 37:17-19, 23; Чис. 8:2, 3; Зах. 4:2. Также у Иоанна говорится следующее:

Семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому (Откр. 1:12, 13).

Здесь ясно видно, что "светильник с семью лампадами" означает Господа, и что "лампады" означают святыни любви, или небесные предметы, поэтому их "семь".

[5] У того же автора:

И от престола исходили семь огненных светильников, горящих перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4:5).

Здесь "семь светильников", исходящих от престола Господа, есть семь лампад. То же самое число "семь" обозначает, когда встречается у пророков, как у Исаии:

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего (Ис. 30:26).

Здесь "всемеро, как свет семи дней" не означает в семь раз, но это означает святость любви, понимаемой под "солнцем". Обратите также внимание на то, что было сказано и показано выше о числе "семь" (Бытие 4:15). Из всего этого также ясно, что все числа, используемые в Слове, никогда не имеют цифрового значения (во внутреннем смысле), как уже было показано прежде (Бытие 6:3).

717. Из всего этого также ясно, что здесь речь идет о предметах, принадлежащих воле человека, или о добре и о святых вещах в нем, которые относятся к воле. В этом стихе сказано, что он должен "взять всяких животных чистых по семи", и то же говорится в следующем стихе о "птицах". Однако в стихах 19, 20 предыдущей главы говорилось, что он должен был взять их не по семи, а по два, или по паре, ибо там шла речь о предметах, принадлежащих разумению, которые сами по себе не являются святыми, но освящаются от любви, которая принадлежит воле.

718. "Мужского пола и женского" означает, что истины были соединены с добром. Это ясно из значения "мужчины" как истины, принадлежащей разумению, и из значения "женщины" как добра, принадлежащего воле. Следовательно, это означает, что в человеке не существует ни малейшей области мышления, ни малейшей области чувства или действия, если оно не содержит некоторого супружества разума и воли. Без такого супружества ничего не может существовать или быть созданным. Сами органы человеческого тела, в совокупности и по отдельности, даже в самых элементарных частях, содержат пассивное и активное начало. И если бы они не были соединены вместе, подобно мужу и жене в супружестве, они даже не могли бы там быть, не говоря уже о том, чтобы производить что-либо. То же относится ко всему царству природы. Источник и происхождение этих непрекращающихся супружеств находится в небесном супружестве, посредством которого понятие о Господнем царстве оставляет свой след на всем, что есть в природном царстве, как на одушевленных существах, так и на неодушевленных.

719. "Нечистые животные" означают злые наклонности. Это ясно из того, что было уже сказано и показано о чистых животных. Чистые животные так называются, потому что они кротки, добры и полезны. Нечистые же, наоборот, свирепы, злы и бесполезны, они бывают разных родов и видов. В Слове они также изображаются волками, медведями, лисами, свиньями и многими другими животными, означающими различные злые склонности и злые намерения. Здесь говорится о том, что нечистые животные, то есть злые наклонности, также должны были быть взяты в ковчег; причина этого состоит в том, что характер человека той Церкви здесь описан ковчегом, и следовательно предметами, которые находились, или вернее были взяты в ковчег, то есть предметами, уже существовавшими в человеке до того, как он был возрожден. В нем были истины и добро, которыми наделил его Господь до возрождения, ибо без истин и добра никто не может быть возрожден. Однако здесь упоминается и зло, бывшее в нем, которое означается нечистыми животными. Когда человек возрождается, зло в нем должно рассеяться, то есть ослабеть и изменится посредством добра; ибо никакое совершаемое или наследственное зло в человеке не может быть рассеяно настолько, чтобы быть упраздненным, но оно всегда остается внедренным. Однако оно ослабляется и изменяется посредством добра от Господа так, чтобы быть безопасным и не видимым. Это – тайна, которая до сих пор остается не известной. Зло, совершаемое человеком, ослабляется и изменяется быстрее, чем зло, которое является наследственным; об этом также еще не известно.

720. "По паре" означает, что в отношении добра они являются нечестивыми. Это ясно из значения числа "два". "Пара" или "два" означает не только супружество (и когда относится к небесному супружеству, святое число); но также означает то же, что и число "шесть". То есть, как шесть дней работы относятся к седьмому дню покоя, или святому дню, так число "два" относится к "трем"; поэтому "третий день" в Слове имеет значение подобное "седьмому", и заключает в себе почти то же самое, по этой же причине воскресение Господа произошло на третий день. Поэтому пришествие Господа в мир во славе, и любое пришествие Господа, описывается как третьим днем, так и седьмым. Ибо два дня, которые предшествуют, не являются святыми, но относительно третьего являются нечистыми, как у Осии:

Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его (Ос. 6:1, 2).

И у Захарии:

И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро (Зах. 13:8, 9).

Что серебро было самым чистым, когда очищалось семикратно, сказано в Псалмах 12:6. Из этих отрывков ясно, что как "семь" не означает семь, но то, что является святым, так и "пары" не означают пары, но то, что относительно святого является нечистым; соответственно смысл заключается вовсе не в том, что нечистых животных, или злых наклонностей в человеке, относительно чистых животных, или добрых чувств, было меньше в отношении два к семи; ибо зло в человеке гораздо более многочисленно, чем добро.

