АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Огюст Конт – основоположник социологии

Читайте также:
  1. Билет №1 Объект и предмет социологии
  2. Герберт Спенсер – создатель органической школы социологии
  3. Законы социологии
  4. И.Кант — основоположник немецкой классической философии.
  5. Макс Вебер и его учение о понимающей социологии
  6. Место социологии среди других наук в обществе
  7. Методы социологии
  8. Н. И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии
  9. Не опросные методы социологии
  10. Объект и предмет социологии. Место социологии в структуре современного знания.
  11. Опросные методы социологии

 

В сороковых годах XIX в., а точнее в 1839 г., французский ученый Огюст Конт публикует работу «Курс позитивной философии», где впервые употребил слово «социология».

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ и социолог. Его считают родоначальником и основоположником позитивизма в социологии. Он стремился познать скрытые, не опознанные еще законы, управляющие обществом. В этих целях он выработал рациональный подход к изучению общества. Это означало употребление в изучении общества наблюдения, эксперимента, анализа, выявления зависимостей, изменений и тенденций развития, главных сил, взаимодействующих в обществе.

Позитивизм О.Конта означал два момента, наблюдаемых в обществе:

Социальную статику, которая раскрывает взаимоотношения между всеми социальными институтами. Социальная статистика, по О. Конту, – это анатомия общества – это теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения в нем социальной гармонии. Общество он сравнивал с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие специфические функции. Каждая общественная структура и организация в процессе эволюции определяла и выполняла свою функциональную направленность.

Социальную динамику, которая раскрывает и показывает все социальные изменения в обществе, происходящие в период его развития, распада или переустройства.

Социология, по мнению О. Конта, должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как зарождаются и происходят новые явления, как уметь их предвидеть и как разрешать возникающие явления и события. По мнению О.Конта, наука должна заниматься классификацией феноменов, которые она изучает, а не анализировать лишь причины. Отсюда, говорил он, все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой.

В работах О. Конта просматриваются две идеи:

– обязательное применение научных методов для изучения общества;

– практическое использование науки для осуществления социальных реформ в обществе.

 

Изучая социальную структуру общества, О. Конт выделяет в ней четыре класса:

- спекулятивный – представители науки: философии, эстетики, искусства, занимающие высшее положение в обществе;

- практический – торговцы, предприниматели, банкиры;

- представители сельского хозяйства – земледельцы;

- класс рабочих – пролетариат, его численность должна быть в 33 раза выше, чем класс предпринимателей, банкиров.

Как видим из данной классификации, часть людей должна управлять, а часть должна быть управляемой, то есть подчиняться. Конт называет это социальной статикой. Она анализирует равновесие человеческого общества, изучает условия существования системы, взаимосвязь элементов структуры общества, закономерности их функционирования, изучает изменение и состояние социальных фактов. Конт относит сюда семью, государство, религию и отмечает их высокую роль в установлении стабильности и согласия в обществе.

Как часть социологии О. Конт выделяет социальную динамику, которая имеет дело с законами развития социума и разъясняет интеллектуальную эволюцию человечества. Первичным фактором прогресса человечества он считал духовное и умственное его развитие. Вторичным фактором – климат, расу, прирост населения, среднюю продолжительность жизни. Исходя из этого, Конт формулирует законы о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека. Согласно им познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли три стадии развития:

теологическая стадия – человек объясняет явления религией, усматривает за каждым явлением сверхъестественные силы, то есть имеет доминирующее религиозное миропонимание, фетишизм – обожествление всего, в конце же этой стадии человек приходит к единому богу, то есть монотеизму. При этом практически все вопросы морали и политики решались на базе религиозных ценностей;

метафизическая стадия – объясняет явления с помощью абстракции, человек оперирует понятиями: природа, космос, материя, право, при этом разлагая теологию;

научная или позитивная – человек наблюдает явления, фиксирует связи между ними, делает предположения, выводы, предвидения.

Социология Конта опирается на позитивный метод, это значит – на анализ данных, собранных в экспериментах и наблюдениях на практике. Конт утверждает, что появление социологии предопределено законом разделения и кооперации труда. В результате появляются социальные и профессиональные группы, растет благосостояние людей. Но одновременно это разрушает фундамент общества, делит его на богатых и эксплуатируемых. Социально объединяются только люди одной профессии, возникает эгоистическая профессиональная мораль, солидарность. Способствовать появлению солидарности и согласия в обществе в целом – задача социологии. Социология призвана также укреплять стабильность общества, согласованное взаимодействие всех сторон жизни человека.

С точки зрения О. Конта, общество проходит три стадии развития как закономерные, прогрессивные:

военную, соответствующую теологической стадии развития ума, она приводит к военно-авторитарному режиму. Здесь боги – герои, от них идет родословная вождей племен, аристократов, глав государств. Военная стадия завершается в католическом и феодальном режиме;

переходную, соответствующую метафизической стадии - это эпоха разрушения религиозных воззрений, эпоха возмущения существующими порядками, эпоха смятения, сомнения, поиска;

научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, завершающей, замыкающей все общественное развитие, этот период кончает с анархией умов, утверждает научный взгляд на мир и общество, определяет роль науки и религии в обществе.

Социальный идеал О. Конта – это гармония, согласие и мир в обществе. Он, естественно, был противником радикальных реформ, революций, предпочитал эволюционный путь, эволюционный метод развития. Основным методом в социологии он считал исторический. Но при этом утверждал, что законы абстрактных наук – математики, физики, химии, биологии совпадают с законами социологии и других наук. Законы естественных явлений, считал он, составляют необходимую основу в социальной жизни.

Конт утверждал, что позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследования перепроверить или опровергнуть другим исследованием. При создании науки об обществе Конт принял на вооружение эмпирические методы, свойственные естественным наукам:

Законы, обоснованные О. Контом, которые он считал объективными, истинными:

1. Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В иерархии отражена последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния: математика – астрономия – физика – химия – биология – социальная физика (социология) то есть позитивная наука об обществе. Позднее О. Конт добавил еще одну «позитивистскую науку» - мораль. По его убеждению, сфера морали более специфична, важна и благородна, чем то, что есть у социологии.

2. Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук: чем выше их уровень, тем общество находится на исторически более высокой стадии.

3. Закон трех стадий интерпретирует этапы развития человеческого мышления. Трем стадиям развития человеческого ума – теологической, метафизической, позитивной – соответствуют три аналогичные стадии исторического развития общества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)