АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расхождение во мнениях

Читайте также:
  1. МАНЕВРИРОВАНИЕ И РАСХОЖДЕНИЕ СУДОВ
  2. Расхождение между настоящим и будущим состояниями

В общем, разнообразные положительные отчеты метаана-литических исследований в публикациях были представлены как теоретически обоснованные, хотя в последнем обстоятельстве у нас есть все основания усомниться. Даже в часто цитируемом нами «Руководстве», в разделе под названием «Процесс и эффективность психотерапии — Noch Einmal**», признается следующее:

Все подвергнутые проверке исследования не лишены методологических недостатков — одни больших, другие меньших; в любом случае все исследования проводились недостаточно корректно77.

* Метод, при котором с целью исключения возможного влияния экспериментаторов на результаты опыта фактическая последовательность условий эксперимента остается неизвестной как испытуемым, так и экспериментаторам.

** Noch Einmal {нем.) — еще раз.


____________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ __________

Вдобавок ко всему известный психолог и психотерапевт Ганс Айзенк в статье под названием «Упрощение метаанализа: какой в этом смысл?» пишет следующее:

Если я прав в своей критике большинства метааналитических исследований, особенно в этой области [в области психотерапии], то громоздить один непригодный для изучения метод на другой подобно imponere Pelio Ossam*, как у Вергилия... Метод, который выводит среднее число яблок, вшей и касаток (в данном случае психологических, образовательных и поведенческих моделей), едва ли может внушить уважение представителям научной общественности, ибо воистину мало общего можно отыскать между [далее приводится длинный список разновидностей психотерапии]... Соединять эффективность всех вышеупомянутых (а сколько еще остается неупомянутых!) разновидностей психотерапии при помощи метааналитических исследований представляется мне большой глупостью. Трудно оправдать тех, кто делает вид, что множество разновидностей и методик психотерапии объединяет нечто общее и что подобный метод их исследования имеет некий научный смысл78.

Доктор Айзенк заявляет:

Многочисленные исследования, ведущиеся с 1950-х гг., в сущности, не могут отвергнуть тезиса о том, что различные формы психотерапии не обнаруживают большей эффективности, чем спонтанные ремиссии и плацебо-эффект79.

Определенное отношение к эффективности психотерапии выработалось даже в Американской психиатрической ассоциации. В книге под названием «Исследование психотерапии: Проблемы методологии и эффективность», изданной под ее эгидой, указывается, что получить конкретный ответ на поставленный ребром вопрос, действительно ли психотерапия эффективна, судя по всему, невозможно в принципе. Далее следует такое заключение: «Ясный и недвусмысленный вывод в отношении причинных связей между лечением и его эффективностью в психотерапевтическом

* Усложнять без надобности, заниматься бесплодным делом {лат., книжн.). В древнегреческом мифе, воспроизведенном Вергилием, рассказывается о попытке гигантов взобраться на небо, поставив гору Осса на гору Пелион.


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

исследовании, не наметится, быть может, никогда»80. Другими словами, узнать наверняка об эффективности психотерапии невозможно.

Выше, несмотря на вопросы, которые поднимает «парадокс эквивалентной эффективности», открытый в результате метаана-литических исследований, мы хотели представить психотерапию в возможно более выгодном свете, чтобы показать, что даже в отношении лучшей профессиональной психотерапии овчинка, так сказать, выделки не стоит.

Краткий вывод

Робин Доус, сотрудник отдела общественных наук Университета Карнеги-Меллона и известный ученый, предлагает всестороннюю помощь в академических исследованиях его гипотезы, состоящей в том, что профессиональная психотерапия является «карточным домиком», а психологические теории, лежащие в ее основе, построены на мифах. Комментируя книгу доктора Доуса, доктор Доналд Петерсон, профессор Университета Ратгер-са, замечает:

...[Робин Доус] убедительно показал, что в результате многочисленных исследований эффективности психотерапии каких-либо достоверных связей между учебной подготовкой в области психотерапии и позитивным исходом психотерапевтического лечения не обнаружено. Игнорировать столь существенные и достоверные данные, не имеющие сегодня приемлемого объяснения, просто невозможно8'.

В книге «Психология и психотерапия, основанные на мифе» Робин Доус утверждает следующее:

Нет ни одного несомненного свидетельства в пользу эффективности профессиональной психотерапии. Имеются определенные случаи, наблюдается правдоподобие, находятся общие убеждения... и нет ни одного достаточно веского доказательства (курсив в оригинале; выделено нами. — М. Б., Д. Б.)82.

Во введении к своей монографии Робин Доус говорит:

Фактически все исследователи — в настоящей книге имеются ссылки на триста с лишним эмпирических исследований и исследователь-


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

ских трудов — приходят к выводу о том, что претензии психотерапевтов на высшую интеллектуальную проницательность, постижение человеческого естества и врачебное искусство просто не соответствуют действительности83.

В ответ на критические замечания в свой адрес доктор Доус говорит:

Пусть любой из числа не приемлющих мои доводы назовет хотя бы одно исследование, а лучше несколько из их числа, которое, по его мнению, опровергает мои выводы. Как было отмечено выше, ббльшая часть их основана на множестве работ, посвященных исследованию разнообразных вопросов и всевозможных ситуаций84.

