АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Населенческий и историко-культурный факторы развития туризма

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  3. V1: Основные аспекты организации коммерческой деятельности и этапы ее развития
  4. Абиотические факторы
  5. Автор выделяет следующую причинно-следственную связь проблем развития сферы физкультурных и спортивных услуг в РМ
  6. Административная школа управления: сущность и значение для развития теории и практики менеджмента
  7. Анализ особенностей и перспектив развития венчурного инвестирования за рубежом и в России.
  8. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента
  9. Аномалии развития глотки. Инородные тела гортани
  10. Аномалии развития гортани
  11. Аномалии развития и заболевания носа.
  12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Каждая страна характеризуется не только определенной системой демографических показателей (рождаемость, смертность, половозраст­ной состав и пр.), не только своими особенностями естественного (за счет разницы показателей рождаемости и смертности) и механического (в связи с территориальными перемещениями-миграциями) движения на­селения, но также расовым, этническим, конфессиональным составом, его особенностями.

Раса - это исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки -цвет кожи, волос и глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела и некоторые другие. При этом практически признаки расы определяют ее представителей, действуя в совокупности, ибо отдельный признак мо­жет быть более или менее случайным.

Антропологи считают, что на земном шаре существуют три боль­ших расы - негро-австралоидная, европоидиая, монголоидная. Каждая из них отличается системой внешних признаков, которые пи в коем случае не определяют духовные способности ее представителей.

Большие расы обычно делятся на малые, как бы подрасы, различающиеся между собой менее заметно. Кроме того, и это очень важно, в ходе истории в результате миграции людей, их контактов, межрасовых (официальных и неофициальных) браков па Земле обра­зовалось очень много переходных расовых типов, и иной раз очень трудно определить, к какой большой расе относится тот или иной индивид. Чтобы подтвердить этот тезис, достаточно вспомнить много­вековые контакты на территории нашей страны славян-европоидов с азиатами-монголоидами или контакты европоидов-арабов с живущими южнее Сахары негроидами.

Если допустить очень сильное обобщение, то можно констатиро­вать, что в наши дни основные ареалы распространения европоидов - это Европа, Северная Африка, Передняя и Южная Азия, Северная Америка и некоторые страны Латинской Америки, Австралия и Новая Зеландия. Негро-австралоиды господствуют в Африке южнее Сахары и в отдельных районах Австралийского материка, монголоиды - в Цент­ральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Но люди, население различаются не только внешним видом, но (и это, наверное, важнее) и языком. Языков на Земле великое множество, и специалисты провели их строгую, хотя для них самих дискуссион­ную, классификацию. Это особая область знания. Здесь же отметим, что больше всего людей говорят на китайском языке, арабском и ряде распространившихся по белу свету европейских языков. Среди них

необходимо отметить из числа германских языков английский (ставший волею судеб языком международного общения), немецкий, среди ро­манских языков - французский, итальянский, румынский и особенно испанский, в меньшей мере португальский, ставшие языками пародов Латинской Америки и некоторых других регионов Земли. Велика роль славянских языков (русского, украинского, польского, чешского, бол­гарского и других).

Нельзя не сказать, что многие языки имеют множество диалек­тов, что затрудняет общение лиц, владеющих даже одним и тем же язы­ком. Рассказывают, что житель Южного Китая не понимает речи северокитайца, житель Ирака - жителя Марокко (хотя, казалось бы, у того и другого единый арабский язык). Тут помогает общая письменность, облегчающая взаимопонимание. Правда, в иных случаях письменность, напротив, затрудняет общение. Так, единый сербскохорватский язык имеет две письменные формы: основанную на славянском шрифте -кириллице (сербская форма) и основанную на латинице (хорватская форма). То же можно сказать и о языке хиндустани, имеющем две пись­менные основы, в результате чего образовались письменности хинди (в Индии) и урду (в Пакистане). В основе таких различий в письмен­ности обычно лежит религиозная традиция.