721. "Мужского пола и женского" означает ложь, соединенную со злом. Это ясно из того, что уже было сказано выше, поскольку теперь "мужской и женский пол" относятся к нечистым животным, тогда как выше относились к чистым. Поэтому там подобное выражение означало истины, соединенные с добром, а здесь оно означает ложности, соединенные со злом. Ибо объект определяет свойства.

722. [Стих 3] Также и из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить живое семя на лице всей земли.

"Птицы небесные" означают предметы разумения. "По семи" означает, что они являются святыми. "Мужского пола и женского" означает истины и добро. "Чтобы сохранить живое семя на лице всей земли" означает истины веры.

723. Что "птицы небесные" означают предметы разумения, было показано прежде, и поэтому здесь нет необходимости на этом останавливаться.

724. Здесь также "по семи" означает, что они святы. Но в данном случае это святые истины, которые святы, поскольку исходят от добра. Никакая истина не является святой, если она не исходит от добра. Человек может говорить много истин из Слова, и таким образом из памяти, но если эти истины не исходят от любви или милосердия, то в них нет ничего святого. Однако если в нем есть любовь и милосердие, тогда он действительно признает и верит, поступая так от сердца. Подобное происходит и с верой, о которой многие говорят, что только одна она спасает; если вера не исходит от любви или милосердия, то это не вера вовсе. Любовь и милосердие делают веру святой. Господь пребывает в любви и милосердии, но не в вере, отдельной от милосердия. Отдельная вера принадлежит человеку, в котором нет ничего иного, кроме нечистоты. Ибо, когда вера отделена от любви, тогда движущей силой в его сердце, от которой он говорит, является его собственная слава и собственное превосходство. Это может знать каждый из своего опыта. Тот, кто говорит кому-то, что любит его, что предпочитает его другим, что признает его лучшим из людей и т.п., но в сердце думает иначе, делает это только устами, в сердце же отрицает это, а иногда даже смеется над тем человеком. То же самое и с верой. Мне дано было это очень хорошо узнать на примере многих опытов. Те, кто в телесной жизни проповедовали Господа и веру с большим красноречием, но в то же время с притворным благочестием, поражающим слушателей, но не делали этого от сердца, в другой жизни пребывают среди тех, которые питают величайшую ненависть к Господу, и которые преследуют верующих.

725. "Мужского пола и женского" означает истины и добро. Это ясно из того, что уже было сказано и показано прежде, а именно, что "мужчина" и "мужской пол" означает истину, а "женщина" и "женский пол" означает добро. Однако "мужской и женский пол" относится к предметам разумения, а "мужчина и женщина" – к предметам воли по той причине, что мужчина и женщина больше представляют супружество, чем мужской пол и женский. Ибо истина не может от себя вступить в супружество с добром, но добро с истиной может; поскольку не существует истины, которая бы не происходила от добра и таким образом не была бы соединена с добром. Отнимите добро от истины, и не останется ничего, кроме слов.

726. "Чтобы сохранить живое семя на лице всей земли" означает истины веры; это ясно из того, что через эту Церковь семя сохранилось живым. Под "семенем" понимается вера. Оставшиеся потомки Древнейшей Церкви уничтожили в себе небесное и духовное семя нечистыми желаниями и ужасными убеждениями. Но для того, чтобы небесное семя не погибло, через духовное семя были возрождены называемые "Ноем". Таково значение этих слов. Выражение "сохранить живым" используется по отношению к тем, которые принимают жизнь от Господа, ибо жизнь состоит только в том, что исходит от Господа, как может быть ясно каждому из того, что нет никой жизни в том, что не принадлежит жизни вечной, или что не устремляется к жизни вечной. Жизнь, которая не вечна, не есть жизнь, но погибает в короткий срок. Также бытие не может относиться к тому, что прекращает быть, а только к тому, что никогда не перестает быть. Поэтому жизнь и бытие пребывает только в том, что исходит от Господа или Сущего, ибо всякое бытие и жизнь в вечности исходят от Него. Под вечной жизнью понимается вечное счастье. Об этом было сказано и показано выше в п. 290.

527. [Стих 4] Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

"Через семь дней" означает начало искушений. "Дождь" означает искушение. "Сорок дней и сорок ночей" означает продолжительность искушения. "Истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли" означает собь человека, которая как бы уничтожается, когда он возрождается. Те же слова означают также исчезновение тех членов Древнейшей Церкви, которые уничтожили сами себя.