Доус пишет: «По законодательству США всякий практикующий профессиональный психолог должен иметь лицензию»85. Красной нитью в книге Доуса, особенно в главе о лицензировании, проходит мысль о необходимости отмены лицензирования профессиональных психотерапевтов. Он говорит:

В нашем обществе, к сожалению, им выдают лицензию «делать по-своему, не обращая внимания на принятые нормы и мнение других людей», подводя под это дело научную базу, которую лицензированные специалисты сплошь и рядом игнорируют. Было бы не так плохо, если бы «их дело» хотя бы в малейшей степени основывалось на научных данных, однако, увы, этого нет и в помине86.

Мы согласны с доктором Доусом и его толкованием всей совокупности проанализированных им исследований.

Гарт Вуд в своей книге «Миф о неврозе» приходит к такому выводу:

Иначе говоря, все комплексы неполноценности, толкования снов, эди-пальные факторы, коллективное бессознательное, свободные ассоциации суть не что иное, как копченая селедка*. В конце концов, действует другой фактор: любовь того, кто готов тебя слушать, вселять надежду и бороться с твоим безнадежным состоянием... Однако если все, что тебе

* Отвлекающий маневр (сильно пахнущая копченая селедка сбивает со следа охотничьих собак).

94


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

нужно, состоит только в этом, то зачем тебе специалисты, постигшие премудрости психотерапии, зачем платить им огромные деньги, зачем покрывать компенсацию по страховке, зачем их притворство и краснобайство, весь обман и шарлатанство, короче говоря, зачем столько шума из ничего? Если все это и есть великая «наука» психотерапия, давайте вмиг развяжемся с ней (выделено нами. — М. Б., Д. Б.)87.

«Отзывы потребителей»: действительность недействительности

В ноябрьском 1995 г. выпуске американского журнала «Отзывы потребителей» («ОП») были опубликованы результаты опроса подписчиков журнала с оценкой их удовлетворенности помощью психологов, психотерапевтов и социальных работников88. Из 186 000 опрошенных ответ прислали только 23 400 человек (13%). Из ответивших в психотерапевтической помощи нуждались 4000 человек (2,2%), на приеме у специалистов по душевному здоровью побывали 2900 человек (1,6%)89. В общем, доля подписчиков журнала «ОП», удовлетворенных психотерапевтическими услугами, составила 2,2%. Подобный показатель в научных исследованиях обычно отбраковывается. Тем не менее некоторые специалисты по душевному здоровью нашли необходимым выступить с истолкованием полученных результатов. Здесь, несомненно, свою роль сыграл фактор материальной заинтересованности.

Мартин Селигман, консультант журнала «ОП», на основании данных этого опроса пришел к нескольким весьма позитивным в отношении психотерапии выводам90, однако множество исследователей поставили под вопрос и даже опровергли выводы доктора Селигмана91. Со своей стороны мы рассмотрим одно из роковых заблуждений, в которые впадают редакция журнала «ОП» и его консультант Селигман.

Изучение эффективности — это «золотой стандарт» оценки сложного процесса психотерапии. Оно включает в себя анализ множества различных переменных, без которых в реальных условиях немыслимо то или иное психотерапевтическое вмешательство. К таким переменным можно отнести хотя бы рассмотренные выше факторы клиента (пациента), врачевателя (психотерапевта) и самого терапевтического процесса (разговора). Вместо отработанного за десятилетия мерила оценки журнал «ОП» и консультант Селигман предложили новый «золотой стандарт»92. Их


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _____________

мерилом оценки сделался «Опросникудовлетворенности потребителя», самостоятельно заполняемый небольшим числом опра-шиваемыхлиц, удовлетворенных услугами специалистов по душевному здоровью. В общем, доктор Селигман выдвинул в качестве нового «золотого стандарта» исследования эффективности психотерапии опрос небольшого числа подписчиков специального журнала, пожелавших ответить на анкету.

Группа исследователей из Университета штата Огайо в статье «Респонденты журнала "Отзывы потребителей" и эффективность психотерапии: действительная недействительность», помещенной в журнале «Американский психолог», подвергли сомнению выводы, сделанные на основании проведенного журналом «ОП» опроса. С их слов, выводы по данным этого опроса получены «по следам прекрасно исполненного прохода через минные поля методологических ошибок»93.

Доктор Нил Джекобсон, специалист по вопросам эффективности психотерапии, также находит в опросе, проведенном журналом «ОП», «серьезные методологические упущения»94. Вот что он говорит в связи с этим:

Как показывает долгая история исследований, удовлетворенность потребителя не коррелирует с показателями клинического улучшения... и в подобных опросах она обычно преувеличивается95.

Доктор Тана Динин осуждает консультанта журнала «ОП» Селиг-мана за то, что он принимает за действительное то, что участники опроса предлагают в качестве «субъективного мнения относительно объективной реальности». Она тоже критикует новый «золотой стандарт» Селигмана:

Его «золотой стандарт» устраняет различие между фактом и ощущением до такой степени, что «удовлетворение» и «эффективность» становятся синонимами, а истина устанавливается в соответствии с числом мнений36.

Итак, в опросе журнала «ОП» исследовалась удовлетворенность потребителей услугами специалистов по душевному здоровью. Парируя критику в свой адрес, Селигман проводит параллель между этим опросом и опросом об удовлетворенности потребителя услугами адвокатов, в которых использовался тот же «золотой стандарт»97. Селигман указывает, что специалисты по 96


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ?