Язык - один из самых важных признаков этноса, исторически сло­жившейся устойчивой общности людей. Кроме языка, каждый этнос обычно характеризуется и общностью территории. Этнос - явление исто­рическое, и его формирование проходит обычно несколько стадий, таких как племя, парод, нация. Впрочем, в понимании этноса существуют раз­ные точки зрения. Наиболее важны, пожалуй, два подхода. Один из них можно, вероятно, назвать историко-социальным. В основе этого подхо­да - изучение развития этноса как историко-социального, историко-экономического феномена. Такого взгляда придерживались Ю. В. Бромлей и его единомышленники. Иную точку зрения проповедовал Л. Н. Гуми­лев, считавший этнос биогеоисторическим феноменом. Он придавал боль­шое значение роли природной среды и ее изменениям в формировании, изменении, территориальном перемещении этносов. Среди системы его взглядов на этнос большую роль играет введенное им в этнологию поня­тие пассионариости, т. е. состояние повышенной активности этноса, в ходе которой он растет и численно, и территориально. Надо полагать, обе концепции имеют свое рациональное зерно, и правильнее было бы не противопоставлять их, а, выбрав эти зерна, создать единую современную концепцию формирования и развития этносов.

А это в наши дни имеет большое практическое значение, поскольку этнические конфликты отнюдь не отвлеченное теоретическое понятие.

Быть может, высшим типом этноса является нация - историческая общность людей, складывающаяся па основе не только единых терри­тории и языка, но также экономических связей, культуры, характера.

В результате формируется национальное самосознание. Важно соотнести понятия «этнос» и «нация». По мнению Е. Н. Селищева, «этнос - при­родное явление, проявляющееся, вероятно, на генетическом уровне. Нация - историко-социальное сообщество людей, формирующееся на определенной территории в процессе капиталистических рыночных отношений и международного разделения труда. Представителем этноса стать невозможно, им нужно родиться. Но человек может принадлежать к определённой нации в том случае, если он «впитал» культуру, язык на­рода, относит себя к нему, независимо от этнических корней и расовых признаков»1.

Проблемы формирования наций, их взаимоотношений очень слож­ны и во многом специфичны для разных стран и районов. Но ясно одно: знание этой специфики чрезвычайно важно при туристских поезд­ках в ту или иную страну, ибо туристов могут подстерегать разные неожиданности, связанные с тонкостями межнациональных отношений.

При этом следует иметь в виду степень национальной консолида­ции в той или иной стране или районе, учитывать их моно- или полина­циональность. При этом желательно применить определённые коли­чественные показатели.

В 1964 г. Ю. Г. Липецем был предложен коэффициент этнической общности, который рассчитывается по формуле: K=K1x К2, где K1 -доля народа (или группы) в населении данной территории, К2 - доля парода, живущего на данной территории, в общей численности учиты­ваемого народа.

Этот показатель, как и некоторые другие, конечно, недостато­чен, и важно разработать комплексные показатели, которые давали бы количественное представление о степени этнической консолидации, уровне достигнутой этнической общности. Можно полагать, что эти показатели будут синтезировать в себе многочисленные параметры, например, уровень общности хозяйственной жизни территории, показа­тели этнической общности (основанные в значительной мере па этно­лингвистических статистических данных) и многие другие, включая «трудноуловимый» показатель - степень национального самосознания. Однако и он может найти количественное выражение, основанное на анализе массовых социологических опросов.

Такие же тонкости существуют и в межконфессиональных отно­шениях, связанных с религиозными различиями.

На земном шаре существует много религий. Некоторые из них на­зываются традиционными и сохраняются, как правило, в наименее разви­тых странах. В традиционных религиях большую роль играет культ пред­ков, поклонение определённым предметам и явлениям (фетишизм) и т. п.

Такие традиционные религии сохранились еще во многих странах тропи­ческих районов Земли (Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и др.).

Однако туристы очень часто сталкиваются с хорошо сформиро­вавшимися религиями (конфессиями). Наиболее древними среди них являются иудаизм, брахманизм (принявший в наши дни форму индуиз­ма), синтоизм (в Японии), буддизм (возможно, самая древняя из миро­вых религий), христианство (с его многочисленными ветвями - католи­чеством, православием, различными направлениями протестантизма - лютеранством, кальвинизмом, англиканством, методизмом, баптизмом, пятидесятничеством и др.), ислам (самая молодая из мировых религий). Догматы каждой религии сложны, непросты и обряды, различные свя­щенные книги - Ветхий Завет (библия), тора и талмуд у иудеев, Вет­хий и Новый (евангелие) Заветы у христиан, Коран у мусульман. Поэтому их изучение - большая специальная проблема. Важно, чтобы туристы и, конечно, организаторы туризма были хорошо осведомлены о главных религиозных традициях страны. Иначе возможны большие неприятности.