728. Что "через семь дней" здесь означает начало искушения, ясно по внутреннему смыслу всех деталей этого стиха, в котором говорится об искушении человека, называемого Ноем. Вообще же здесь говорится не только об искушении этого человека, но также и о полном опустошении тех, которые принадлежали Древнейшей Церкви. Поэтому "через семь дней" означает не только начало искушения, но также и конец опустошения. Это означается выражением "через семь дней" по той причине, что "семь" является числом святым, как было сказано и показано выше (в стихе 2 этой главы и в 4:15, 24, и в 84-87). "Через семь дней" означает пришествие Господа в мир, также Его пришествие во славе, а в частности – всякое пришествие Господа. Характерной особенностью всякого пришествия Господа является начало для тех, которые возрождаются, и конец для тех, которые опустошаются. Таким образом, для человека той Церкви пришествие Господа было началом искушения, ибо, когда человек подвергается искушениям, он становится новым человеком и возрождается. Но в то же время, это было концом для тех членов Древнейшей Церкви, которые стали такими, что неизбежно должны были погибнуть. Именно тогда, когда Господь пришел в мир, Церковь находилась в своей последней стадии опустошения, и тогда возникла новая Церковь.

[2] Что это означается выражением "через семь дней" ясно видно у Даниила:

Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны видение и пророк, и помазано святое святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин (Дан. 9:24, 25).

Здесь "семьдесят седьмин" и "семь седьмин" означают то же, что и "семь дней", а именно, пришествие Господа. Но поскольку здесь есть четкое пророчество, периоды времени являются еще более священными и означаются семеричными числами. Из этой цитаты ясно, что число "семь", относящееся к периодам времени, означает не только пришествие Господа, но также и начало, в то же время, новой Церкви – в тексте говорится, что должно быть "помазано святое святых" и Иерусалим должен быть восстановлен – и одновременно говорится о последнем опустошении, которое означается словами "семьдесят седьмин определены для святаго города, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи".

[3] Подобное встречается и в других местах в Слове, как у Иезекииля, где он говорит о себе:

И пришел я к переселенным в Тел-Авив, живущим при реке Ховаре, и провел среди них семь дней в изумлении. По прошествии же семи дней было ко мне слово Сущего (Иез. 3:15, 16).

Здесь также "семь дней" означают начало посещения; ибо после семи дней, когда он находился среди бывших в плену, к нему было слово Сущего. У того же пророка:

И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. По прошествии семи месяцев они начнут делать поиски (Иез. 39:12, 14).

Здесь также "семь" означает последнюю стадию опустошения и начало посещения. У Даниила:

Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и семь времен пройдут над ним (Дан. 4:16, 25, 32),

Здесь подобным образом означается конец опустошения и начала нового человека.

[4] "Семьдесят лет" Вавилонского плена означают то же самое. Какое бы ни было число, "семьдесят" или "семь", оно заключает в себе то же самое, семь ли это дней или семь лет, или семь веков, которые составляют семьдесят лет. Опустошение представлено годами пленения, а начало новой Церкви – освобождением и восстановлением храма. Подобное также было представлено службой Иакова в доме Лавана, где сказано следующее:

Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, И служил Иаков за Рахиль семь лет. Лаван сказал: окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой (Быт. 29:18, 20, 27, 28).

Здесь "семь лет" службы представляют подобное. И за периодом в семь лет последовали супружество и свобода. Этот семилетний период назван "седьминой", как у Даниила.

[5] Нечто подобное представлено в повелении обойти вокруг города Иерихона "семь раз", и тогда стена должна была обрушиться. Также сказано, что:

В седьмой день встали рано и обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз семь священников затрубили в семь труб, стена обрушилась (Нав. 6:10-20).

Если бы это не имело такого значения, то не давалось бы повеление, обойти вокруг города семь раз, и чтобы было семь священников и семь труб. Из этих и из многих других отрывков (Иов 2:13; Откр. 15:1, 6, 7; 21:9) ясно, что "через семь дней" означает начало новой Церкви и конец старой. Поскольку здесь говорится не только о человеке Церкви, названной "Ноем" и о его искушении, но также и о последних потомках Древнейшей Церкви, которые уничтожили себя, то выражение "через семь дней" не может иметь иного значения, чем начало искушения Ноя и конец или последнее опустошение и исчезновение Древнейшей Церкви.

729. Что "дождь" означает искушение, ясно из того, что было сказано и показано во введении к этой главе, а именно, что "потоп" или "наводнение", описанное здесь "дождем", означает не только искушение, но также и опустошение. Это также будет ясно из сказанного далее о потопе.

730. "Сорок дней и ночей" означают продолжительность искушения; это ясно из Слова Господа. "Сорок" означает продолжительность искушения, ибо Господь Сам допустил, чтобы Он был искушаем сорок дней, как видно у Мф. 4:1, 2; Лк. 4:2; Мк. 1:13. И поскольку все, что было установлено в Иудейской Церкви и в других прообразовательных Церквях до пришествия Господа, было только Его образом, как и сорок дней и ночей, которые представляли и означали в общем все искушения, а в частности – продолжительность искушения, каким бы оно ни было. И поскольку человек, пребывающий в искушении, находится в опустошении относительно всего, что принадлежит его соби и его плоти – ибо принадлежащее его соби и плоти должно умереть в результате битв и искушений прежде, чем он возродится новым человеком, то есть станет духовным и небесным – поэтому "сорок дней и ночей" также означают продолжительность опустошения. То же самое здесь, где говорится об искушении человека новой Церкви, названной "Ноем", и об опустошении живших до потопа.