ушевному здоровью получили более высокую оценку, чем адво-каты. О, если бы в журнале «ОП» поинтересовались нашим мнени-еМ-, мы, несомненно, сберегли бы членам редколлегии много времени и денег. Оказывается, редакция журнала «ОП» и его славный консультант Селигман не имеют никакого отношения к окружающей нас действительности, поскольку не ведают того, что потребители всегда довольны услугами специалистов по душевному здоровью больше, чем услугами адвокатов. Сопоставьте, сколько анекдотов про адвокатов вы слышали за последние годы и сколько — про психотерапевтов. Адвокаты существенно больше времени проводят в ситуации противоборства и значительно меньше, чем психотерапевты, — в роли «помогающих», т. е. в доброжелательных, близких отношениях со своими клиентами. Кроме того, адвокаты обычно не получают компенсации по страховке, которую получают специалисты по душевному здоровью. Адвокатам платят из своего дохода, к ним обращаются не по желанию, а скорее по нужде.

Замечания, сделанные доктором Берни Зилбергелдом, несомненно, вполне применимы к обзорам наподобие тех, что регулярно проводит журнал «ОП». Доктор Зилбергелд говорит:

[Причина]... почему клиенты преувеличивают эффективность терапии... имеет отношение к существенным свойствам консультирования (душепопечения). Для большинства людей консультирование (душепо-печение) является делом весьма личным, даже интимным, и терапевт (врачеватель) зачастую проявляет к ним доброжелательность, понимание, сочувствие... Сама природа такого типа взаимодействия не подлежит критике. Трудно судить, но вряд ли подобное взаимодействие может быть бесполезным и даже вредным98.

Джером Франк освещает вопрос с другой стороны и, оценив исследования по «промыванию мозгов», приходит к следующему заключению:

Эти данные вызывают определенные сомнения относительно заявлений адептов некоторых психотерапевтических школ об их способности совершать у своих пациентов фундаментальную перестройку личностных отношений. Чем-то такая перестройка походит на самооговор. На самом деле человек существенно не меняется, он просто начинает формулировать свои проблемы на языке своего аналитика и наконец сообщает ему, что поправился".

7*1к. 1449 97


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Если бы журнал «ОП» и консультант Селигман рискнули иссле. довать определенных потребителей в плане их удовлетворенности услугами экстрасенсов, астрологов и гадалок, мы могли бы безосо-бого труда предсказать, что удовлетворенность потребителей услу. гами этих «специалистов» была бы, несомненно, значительно выще их удовлетворенности услугами адвокатов и, возможно, даже специалистов по душевному здоровью. Опросы, проводимые журналом «ОП», в определенной мере касаются также удовлетворенности потребителя услугами духовенства (служителей культа). Эти данные еще не были опубликованы и, согласно телефонному разговору с редакцией журнала «ОП», быть может, никогда не будут опубликованы. Однако мы с уверенностью можем предсказать, что эти данные отражают более высокую оценку деятельности духовенства, чем адвокатов. В общем, весьма непродуманный довод Селигмана опровергнуть критические замечания в его адрес никак не может.

Основная трудность в исследовании степени удовлетворенности потребителей услугами специалистов в области психологии и психотерапии заключается в том, что результаты такого исследования зависят, пользуясь словами Таны Динин, от «субъективного мнения», «ощущения» и «удовлетворенности» тех лиц, что прибегали к помощи психотерапевтов. Достоверных данных, твердо установленных фактов и объективных методов оценки эффективности психотерапии не существует. Оценить личностный рост и перестройку межличностных отношений человека, прошедшего курс лечения у психотерапевта, может не он сам, а другой, близкий ему человек. Но их никто не расспрашивает. Большинство потребителей психотерапевтических услуг выражают удовлетворенность психотерапией, над чем смеются те, с кем они взаимодействуют. Мы можем засвидетельствовать большое число потребителей психотерапевтических услуг, которые после удовлетворившего их курса лечения принесли разорение всему семейству, включая супругов, детей, родителей, родственников со стороны супругов и друзей. Сколь кошмарна реальность для лиц, удовлетворенных психотерапевтическими услугами, наподобие принимавших участие в опросе журнала «ОП», известно не только «бедным родственникам». Тем не менее людей, знающих потребителей психотерапевтических услуг лучше всех и взаимодействующих с ними в реальной жизни, опрашивать никто не хочет.

Вот что еще говорит группа исследователей о результатах проведенного журналом «ОП» опроса:


МНОГО ЛИ ДОБРЫХ ПЛОДОВ ПРИНОСИТ ПСИХОТЕРАПИЯ? _______

...Надо полагать, что опрос удовлетворенности потребителей услугами психотерапевтического профиля, проведенный в 1994 г. журналом «ОП», был в психологическом отношении аналогичен другим, хотя по существу качественно от них отличался. Одно дело заявить, что купленный тобой миксер отвратительного качества, другое — назвать отвратительным свое психическое состояние, особенно после того, как ты израсходовал на психологическую поддержку массу времени, денег и душевных сил. Потребители просто не хотели оценивать в негативном ключе свой опыт лечения у психотерапевтов, чтобы не нанести урон собственной самооценке. Клиенты говорят о положительном исходе лечения, между тем как объективные критерии наводят на мысль о «потемкинской деревне»'00.