Нельзя не отметить, что национальный и конфессиональный со­став населения тесно и нередко противоречиво взаимосвязаны между собой. Так, сербы, хорваты, боснийцы, говорящие на одном и том же сербско-хорватском языке и представляющие, казалось бы, единую на­цию, из-за религиозных различий (православие, католицизм, ислам) та­ковую не составляют. Так же и индийцы (индусы) и урду-пакистанцы, говорящие на одном и том же языке хинди, имеют из-за религиозных различий (индуизм - ислам) разную письменность и, увы, разное наци­ональное самосознание. Вообще последнее имеет, быть может, важней­шее значение при определении человеком своей национальной принад­лежности. И если, к примеру, серб, хорват, босниец-мусульманин не отнесут себя к одной нации, то, скажем, многие жители Нигерии, имею­щие разные родные языки (но, как правило, владеющие государствен­ным английским языком), назовут себя нигерийцами. В этом примере государственная принадлежность ценится выше узкоэтнической.

Все страны земного шара сохраняют большую социальную и про­фессиональную дифференциацию населения. Этот аспект тоже следует иметь в виду.

Социальный и профессиональный состав населения впрямую зави­сит от типа страны, уровня его экономического развития, специализации хозяйства. Эти вопросы рассматриваются ниже. Здесь же необходимо сказать следующее.

Особенности демографических процессов, идущих в стране, особен­ности этноконфессионального состава, расселение её населения оказыва­ют самое существенное воздействие на её туристский облик. Достаточно вспомнить о необычно высокой плотности населения в некоторых

странах и особенно их городах, напоминающих человеческие «муравей­ники», об огромном воздействии этнического и конфессионального соста­ва населения па особенности архитектуры (особенно культовых сооруже­ний), на структуру городов, их застройку, особенности расселения в сельской местности. В конечном счете население и историко-культурная среда обитания (вкупе со средой природной) сливаются в единое целое, придавая специфический колорит стране, району, городу.

Каждая страна, каждый народ - носители историко-культурных ценностей. Историко-культурное наследие для туризма имеет особенно большое значение. В самом деле, что хотят увидеть туристы в той или иной стране (мы не говорим о туристах-челноках)? Природу и истори­ко-культурные ценности, которые и определяют туристскую специфику страны и района.

Существуют страны с очень развитыми историко-культурными традициями, истоки которых лежат в разных исторических эпохах.

Каждая страна прошла свой исторический путь, и каждый этап этого исторического пути оставил следы в материальной и нематериаль­ной культуре.

На земном шаре ещё есть районы, где сохранилась и легко обнаруживается доисторическая культура. Её очаги легко обнаружива­ются в большинстве стран Тропической Африки, отдельных регионах Латинской Америки, Австралии, да и других районах Земли. Этногра­фы нередко называют такую культуру традиционной, имея в виду доисторические традиции общества. Как правило, такая традиционная культура интересует специалистов и, следовательно, специализирован­ные туристские группы. Что касается основной массы туристов, то её привлекают исторические памятники. Интересно заметить, что их чис­ло подвержено довольно заметной динамике: одни из них погибают (под влиянием естественных условий или деятельности общества), другие же как бы открываются человечеству благодаря находкам ученых, а иногда и случайных людей. Примеры гибели памятников известны всем, достаточно напомнить их разрушения в годы 2-й ми­ровой войны в Европе или в десятилетия борьбы с религией в нашей стране. Что касается открытия памятников древней цивилизации, то их тоже не так мало. К их числу относятся древние сооружения частично культового назначения в ряде районов Латинской Америки, в том числе ее тропических лесах, во многих районах Индокитая, тоже преимущественно лесных. За последнее столетие открыты и мертвые города в засушливых районах Земли. И ученые часто гада­ют, была ли гибель этих городов обусловлена изменениями климата или какими-то коллизиями, связанными с развитием общества (войны, эпидемии и прочие человеческие трагедии).