[2] Что число "сорок" означает продолжительность не только искушения, но и опустошения, длительного или короткого, ясно видно у Иезекииля:

Ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе (Иез. 4:6).

"Сорок" здесь означает продолжительность опустошения Иудейской Церкви, а также образ Господнего искушения; ибо сказано, что он должен "свидетельствовать о беззаконии дома Иудина". У того же пророка:

Я сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь. Не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней сорок лет. И сделаю землю Египетскую пустынею среди земель опустошенных; и города ее среди опустелых городов будут пустыми сорок лет (Иез. 29:10-12).

Здесь также "сорок" означает продолжительность опустошения и разорения; и во внутреннем смысле не понимается сорок лет, но лишь общее опустошение веры, в короткий или в длительный период времени. У Иоанна:

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр. 11:2).

[3] И у того же автора:

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр. 13:5),

Это означает продолжительность опустошения, ибо всякий может видеть, что не понимается период времени в сорок два месяца. В этих отрывках число "сорок два" имеет то же значение, что и число "сорок". Оно получается из "семи дней", означающих конец опустошения и новое начало, и из "шести дней", означающих работу, поскольку шесть дней работы или борьбы. В результате "семь" умноженное на "шесть" дает число "сорок два", которое означает продолжительность опустошения и продолжительность искушения, то есть работы и борьбы того, кто должен быть возрожден; этот период времени заключает в себе святость. Но, как видно в цитатах из книги Откровения, вместо менее круглого числа "сорок два" было взято круглое число "сорок".

[4] То, что израильский народ был водим по пустыне сорок лет, прежде чем был приведен в землю Ханаанскую, также прообразовало и означало продолжительность искушения и продолжительность опустошения; продолжительность искушения прообразовало то, что они впоследствии были приведены в святую землю, а продолжительность опустошения – то, что все, кроме Иисуса и Халева, кто были старше двадцати лет, когда выходили из Египта, умерли в пустыне (Чис. 14:33-35; 32:8-14). То, против чего они так часто роптали, означает искушения, а язвы и истребление, от которых они так часто страдали, означают опустошения. Что эти факты означают искушения и опустошения, будет показано по Божественному милосердию Господа в своем месте. Об этом так написано у Моисея:

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет (Втор. 8:2, 3, 16).

Что Моисей был сорок дней и сорок ночей на горе Синай, также означает продолжительность искушения, то есть, это означает искушение от Господа, как видно из его пребывания на горе сорок дней и сорок ночей, когда он не ел хлеба и не пил воды, молясь о том, чтобы народ не был истреблен (Втор. 9:9, 11, 18, 25-29; 10:10).

[5] Как уже говорилось, причина, по которой "сорок дней" означают продолжительность искушения, состоит в том, что Господь попустил быть искушаемым от дьявола сорок дней. И поэтому во времена, когда все предметы прообразовали Господа, всякий раз, когда у ангелов возникало понятие об искушении, это понятие представлялось в мире духов предметами, существующими в мире – как это происходит со всеми ангельскими понятиями, когда они спускаются в мир духов и проявляются там в прообразовательной форме. Таким же образом понятие об искушении было представлено числом "сорок", потому что Господь был искушаем сорок дней. Для Господа, и соответственно для ангельских небес, будущее и настоящее суть одно и то же, ибо то, что должно наступить, уже существует, и то, что должно произойти, уже произошло. Отсюда число "сорок" представляло искушения, а также опустошения в прообразовательной Церкви. Однако эти вещи не могут быть достаточно хорошо поняты, поскольку людям ничего не известно ни о наитии ангельского неба на мир духов, ни о том, какова природа этого наития.

731. "Истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли". Что это означает собь человека, которая как бы истребляется, когда он оживляется, ясно из того, что уже было сказано и показано относительно соби. Собь человека является абсолютным злом и ложью. Пока она сохраняется, человек мертв, но когда он подвергается искушениям, она рассеивается, то есть сокрушается и умеряется истинами и добром от Господа. Таким образом она оживотворяется, и кажется, что ее больше нет. То, что она не проявляется и больше не причиняет вреда, означается словом "истребить", хотя она не истребляется, но остается. Подобное происходит с черным и белым цветом, которые, по-разному изменяясь под лучами света, превращаются в прекрасные цвета, такие как голубой, золотистый и пурпурный; посредством которых, в соответствии с их расположением, появляются красивые и приятные оттенки, как в цветах, хотя в своей основе и в корне они по-прежнему остаются цветами черным и белым. Но поскольку здесь в то же время говорится о завершении опустошения тех, которые принадлежали к Древнейшей Церкви, то погибшие также понимаются под словами "истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли" (подобное в следующем стихе 23). "Все существующее, что Я создал" значит все, или всякий человек, в котором было небесное семя, то есть, который принадлежал Церкви; поэтому как здесь, так и в следующем стихе упоминается "земля", означающая человека Церкви, в котором были посеяны добро и истина. Это семя постепенно прорастало в тех, которые назывались "Ноем", после того, как зло и ложь были рассеяны, как уже говорилось прежде; однако у людей, живших до потопа, которые погибли, это семя заглушили плевелы.