В предыдущем разделе, в котором проводилось сравнение результатов лечения у профессионалов и непрофессионалов, мы предложили лишить профессионалов всякого санкционированного обществом статуса (в том числе научных «регалий», дипломов, сертификатов и т. д.), чтобы «уравнять в правах» психотерапевтов и врачевателей. Айзенк выражает недовольство тем, что плацебо-терапия не эквивалентна во всех отношениях психотерапевтическому лечению и это обстоятельство не дает подвергнуть его решающему испытанию в рамках сравнительного исследования его эффективности. Однако если бы удалось уравнять профессионалов с непрофессионалами так, чтобы все имели равную степень доверия и уверенности, а затем поручить журналу «ОП» разослать «Опросникудовлетворенности потребителя» тем, кто прошел курс лечения у психотерапевтов, и тем, кто пользовался услугами врачевателей, уравненных в правах с первыми, то психотерапия подверглась бы решающему испытанию, которого бы «с успехом» не выдержала, — по крайней мере, все данные говорят за это. Однако сомнительно, что такое решающее испытание когда-либо состоится, ибо противников этой идеи несть числа. Кроме того, мы убеждены, что журнал «ОП», если бы подобное испытание имело место, приложил бы все силы, чтобы его избежать.

Рекомендации

На основании множества проведенных исследований, а также по многим указанным выше причинам было бы разумно рекомендовать отмену лицензирования тех, кто осуществляет психотерапевтическое лечение, т. к. никакой пользы для широкой общественности от такого лечения быть не может. В настоящее вре-


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

мя люди никоим образом не защищены подобным лицензионным правом. По тем же самым причинам страховые компании должны прекратить выплачивать страховые суммы за курс психо. терапии.

За совет и утешение отдельные лица, несомненно, по своему желанию могут платить кому угодно и сколько угодно. В конце концов, парапсихологи, не имея лицензии, тянут из людей все их деньги, почему бы не тянуть их и психотерапевтам?

Могут спросить, как же тогда быть с нашими проблемами? Верни Зилбергелд в книге «Психиатризация Америки» много говорит об исследованиях, связанных с психотерапией101. Вот его ответ:

Если бы мне пришлось решать проблему взаимоотношений с моим партнером и при этом не удалось бы сварить с ним каши, то я ни за что не стал бы обращаться к психотерапевту. Я осмотрелся бы вокруг и нашел в своем окружении такие отношения, которые меня восхищают. Мне было бы все равно, плотник он, учитель или журналист... или даже психиатр. Я обратился бы к кому угодно. Я пошел бы к кому угодно, кто своей жизнью показал бы мне, что это у него выходит102.

Робин Доус замечает:

Если вам не по себе, то нестыдно искать... поддержки друзей (психотерапевтов в том числе), однако при этом нет никакой необходимости обращаться к дорогостоящим услугам специалиста, утверждающего, что он видит вас насквозь, хотя на поверку, согласно множеству научных данных, его понимание ничуть не глубже того, что вы можете извлечь из той или иной системы нравственных правил, законов и принципов103.

Завершая предисловие к своей книге по психотерапии, Джеффри Массон говорит, что «побольше доброжелательных друзей и поменьше специалистов — вот что нам нужно»104.

Согласно данным множества исследований, врачеватели на начальном этапе работы в качестве психотерапевтов проходят какую-то подготовку, правда, самую минимальную. Таких неподготовленных и малообученных лиц называют в специальной литературе парапрофессионалами. На данный момент никому неведом тот минимальный объем учебной программы, который необходим для подготовки достаточно успешного психотерапевта. Робин Доус пишет: 100


много ли добрых плодов приносит психотерапия?

Чтобы определить необходимый уровень развития интеллекта и объем учебной программы, которые необходимы для подготовки психотерапевта, эффективного по меньшей мере не хуже остальных психотерапевтов, понадобятся дополнительные исследования. Вполне возможно, что будет довольно и степени магистра. Возможно, безработные университетские выпускники очень скоро покажут себя не менее успешными психотерапевтами, чем признанные в этой области специалисты105.

Может быть, страховые компании профинансируют исследование, которое, вне всяких сомнений, сулит им огромную приыль. Если подобное исследование укажет на возможность обойтись кадровым составом минимально обученных и потому менее высокооплачиваемых психотерапевтов, последних может оказаться столько, сколько нужно всем желающим оплатить их услуги. Разве, в конце концов, все эти годы профессиональных психотерапевтов не называли «наемными друзьями»?

Хотя христианские душепопечители и утверждают, что усваивают из психологии только то, что соответствует христианскому вероучению, никому не по силам увязать с Библией какой-нибудь абсурд или мерзость. Любой христианский душепопечитель прилагает к Библии собственную психологию, взятую им из мира, и в попытке увязать профанное с сакральным подправляет Божье Слово. Про-фанное здесь то, что он и ему подобные заимствуют из обанкротившихся безбожных систем и антинаучных теорий и методов.

Предлагаемая отмена лицензирования тех, кто занимается психотерапией, могла бы стать настоящей находкой. Тогда бы христиане занялись тем, что верные творили во все века до появления психотерапии. Тогда бы наделенные священством полагалисьтоль-ко на Божье Слово и служили бы друг другу, в силе Святого Духа наставляя в вере и добрых делах.

Томас Зац, один из самых знаменитых психиатров мира, почетный профессор психиатрии Нью-Йоркского государственного университета, написал множество книг и статей о психиатрии и психотерапии. Вот что он говорит об одной из наших книг:

Хотя я не разделяю религиозных убеждений Мартина и Дейдре Боб-ган, я согласен с ними в том, что специфические человеческие отношения, которые мы теперь называем психотерапией, на самом деле относятся к области религии, и то, что мы называем их терапевтическими, представляет собой большую опасность для нашего духовного благополучия106.

101


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ______________

Психиатр Э. ФуллерТорри, ученый и клиницист, также автор множества книг по психиатрии и психотерапии, следующим образом оценил одну из наших предыдущих книг:

Для людей с душевными расстройствами подход Мартина и Дейдре Бобган, их единоверцев, представляется мне наиболее эффективным'°7.