В очень многих государствах есть памятники гражданской и куль­товой архитектуры, относящиеся к античной эпохе. Иными словами, их

возраст исчисляется тысячелетиями. Такие памятники в большом числе находятся в Египте, других странах восточного, южного, северного Средиземноморья, южной, юго-восточной, восточной Азии, ряде регио­нов центральной и южной Америки. Посещение и осмотр этих памятни­ков - мечта многих и многих туристов.

Но еще больше историко-культурных памятников оставили сред­ние века и эпоха Возрождения. Подавляющая часть этих памятников -в Европе. Это и крепости, и замки, и культовые сооружения, и двор­цы, и памятники далекой гражданской архитектуры. Эта группа памят­ников находит миллионы своих поклонников.

Большой интерес для туристов представляют и памятники нового времени. Их очень много в странах Старого и Нового Света, особенно, конечно, в Европе. Прямым продолжением этих сравнительно молодых объектов (преимущественно XVIII-XIX вв.) являются сооружения уже нашего времени (XX в.). Как пи парадоксально это звучит, по многие из них, появившиеся на памяти живущих ныне людей, представляют собой интереснейшие туристские объекты, в первую очередь по причине любо­пытных технических решений (вспомните Эйфелеву башню).

Историко-культурные объекты разных эпох размещены очень не­равномерно и в масштабах всего земного шара, и в пределах отдельных государств. Их территориальная дифференциация - результат простран­ственной дифференциации культуры вообще. А этими проблемами зани­мается география культуры. Эта научная дисциплина изучает террито­риальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов (образ жизни и традиции населения, различные элементы материальной и духовной культуры, искусства и др.). Географию культуры следует отличать от географии различных учреждений культуры. Исследование размещения последних, как было замечено выше, относится к другой научной дисциплине - географии сферы обслуживания.

Историко-культурные особенности страны или района самым тес­ным образом связаны с их природой и населением. Приведем только два примера. Достаточно взглянуть на колонны древнеегипетских хра­мов, чтобы увидеть, что они представляют собой каменные копии растущей по берегам Нила финиковой пальмы. Достаточно увидеть купола мечетей и стрелы минаретов, чтобы легко убедиться, что вы находитесь в стране с мусульманским населением. И таких примеров тысячи.

Известный актер и режиссер М. Козаков пишет: «Нет культуры вне религии. Но и выбор религии зависит от культуры, данной тебе малой родиной»1.

История любой страны наложила отпечаток на все процессы прошлого и настоящего, проходившие и проходящие на ее территории.

И этот отпечаток тем глубже и интереснее для туристов, чем древнее культура страны, чем она более «многослойна». Туристу всегда инте­реснее за одну поездку увидеть следы культуры нескольких истори­ческих эпох.

Для характеристики основных этапов развития страны, ее исто­рии и культуры (в ее самом широком понимании) необходимо отобрать самое главное, определяющее (для чего необходимо глубокое знание предмета). Особенно важно показать, как в ходе гражданской и эконо­мической истории менялись и «производственный» ландшафт страны, и города с их архитектурой, ансамблями разных эпох.

Г. И. Гладкевич и Я. Г. Окушко обращают внимание на новое на­правление развития рекреационной сферы - сохранение и изучение инду­стриального прошлого. «В районах старопромышленного освоения дол­жен произойти отход от традиционного представления о культурных ценностях как о произведениях искусства. Всё, что когда-либо создано человеком, становится культурной ценностью. Поэтому объекты индус­триального прошлого - второй промышленной революции - не должны быть разрушены, а сохранены на память грядущим поколениям»1.

Далеко не каждый этап в развитии страны оставил следы, которые можно отследить «на поверхности» (фабрики и заводы, дороги и порты, дворцы и парки, стадионы и музеи под открытым небом и пр.), многое скрыто за стенами дворцов, музеев, различного рода контор (офисов), а ещё больше - в духовной сфере (литература, изобразительное искусство, музыка, народные традиции и пр.). Далеко не все это можно показать «в натуре» - об этом следует рассказать, а если условия позволяют - и проиллюстрировать.