732. [Стих 5] Ной сделал все, что Сущий повелел ему означает как выше, что все было так исполнено.

Это означает, как выше, что так было сделано. Сравните предыдущую главу, стих 22, где дважды сказано, что Ной "сделал", тогда как в этом стихе говорится только один раз. В том стихе употреблялось имя "Бог", а в этом – "Сущий". Причина заключается в том, что в предыдущей главе говорилось о предметах разумения, а в этой – о предметах воли. Предметы разумения рассматривают предметы воли как бы отличными и отдельными от себя; но предметы воли считают предметы разумения как одно с собой, или как единое; ибо разумение происходит от воли. Вот почему там дважды сказано, что он "сделал", а здесь только один раз; а также почему там употреблено имя "Бог", а здесь – "Сущий".

733. [Стих 6] Ной же был сыном шестисот лет, когда потоп водный пришел на землю.

"Ной был сын шестисот лет" означает его первое состояние искушения. "Потоп водный пришел на землю" означает начало искушения.

734. В предыдущей главе (стихи 13-22) говорилось об истинах разумения, в которых человек Церкви, называемой "Ноем", был наставлен Господом прежде, чем был возрожден; тогда как в этой главе (стихи 1-5) говорится о добре воли, которым он также был наделен от Господа. И поскольку рассматривается о то, и о другое, то это кажется повторением. Но теперь (в стихах 6-11) речь идет об искушении этого человека, в частности в данном стихе говорится о первом состоянии, таким образом, о начале искушения. И, как может видеть каждый, снова встречается повторение, поскольку в этом стихе сказано, что "Ной был сын шестисот лет", когда потоп пришел на землю; и в стих 11 сказано, что это произошло "в шестисотый год его жизни, во второй месяц, в семнадцатый день месяца". Также в стихе 7 сказано, что Ной вошел в ковчег со своими сыновьями и их женами, и подобное говорится в стихе 13. Также в стихах 8 и 9 сказано, что животные вошли к Ною в ковчег; и подобное встречается в стихах 14-16. Из этого ясно, что здесь также есть повторение того, что говорилось ранее. Пребывающие в буквальном смысле могут видеть лишь повторение некоторого исторического события. Но здесь, как и в других местах, ни одно даже малейшее слово не является лишним и напрасным, ибо это есть Слово Господа. Поэтому нет и одного повторения без иного значения. Здесь, как и ранее, понимается начало искушения, которое относится к предметам разумения; но затем его искушение относится к предметам воли. У всякого, кто должен быть возрожден, эти искушения следуют одно за другим, поскольку быть искушаемым относительно того, что принадлежит разумению – это совершенно иное, чем быть искушаемым относительно принадлежащего воле. Искушение, относящееся к предметам разумения, легкое; но искушение, относящееся к предметам воли, – суровое.

735. Причина, по которой искушение относительно предметов разумения, то есть относительно ложностей в человеке, является более легким, заключается в том, что человек находится в заблуждениях разума, а заблуждения разума ограничены в проникновении, поэтому они легко рассеиваются. Так происходит со всеми, пребывающими в буквальном смысле Слова, в котором говорится в соответствии с восприятием человека, и потому в соответствии с обманчивостью его чувств. Если люди просто верят в это, потому что это есть Слово Господа, то несмотря на то, что они пребывают в заблуждениях, они легко могут быть наставлены. Возьмите, например, человека, который верит, что Господь, гневается, наказывает и делает зло беззаконнику; поскольку его вера происходит из буквального смысла, то он может быть легко наставлен в том, какова реальная истина. Также, если кто-то в простоте верит, что может делать добро от себя, и что если он от себя будет делать добро, то получит награду в другой жизни, такой человек также может легко быть наставлен в том, что добро, творимое им, исходит от Господа, и Господь по Своей милости дает награду даром. Поэтому, когда такие люди подвергаются искушению относительно предметов разумения, то есть относительно заблуждений, подобных этим, они могут быть искушаемы лишь слегка. Это есть первое искушение, едва заметное, о котором теперь говорится. Но иначе происходит с теми, которые не верят Слову в простоте сердца, но утверждаются в заблуждениях и ложностях, потому что потакают своим похотям. С этой целью они отбирают из собственных рассуждений и из своих познаний самые веские аргументы, которые они затем подтверждают посредством Слова, и таким образом внушают себе и убеждают себя в том, что ложь является истиной.