Имея на руках данные научных исследований по психотерапии, эти светские ученые свидетельствуют в пользу библейского пути намного лучше едва ли не всех библейских колледжей, семинарий и церквей вместе взятых. Если бы в наше время учитывалась их точка зрения вкупе с результатами соответствующих научных исследований, мирская и христианская психотерапия приказала бы долго жить. К тому же библейские колледжи, семинарии и церкви смогли бы вернуться к традиционному душепопечению, присущему церковной практике на протяжении многих веков до появления психотерапии'08.

Христиане и психотерапия

Будучи в курсе всех приведенных выше научно-исследовательских данных, почему люди, и в особенности христиане, уповают на психотерапию? Почему христиане с душевными расстройствами ищут помощи в этом повальном помешательстве? Почему христианские учебные заведения как нечто реальное преподают наукообразные гипотезы? Почему пасторы с такой готовностью направляют людей с душевными расстройствами клицен-зированным психотерапевтам?

Вначале большинство христиан относились к психотерапии с крайним недоверием. Теперьже, когда психотерапия принимается ими некритически, они не переносят в отношении нее даже корректного скепсиса. Может быть, пытаясь преодолеть свой прежний имидж фанатиков, они стали наивными? Или они страшатся бросить вызов не до конца понятной им системе? Или принципы психологии и психотерапии временами столь замысловато переплетаются с библейскими заповедями, что христиане просто не в силах отделить вредное от полезного? Может быть, людей с душевными расстройствами стало так много, что пасторы и другие служители просто «отфутболивают» их?

И все же основная причина, по которой христиане выказывают такое упование на психотерапию, состоит в том, что верующие пе- 102


много ли добрых плодов приносит психотерапия?

рестали доверять библейскому душепопечению. В книге под названием «Кризис психиатрии и религии» О. Хобарт Маурер прозорливо ставит острый вопрос: «Не продало ли евангельское христианство свое первородство за психологическую похлебку?»109. Да помилует Господь тех, кто продал свое первородство за психологическую похлебку. Да помилует Господь тех, кто предлагает это блюдо людям, за которых умер Христос. Да помилует Господь всех нас и обновит Свою Церковь неутолимой жаждой Его живой воды, освежающей верой в Провидение и обетования, пребывающие в Его Слове, и такой любовью к Богу и ближнему, чтобы единство во Христе стало нашим устремлением и самой жизнью.


ГЛАВА 5

ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

В прошлом наши нужды удовлетворялись в основном средствами религии и науки. В последнее время, к ужасу одних и радости других, за наше духовное здравие взялась психотерапия!1

Месмеризм как способ введения в транс

Религиозная составляющая психологических теорий и психотерапии берет свое начало, минуя Фрейда, в работах австрийского врача Франца Антона Месмера, который считал себя автором нового универсального метода врачевания души и тела. В 1779 г. он смело заявил: «Есть только одна болезнь и одно исцеление»2. Месмер полагал, что в человеческом организме циркулирует излучаемый планетами невидимый флюид, который он назвал «животным магнетизмом». Посредством сбалансированного распределения этой силы в человеческом организме можно изменять его состояние, в том числе исцелять болезни.

В наше время идеи Месмера представляются довольно смешными, но в тот период они пользовались большой популярностью. Вначале Месмер лечил, совершая пассы магнитом в


ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

пуках вдольтела человека, сидящего в баке с водой. Позднее идеи есмера приобрели еще ббльшую популярность, когда он изменил этот способ, отказавшись от физического воздействия маг-кита на плоть пациента в пользу психического воздействия путем манипуляций с его духом. В значительной мере именно этот видоизмененный способ Месмера предопределил развитие современной психотерапии.

Когда Месмер начал вводить своих пациентов в транс (особое экстатическое состояние духа), содержание его метода было уже не физиологическим, а психологическим. При этом некоторые гипнабельные пациенты Месмера входили в исключительное состояние сознания, когда они якобы читали чужие мысли, воспроизводили свое отдаленное прошлое, распознавали будущее и явления, недоступные человеческому восприятию3. Месмеризм как новый способ исцеления посредством интенсивного словесного контакта гипнотизера с находящимся в состоянии транса клиентом становился новым мировоззрением. Не брезговали месмеризмом и врачи, питавшие надежду отыскать средоточие целительной силы в области человеческого духа.

Месмеризм сделался одним из источников современной психиатрии в ее теоретическом и практическом отношении усилиями таких ее основоположников, как Жан-Мартен Шарко, Пьер Жане и Зигмунд Фрейд. В своих исследованиях они опирались на сведения, полученные от больных в гипнотическом состоянии4. Последователи Месмера развивали идеи о гипнотическом внушении, разговорной терапии и победе духа над плотью. Эти побеги месмеризма в дальнейшем определили развитие методик гипноза, психотерапии и так называемого позитивного мышления.