Историко-культурное изучение определенных страноведческих объектов (страна, район, город) включает в себя несколько практиче­ски обязательных этапов:

1) изучение гражданской и военной истории объекта, выявление
влияния исторического фактора на формирование объекта;

2) изучение историко-архитектурного аспекта развития туристско­го объекта;

3) выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на
территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района,
города);

4) изучение наиболее важных и интересных для туристов памятни­ков архитектуры;

5) изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и
в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6) характеристика основных этапов развития духовной культуры и
важнейших памятников ее (фольклор, литературное и музыкальное на­следие, изобразительное искусство всех типов и пр.);

7) изучение творчества крупнейших представителей культуры и
искусства страны, района, города (или хотя бы краткая характеристика
их творчества).

Такая последовательность позволяет изучить динамику историко-культурного развития, подвести к современной картине, современному облику изучаемого объекта.

Историко-культурный процесс, историко-культурные объекты име­ют не только временную (хронологическую) составляющую, но со­ставляющую и территориальную, пространственную (хорологическую). В результате их взаимодействия происходит формирование историко-культурных объектов и целых историко-культурных районов опреде­ленного типа. Возникает, следовательно, проблема историко-культур­ной типологии туристских объектов.

Нельзя при этом забывать, что историко-культурные процессы и, следовательно, историко-культурная типология непосредственно связаны исторически с процессами социально-экономического развития. Поэтому типологию историко-культурную нельзя отрывать от историко-экономической, социально-демографической и др. Особенно это относится к го­родам. С точки зрения туризма, их условно можно разделить па три типа: а) не представляющие историко-культурного интереса; б) представляю­щие историко-культурный интерес в целом; в) представляющие истори­ко-культурный интерес лишь в отдельных внутригородских районах или даже отдельными объектами. Конечно, это - простейшая классификация. Она накладывается на классификацию городов по людности, времени возникновения, генезису, современным функциям. Это не просто теоре­тическое «наложение»: оно имеет чисто внешнее воплощение в облике города, его архитектурном профиле, городских доминантах. Причем ар­хитектурный профиль заметно зависит от производственного, функциональ­ного профиля города (достаточно напомнить о промышленных, культо­вых, дворцовых и иных доминантах).

Но слово «профиль» для туристов имеет и второй смысл, ибо каж­дый город характеризуется своим чисто туристским профилем, т. е. структурой туристских объектов. Этот туристский профиль - следствие географического положения города (особенно по отношению к водным объектам), структуры его экономики, историко-культурного наследия и некоторых других параметров (включая просто величину города).

Разные туристские объекты имеют разный культурно-исторический «ландшафт», в который в той или иной (иногда в очень большой) сте­пени включен и ландшафт природный.

Проблема формирования и сохранения историко-культурных «ландшафтов» очень сложна и включает в себя, помимо прочего,

вопрос об экологии культуры. Это новое направление в пауке, и есть разные взгляды на сей предмет. Можно утверждать, что экология куль­туры предусматривает изучение, сохранение, мониторинг и охрану все­го историко-культурного наследия (памятников материальной и духов­ной культуры), а также тех элементов природы, без которых эти памятники не могут существовать. Часто образуется триединство приро­ды, материальной и духовной культуры. (Достаточно вспомнить г. Пуш­кин с его царскосельскими дворцами и парками, Лицеем и творческим на­следием лицеистов, в первую очередь, конечно, Пушкина.)

Каждая туристская организация, каждый организатор туризма, каж­дый турист должны постоянно помнить об экологии культуры, которая позволяет человечеству сохранить не только природу, но и материаль­ное и духовное наследие прошлого.

Вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы

1. Какие расы населяют разные части света или большие регионы Земли?

2. Проанализируйте по литературным источникам понятие «этнос» и проведите сравнительный анализ подходов к этому понятию.

3. Проанализируйте этнический и конфессиональный состав населения какой-либо
полиэтнической или поликонфессиональной страны.

4. Проанализируйте различия во внешнем облике и внутригородской структуре
городов одной христианской и одной мусульманской страны.

5. Назовите основные этапы становления и формирования историко-культурного
наследия стран и регионов.

6. Назовите наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Воз­
рождения, Нового и Новейшего времени, которые привлекают большое внимание
туристов в тех или иных странах.

7. Используя имеющуюся литературу, составьте историко-культурную характерис­тику избранной вами страны, района или крупного города.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)