736. Что касается "Ноя", или человека этой новой Церкви, то он был таков, что верил в простоте в то, что имел от Древнейшей Церкви. Это были положения учения, собранные и превращенные в некоторую доктринальную форму теми, которые назывались "Енохом". Характер людей, называемых "Ноем" был совершенно отличен от характера допотопных людей, называемых "исполинами", которые погибли. Ибо они соединили положения учения о вере со своими грязными похотями, и таким образом породили ужасные убеждения, от которых они не желали отступать, даже когда другие наставляли их и показывали ложность этих убеждений. В настоящее время также существуют люди как одного рода, или природы, так и другого рода. Одни могут быть возрождены легко, а другие – с трудом.

737. "Ной был сыном шестисот лет" означает его первое состояние искушения. Это ясно из того факта, что отсюда до Евера в главе 11 числа и периоды лет, или имена не означают ничто иное, как реальные предметы; так же как годы и имена, упоминаемые в главе 5. Что "шестьсот лет" здесь означает первое состояние искушения, ясно из основных составляющих числа "шестьсот", которыми являются числа "десять" и "шесть", умноженные друг на друга. Когда число содержит в себе подобные множители, то не имеет значение, большее или меньшее это число. Что касается числа "десять", то уже было показано (Быт. 6:3), что оно означает остаток; а что число "шесть" здесь означает работу и борьбу, ясно из многих отрывков в Слове. Поскольку ситуация заключается в том, что предшествовало приготовлению человека, называемого "Ноем", к искушению – что он был наделен Господом истинами разумения и добром воли. Эти истины и добро являются остатками, которые не проявляются, пока человек не возрождается. В случае возрождающихся через искушения, остатки в человеке служат для ангелов, прибывающих с ним, которые извлекают из них те качества, через которые они защищают человека от злых духов, возбуждающих в нем ложь и нападающих на него таким образом. Поскольку остатки означаются числом "десять", а битвы – числом "шесть", поэтому говорится о возрасте в "шестьсот" лет – число, в котором основными множителями являются "десять" и "шесть", и которое означает состояние искушения.

[2] Что число "шесть" в частности означает борьбу, ясно видно из первой главы Бытия, где описаны шесть дней, в которые человек возрождался, прежде чем стал небесным. В эти шесть дней происходила постоянная борьба, а в седьмой день наступил покой. По этой причине шесть дней являются рабочими, а седьмой день – суббота, которая означает покой. Поэтому также еврейские рабы работали шесть лет, а на седьмой год отпускались (Исх. 21:2; Втор. 15:12; Иер. 34:14); шесть лет евреи засевали землю и собирали плоды, но на седьмой год оставляли её незасеянной (Исх. 23:10-12), это относилось и к виноградникам; поэтому также седьмой год был "субботой покоя земли, субботой Сущего" (Лев. 25:3, 4). Поскольку число "шесть" означает работу и борьбу, оно также означает рассеяние ложностей, как у Иезекииля:

И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его (Иезекииль 9:2).

У того же пророка сказано о Гоге:

И поверну тебя, и разделю тебя на шесть частей, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы (Иез. 39:2).

Здесь "шесть" и "разделить на шесть частей" означает рассеяние; "север" означает ложности; "Гог" – людей, которые выводят положения учения из внешних предметов, чем уничтожают внутреннее богослужение. У Иова:

В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов 5:19).

Это означает борьбу, составляющую искушения.

[3] Однако, число "шесть" встречается в других местах Слова, где оно означает не работу, борьбу или рассеяние ложностей, а святость веры, поскольку относится к числу "двенадцать", означающему веру и все, принадлежащее вере, и к числу "три", означающему святость. Следовательно, таково подлинное происхождение значения числа "шесть", как видно у Иезекииля 40:5, где измерительная трость человека, которой он измерял святой город Израиля, была "шесть локтей"; и в других местах. Причина этого происхождения заключается в том, что святость веры состоит в битвах искушения, и что шесть дней работы и борьбы предопределяют святой седьмой день.

738. Ной здесь назван "сыном шестисот лет", потому что "сын" означает истину разумения, как было показано прежде. Но в стихе 11 он не назван "сыном", потому что там говорится о его искушении относительно предметов воли.

739. "Водный потоп" означает начало искушения. Это ясно видно из того, что здесь говорится об искушении относительно предметов разумения, которое, как уже говорилось, предшествует и является более легким искушением; поэтому оно названо "водным потопом", а не просто "потопом", как в стихе 17. Ибо "воды", главным образом, означают духовные начала человека и разумные начала веры, а также их противоположности, которые являются ложностями; что может быть подтверждено многими отрывками из Слова.

[2] Что "потоп" или "наводнение" означает искушение, ясно видно из того, что было показано во вступительной части этой главы; а также у Иезекииля:

Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью (Иез. 13:13, 14).

Здесь "бурный ветер" и "проливной дождь" означают опустошение лжи; "стена, обмазанная грязью" означает фальсификацию, выдаваемую за истину. У Исаии:

Сущий Бог был защитою от наводнения, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно потоку воды против стены (Ис. 25:4).

"Наводнение" здесь означает искушение, относящееся к предметам разумения, оно отличается от искушения, относящегося к предметам воли, которое названо "зноем".

[3] У того же пророка:

Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод (Ис. 28:2).

Здесь описаны степени искушения. Также:

Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43:2).