Роберт Фуллер в своей книге «Гипноз и душепопечение по-американски» рассказывает о тех переменах в общественном сознании, которые в нем произошли в связи с проникновением месмеризма в Америку5. Проповедники месмеризма привлекали на свою сторону американцев посулами психологического и духовного свойства. Нехристианам пришлись по душе обещания успеха в работе над собой, в приобретении духовного опыта и личностном росте. Роберт Фуллер отмечает, что месмеризм предлагал американцам «совершенно новую и чрезвычайно привлекательную сферу деятельности — раскрытие глубин собственного сознания» и что «теории и методы месмеризма сулили перевоспитание и гармоническое развитие личности, в том числе даже отлученных от

105


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

церкви, согласно космическому порядку и мировому Разуму»6. По. рожденная идеями месмеризма долгожданная возможность рас. крытия и развития человеческого потенциала способствовала со. вершенствованию методологии психотерапии, позитивного мыщ. ления и движения за развитие человеческих возможностей, а также разнообразных областей христианизированной науки. Психотерапия XX в. является точным слепком американского месмеризма в описании Роберта Фуллера.

Книга под названием «История психотерапии: Столетие перемен», изданная под эгидой Американской психологической ассоциации, включает в себя раздел «Месмеризм: истоки американской психологии». Вот о чем среди прочего говорится в нем:

Историками описаны некоторые аспекты того влияния месмеризма и его ответвлений, которое в XX в. подготовило почву для развития психотерапии. Месмеризм выдвинул фундаментальные и по духу чисто американские идеи, ставшие неизменными особенностями теоретико-психологического ландшафта XX в.7

Среди этих «теоретико-психологических» особенностей, порожденных духом месмеризма, следует отметить следующие идеи: 1) «душевные или духовные расстройства людей порождаются их личными пороками и лишениями в духовной сфере, а не внешними — политическими и экономическими — условиями их существования»; 2) если «негативное мышление, т. е. мысли, идущие вразрез с господствующими или общепринятыми взглядами, нормами, правилами, ведет к душевным расстройствам», то позитивное мышление «способно прямо воздействовать на объекты материального мира»; 3) с помощью «метода исцеления» в духе месмеризма можно добиваться «мистического преображения личности от обычной, "ложной" самости к сверхобычной, "истинной"» и 4) «богатство человека напрямую зависит от его индивидуального психологического развития (курсив в оригинале. — М.Б., Д. Б.8.

Далеко идущее влияние Месмера определило возникновение и дальнейшую динамику развития наукообразно звучащих альтернатив христианскому вероучению. Кроме того, в сфере душе-попечения учение Месмера обусловило тенденцию к внедрению медицинской модели психологической помощи, т. е. к подмене религии фармако- и психотерапией. Месмер принес в мир еще 106


ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

дНу ложную веру и еще одно пустое обещание. Профессор пси-иаТрии Томас Зац следующим образом характеризует влияние есмера:

В той мере, в какой психотерапия является современной «методологией врачевания души», можно утверждать, что разработчиком этой «методологии» был Месмер. Месмер в отношении Фрейда и Юнга занимает ту же позицию, что и Колумб в отношении Томаса Джефферсона и Джона Адамса. Колумб случайно открыл континент, который отцы-основатели впоследствии превратили в политическую организацию под названием Соединенные Штаты Америки. Для истолкования и экзорцизма всякого рода человеческих проблем и страстей Месмер тоже случайно приспособил ведущую научную метафору современности, новое риторическое средство, к своему литературному творчеству, которое вслед за ним творцы современной глубинной психологии преобразовали в псевдомедицинскую систему, известную под названием психотерапии9.

Истоки психотерапии

С момента своего зарождения психотерапия начала сеять сомнения в отношении христианства. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, пара наиболее влиятельных разработчиков психотерапии, каждый по-своему подрывали доверие к христианству и формировали доминирующую в наше время негативную установку в отношении его вероучения. Фрейд (1856-1939) был номинальным иудеем, а Юнг (1875-1961) — номинальным протестантом. Оба лишили множество людей доверия к христианскому учению и роли Церкви в исцелении душевных недугов.

Фрейд определял всякое религиозное учение как иллюзию, а всякую религию соответственно как «всеобщий невроз навязчивых состояний»10. Юнг, со своей стороны, называл всякую религию коллективной мифологией, в сущности иллюзорной, но вполне реальной в своем влиянии на человеческую личность. Если, по Фрейду, всякая религия есть источник душевных расстройств, то по Юнгу — это миф, необходимый для излечения психоэмоциональных расстройств. Вот что в этой связи отмечает Томас Зац: «По мысли Юнга, религия выступает в роли духовных костылей, между тем как Фрейд рассматривает эти костыли как иллюзию»11.

В силу того что представления этих ученых мужей существенным образом повлияли на общественное сознание, многие христиане стали подвергать сомнению действенность Церкви и Биб-

107

 


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

лии в исцелении страждущих душ. От Фрейда верующие слыша. ли, что религиозный человек должен быть невротиком. От Юнга они слышали, что религия — это полезная фантазия. Если Фрейд утверждал, что всякая религия представляет собой невротическое наследие и потому — зло, Юнг заявлял, что всякая религия иллюзорна и потому — добро. Обе эти позиции — антихристианские: одна отвергает христианство, другая его мифологизирует.

Каким образом Фрейд и Юнг пришли к подобным представлениям? Согласно Дж. Атвуду и С. Томкинсу, «все теории личности отмечены субъективизмом и личными предпочтениями»12.

Как пишет Томас Зац, «популярный имидж просвещенного и эмансипированного атеиста Фрейда, который с помощью психоанализа "открыл", что всякая религия есть душевное заболевание, не имеет под собой основания»13. Как мы уже заметили выше, всякая теория личности субъективна и отражает личный жизненный опыттеоретика.