"Воды" и "реки" здесь означают ложь и фантазии, "огонь" и "пламя" означают зло и похоти. У Давида:

За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления (Пс. 32:6, 7),

Где "разлитие многих вод" означает искушение, которое также названо "потопом" у того же автора:

Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек (Пс. 29:10).

Из этих отрывков, а также из сказанного в начале этой главы ясно, что "потоп" или "наводнение" означает искушения и опустошения, которые описаны по обычаю древнейших людей историческими событиями.

740. [Стих 7] И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

"И вошел Ной в ковчег от вод потопа" означает, что в искушении он был защищен. "Сыновья" означают истины, как говорилось прежде, "жена" – добро, а "жены сыновей" – истины, соединенные с добром.

741. "И вошел Ной в ковчег от вод потопа" означает, что в искушении он был защищен, это может быть ясно каждому. Искушения являются ничем иным, как битвами между злыми духами и ангелами, которые находятся с человеком. Злые духи возбуждают в человеке все плохое, что он делал или даже думал, что было в нем с раннего детства, как его зло, так и его ложь; и осуждают его, поскольку ничто не доставляет им большего удовольствия, ибо само удовольствие их жизни состоит в этом. Но Господь защищает человека через ангелов и препятствует злым духам и гениям преступать черту и наводнять его больше, чем он может выдержать.

742. Что "сыновья" означают истины, "жены" – добро, а "жены сыновей" – истины, соединенные с добром, уже объяснялось в стихе 18 предыдущей главы, где встречаются подобные слова. Под истинами и добром (которые здесь названы "сыновьями" и "женами") понимаются те предметы, которые были в человеке, называемом "Ноем", и через которые он был защищен. Таков древнейший стиль Слова, заключающий в себе небесные тайны, в котором все представлено в виде истории.

743. [Стих 8, 9] И из животных чистых и из животных нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле. По паре, мужского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

"Чистые животные" означают, как раньше, расположения к добру. "Нечистые животные" означают злые желания. "Птицы", в общем, означают мысли. "Все пресмыкающиеся по земле" означают чувственную часть и всякое удовольствие такого рода. "По паре" означает соответствующие предметы. "Они вошли в ковчег" означает, что они были защищены. "Мужского пола и женского", как прежде, означает истину и добро. "Как Бог повелел Ною" означает, что так было исполнено.

744. Что "чистые животные" означают расположения к добру, было уже сказано и показано в стихе 2 этой главы, поэтому нет необходимости на этом останавливаться. Также в том стихе было показано, что "нечистые животные" означают похоти, то есть злые желания.

745. "Птицы", в общем, означают мысли. Это ясно из того, что было сказано прежде о птицах – что они означают принадлежащее разумению, или принадлежащее рассудку. Но там они назывались "птицами небесными", а здесь только "птицами", вот почему они означают мысли в общем. Ибо есть множество видов птиц, как чистых, так и нечистых, которые различаются в стихе 14 на "птиц", "летающих" и "крылатых". Чистые птицы означают истинные мысли; нечистые птицы – ложные мысли, о которых по Божественному милосердию Господа будет сказано позже.

746. "Все пресмыкающиеся по земле" означают чувственную часть и всякое удовольствие такого рода. Это также ясно из того, что было сказано и показано прежде. Древнейшие люди сравнивали и уподобляли чувственные начала человека и удовольствия, от них исходящие, рептилиям и пресмыкающимся, и даже так их называли, потому что они были самыми внешними началами и как бы ползали по наружной части человека, им не позволено было подниматься выше.

747. "По паре" означает соответствующие предметы. Это может быть ясно каждому из того факта, что они являются парами; они не могли бы быть парами, если бы не соответствовали друг другу, как добро и истина, зло и ложь. Ибо во всем есть подобие супружества, или соединения, как истины с добром, или зла с ложью, потому что существует супружество разумения с волей, или принадлежащего разумению с тем, что принадлежит воле. Действительно, все имеет свое супружество, или свое соединение, без которого не возможно существование.

748. "Они вошли в ковчег" означает, что они были защищены. Об этом было сказано прежде в стихе 7, где говорилось о Ное, о его сыновьях и их женах.

749. Что "мужского пола и женского" означает истину и добро, может быть видно из того, что уже было сказано прежде в стихах 2 и 3 этой главы, где "мужской пол и женский" относятся к птицам, а "самец и самка"* – к животным. Причина этого также была тогда указана, а именно, что предметы воли соединяются с предметами разумения, но предметы разумения, рассматриваемые сами в себе, с предметами воли – в меньшей степени. Первые связаны как муж и жена, а последние – как мужской и женский пол. А поскольку здесь речь идет об искушении того человека в отношении предметов его разумения, как уже говорилось, то сказано "мужского пола и женского", что означает борьбу или искушение в отношении предметов разумения.

750. "Как Бог повелел Ною" означает, что так было исполнено. Это уже было показано в стихе 22 предыдущей главы и в стихе 5 этой главы.