Томас Зац утверждает, что «поведение Фрейда часто определялось стремлением отомстить христианству за его традиционный антисемитизм»14. Зац живописует, с каким лицемерием Фрейд пытался оправдать свою враждебность к религии с помощью якобы объективных научных заключений. Вот что он пишет в этой связи: «Говоря короче, никаких научных данных, оправдывающих враждебность Фрейда в отношении религии большинства, нет, хотя он изо всех сил пытается представить дело так, что они есть»15. Несомненно, Фрейд не был объективным исследователем религии. Согласно Томасу Зацу, это был человек, смешавший личную неприязнь к христианам с якобы научной теорией происхождения религии.

Если Фрейд воспитывался в иудейской семье, то семья Юнга была христианской, причем его отец служил пастором в протестантской церкви. Вот что вспоминает Юнг из ранних впечатлений о причастии, которые, по всей видимости, позднее привели его к определению религии как мифологии.

Какова была цель несчастной поминальной службы с этим хлебом и этим вином? Мало-помалу я пришел к пониманию, что причастие было для меня роковым: оно опустошило меня, более того — я будто что-то утратил. В этой религии я больше не находил Бога, я знал, что уже никогда не смогу принимать участия в этом обряде и никогда не пойду в церковь — там все мертво, там нет жизни16. 108


ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

Вследствие неверных представлений христианское вероучение, церковь и причастие показались Юнгу «показухой и мертвечиной».

На основании одного такого пусть и существенного случая Юнг отринул все религии, как сделал это в свое время Фрейд, хотя при этом он пошел своим путем. Юнг лично убедился в том, что религия в человеческой жизни значит очень многое. Вот почему он не стал отвергать религию, но принял ее только в качестве мифологии. На его отношение к религии как мифологии в дальнейшем повлияли его психоаналитические представления. Согласно Виктору фон Вайцзекеру, «Карл Густав Юнг был первым, кто постиг религиозную сущность психоанализа»17. Поскольку для Юнга психоанализ был своеобразной религией, ему вряд ли бы удалось отринуть все религии, не отринув психоанализа.

Отступив от христианского вероучения, Юнгударился в идолопоклонство и оккультизм. Он переименовал и подменил все имеющее отношение к библейскому христианству собственной мифологией архетипов. Пока набирали силу теории Юнга, его архетипы оформились в фантомы и стали прислуживать ему в роли знакомых духов. Одним из числа собственных родовых духов, помогавших Юнгу в разработке его теории, был дух по имени Филемон18.

Юнг также занимался некромантией — оккультной практикой вызывания духов умерших, якобы предсказывающих будущее. Он мифологизировал Священное Писание и основные доктрины христианского вероучения свел к эзотерическому гностицизму.

Не гнушался идолопоклонства и оккультизма и сам Фрейд. Его коллекция во множестве была представлена предметами материальной культуры Древней Греции, Древнего Рима, Ближнего Востока и Египта. Это были, среди прочего, статуэтки, расставленные У него на столе и всюду в кабинете. Один человек, вхожий в семью Фрейда, утверждал, что «эти статуэтки не были [для Фрейда] простым украшением. Они помогали ему в писательском труде»19. Вот что об этом пишется в одной книге:

Вполне возможно, что Фрейд занимался... древней магией, в которой священные изваяния, представлявшие духов или трансперсональные силы, включали мага в воображаемый диалог, снабжавший его бесценным знанием. Искусство магии было известно в Древнем Египте, Греции и Риме, так что те самые принадлежавшие Фрейду статуэтки, возможно, использовались в свое время по прямому назначению20.

109


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ____________

Оба, Фрейд и Юнг, на основании личного опыта создали новый культ под названием психоанализ. Фрейд, отрицавший человече. скую духовность, видел в религии иллюзию и называл эту иллюзии неврозом. Юнг пытался обесценить достоинство человеческой духовности, представляя все религии как фантазию и миф. Большинство современных психотерапевтов придерживаются пример, нотехже взглядов. Зачастую они представляют себе религию как миф или, на худой конец, болезнь.

У Фрейда и Юнга нашлись свои восторженные последователи, проповедовавшие их идеи. К тому же книги и средства массовой информации, широко и без всякой критики рекламировавшие психоанализ, окружали это помешательство романтическим ореолом. Научные круги, не сумевшие распознать недостатки нового культа, способствовали экспансии психотерапевтического мышления. Более того, психотерапия функционально обособилась в узаконенную область трудовой деятельности в рамках медицинской профессии. Но хуже всего было то, что проповедью идей Фрейда и Юнга стали заниматься церковные начальники, воспринявшие одни полюбившиеся им психоаналитические идеи и отбросившие другие, не различая при этом антихристианской скверны, что на манер раковой опухоли изводила самую душу Церкви.

Оставив веру в Бога, теоретики психоанализа Фрейд, Юнг и иже с ними в поисках решения духовных проблем гнали своих последователей в загон ограниченных человеческих понятий и норм. Для обожествления человеческого «я» они создали свою философию, психологию и психотерапию. Дела, слова и помышления в рамках психоаналитического, бихевиористского, гуманистического и экзистенциального направлений неизбежно уходят прочь от христианского видения мира и существа человека. Учение психоаналитического культа основано на понятии бессознательного и способах проникновения в него с помощью свободных ассоциаций и толкования снов. В бихевиористском культе человеку отказано в духовности, ибо он здесь не что иное, как подопытное животное. Гуманистический культ объявляет сущностью спасения прямое переживание в личном мистическом опыте самости. Самости поклоняются и в рамках экзистенциального культа, правда, здесь еще большей хвалы и славы заслуживает состояние так называемого высшего сознания. 110


ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

Враждующие системы убеждений

Покоясь каждое на своем основании, двигаясь в противном друг другу направлении и исповедуя враждующие между собой системы убеждений, психотерапия и христианство ни теперь, ни когда бы то ни было в прошлом не были естественными союзниками в деле исцеления страждущих душ. «Вера, однажды преданная святым» (Иуд. 3), была подорвана эрзац-верой, хотя и ряженой в медицинский или псевдонаучный камуфляж, нозиждящейся на враждебном библейскому духу гуманизме. Анализируя отношения, сложившиеся между религией и психотерапией, доктор Джекоб Нидлмен замечает:

Современная психотерапия возникла из того представления, что человек обязан изменить себя и не зависеть в этом от иллюзорного Бога... Главным образом с помощью учения Фрейда и усилий тех, на кого он повлиял, человеческая душа была силой вырвана из слабеющей руки государственной религии и как объект научного исследования помещена в царство природы21.

С момента своего зарождения психотерапия создавалась в качестве альтернативного способа исцеления, а не дополнения и усовершенствования христианства или какой-дибо другой религии. Психотерапия предлагается не только в качестве альтернативного или заместительного способа исцеления страждущей души, но и в качестве заместительной религии.

Вот мнение доктора Артура Бертона: «Психотерапия...обещает спасение в этой жизни, как богословие — в жизни после смерти»22. Говоря о том, чтб именно психотерапия сделала для религии, доктор Зац утверждает:

...Покаяние, исповедь, молитва, вера, сокровенная решимость и множество других элементов заимствованы и переименованы в качестве психотерапевтических; в то же время некоторые обряды, ритуалы, табу и другие элементы религии попраны и уничтожены как симптомы невротического или психотического уровня23.

Что касается подмены библейского психотерапевтическим, Доктор Зац говорит:

Получивший классическое образование Фрейд и первые из его учеников переопределили и переименовали религиозные образы в меди-

111


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

цинские диагнозы и лечебные процедуры. Эта метаморфоза широк0 разрекламирована в наше время как эпохальное научное открытие. Увы на деле это всего лишь коварное и циничное уничтожение человеческое, духовности с заменой ее на позитивистскую «науку о сознании»24.

Речь идет не только об «уничтожении человеческой духовности», но и об уничтожении самой религии. Томас Зац далее утверждает, что психотерапия:

...Не просто индифферентна в отношении религии, она безжалостно враждебна по отношению к ней. Это один из главных парадоксов современной психотерапии: психотерапия — это не просто религия, разыгрывающая из себя науку, это на самом деле псевдорелигия или стремящийся к уничтожению истинной религии культ25.

Томас Зац предупреждает о «неумолимой решимости психотерапии прибрать к рукам из религии все, что удастся, и уничтожить все, что не удастся прибрать к рукам»26.

Большинство психотерапевтов могут подписаться под ответом одного психиатра, которого спросили, какие отношения связывают религию с психотерапией:

Психотерапия не приемлет лишь такую религию, что реально опирается на учение о первородном грехе. Любое вероисповедание, которое заостряет внимание на той идее, что человек греховен по своей природе, противоречит фундаментальному гуманистическому подходу к преодолению проблем, а это святая святых психотерапии27.

Человек в Божьих глазах, согласно Священному Писанию, совсем не таков, каким его представляют себе психотерапевты. Ни одно из направлений и школ психотерапии не исповедует библейского взгляда на греховное состояние человека.

Где только можно психотерапия пыталась покончить с религией, где же было нельзя — шла с ней на компромисс. В результате сверхъестественного вакуума потребность во что-то верить стала удовлетворяться психотерапевтическим культом с его специфическими ритуалами. Психотерапия унизила достоинство человека и фактически подменила церковное душепопечение страждущих. Пастыри, в тот период утратившие авторитет и деморализованные этим, побуждали своих овец обращаться к профессиональным служителям

112


ПРОЧЬ ОТ ЖИВОЙ ВОДЫ

яьта психотерапии. И в наше время большинство страждущих не братаются к своим пастырям и единоверцам для преодоления гвоих психоэмоциональных и поведенческих проблем. При этом за душепопечением не обращаются они и к Библии.

Доктор Зац говорит, что «психотерапевт, врачующий души, заменил собой священника»28. Психотерапевты не просто заменили для каждого верующего пастырей и священство, но и сами сделались богами. В одной книге говорится о «феномене Иеговы, когда психотерапевт преображает пациентов в свой собственный образ»29- Оказывается, всякий психотерапевт оценивает эффективность собственной психотерапии тем выше, чем больше его пациенты преображаются в его, психотерапевта, образ.

Психотерапевты добились и права совершать таинства, принадлежащего исключительно духовенству. Их почитают за идолов или святых, поскольку считается, что они обладают ключами к душевному здоровью и знают все тайны человеческого духа.

Кругооборот лжи, построенной на лжи, завершился. Психотерапевт предлагает человеку менее требовательную, менее дисциплинарную и более эгоцентрическую религию, ибо такова, в сущности, сама психотерапия; псевдорешение психоэмоциональных и поведенческих проблем, ибо такова, в сущности, сама психотерапия; и другого бога, ибо таковым, в сущности, стал сам психотерапевт. Теперь обманутые толпятся в загоне психотерапии, этой псевдорелигии, построенной на недоказанных гипотезах и необоснованных выводах. Они толпятся здесь, чтобы послушать фиктивного первосвященника и поклониться чуждым алтарям. Люди попали в сети психотерапевтического богословия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)