751. Поскольку здесь речь идет об искушении человека новой Церкви, называемой "Ноем", и поскольку немногие знают, какова природа искушений (так как в настоящее время мало кто подвергается таким искушениям, те же, которые им подвергаются, знают лишь некоторое чувство страдания, присущее им), то позвольте кратко это объяснить. Во время искушения, как уже говорилось, злые духи возбуждают зло и ложь человека, и в действительности выявляют в его памяти все, что он мыслил и совершал с детства. Злые духи делают это с такой хитростью и злобой, что это трудно описать. Но ангелы, пребывающие с человеком выявляют его добро и истины, и таким образом защищают его. Эта борьба, которую человек чувствует и ощущает в себе, служит причиной мучения и угрызений совести.

[2] Существует два вида искушений, один относится к предметам разумения, а другой – к предметам воли. Когда человек искушается относительно предметов разумения, злые духи выявляют только злые поступки, совершенные им (которые здесь понимаются под "нечистыми животными"), обвиняют и осуждают его. Они даже обнаруживают его добрые дела (которые здесь обозначены "чистыми животными"), но извращают их множеством способов. В то же время они выявляют его мысли (здесь обозначенные "птицами"), а также то, что здесь обозначено "пресмыкающимися по земле". Но это легкий вид искушения, он воспринимается лишь через воспоминание таких случаев и некоторое беспокойство, происходящее оттуда.

[3] Однако, когда человек искушается относительно предметов воли, его мысли и поступки выявляются не в такой мере. Вместо этого злые гении (как могут быть названы злые духи такого рода) воспламеняют его похотями и нечистыми видами любви, которыми он также наполнен, и таким образом сражаются посредством самих человеческих похотей. Они делают это так злонамеренно и тайно, что никто не может поверить, что это исходит от них. Ибо на мгновение они внедряются в жизнь его желаний и почти тотчас переворачивают и превращают расположение к добру и к истине в расположение ко злу и ко лжи. Они делают это таким образом, что человек думает, что это исходит от него самого и вытекает из его собственной воли. Это более суровое искушение, воспринимается оно как внутренняя боль и мучительный огонь. Об этом более подробно будет сказано в дальнейшем. Что такое имеет место, мне дано было узнать и постигнуть из многих опытов; а также, когда и как злые духи, или гении, проникали и наводняли, кто они и откуда. Более подробно эти опыты будут описаны по Божественному милосердию Господа в будущем.

752. [Стих 10] Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. Эти слова, как выше, означают начало искушения.

753. Что "через семь дней" означает начало искушения, было показано выше в стихе 4. Это также относится к сказанному выше, а именно, что это искушение, относящееся к предметам разумения, было началом искушения, или первым искушением; и таким образом выражается заключительное утверждение. Поскольку это первое искушение относилось к предметам разумения, оно описано "водами потопа" (в стихе 7) и "водным потопом" (в стихе 6), который, собственно, и означает такое искушение, как было показано в тех местах.

754. [Стих 11] В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.

"Шестисотый год, второй месяц, семнадцатый день" означает второе состояние искушения. "Разверзлись все источники великой бездны" означает высшую степень искушения, которая относится к предметам воли. "Окна небесные отворились" означает высшую степень искушения, относящуюся к предметам разумения.

755. Что "шестисотый год, второй месяц и семнадцатый день" означает второе состояние искушения, следует из сказанного выше; так как в стихах 6 – 11 говорилось о первом состоянии искушения, которое было искушением, относящимся к разумению. Однако теперь говорится о втором состоянии, а именно об искушении, относящемся к воле; поэтому срок называется еще раз. Ранее говорилось, что "Ной был шестисот лет", здесь же говорится, что потоп произошел в "шестисотый год его жизни, во втором месяце, в семнадцатый день". Никто не мог бы предположить, что под возрастом Ноя, выраженным точно определенными годами, месяцами и днями, понимается состояние искушения относительно предметов воли. Но, как уже говорилось, так выражались и писали древнейшие люди. Особое удовольствие они находили в способности точно определять периоды времени и имена, и таким образом создавать рассказ, подобный реальной истории; в этом заключалась их мудрость.

[2] В стихе 6 было показано, что "шестьсот лет" означают ничто иное, как первое состояние искушения. Здесь также упоминается "шестисотый год". Но чтобы это могло означать второе состояние искушения, добавлены месяцы и дни, фактически два месяца, или вернее "во втором месяце", что означает саму борьбу, как ясно из значения числа "два" во втором стихе этой главы, где показано, что оно означает то же, что и "шесть", то есть работу и борьбу, а также рассеяние. Однако число "семнадцать" означает не только начало искушения, но также и конец искушения, потому что состоит из чисел "семь" и "десять". Когда это число означает начало искушения, тогда оно включает в себя "семь дней", или неделю, что означает начало искушения, как было показано в стихе 4 этой главы. Но когда оно означает конец искушения, (как в главе 8 стих 4), тогда "семь" является святым числом, к которому добавляется число "десять", означающее остаток; ибо без остатка никто не может быть возрожден.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.)